мониторинг учащихся 5 класса общеобразовательных школ
тест по английскому языку (5 класс) по теме

Сабаева Светлана Павловна

контроль умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon angliyskiy_yazyk_5_kl.zip_fgos.zip96.32 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация

 диагностической работы по английскому языку

для учащихся 5-х классов

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня освоения учащимися 5-х классов предметного содержания курса английского языка и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

        Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основные (массовые) учебно-методические комплекты по английскому языку, используемые в Москве в 5-х классах общеобразовательных учреждений. Если в образовательной программе образовательного учреждения не запланировано к концу 5-го класса изучение каких-то тем, которые проверяются заданиями диагностической работы, то при её проведении эти задания могут быть исключены из диагностической работы.

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 17.11.2011 № 1897).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
  3. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык.  М.: Просвещение, 2010.
  4. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2013.
  5. О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Структура и содержание диагностической работы

Каждый вариант диагностической работы состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть включает задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письму. Устная часть проверяет умения в говорении (монологическая речь).

В каждом варианте диагностической работы представлены два уровня сложности: 1-базовый уровень, 2-повышенный уровень (до 10% заданий) для дифференцирования учащихся по уровням владения иностранным языком.

Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых коммуникативных умений, а также типом задания.

Задания обоих уровней в рамках данной диагностической работы не превышают требований уровня А1 по общей европейской шкале, определённой в документах Совета Европы.

Распределение заданий диагностической работы по разделам и проверяемым умениям и навыкам

Таблица 1. 

Разделы работы

Проверяемые умения и навыки

Коли-чество заданий

Максималь-ное количество баллов

Тип заданий

1

Аудирование

Понимание основного содержания прослушанного текста

6

6

Задания с выбором ответа

2

Чтение

Понимание запрашиваемой информации в прочитанном тексте

6

6

Задания с выбором ответа

3

Грамматика и лексика

Лексико-грамматические навыки

6

6

Задания с кратким ответом

4

Письмо

Написание письма личного характера (с опорой на письмо-стимул).

1

6

Задание с развернутым ответом

5.

Говорение

Тематическое монологическое высказывание (с опорой на план в виде вопросов)

1

6

Задание с развернутым ответом

ИТОГО:

20

30

В заданиях по аудированию проверяется сформированность умений извлекать основную информацию из прослушанного текста, в то время как в заданиях по чтению проверяется сформированность умений извлекать запрашиваемую информацию из прочитанного текста.

В заданиях по грамматике и лексике проверяются навыки оперирования грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте на основе предложенного текста.

В задании по письму контролируются умения написания личного письма в ответ на письмо-стимул и его оформление в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и орфографические навыки.

В задании по говорению проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план, представленный в форме вопросов, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки.  

Характеристики используемых текстов

Аудирование: высказывания собеседников в распространённых стандартных ситуациях повседневного общения, небольшие рассказы, сказки, сообщения. Длительность звучания текста не более 1 минуты. Текст предъявляется дважды.

Чтение: небольшие сообщения, сказки, диалоги на бытовые темы, несложные рассказы. Объем текста – 150-230 слов.

Тексты, используемые для заданий всех разделов, отвечают следующим требованиям:

- выбранный отрывок характеризуется законченностью, внешней связностью и внутренней осмысленностью;

- содержание учитывает возрастные особенности детей 10-11 лет;

- текст не перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, цифровыми данными;

- содержание не дискриминирует учащихся по религиозному, национальному и другим признакам;

- языковая сложность текстов соответствует заявленному уровню сложности А1 по общей европейской шкале.

Тематика заданий (во всех разделах работы)

Таблица 2.

Код

Тематика заданий

7.1.1

Взаимоотношения в семье, с друзьями. Семейные праздники. Знакомство. Внешность и черты характера.

7.2.1

Досуг и увлечения: чтение, хобби. Покупки.

7.3.1

Здоровый образ жизни: питание, спорт.

7.4.1

Школьная жизнь: изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Переписка с зарубежными друзьями.

7.5.1

Профессии родителей.

7.6.1

Природа: Домашние и дикие животные. Погода.

7.6.2

Транспорт.

7.8.1

Страна/страны изучаемого языка и родная страна:  столицы, национальные праздники страны изучаемого языка.

5. Время выполнения работы

На выполнение письменной части диагностической работы отводится 45 минут.

Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:

Аудирование – 5 мин.

Чтение –  10 мин.

Грамматика и лексика – 10 мин.

Письмо –20 мин.

 

На выполнение устной части работы отводится до 2 минут на одного учащегося т.е. за 45 минут производится опрос 10-15 учащихся (время подготовки учащегося к устному ответу 5 минут).

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

         В заданиях по аудированию, чтению, лексике и грамматике (1-18) за каждый правильный  ответ учащийся получает 1 балл. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном.

         В случае, если в заданиях 1-12 обведены 2 и более ответов к одному тестовому заданию (возможно, в том числе правильный), выставляется 0 баллов.

За неверный ответ или отсутствие ответа в любом задании 1-18 выставляется 0 баллов.

Задания с развернутым ответом по письму и говорению оцениваются с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания.

Задание 19 по письму оценивается по четырем критериям: 1) выполнение коммуникативной задачи, 2) социокультурный аспект, 3)лексико-грамматическая правильность речи, 4) орфографическая правильность речи (см. Приложение 3 в Демоверсии). Для объективности оценивания письменных работ учащихся учитель может воспользоваться Дополнительной схемой оценивания задания 19 (см. Приложение 4 в Демоверсии).

Задание 20 по говорению оценивается по трем критериям: 1) выполнение коммуникативной задачи, 2) лексико-грамматическая правильность речи, 3) соблюдение произносительной нормы (см. Приложение 5 в Демоверсии). Для оценивания устных ответов учащихся учитель может воспользоваться Дополнительной схемой оценивания задания 20 (см. Приложение 6 в Демоверсии).

Максимальный первичный балл за верное выполнение всей работы – 30 баллов.

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).

Таблица 3.

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

30-26

25-21

20-16

15  и менее

7. Условия проведения диагностической работы.

Для проведения диагностической работы по английскому языку необходимы часы с секундной стрелкой (секундомер).

Диагностическая работа по английскому языку в 5 классе состоит из письменной и устной частей,  которые  проводятся  в  один  день или в два дня в зависимости от возможностей общеобразовательного учреждения.

Для проведения устной части работы необходимо подготовить:

1)  аудиторию для ожидания (очереди устного ответа);

2)  аудиторию для подготовки к устному ответу (далее – аудитория для подготовки);

     3) аудиторию для устного ответа.

Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы обязательно.

7.1. Кадровое обеспечения проведения диагностики:

  •     письменную часть диагностической работы проводит учитель английского языка, который не работает в данном классе (подгруппе). Предусматривается, что он/она  читает вслух текст для аудирования.  
  • для проведения устной части необходимо

назначить:

      1) четыре организатора (учителя любого предмета):

- один организатор  обеспечивает порядок и проводит инструктаж учащихся  в аудитории для ожидания устного ответа;

- один организатор обеспечивает порядок в аудитории для подготовки к устному ответу;

- два организатора обеспечивают   перемещение  учащихся  во время устной части диагностической работы (из аудитории для ожидания устного ответа в аудиторию для подготовки к устному ответу; из аудитории для подготовки к устному ответу в аудиторию для устного ответа). В качестве организаторов, обеспечивающих перемещение учащихся, могут выступать старшеклассники.

2) учителя английского языка, не работающего в данном классе (подгруппе). Он выступает в роли собеседника (задает по-английски 1-2 вопроса ученику перед началом его ответа на задание 20) и эксперта (по окончании устного ответа  учащегося оценивает прослушанный монолог в соответствии с Критериями оценивания монологической речи и заполняет Дополнительную схему оценивания задания 20 (см. Приложения 5,6 в Демоверсии). 

По окончании устной части учитель заполняет Протокол оценивания задания 20 (см. Приложение 7 в Демоверсии). 

7.2. В день проведения устной части диагностической работы  в школе должны быть в наличии материалы, необходимые для её проведения:

  • пакет с заданиями и материалами для проведения и оценивания устной части диагностической работы, содержащий:
  • 3 карточки с  заданием 20 (Student Card). Карточки распределяются следующим образом:

- 1 карточка с заданием 20 (Student Card) находится в аудитории для подготовки к устному ответу;

- 2 карточки передаются в аудиторию для устного ответа: одна для учащегося (во время ответа учащийся может воспользоваться карточкой; по окончании ответа карточка остается в аудитории и может быть использована следующим учащимся), вторая -  для учителя, который проводит собеседование и оценивает ответ учащегося;

  • Критерии оценивания выполнения задания 20 (см. Приложение 5 в Демоверсии);
  • Дополнительные схемы оценивания задания 20 (см. Приложение 6 в Демоверсии);
  • Протокол оценивания задания 20 «Монологическое высказывание» (см. Приложение 7 в Демоверсии);
  • Итоговый протокол оценивания заданий 1-20 (см. Приложение 2 в Спецификации).
  • черновики для подготовки учащихся к ответу (чистые листы бумаги, которые учащиеся могут использовать во время подготовки к ответу).

7.3. Проведение устной части диагностической работы должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся, ожидающие своей очереди и ответившие, не пересекались.

Во время устного ответа учащегося в аудитории не должно быть других учащихся, которые готовятся к ответу или ожидают своей очереди для получения задания по говорению.

8. Процедура проведения диагностической работы.

Письменная часть проводится единовременно для учащихся всего класса (или подгруппы). Рекомендуется следующий порядок выполнения письменной работы: Аудирование, Чтение, Грамматика и лексика, Письмо. Вся работа (все её части) выдается учащимся сразу.

Учителю, проводящему письменную часть,  необходимо написать на доске рекомендованное время для выполнения заданий разделов диагностической работы. Однако учащиеся могут сами регулировать время выполнения заданий по своему усмотрению, за исключением задания по  аудированию.

8.1. Процедура проведения раздела «Аудирование»

Текст для аудирования читает учитель английского языка, который не работает в данном классе (подгруппе). Прежде чем прочитать текст для аудирования, необходимо сделать небольшое  вступление по-русски: «Сейчас я прочитаю  рассказ о (называется имя героя или героини рассказа). Вы должны определить, какие из приведенных в задании утверждений 1-6  соответствуют содержанию рассказа (1 –True -Верно), а какие не соответствуют  (2 –False-Неверно), и обвести  выбранные варианты ответов.  

Я прочитаю текст 2 раза. Во время первого чтения определите верные и неверные утверждения, во время второго проверьте себя.

 Сейчас у вас есть 1 минута для того, чтобы познакомиться с заданиями по аудированию. Пожалуйста, не читайте задания других разделов диагностической работы».

Читать текст для аудирования необходимо в нормальном темпе, соблюдая соответствующую интонацию.

После первого прочтения необходимо дать учащимся 30 секунд, чтобы они могли  выполнить задание. («У вас есть 30 секунд, чтобы выполнить задания 1-6»)

Затем текст прочитывается  ещё раз. После этого учащимся дается ещё  30 сек, чтобы они могли проверить правильность выполнения заданий («У вас есть 30 секунд, чтобы проверить, правильно ли вы выполнили задания 1-6 (пауза 30 секунд). Пожалуйста, приступайте к выполнению заданий по чтению, грамматике и письму»).

Этапы и время проведения заданий по аудированию

Таблица 4.

Структура раздела «Аудирование»

Время

Вступление/ инструкция

1 мин

Пауза 1 (знакомство учащихся с заданиями 1- 6)

1 мин

Первое чтение  текста для аудирования

1 мин

Пауза 2 (выполнения заданий 1-6)

30 сек

Второе чтение текста для аудирования

1 мин

Пауза 3 (выполнения заданий 1-6)

30 сек

8.2. Процедура проведения разделов «Чтение»  и  «Грамматика и лексика»

Задания диагностической работы по чтению (7-12), по грамматике и лексике (13-18) выполняются учащимися в индивидуальном  режиме.

 За 1-2 минуты до окончания рекомендованного времени на выполнение заданий по чтению (10 минут), по грамматике и лексике (10 мин) необходимо предупредить учащихся, что пора переходить к заданиям следующего раздела.

8.3. Процедура проведения раздела «Письмо»

Задание диагностической работы по письму выполняется участником в индивидуальном  режиме. Необходимо попросить учащихся писать разборчиво и аккуратно.

За 2 минуты до окончания рекомендованного времени на данное задание (20 минут) необходимо предупредить учащихся, что пора проверить работу.

После завершения письменной части необходимо собрать работы и объяснить ученикам, что после перемены (завтра/через два дня и т.д.) им предстоит выполнить еще одно задание  диагностической работы.

 

8.4. Процедура проведения раздела «Говорение»  

8.4.1. Аудитория для ожидания. Все учащиеся собираются в аудитории для ожидания. Организатор, обеспечивающий порядок в аудитории, должен объяснить, процедуру проведения устной части и что необходимо будет сделать в устном задании.

 Организатор может сказать:  «Вы по очереди будете вызваны в аудиторию для подготовки к устному ответу.

У вас будет 5 минут, чтобы сесть за парту и ознакомиться с заданием по говорению. Вы должны прочитать 5 вопросов и  составить рассказ на их основе. Это должны быть не просто ответы на вопросы, а небольшой связный рассказ. Помните, что в вашем рассказе должны быть подробные ответы на все вопросы. При необходимости вы можете сделать записи для ответа на чистом листе, а потом взять их с собой в аудиторию для ответа.

Через 5 минут вас пригласят в аудиторию для устного ответа. С собой вы берете только лист со своими записями. Карточку с вопросами брать не нужно, аналогичную карточку вы получите в аудитории для устного ответа. В аудитории будет учитель английского языка.

Сначала учитель  задаст вам один-два вопроса, которые не будут оцениваться, а затем попросит вас представить подготовленный вами рассказ.

Во время ответа вы можете опираться на вопросы, данные в задании (карточка с заданием будет лежать перед вами), и на  свои записи. Но читать вслух текст, написанный во время подготовки к устному ответу, нельзя – в этом случае, ваш ответ будет оценен в «0» баллов.

После ответа вы должны покинуть аудиторию. Нельзя потом заходить в аудитории для ожидания и аудиторию для подготовки к устному ответу».

Для соблюдения процедуры проведения устной части необходимо сформировать список перехода учащихся в аудиторию для подготовки к ответу (в соответствии с алфавитом или вытянутым учащимся номером). Далее организатор, ответственный за перемещение учащихся, сопровождает учащегося в аудиторию для подготовки к ответу.

8.4.2. Аудитория для подготовки к устному ответу. 

Учащийся получает карточку с заданием 20 (Student Card). На столе  должна быть бумага для черновика и ручка, по желанию учащийся может ими воспользоваться, а затем взять свои записи в аудиторию для устного ответа.

По истечении времени подготовки к ответу организатор, ответственный за перемещение, сопровождает учащегося в аудиторию для устного ответа. Карточка с заданием (Student Card)  остается в аудитории для подготовки, с собой учащийся может взять только свои черновые записи.

8.4.3. Аудитория для устного ответа.  В аудитории для устного ответа находится учитель английского языка, который не работает в данном классе/подгруппе.

Для установления контакта учителю следует провести разминку, т.е.  задать учащемуся 1-2 вопроса по-английски, которые не оцениваются. Например,  Do you have a pet? What is your favourite colour?

Затем  учитель предлагает учащемуся рассказать о …. и заслушивает ответ. Во время ответа учитель не должен исправлять ошибки, допущенные учащимся; задавать дополнительные вопросы по теме задания; подсказывать английские слова и выражения.  

          По окончании ответа учитель оценивает устный ответ в соответствии с Критериями оценивания монологической речи и заполняет Дополнительную схему оценивания задания 20 (см. Приложения 5,6 в Демоверсии)

 Максимальное количество баллов, которое ученик может получить за выполнение задания по говорению (за монологическое высказывание) - 6 баллов.

По завершении устной части заполняется Протокол оценивания задания 20  (см. Приложение 7 в Демоверсии).

9. Получение итоговой оценки за диагностическую работу.

Оценка письменной части диагностической работы для заданий 1-18 проводится путем сравнения ответов учащегося с эталонными значениями (см. Приложение 2 в Демоверсии). Ответ на задание 19 (Личное письмо) оценивается с использованием Критериев оценивания задания 19 (личное письмо по заданной теме) и Дополнительной схемы оценивания задания  19  (см. Приложения 3,4 в Демоверсии).

По завершении проверки заданий письменной и устной частей заполняется Протокол оценивания заданий 1-20 (см. Приложение 2 в Спецификации).

Определяется сумма баллов учащегося за выполнение заданий всех разделов диагностической работы. Максимальный балл за выполнение диагностической работы, который может получить ученик, – 30 баллов.

 10. Распределение заданий диагностической работы по планируемым результатам

 Таблица 5.

Код

Планируемые результаты обучения

Число заданий

3.1.1

Воспринимать на слух и понимать основное содержание учебных и несложных аутентичных текстов (небольших сообщений, высказываниях собеседников в распространённых стандартных ситуациях общения,  небольших рассказов, сказок), построенных в основном на знакомом языковом материале.

6

4.2.1

Читать и понимать запрашиваемую информацию в учебных и несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале.

6

9.13.1

9.8.1

9.10.1

9.11.1

9.12.1

Распознавать и использовать в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple, Past Simple, Present Continuous.

Распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения(a man/men; a woman/women: a child/ children).

Распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (именительный и объектный падежи), притяжательные, указательные (this/that; these/those), вопросительные и неопределенные (some, any).

Распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения (good, bad).

Распознавать и употреблять в речи количественные (до 1000) и порядковые (до 30) числительные.

6

5.2.1

Писать краткое личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.

1

2.2.1  

Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах, опираясь на ключевые слова, план, вопросы.

1

Итого:

20


Приложение 1.

План демонстрационного варианта диагностической работы по английскому языку

Обозначение заданий в работе: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.

Порядковый номер задания

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов (содержания, видов деятельности)

Уровень сложности задания

Тип задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Аудирование

1.

2.

3.

4.

5

6.

Понимание основного содержания прослушанного  текста, содержащего некоторое количество  незнакомых слов  

2.1.2

1

1

1

1

1

1

ВО

ВО

ВО

ВО

ВО

ВО

Итого:                                                    6  заданий

5

Чтение

7

8

9

10

11

12

Понимание в прочитанном тексте, построенном в основном на изученном языковом материале,  запрашиваемой информации

3.2.1

1

1

1

1

1

1

ВО

ВО

ВО

ВО

ВО

ВО

Итого:                                                    6  заданий

10

Грамматика и лексика

13

14

15

16

17

18

Лексико-грамматические навыки

употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативно значимом контексте.

6б.6.

6б.14.1

6б.16.2

6б.17.2

1

1

1

1

1

1

КО

КО

КО

КО

КО

КО

Итого:                                                    6 заданий

10

Письмо

19

Письмо личного характера

4.3.1

2

РО

Итого:                                                   1 задание

20

Говорение

20

Тематическое монологическое высказывание

1.2.1

2

РО

Итого:                                              1 задание

На одного учащегося:

1-2 мин. 

Всего:                   20 заданий.

Чистое время выполнения работы :  

46-47 мин.

Всего заданий -20, из них:

-по типу заданий: ВО -12, КО-6, РО-2;

-по уровню сложности:  уровень 1 - 18заданий, уровень 2 - 2 задания.

Приложение 2.

  Итоговый протокол оценивания заданий 1-20

Ф.И.О. ответственного за проведение диагностической работы ___________________________________________________________

Фамилия, имя учащегося

     Сумма баллов за выполнение

Общая сумма

Баллов

Пятибал-льная оценка

заданий

 1-6

заданий

7-12

заданий

13-18

задания

19

задания

20

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Подпись ответственного  за проведение диагностической работы __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....

Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы

Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...

Урок эстетики "Мелодии в танцевальных ритмах" для учащихся 3- 5 классов общеобразовательных школ, для учащихся ДШИ и ДМШ.

Учащиеся в увлекательной форме знакомятся с произведениями разных композиторов, разными музыкальными жанрами в исполнении солистов, школьного симфонического оркестра и солистами хореографического отде...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Рабочая программа внеурочной направленности «Экология ЮнЭк» на основе проекта «Современная школа» в рамках федеральной сети образовательных центров «Точка роста» для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных школ

Цель курса – формирование у учащихся экологического сознания, гуманного отношения к природе.Задачи курса: формирование экологического взгляда на природу, развитие широких познавательных интересо...