Речевые ситуации на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Речевые ситуации на уроках иностранного языка
Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на родном и иностранных языках является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная и неоднозначно решаемая. Естественную речь стимулирует не необходимость (когда ученик должен говорить на иностранном языке), а потребность в реальном общении.
Опыт работы в школе показывает, что высказывания учащихся в ходе беседы, когда обсуждают какой-либо вопрос, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения.
В настоящие время на уроках иностранного языка преобладают индивидуальные или парные формы организации учебной работы, представленные монологической или диалогической речью учащихся. Обучение иноязычному общению неполно реализует свои учебные, социально-психологические и воспитательные функции; общение осуществляется преимущественно в таких организованных формах: учитель-ученик, учитель-класс, иногда ученик-ученик, очень редко ученики-ученики. А ведь в естественных коммуникативных ситуациях, в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности человек гораздо чаще сталкивается с политической формой общения, чем с диалогической: мы общаемся с членами своей семьи, с соседями по дому, с одноклассниками, с коллегами по работе, приятелями на спортивных тренировках, с попутчиками в транспорте и т.д.
Остановлюсь подробнее на том положительном, что заключается в себе групповое речевое взаимодействие, и его обучающих возможностях.
В условиях, когда группа учеников обсуждает какой-либо вопрос, отпадает необходимость высказывания не по теме беседы. Учащиеся в это связи могут изложить свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением товарища, делать выводы, заключения. У школьников развиваются навыки умения осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель: определить тему, очередность участия в беседе и ее предметное содержание, уточнить факты и обобщать поступающую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников.
Изложенные преимущества группового речевого сотрудничества могут быть эффективно использованы на практике лишь в том случае, если будет организовано целенаправленное обучение полилогу. Нужно, чтобы учащиеся осознавали то, чем в естественном общении они пользуются неосознанно, т.е. технологию общения. И здесь важную роль играет коллективное обсуждение предположенных учителем вопросов. А для этого нужно учить школьников продуктивным приемам полилогического общения.
Для того, чтобы выявить сходные/противоположные позиции по обсуждаемому вопросу, самому вступить в разговор, вовлечь в него других участников или уточнить полученную информацию, партнеров по общению необходимо обучить коммутативному использованию «мостиков связок». Данные коммуникационные действия образуются с помощью:
А) реплик согласия/несогласия: I feel the same; I think the same: as for me, I think…; That’s true; I think so; right you are; I agree with; I’m afraid you are mistaken, he must…;
Б) реплик, дополняющих и расширяющих высказывания говорящего: More then that; Besides; To make the things worth…;
В) фраз, уточняющего характера: And what’s your idea about this?; What makes you think so, I wonder?; Where have you got your information?; Afraid of black cat? You needn’t be. They are our friends/
Д) советов и обещаний друг другу: next time I’ll be more careful; I think you mast be gentler and kinder; I am always ready to help you; You are welcome.
Е) обобщающих суждения: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; So what is the result?
Ж) эмоциональных реакций: That’s rather strange (awful, nice); Brilliant; Just on the contrary; But I do like milk; So many?
З) возражения: I’m afraid you’re mistaken; I can’t agree; Hardly; I don’t so.
И) предложения: What about? Let’s…; Shall I.
К) отказа: I am afraid? I can’t; Maybe some other time.
Л) удивления: Really? Why? You’re kidding/
М) восхищения: What a good idea! It sounds fine/ That’s amazing/
Н) выражения своего мнения: As far as I know; To my mind; As for me.
Следующий шаг в организации деятельности общения – знакомство с правилами общения. Приметная памятка может выглядеть так:
- Помни, мы учимся общаться на иностранном языке, а не просто говорить.
- Общение и говорение – не одно и тоже. Говорить могут и роботы, а общаться только люди.
- Следи не только за тем, что ты говоришь, но и как ты это делаешь. Ведь даже слово «да», произнесенное определенным образом означает, «нет».
- Будь доброжелательным в общении. Улыбка – самый короткий путь к сердцу собеседника.
- Будь инициативен. Помни, робость и развязность в одинаковой мере тормозят общение, а иногда делает его невозможным.
- Не будь роботом. Кроме «yew» и «no» употребляй реплики согласия, несогласия, восхищения, удивления, предположения.
- Играй! Будь артистом! Умей перевоплощаться во время ролевых игр не только внешне, но и внутренне. Умей забыть, что ты ученик.
- Будь эмоционален. Эмоции способны заставить собеседника слушать тебя.
- Не молчи, не бойся ошибок. Бойся молчания! Молчание – это якорь, который никогда не даст тебе выйти в светлый мир человеческого общения.
- Не бойся неудач! Неудача – это булыжник, которым вымощена дорога к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку
Краткий доклад по теме "Использование учебно-речевых ситуаций при обучении иностранному языку"....
УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ
Эта методическая разработка показывает необходимость развития навыков говорения у школьников...
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Коммуникативно-деятельностная методика предполагает создание на уроках иностранного языка условий, приближенных к реальному общению. Такие условия создаются с помощью учебно-речевых ситуаций: они стим...
Учебно-речевые ситуации на уроках английского языка
Учебно-речевые ситуации на уроках английского языка...
Научная публикация на тему: "Задачи современного образования. Опыт коммуникативных ситуаций на уроках иностранного языка как средство, оказывающее формирующее воздействие на личность учащегося и на его языковую компетенцию".
Задачи современного образования....
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».
Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей использования их материалов в учебной ситуации...
Формирование коммуникативных навыков через использование игр и игровых ситуаций на уроках иностранного языка.
Цель данной работы заключается в освещении вопроса о формировании коммуникативных навыков через использование игровых ситуаций на уроках иностранного языка....