Взаимо- и самопроверка как способ формирования УУД у младших школьников
статья по английскому языку по теме

Корниенко Юлия Анатольевна

В свете внедрения ФГОС главной задачей становиться не передача знаний, а воспитание личности ученика, с этим связан интерес к формированию и развитию Универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Корниенко Юлия Анатольевна,

                                                                         учитель английского языка ГБОУ СОШ №127

                                                                         с углубленным изучением английского языка

                                                                         Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Взаимо- и самопроверка (Peer- and self-assessment) на уроках английского языка  как средство формирования УУД на первом уровне обучения

 ФГОС, как новый стандарт образования, ставит новые цели образования, которые требуют нового содержания, новых образовательных технологий и, как следствие, новых средств обучения.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Главная цель при этом — комплексное развитие личности ребенка.

В область начального языкового образования ФГОС привнес новые конкретные цели.  К ним относятся:

  • формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции;
  • формирование основы коммуникативной культуры;
  • формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса;
  • использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

На первом уровне обучения — на  этапе начального общего образования — одной из главных целей  изучения всех предметов является формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном обществе. ФГОС определяет эти общеучебные, познавательные, коммуникативные умения и навыки как УУД.

УУД подразделяются на 4 основные группы: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Личностные УУД являются смыслообразующими и оценочными, формируют ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, осознание социальных ролей в межличностных отношениях. Формирование личностных УУД помогает обучающимся понять смысл обучения, оценивать предлагаемое содержание с нравственно-этических позиций.

Формирование познавательных УУД у обучающихся ведет развитию критического мышления, развитию таких учебных умений, как формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, выбор способа выполнения учебного задания, контроль и оценка процесса и результатов своей познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД формируют у обучающихся способность планировать учебное сотрудничество со сверстниками, управлять своим поведением и поведением партнера, выражать свои мысли в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Регулятивные УУД имеют дело прежде всего с целеполаганием, постановкой учебной задачи, планированием  последовательности шагов на пути к цели и прогнозированием результатов.

Эти УУД относятся ко всем учебным предметам.

Как же формируются универсальные учебные действия на уроке иностранного языка?

Новые цели, определяющие содержание и формы современного урока английского языка, невозможно реализовать без формирования и развития совокупности УУД.

Существует много способов и приемов формирования и развития УУД у младших школьников, мы остановимся здесь на конкретном приеме взаимо-  и самопроверки на уроке английского языка.

Эффективность этого приема прежде всего в том,  что он позволяет сформировать все основные УУД. Остановимся на этом поподробнее.

При использовании приема взаимо- и самопроверки обучающиеся задаются вопросами смыслообразующими: зачем было предложено это задание, что нового узнали и чему научились, выполнив его? Они также оценивают предложенное содержание и выражают свою оценку, свое мнение. Обучающиеся примеряют на себя новую роль — роль   «проверяющего», роль учителя, учатся видеть свои ошибки со стороны и объективно оценивать свою и чужую работу. Таким образом формируются и развиваются личностные УУД.

Формирование познавательных УУД у обучающихся базируется прежде всего на развитии критического мышления: во время взаимной и самопроверки обучающимся необходимо сверяться с эталоном, оценивать способ выполнения задания и результат чужой и-или своей  учебной деятельности. Также развиваются навык поиска нужной информации и риторический навык аргументации правильности выполнения и оценивания.

Таким образом, как мы видим, наряду с личностными и познавательными, формируются и коммуникативные УУД. Занимаясь проверкой и оцениванием работы друг друга, обучающиеся формируют учебный навык сотрудничества,  навык ведения учебного диалога и аргументации в соответствии с задачами  данной коммуникации.

Во время взаимной и самопроверки обучающиеся развивают регулятивные УУД: они учатся видеть цель выполняемого задания, прогнозировать результат и планировать свою учебную деятельность для достижения результата, оценивать результаты решения учебной задачи. При этом у обучающихся формируется не только навык оценивания результатов других, но и оценивания и сравнения собственных результатов. Иными словами, формируется и развивается  навык рефлексии, необходимый не только для решения учебных, но и жизненных задач.

Итак, мы видим,что применение такого простого и известного приема как взаимо- и самопроверка ведет к формированию устойчивых УУД у обучающихся, что способствует развитию их коммуникативной культуры, формирует положительную мотивацию и поддерживает учебно-познавательный интерес, развивает критическое мышление,  умение поиска и использования разных ресурсов и средств для решения учебной задачи, вырабатывает способность к рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее благоприятным для обучения английскому языку является младший школьный возраст. На данном этапе закладываются основы  коммуникативной компетентности, под которой понимается способн...

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ВЗАИМО- И САМОПРОВЕРКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПЕРВОМ УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ»

Эта статья посвящена одному из приемов формирования универсальных учебных действий на начальном этапе обучения. Формирование и развитие УУД — одно из актуальных направлений современной методики в свет...

Формирование орфографической зоркости младших школьников через овладение обобщенным способом действия

Как научить грамотно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Орфографическая грамотность - составная часть общей языковой культуры и залог точности выражения мысли. Основы орфографич...

Программа формирования социальной компетентности: формирование сотрудничества у младших школьников

Младшие школьники затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют элементарными навыками взаимодействия. Проблема в развитии сотрудничества у младши...


 

Комментарии

Шутемова Валентина Владимировна

Спасибо! Пригодится! Можно воспользоваться!

Корниенко Юлия Анатольевна

Я рада, что мой материал оказался полезным!