Статья на тему: "Развитие устной речи на основе аутентичного художественного фильма"
статья по английскому языку по теме

Мунзаферова Галия Зиганшовна

Предназначена для развития устной речи на уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма

В настоящее время необходимость владения навыками и умениями устного и письменного иноязычного общения в личностных и профессиональных целях является общепризнанным фактом. Это связано с тем, что важную роль в наше время играют расширение политических, экономических и личных межнациональных контактов, активизация диалога культур между странами. Владение иностранным языком, выступая в качестве фактора, повышающего ценность специалиста на рынке труда, является сегодня в большинстве случаев одним из обязательных условий приема на работу.

В условиях модернизации системы профессионального образования в рамках ФГОС третьего поколения выдвигается требование обеспечить подготовку по иностранному языку, включающую в себя формирование у обучающихся межкультурной коммуникации, оптимизирующей эффективность контактов в конкретной сфере и ситуации общения и достижение определенных целей коммуникации.

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

С помощью аутентичного художественного фильма на уроке зримо создается речевая ситуация, в которой обучаемые должны адекватно проявить себя в коммуникативном плане: выразить свое мнение или отношение, высказаться по теме, сформулировать идею и т.п.

Я предлагаю

1) разбить фильмы на фрагменты и затем определять их функции в соответствии с этапами работы над ними на уроке. На пример в фильме “Windows of London» четко прослеживаются мини темы фильма. Принимая во внимание функцию видеофрагмента, на этом этапе мы учимся понять о чем этот фрагмент. Для того, чтобы ребенок смог выразить свою мысль я выписываю слова на доске, что является опорой для монологического высказывания.

2)На каждом этапе можно предложить комплекс последовательно усложняющихся упражнений с опорой на видеофрагмент. Например: посмотрите, поймите, определите, ответьте на вопросы. На основе просмотра видеофрагмента можно дать разноуровневые задания — одна группа детей составляет вопросы к видефрагменту, а другая дополняет информацию о просмотренном видефрагменте на основе знаний полученных из других источников.

Похожие методы работы над фильмом предлагает и методист из США Ф.-Й. Вехайге. Он выделяет несколько циклов упражнений, связанных с демонстрацией видеофильма без звука и со звуком:

1-й этап: подготовительный. На этом этапе выполняются упражнения по аудированию диалогов, которые будут звучать в видеофильме (без картинки), составляются списки вопросов по содержанию.

2-ой этап: интерактивные упражнения в группе перед демонстрацией фильма

-Brainstorming

  • диалоги, отражающие ситуацию в фильме;
  • выработка полного сценария;
  • обсуждение названия фильма;
  • предложения по названию фильма.

3-ий этап: просмотр фильма без звука (Bildspur-Stumm)

  • описание отдельных кадров из фильма (стоп-кадр);
  • презентация отдельной сцены с последующим ее обсуждением, интерпретацией;
  • предвосхищение содержания последующей сцены;
  • сбор необходимых для описания сцены лексических единиц;
  • составление письменного диалога/текста из фильма (групповая работа);
  • составление вопросов к просмотренному видеофрагменту;
  • рассказ содержание видеофрагмента в различных грамматических временах.

4-ый этап: просмотр фильма со звуком (Bildspur vit Ton)

  • отметит в предложенном списке слова, которые учащиеся «видят» и «слышат»;
  • вставить в предложенные важные пропущенные слова;
  • провести ролевую игру по содержанию видеофрагмента; составить вопросы для общения, дискуссии по содержанию фильма;
  • выполнить языковые грамматические упражнения, базирующиеся на материале фрагмента;
  • воссоздать текст видефрагмента в групповой работе;
  • воссоздать содержание фильма в групповой работе.

5-ый этап: упражнения после просмотра видеофильма (weitere Ubungen) Shuttelkasten:

  • распределить предложения в логической последовательности развития событий в фильме;
  • создать продукцию нового — собственного — видеотекста;
  • составить упражнения «multiple choice» к изображению и звуковой дорожке;
  • ответить письменно или устно на вопросы;
  • провести работу над текстом с пропущенными словами.

На всех этапах восприятия и осмысления содержания художественного фильма происходит накопление лексико-грамматического материала для реализации монологического высказывания по теме фильма, с одной стороны, с другой - возникает потребность в выражении личностного отношения к событиям, героям фильма, их поступкам, идейному содержанию фильма, позиция автора. В связи с этим можно предложить несколько видов заданий, способствующих формированию умений монологического высказывания учащихся:

  • дайте краткое описание сюжета;
  • посмотрите на название фильма и скажите о чем может идти речь в фильме;
  • запишите глаголы характеризующие действия (существительные, прилагательные).

В связи с тем, что художественный фильм представляет собой эффективное средство, обеспечивающее ту совокупность обстоятельств, которая вызывает речевое общение, благоприятствует или сопутствует ему, т. е. создает коммуникативную ситуацию. В качестве приема коммуникативной ситуации, используемого учителем во время демонстрации фильма, может выступать модифицированная фронтальная беседа — т. е. «обучающая беседа». Этот прием ставить учащихся в ситуацию необходимости постоянного общения либо с учителем, либо с одноклассниками, либо с классом в целом, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, данный прием способствует формированию умений реплицирования и готовит учащихся к продуктивной диалогической речи, построенной на лексико-грамматической основе, демонстрируемого фильма. В связи с этапами работы над фильмом можно предложить ряд упражнений по развитию диалогической речи учащихся:

  • составление микродиалогов к типичным ситуациям;
  • заполнение пропусков в репликах, предложенного диалога на печатной основе, предвосхищающего диалог в фильме;
  • воспроизвести диалог, используя начало реплик или ключевые слова, замещающие каждую реплику (печатной основы);
  • разрезанный диалог: расположите предложенные реплики на печатной основе в смысловом порядке диалога из фильма.

На мой взгляд такая система упражнений для работы с фрагментами аутентичного фильма позволит учителю не только создать коммуникативные ситуации, приближенные к условиям реального общения, но и будет способствовать знакомству учащихся с принятыми нормами речевого взаимодействия и особенностями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка.

Литература

1.Баранова М. В. Совершенствование грамматической стороны диалогической речи студентов пятого курса факультета иностранных языков в процессе работы над видеофильмом: Автореф.-С.Петербург: 2001.

2.Комарова Ю. А. О способах комплексного формирования монологических и профессионально-педагогических умений при помощи видеоматериала на I курсе языкового факультета/-/Новые направления в методике преподавания иностранных языков: Межвуз: сб. науч. тр.-С.Петербург:Образование, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развитие устной речи на основе отрывка из аутентичного художественного фильма на английском языке"

презентация "Развитие устной речи учащихся на основе отрывка из аутентичного художественного фильма"...

Статья на тему :" Развитие восприятия английской речи на слух"

Способы восприятия речиНавыки аудирования...

Статья на тему «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

В современных условиях расширения экономических, политических и культурных связей активизируются обмены между различными учреждениями России и за рубежом. Это повышает информированность специалистов о...

Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене

Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене...