Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене
опыты и эксперименты
Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_innov_ped_opyta_.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звеньях"
Выполнила:
Арефьева Светлана Юрьевна
Учитель английского языка
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
с. Нижний Саянтуй
Тарбагатайского района
Нижний Саянтуй
2020
Описание инновационного педагогического опыта
"Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звеньях"
Мы, учителя, являемся свидетелями и участниками кардинальных преобразований, происходящих в современной школе. Вследствие стремительного научно-технического прогресса и изменений потребностей общества меняется процесс обучения и подход к нему. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. В частности, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту РФ, изучение иностранного языка в школе должно быть направлено, прежде всего, на формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации в современном поликультурном мире. Немаловажно также и развитие личности ученика с помощью воспитательного потенциала иностранного языка. Он должен владеть не только пороговым уровнем в основных видах речевой деятельности, но и знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка и уметь строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике.
Однако, это очень непросто - овладеть коммуникативной иноязычной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка. К тому же, в новых условиях обучения школьников традиционные образовательные средства зачастую оказываются недостаточно эффективными. Данная проблема дала начало поиску более эффективных средств обучения, которые, наряду с традиционными, использовались бы постоянно, систематически и помогали создавать реальные и воображаемые ситуации общения на уроке.
Слушать речь носителей языка, видеть их в условиях, максимально приближенных к реальности, расширять кругозор безусловно позволяют аутентичные видео- и аудиоматериалы. Сегодня информационные компьютерные технологии позволяют использовать данные средства обучения в любое удобное время и в удобной форме, и не считать это чем-то из ряда вон выходящим.
Таким образом, ведущая идея инновационного педагогического опыта – систематизация и постоянное использование аутентичных художественных фильмов и песен как эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся среднего и старшего звеньев на уроках английского языка.
На сегодняшний день в имеющихся по данному вопросу информационных источниках рассматриваются отдельно взятые фильмы и песни. Однако, два-три фильма и четыре-пять песен не принесут желаемого результата. Необходим системный подход в использовании упомянутых средств обучения в образовательном процессе. Данная мысль послужила началом поиска и дальнейшего составления видеотеки аутентичных художественных фильмов и аудиотеки песенных композиций на английском языке, которые бы полностью соответствовали тематике и содержанию используемого в школе учебно-методического комплекта и календарно-тематическому планированию. Отбор аудио- и видео-материалов подразумевал их соответствие следующим критериям:
- аутентичность;
- языковое содержание;
- соответствие уровню владения языком;
- социо - культурная значимость;
- соответствие возрастной категории;
- соответствие интересам школьников.
Процесс оказался трудоемким. Особенно долгой по времени являлась предварительная работа с фильмами. Как известно, они отличаются большой временной протяженностью. Поэтому иногда, взяв на себя ответственность, необходимо было смонтировать уже отобранный материал с помощью компьютерной программы так, чтобы видео, не теряя смысла и художественной ценности, представляло собой законченный продукт и соответствовало 40 (1 урок) или 80 (2 урока) минутам. Либо же внимание уделялось особо значимому с точки зрения темы отрывку.
В итоге, систематизировав отобранный и подготовленный аудио- и видеоматериал, мы имеем следующую базу данных для среднего и старшего звеньев.
5 класс
Тема согласно УМК (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева) и КТП | Аутентичный фильм | Аутентичный песенный материал |
1.Давай познакомимся | "Bamby"м/ф | "I am a little tea pot" |
2.Правила вокруг нас | "Nanny McPhee" | "The lion sleeps tonight" |
3. Помощники | "Cinderella"м/ф | "Ba,ba, black sheep " |
4. Как провести день? | "The Randsom of Red Chief" | "What's the time, Mr Wolf?" |
5. Праздники | "Nightmare before Christmas" м/ф | Jingle bells |
6. Путешествие в Англию | "Alice in wonderland" | "London bridge is falling down" |
7. Планы на каникулы | " Wallace & Gromit " м/ф | " Hokey, Pokey " |
8.Мои лучшие впечатления | "The Centerville ghost" | "If you happy and you know it" |
6 класс
1.Как ты выглядишь? | "Red hot Riding Hood"м/ф | "Head, Shoulders, Knees and Toes" |
2.Какой ты? | "Charlotte's Web" | "The Green Anaconda" |
3. Мой дом | "Сharlie and the Chocolate factory". Дом Чарли | "Twinkle, twinkle, little star" |
4. Магазины. Покупки | "Charlie and the Chocolate Factory" Сцена в магазине | "Fashion"Авт. Lady Gaga |
5. Твое здоровье | ""Charlie and the Chocolate Factory" История детства Вилли Вонка | "Okey, Hokey " |
6. Погода | "Tom and Jerry & the Wizard of Oz" м/ф | "My December" Linkin Park |
7. Кем ты собираешься стать? | "The Lion King"м/ф | "Old McDonald had a farm" |
7 класс
1.Счастлив ли ты в школе? 2. Что у тебя получается? | "Harry Potter and the Philosopher's stone" | Friday Гр. The Cure |
3.Могут ли люди обойтись без тебя? | "Five children and It" | Say you say me Авт. Стив Вандер |
4. Экология | "Avatar" | Earth song Авт. Майкл Джексон |
5. Друзья | "Harry Potter and the Chamber of Secrets" | "Friends" Led Zeppelin |
6.Тебе нравится жить в ствоей стране? 7.Что особенного в России? | "Anastasiya" м/ф | "Once upon A December" Из м/ф "Анастасия" |
8. Свободное время? 9. Кумиры | "Home Alone" "Bend it like Backham" | "We are the Champions" Гр. Queen |
10.Мы разные или похожие? | "Shrek" м/ф | "Russians" Авт. Стинг |
8 класс
1. Британия и Британцы | "Peter Pan" | "Only time" Авт. Эния |
2.Транспорт
| "Harry Potter and the Chamber of Secrets" | "A Yellow submarine" Гр. "The Beatles" |
3. Традиции, манеры, обычаи | "Jane Eyre" | "We wish you a merry Christmas" |
4. Спорт | "Wimbledon" | "Don’t worry. Be happy" Авт. Бобби МакФеррин |
5. Мода | "A confession of a shopaholic" | "Greensleeves" Народная песня |
9 класс
1.Роль книги в жизни человека | "Miss Potter" | "Tom's Diner"Сюзан Вега |
2. Музыка | "Cats" мюзкл | "Yesterday"Гр. "The Beatles" "The Master of the wind" Гр. "Manowar" "You'll see"Авт. Мадонна |
3. Средства массовой информации | "The EastEnders", сериал | "Television" Гр. OK Go |
4. Здоровый образ жизни | "Fast food nation" | "Fallen leaves" Гр. "Billy Talent" |
5. Кем ты хочешь стать? | "Billy Elliot" | "Everything at once" Авт. Lenka "Another brick in the wall" Гр. "Pink Floyd" |
6. Роль Великобритании в мире | "The Queen"
| "Candle in the wind"Авт. Элтон Джон |
10 класс
1. Как разнообразен наш мир! | "Braveheart" | "Englishman in new York" Авт. Стинг |
2. Западные демократии | "Animal Farm" м/ф, Великобритания, 1955 | "Zombi"Гр. "Cranberries" |
3. Проблемы молодежи | "Forrest Gump" Форрест Гамп,США | "You're in the army now" Гр. "Status Quo" "Ironic"Авт. А. Мориссетт |
4. Легко ли быть молодым? | "The old curiosity shop" "Лавка древностей" Великобритания, 1995 | "It's my life"Гр. "Bon Jovi" "Eternal flame"Гр. "Bangles" |
11 класс
1. (Справедлива ли система социального обеспечения?) | "Britannia Hospital" | "Imagine" авт. Дж.Леннон |
2. Что помогает вам развлечься? Кино. Театр. | "Shakespear in love" | "My heart will go on" Авт. Селин Дион "Where the wild roses grow" Nick Cave and K.Minogue |
3. Изобретения, которые потрясли мир | "The Matrix" | "The show must go on" Гр. "Queen" |
Работа с аудио и видео- материалом не должна сводиться только к прослушиванию или просмотру. Она включает в себя три этапа, каждый из которых имеет свою цель и предполагает выполнение определенных заданий:
- этап до просмотра/прослушивания;
- этап просмотра/прослушивания;
- этап после просмотра/прослушивания.
- Этап до просмотра/прослушивания актуализирует уже имеющиеся у учеников знания и опыт, снимает языковые и лингво-страноведческие трудности. Здесь могут использоваться:
- упражнения "вопрос-ответ", направленные на высказывание учащимися своих предположений о жанре, месте и времени действия фильма/песни;
- просмотр/прослушивание трейлера-анонса фильма/песни. Цель – заинтересовать, начать сюжетную линию и дать мотивацию к просмотру/прослушиванию материала целиком;
- краткое содержание в виде мини-презентации. Оно строится на уже полученной информации из анонса. Например, можно представить главных героев и дать краткое содержание, если это необходимо. Здесь же можно рассказать дополнительную информацию о произведении.
2. Этап во время просмотра/прослушивания. Цель на данном этапе – развить умение восприятия информации.
- учащиеся стараются ответить на вопросы по содержанию произведения;
- заполняют пропуски в предложениях;
- ставят предложения в правильном порядке;
- сопоставляют слова с их переводом;
- и т.д.
3. Этап после просмотра/прослушивания включает в себя:
А) контроль понимания основного содержания
Б) развитие языковых навыков и умений устной и письменной речи, где
- обсуждаются герои произведения и их поведение, финал и его возможное изменение,
- инсценируется эпизод произведения,
- проводится ролевая игра,
- составляется/разгадывается кроссворд,
- пишется рецензия/статья/ обзор (с возможным дальнейшим размещением в интернете в качестве отзыва о произведении),
- пишется эссе,
- готовится проект.
Использование аутентичных фильмов и песен вызывает большой интерес у учащихся. На данных уроках они работают более активно и увлеченно. Из анкетирования, проводимого в 6,8,9 и 10 классах в мае 2019, следует, что 100% учащихся предпочитают использование аудио- и видеоматериалов другим средствам обучения на уроках английского языка.
Таким образом, эффективность использования аутентичных фильмов и песенных композиций проявляется в:
-погружении в реальную ситуацию,
- знакомстве с культурой стран изучаемого языка,
- наличии живой речи носителей языка,
- увлеченности и высокой мотивации учеников,
- снятии усталости у детей.
Опыт может быть использован каждым учителем, при наличии желания, теоретической и компьютерной подготовки, и материально-технической базы школы.
Результаты деятельности
В результате систематического применения аудио- и видеоматериалов в качестве новых средств эффективной организации современного урока, использования новых технологий удалось активизировать учебный процесс, развить устойчивый познавательный интерес к английскому языку и успешно формировать коммуникативную компетенцию учащихся. Дети активно участвуют в олимпиадах, конференциях, конкурсах и внеклассных мероприятиях по английскому языку.
Литература
- Быков Ю.Б. Использование художественного фильма на уроках английского языка в старших классах. Интернет-сайт: www.metodisty.ru
- Иностранные языки в школе, № 7, 2006
- Митюгина Т.Г. Программа элективного курса для 10 класса "Изучаем английский язык через музыку и фильмы", Брянск, 2010
- Полякова А.А. Педагогические технологии и приемы обучения. http://festival.1september.ru/articles/572344/
- Спиридонова А.Н. Использование художественных фильмов на уроках английского языка,2012. http://rcwebroom.rusedu.net/post/1782/48234
- Интернет-сайт "Мой любимый английский " http://www.lovelylanguage.ru
- http://www.developingteachers.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Обучение аудированию на уроках английского языка на средней и старшей ступени
В статье раскрываются цели и методика обучения аудированию, методы и приёмы работы с аудиотекстами....
Необходимость использования научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в средней и старшей школе
Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой матери...
Игры на уроках английского языка в среднем и старшем звене
О важности игровых методик на уроках в младшем звене много говорилось и говорится, но не стоит забывать и о том, что эти методики в должном виде – необходимый компонент активизации деятельности учащих...
Представление собственного инновационного педагогического опыта. Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в средних и старших классах
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования говорится ...
Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку
Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...
Использование аутентичных песен на уроках английского языка в средней и старшей школе
Один из основных вопросов, с которым сталкивался каждый учитель на своем уроке, является вопрос выбора вспомогательного метода для лучшего усвоения материала. В данной методической разработке можно на...