Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене
опыты и эксперименты

Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_innov_ped_opyta_.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звеньях"

Выполнила:

Арефьева Светлана Юрьевна

Учитель английского языка

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

с. Нижний Саянтуй

Тарбагатайского района

Нижний Саянтуй

2020

Описание инновационного педагогического опыта

"Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звеньях"

Мы, учителя, являемся свидетелями и участниками кардинальных преобразований, происходящих в современной школе. Вследствие стремительного научно-технического прогресса и изменений потребностей общества меняется процесс обучения и подход к нему. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. В частности, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту РФ, изучение иностранного языка в школе должно быть направлено, прежде всего, на формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации в современном поликультурном мире. Немаловажно также и развитие личности ученика с помощью воспитательного потенциала иностранного языка. Он должен владеть не только пороговым уровнем в основных видах речевой деятельности, но и знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка и уметь строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике.

Однако, это очень непросто - овладеть коммуникативной иноязычной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка. К тому же, в новых условиях обучения школьников традиционные образовательные средства зачастую оказываются недостаточно эффективными. Данная проблема дала начало поиску более эффективных средств обучения, которые, наряду с традиционными, использовались бы постоянно, систематически и помогали создавать реальные и воображаемые ситуации общения на уроке.

Слушать речь носителей языка, видеть их в условиях, максимально приближенных к реальности, расширять кругозор безусловно позволяют аутентичные видео- и аудиоматериалы. Сегодня информационные компьютерные технологии позволяют использовать данные средства обучения в любое удобное время и в удобной форме, и не считать это чем-то из ряда вон выходящим.

Таким образом, ведущая идея инновационного педагогического опыта – систематизация и постоянное использование аутентичных художественных фильмов и песен как эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся среднего и старшего звеньев на уроках английского языка.

На сегодняшний день в имеющихся по данному вопросу информационных источниках рассматриваются отдельно взятые фильмы и песни. Однако, два-три фильма и четыре-пять песен не принесут желаемого результата. Необходим системный подход в использовании упомянутых средств обучения в образовательном процессе. Данная мысль послужила началом поиска и дальнейшего составления видеотеки аутентичных художественных фильмов и аудиотеки песенных композиций на английском языке, которые бы полностью соответствовали тематике и содержанию используемого в школе учебно-методического комплекта и календарно-тематическому планированию. Отбор аудио- и видео-материалов подразумевал их соответствие следующим критериям:

  1. аутентичность;
  2. языковое содержание;
  3. соответствие уровню владения языком;
  4. социо - культурная значимость;
  5. соответствие возрастной категории;
  6. соответствие интересам школьников.

Процесс оказался трудоемким. Особенно долгой по времени являлась предварительная работа с фильмами. Как известно, они отличаются большой временной протяженностью. Поэтому иногда, взяв на себя ответственность, необходимо было смонтировать уже отобранный материал с помощью компьютерной программы так, чтобы видео, не теряя смысла и художественной ценности, представляло собой законченный продукт и соответствовало 40 (1 урок) или 80 (2 урока) минутам. Либо же внимание уделялось особо значимому с точки зрения темы отрывку.

В итоге, систематизировав отобранный и подготовленный аудио- и видеоматериал, мы имеем следующую базу данных для среднего и старшего звеньев.

5 класс

Тема

согласно УМК (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева) и КТП

Аутентичный фильм

Аутентичный песенный материал

1.Давай познакомимся

"Bamby"м/ф

"I am a little tea pot"

2.Правила вокруг нас

"Nanny McPhee"

"The lion sleeps tonight"  

3. Помощники

"Cinderella"м/ф

"Ba,ba, black sheep "

4. Как провести день?

"The Randsom of Red Chief"

"What's the time, Mr Wolf?"

5. Праздники

"Nightmare before Christmas" м/ф

Jingle bells

6. Путешествие в Англию

"Alice in wonderland"

"London bridge is falling down"

7. Планы на каникулы

" Wallace & Gromit " м/ф

" Hokey, Pokey "

8.Мои лучшие впечатления

"The Centerville ghost"

"If you happy and you know it"

6 класс

1.Как ты выглядишь?

"Red hot Riding Hood"м/ф

"Head, Shoulders, Knees and Toes"

2.Какой ты?

"Charlotte's Web"

"The Green Anaconda"

3. Мой дом

"Сharlie and the Chocolate factory". Дом Чарли

"Twinkle, twinkle, little star"

4. Магазины. Покупки

"Charlie and the Chocolate Factory" Сцена в магазине

"Fashion"Авт. Lady Gaga

5. Твое здоровье

""Charlie and the Chocolate Factory" История детства Вилли Вонка

"Okey, Hokey "

6. Погода

"Tom and Jerry & the Wizard of Oz" м/ф

"My December" Linkin Park

7. Кем ты собираешься стать?

"The Lion King"м/ф

"Old McDonald had a farm"

7 класс

1.Счастлив ли ты в школе?

2. Что у тебя получается?

"Harry Potter and the Philosopher's stone"

Friday

Гр. The Cure

3.Могут ли люди обойтись без тебя?

"Five children and It"

Say you say me

Авт. Стив Вандер

4. Экология

"Avatar"

Earth song

Авт. Майкл Джексон

5. Друзья

"Harry Potter and the Chamber of Secrets"

"Friends" Led Zeppelin

6.Тебе нравится жить в ствоей стране?

7.Что особенного в России?

"Anastasiya" м/ф

"Once upon A December"

Из м/ф "Анастасия"

8. Свободное время?

9. Кумиры

"Home Alone"

"Bend it like Backham"

"We are the Champions"

Гр. Queen

10.Мы разные или похожие?

"Shrek" м/ф

"Russians"

Авт. Стинг

8 класс

1. Британия и  Британцы

"Peter Pan"

"Only time" Авт. Эния

2.Транспорт

 

"Harry Potter and the Chamber of Secrets"

"A Yellow submarine"

Гр. "The Beatles"

3. Традиции, манеры, обычаи

"Jane Eyre"

"We wish you a merry Christmas"

4. Спорт

"Wimbledon"

"Don’t worry. Be happy"

Авт. Бобби МакФеррин

5. Мода

"A confession of a shopaholic"

"Greensleeves"

Народная песня

9 класс

1.Роль книги в жизни человека

"Miss Potter"

"Tom's Diner"Сюзан Вега

2. Музыка

"Cats"

 мюзкл

"Yesterday"Гр. "The Beatles"

"The Master of the wind"

Гр. "Manowar"

"You'll see"Авт. Мадонна

3. Средства массовой информации

"The EastEnders", сериал

"Television"

Гр. OK Go

4. Здоровый образ жизни

"Fast food nation"

"Fallen leaves"

 Гр. "Billy Talent"

5. Кем ты хочешь стать?

"Billy Elliot"

"Everything at once"

Авт. Lenka

"Another brick in the wall"

Гр. "Pink Floyd"

6. Роль Великобритании в мире

"The Queen"

 

"Candle in the wind"Авт. Элтон Джон

10 класс

1. Как разнообразен наш мир!

"Braveheart"

"Englishman in new York"

Авт. Стинг

2. Западные демократии

"Animal Farm" м/ф, Великобритания, 1955

"Zombi"Гр. "Cranberries"

3. Проблемы молодежи

"Forrest Gump"

Форрест Гамп,США

"You're in the army now"

Гр. "Status Quo"

"Ironic"Авт. А. Мориссетт

4. Легко ли быть молодым?

"The old curiosity shop"

"Лавка древностей"

Великобритания, 1995

"It's my life"Гр. "Bon Jovi"

"Eternal flame"Гр. "Bangles"

11 класс

1. (Справедлива ли система социального обеспечения?)

"Britannia Hospital"

"Imagine" авт. Дж.Леннон

2. Что помогает вам развлечься? Кино. Театр.

"Shakespear in love"

"My heart will go on"

Авт. Селин Дион

"Where the wild roses grow" Nick Cave and K.Minogue

3. Изобретения, которые потрясли мир

"The Matrix"

"The show must go on"

Гр. "Queen"

Работа с аудио и видео- материалом не должна сводиться только к прослушиванию или просмотру. Она включает в себя три этапа, каждый из которых имеет свою цель и предполагает выполнение определенных заданий:

  1. этап до просмотра/прослушивания;
  2. этап просмотра/прослушивания;
  3. этап после просмотра/прослушивания.
  1. Этап до просмотра/прослушивания актуализирует уже имеющиеся у учеников знания и опыт, снимает языковые и лингво-страноведческие трудности. Здесь могут использоваться:

- упражнения "вопрос-ответ", направленные на высказывание учащимися своих предположений о жанре, месте и времени действия фильма/песни;

- просмотр/прослушивание трейлера-анонса фильма/песни. Цель – заинтересовать, начать сюжетную линию и дать мотивацию к просмотру/прослушиванию материала целиком;

- краткое содержание в виде мини-презентации. Оно строится на уже полученной информации из анонса. Например, можно представить главных героев и дать краткое содержание, если это необходимо. Здесь же можно рассказать дополнительную информацию о произведении.

2. Этап во время просмотра/прослушивания. Цель на данном этапе – развить умение восприятия информации.

- учащиеся стараются ответить на вопросы по содержанию произведения;

-  заполняют пропуски в предложениях;

- ставят предложения в правильном порядке;

- сопоставляют слова с их переводом;

- и т.д.

3. Этап после просмотра/прослушивания включает в себя:

А) контроль понимания основного содержания

Б) развитие языковых навыков и умений устной и письменной речи, где

- обсуждаются герои произведения и их поведение, финал и его возможное изменение,

- инсценируется эпизод произведения,

- проводится ролевая игра,

- составляется/разгадывается кроссворд,

- пишется рецензия/статья/ обзор (с возможным дальнейшим размещением в интернете в качестве отзыва о произведении),

- пишется эссе,

- готовится проект.

Использование аутентичных фильмов и песен вызывает большой интерес у учащихся. На данных уроках они работают более активно и увлеченно. Из анкетирования, проводимого в 6,8,9 и 10 классах в мае 2019, следует, что 100% учащихся предпочитают использование аудио- и видеоматериалов другим средствам обучения на уроках английского языка.

Таким образом, эффективность использования аутентичных фильмов  и песенных композиций проявляется в:

-погружении в реальную ситуацию,

- знакомстве с культурой стран изучаемого языка,

- наличии живой речи носителей языка,

- увлеченности и высокой мотивации учеников,

- снятии усталости у детей.

Опыт может быть использован каждым учителем, при наличии желания, теоретической и компьютерной подготовки, и материально-технической базы школы.

Результаты деятельности

В результате систематического применения аудио- и видеоматериалов в качестве новых средств эффективной организации  современного урока, использования новых технологий удалось активизировать учебный процесс, развить устойчивый познавательный интерес к английскому языку и успешно формировать коммуникативную компетенцию учащихся. Дети активно участвуют в олимпиадах, конференциях, конкурсах и внеклассных мероприятиях по английскому языку.

Литература

  1. Быков Ю.Б. Использование художественного фильма на уроках английского языка в старших классах. Интернет-сайт: www.metodisty.ru
  2. Иностранные языки в школе, № 7, 2006
  3. Митюгина Т.Г. Программа элективного курса для 10 класса "Изучаем английский язык через музыку и фильмы", Брянск, 2010
  4. Полякова А.А. Педагогические технологии и приемы обучения. http://festival.1september.ru/articles/572344/
  5. Спиридонова А.Н. Использование художественных фильмов на уроках английского языка,2012. http://rcwebroom.rusedu.net/post/1782/48234
  6. Интернет-сайт "Мой любимый английский " http://www.lovelylanguage.ru
  7. http://www.developingteachers.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Обучение аудированию на уроках английского языка на средней и старшей ступени

В статье раскрываются цели и методика обучения аудированию, методы и приёмы работы с аудиотекстами....

Необходимость использования научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в средней и старшей школе

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой матери...

Игры на уроках английского языка в среднем и старшем звене

О важности игровых методик на уроках в младшем звене много говорилось и говорится, но не стоит забывать и о том, что эти методики в должном виде – необходимый компонент активизации деятельности учащих...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в средних и старших классах

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования говорится ...

Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку

Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...

Использование аутентичных песен на уроках английского языка в средней и старшей школе

Один из основных вопросов, с которым сталкивался каждый учитель на своем уроке, является вопрос выбора вспомогательного метода для лучшего усвоения материала. В данной методической разработке можно на...