Статья на тему: "Развитие устной речи на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
статья по русскому языку (5, 6 класс)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ustnoy_rechi_na_urokah_russkogo_yazyka_v_usloviyah_vnedreniya_fgos.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие устной речи на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС
ФГОС предъявляет новые требования к навыкам и умениям выпускников школ. Образование является важной и неотъемлемой частью жизни современного человека. Его цель не просто получение знаний, умений и навыков, а формирование универсальных учебных действия, которые помогут в формировании успешной личности.
Государство ожидает от выпускника умений справляться и ориентироваться в постоянно меняющемся мире, умений быть гибким, активным, умений ориентироваться в информационном пространстве и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.
Одно из важных умений современного человека это умение общаться, достигать взаимопонимания. Именно поэтому развитие речи и коммуникативной компетенции является важным аспектом образования.
Развитие устной речи на уроках русского языка также важно, как и на уроках литературы. Педагогу необходимо грамотно и правильно организовать работу по развитию монологической и диалогической речи для достижения целей ФГОС.
Одна из проблем современного образования это отсутствие у учащихся умений аргументировать и обосновывать свои суждения.
На практике мы видим, что учащиеся не умеют обосновывать, аргументировать свои суждения, грамотно высказывать свою точку зрения, рассуждать несмотря набольшую работу, проводимую педагогом в данном направлении.
Поэтому обучение на уроках русского языка должно быть нацелено на формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков: во всех видах речевой деятельности(слушании, говорении, чтении и письме, но в особенности в формировании навыков ведения диалога и построения монологического высказывания, строить высказывания грамотно и логично.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация(предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулирую цель урока);
- проблемная ситуация(педагог предлагает какую-то проблемную ситуацию, которая позволит учащимся путем анализа выявить «недостаточность» их знаний;
- коммуникация (процесс обсуждения, поиска новых знаний),
- взаимоконтроль(осознанность и потребность в проверке своих знаний)
- рефлексия(понимание и осознание достигнутых результатов и приобретении знаний).
Коммуникация это средство обмена информацией, знаниями, чувствами, настроением при вербальном и невербальном общении.
Цель педагога создать такое образовательное пространство, в котором учащиеся будут иметь доступ к качественным источникам информации, условия для свободного взаимодействия, возможность прекращения или ухода от нежелательной коммуникации, наличие знаний относительно методов и способов взаимодействия. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз передают намного больше информации, чем высказанная мысль.
Система упражнений по развитию устной речи учащихся
- Литературный язык
1) устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства при работе в парах или группах,
2) письменный или устный пересказ с новой лексикой;
3) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, изученными на уроке;
4) исправление ошибок в произношении слов и предложений;
5) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания;
6)проговаривание вслух по слогам;
- Словарная работа
1) работа со словами, данными в учебнике: объяснение слов, работа в парах;
2) различные виды диктантов: словарный; диктант по памяти ; диктант «Угадайка»; лексический диктант и другие «творческие» диктанты;
3) сочинение или пересказ-миниатюра по опорным словам;
4) работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника и устное закрепление через творческие задания
5) изложения и сочинения
- Грамматический строй речи
1) Упражнение на составление определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами;
2) Упражнения на замену одних конструкций другими;
3) повторить услышанный текст
4) обсуждение грамматического строя небольшого текста;
Важным аспектом обучения устной речи на уроках русского языка является написание мини-сочинений
(сочинение-репортаж, сочинение-интервью с литературным героем; отзыв о просмотренном фильме или прочитанном отрывке; доклады и рефераты,
сочинение – портретный очерк, составление рассказа.
Хорошо развитая речь и коммуникативная компетенция человека оказывает огромное влияние на обучение не только языку, но и всем учебным дисциплинам, также является показателем интеллектуального развития.
Развитие устной речи будет эффективным при условии систематический и целенаправленной работы педагога.
Используемая литература
- Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -2004.-№2.
- Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.,1975
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М.:Просвещение, 1986
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка.М.: Просвещение, 1966
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....
Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык
Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....
эссе "Специфика преподавания литературы и русского языка в условиях внедрения ФГОС"
В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология».Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесни...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Статья«Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС»
Статья. «Современный урок русского языка в условиях введения ФГОѻ связи с реализацией ФГОС меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, новые ...
Проект "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"
Проект с курсов по повышению квалификации учителей русского языка и литературы...
Презентация к проекту "Интерактивные методы обучения русскому языку в условиях внедрения ФГОС"
презентация к проекту по курсам повышения квалификации для учителей русского языка и литературы...