Использование ИКТ для развития навыков письменной речи у учащихся
статья по английскому языку по теме
Статья содержит материалы об использовании средст ИКТ для совершенствования и развития навыков письменной речи на английском языке у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_dlya_razvitiya_navykov_pismennoy_rechi.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ для развития навыков письменной речи (электронная почта,электронные сообщения, презентации Power Point)
Ключевые слова: компьютерные технологии
электронная почта
презентации
письменная речь
интерактивное взаимодействие
Учебник «Spotlight», по которому я работаю, даёт возможности для педагога использовать компьютерные технологии для развития письменной речи уже на младшем этапе.
Все мы прекрасно понимаем, на сколько сложен процесс обучения учащихся навыкам письменной речи, развития лексической грамотности, правильного владения учащимися грамматическими структурами. Как путеводный маяк для нас –ЕГЭ по английскому языку, к которому мы должны привести наших школьников, вооружённых навыками написания личного письма и сочинения . Потому, выстраивая для себя логичную систему формирования устойчивых навыков и умений письменной речи ,мы стремимся постоянно наполнять её новым содержанием, добавляя туда по крупице нового опыта, приёмов, способов, находок. Такой находкой стало для меня открытие возможностей моего , столь знакомого и казалось бы, изученного учебника, для развития навыков письменной речи с помощью электронной почты, сообщений.
Начиная уже с младшего звена, учебник содержит большое количество интересных заданий по написанию e-mail сообщений, электронных писем. Например, сообщение на форум “Describe your pet”, “Write an e-mail to grand parents from your holiday”,” Make a factfile of your favorite singer”, “ Make a leaflet about your city”, “My favourite sport”
В Контакте на своей странице я создала группу «Любителей английского языка» школы №403, пригласив туда моих учеников, что проблемой не было, так как все они у меня в друзьях, кроме того у меня есть мини-сайт в сети.
Адрес группы http//vk.com.club36729398,адрес мини- сайта http://nsportal.ru/kravcovatatiana
И работа началась: 5 класс получил задание написать электронное письмо дедушке и бабушке об отдыхе с семьёй в другой стране. Письменное задание в тетради нужно было продублировать письмом мне в группе. Несколько писем было написано, я опубликовала их на стене в группе, тут же родилась идея добавить фотографии стран, где учащиеся отдыхали. Дети нашли очень красивые фотографии, стараясь, чтобы у каждого была самая красивая. Помимо отработки Present Continuous, написания лексических единиц по теме»Holidays”, умения структурирования текста-письма, мы совершили виртуальные экскурсии по странам в неформальной непринуждённой обстановке. Тут же были созданы темы »My pet», « My favourite sport” (7 класс ), “ Green Transport” (9 класс ), “Welcome to Tsarskoe Selo”,” Ecological problems”, куда учащиеся добавляли свои сообщения, рассказы, снабжая их иллюстрациями из Интернета.
И так, в неформальной обстановке началось достаточно продуктивное общение с учащимися через Интернет. Возможен вариант переписки по электронной почте, но в данном случае работа учащегося доступна только учителю, а учащимся интересно увидеть работы одноклассников, продемонстрировать свою, кроме того, элемент соревновательности является хорошим стимулом. Какие же задачи мы решаем, используя электронную почту, электронные сообщения?
Общеобразовательные:
1.Развитие навыков письменной речи , отработка грамматической стороны речи, лексической, пунктуационной грамотности.
2. Совершенствование умений структурировать текст в соответствии с поставленной задачей (личное письмо, рассказ-описание)
3. Получение навыков и умений, необходимых в том числе и для будущей профессиональной карьеры (мир современных технологий, бизнеса, политики, в нём электронная почта давно заменила другие способы связи и общения )
Разумеется, ребёнок не может всё и сразу написать правильно. Процесс написания работы превращается в сложный процесс, но увлекательный.
Развивающие задачи:
1.Дети учатся интерактивному взаимодействию
2.Данная работа совершенствует навыки работы учащихся с компьютером, стимулируяих к совершенствованию навыков владения им .
3 Приобретаются и совершенствуются навыки поиска необходимой информации в интернете, её анализ, переработки её в соответствии с поставленной задачей.
4. Элементы дистанционного обучения (если ребёнок не посещает школу по причине болезни, он может послать Вам своё сообщение по электронной почте, посмотреть работы одноклассников, задать вопрос)
Воспитательные:
1. Неформальность обстановки процесса способствует установлению более дружеских отношений учителя с учениками, что в свою очередь приводит к созданию более комфортной для учащихся обстановке на уроках английского языка,росту интереса к предмету.
2.Воспитание толерантности, интереса и уважению к чужой культуре, традициям, обычаям.
3.Умение общаться с учителем, с одноклассниками посредством электронной связи.
4. Отвлечение ребёнка от пагубного, порой бесконтрольного пользования Интернетом путём направления его интереса в полезное русло.
Учебник содержит так же большое количество творческих проектных заданий в разделах «Project’’ , “Portfolio”. Прекрасные возможности для выполнения подобных заданий даёт нам презентация. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе.
При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно:
· при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
· при изучении грамматического и страноведческого материала, когда увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Для меня как учителя особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, я объединяю в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.
Для создания ММП я использую следующие компьютерные программы: MicrosoftWord (позволяет форматировать нужный текст), MicrosoftPowerPoint (делает доступными действия с анимационньнми картинками, звуковыми и видео файлами) MicrosoftInternetExplorer (позволяет работать с ресурсами Internet).
Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:
· простота (управления);
· умеренное эстетическое оформление слайда;
· соответствующий стиль подачи материала;
· отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в младших классах. Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые мы наработали:
Весь урок, по нашему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
На моих уроках целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим комментария, таблицей и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.
Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.
Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:
· сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
· возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
· возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
· возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
· возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
· активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
· осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;
· экономии учебного времени;
Существует множество программ помимо Microsoft Power Point, используемых для создания презентаций это:
OpenOffice.org Impress,
Keynote,
SoftMaker Presentation,
KPresenter,
Multimedia Builder
В зависимости от предназначения презентации отличаются определёнными особенностями.
-Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.
-Презентация, созданная для поддержки какого-либо доклада, выступления, отличается большим минимализмом, содержит небольшое количество текста, так как текст проговаривается ведущим и служит для визуализации его слов.
-Презентация, созданная для видео демонстрации, включает в себя видеоролик об объекте презентации, иногда текст, аудио дорожку. Пример такой презентации – рекламный видеоролик.
Каковы же преимущества использования программы Power Point в учебном процессе вообще и для развития письменной речи, в частности?
- Презентацию интересно создавать, приятно смотреть.
- В презентации есть функция проверки правописания
- Презентацию можно отправить по электронной почте учащимся, которые пропустили урок.
- Программа Power Point достаточно проста в изучении, её основы можно постичь очень быстро.
- Использование презентации повышает мотивацию учащихся, потому что работать над созданием презентации гораздо увлекательнее, чем выполнять обычную письменную работу
- Презентация – это свобода творчества, пользуясь ею, учащиеся создают свои авторские мульти медийные продукты.
Требования к содержанию презентации
1.Минимум текста – правило презентации. Текст должен содержать самый необходимый материал – всё остальное должно быть заменено иллюстративным материалом.
2.Презентация должна быть краткой. Оптимальный вариант -10 слайдов.
3Анимация должна быть уместной и оправданной. Если материал серьёзный – лучше без неё обойтись
4Текст должен быть структурирован и логичен: каждый последующий слайд вытекает из предыдущего.
Требования к оформлению презентации.
- Необходимо единство слайдов презентации.
- Должна присутствовать контрастность тона и цвета.
- Текст презентации должен быть легко читаемым, необходимо учитывать его количество и размер.
- Заголовки слайдов должны быть оформлены в едином стиле, точка в конце должна отсутствовать.
- Необходимо соблюдение принципа симметричности в отношении отдельных элементов на слайде.
- Количество изображений на слайде не должно превышать 8, все изображения должны быть чёткими.
Использование презентации повышает мотивацию учащихся, потому что работать над созданием презентации гораздо увлекательнее ,чем выполнять обычную письменную работу. Мною вместе с учащимися создано большое количество презентаций по различным тема, часто идеи презентаций рождаются в процессе обучения. 9 класс – раздел’’ Going green” при работе над текстом”Green transport” учащимися были выполнены очень интересные работы об экологическом транспорте: решено было данные работы, идеи объединить в одну общую презентацию ‘Ecological transport’. Наша школа экологическая, потому всё, что имеет отношение к экологии, нам интересно.Я использую технологию регионоведения в преподавании английского языка: тема родного города, его истории, замечательных исторических памятников с моей точки зрения прекрасная мотивация для учащихся. При изучении тем «I,m from…», «Famous people», «Great Inventions» был создан целый ряд презентаций, посвящённых истории Царского Села, его архитектурным, скульптурным памятникам, истории нашего микрорайона. В итоге,возникла целая электронная копилка презентаций. Я использую данные презентации целиком или отдельные слайды при изучении определённых тем в разных классах как на уроках, так и во внеклассной работе.
Welcome to Tsarskoe Selo!
2. Factfile about Pushkin
3. By the green path into the depth of history
4. Green Transport
6.Records of Glory
7. From the history of Tsarskoselskaya Railroad
8. Wooden buildings in Tsarskoe Selo
9.Tsarskoe Selo – is the city of technical innovations
10.Nataly Goncharova is the muse of the greatest poet
From the history of our microdistrict
1.My microdistrict
2.The Chistyakov,s museum.
3 .Moskow gate and its history
4. The monument to Ernst Thelman
Ecological problems and the ways of their solutions
1. Green transport
2. On the green parth into the depth of history
3. Green Transport
My home
- My favourite pet.
- My holidays
Grammar Tenses
1.Present Simple
2. Present Perfect
3.Past Simple
Применение компьютерных технологий позволяет решать множество задач – развитие письма, развивает когнитивные навыки, формирует атмосферу благоприятного сотрудничества между учащимися, классом и учителем. Но мы чётко должны осознавать – данные технология не панацея, а одно из средств. Мы должны понимать для чего мы их используем, оправдано ли ихприменение на том или ином уроке, при выполнении того или иного задания. Результатом будет, если наши учащиеся научатся использовать интернет для эффективного общения, продуктивной работы, если интерактивные технологии помогут решать конкретные задачи при изучении английского языка.
Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого нового технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе.
При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Это особенно важно:
· при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе / экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
· при изучении грамматического и страноведческого материала, когда увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Для меня как учителя особое значение приобретает простота использования этой программы. Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, я объединяю в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.
Для создания ММП я использую следующие компьютерные программы: MicrosoftWord (позволяет форматировать нужный текст), MicrosoftPowerPoint (делает доступными действия с анимационньнми картинками, звуковыми и видео файлами) MicrosoftInternetExplorer (позволяет работать с ресурсами Internet).
Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к любой наглядности:
· простота (управления);
· умеренное эстетическое оформление слайда;
· соответствующий стиль подачи материала;
· отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в младших классах.
Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. Нас в школе 5 «иностранцев», и каждый создает презентации по своему, со своим, только этому педагогу присущим подчерком. Одно неоспоримо: эти программы стали важным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так на пример, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме того, в презентации можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. На пример, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются:
· по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);
· по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);
· по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Но, исходя из темы моего опыта, речь сегодня пойдет о тех, которые способствуют поликультурному воспитанию школьников.
Я считаю, что именно в работе по поликультурному воспитанию школьников использование ММП является наиболее актуальным. Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету я не только получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.
То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения исскуства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Сельские школьники редко выезжают на экскурсии за пределы села или края, фонды крупных музеев нам не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Галерея ТЭЙТ и Третьяковка, Британский музей и Эрмитаж, Библиотека Конгресса США и Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные актеры, Шекспировский театр и Мариинка – вот далеко не полный перечень ММП, имеющихся в нашем арсенале по данной теме.
Кроме того, очень ценна возможность получить действительно аутентичные материалы. Когда я готовила ММП о Лондонском Тауэре, то вышла на собственный сайт этого музея. Информация – потрясающая! О Лондоне и Великобритании, королевской семье и истории флага Соединенного Королевства, английской еде и американской школе мы узнаем от носителей языка. Пусть мы не слышим их, но зато можем почувствовать разницу между учебным текстом/диалогом в наших учебниках и реальным рассказом подростка из Лондона о своем рабочем дне. Провести заочное путешествие по историческим местам Вашингтона с помощью туристических карт и проспектов.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые мы наработали:
Весь урок, по нашему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
На моих уроках целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим комментария, таблицей и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.
Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.
Я вижу целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:
· сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
· возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
· возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
· возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
· возможности использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);
· активизации внимания всего класса; поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
· осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;
· экономии учебного времени;
· развитии креативных способностей в организации учебной деятельности.
Широкое применение ММП на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Уже в начальных классах дети делают свои работы по темам «Мой день», «Мой любимчик» или «Мой день рождения» и др. В прежние времена я время от времени давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по теме, которой нет в учебнике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.
Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентацииже можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.
Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого по английскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников. Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную методику.
Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников. Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала.
Большой интерес вызвала работа над проектами “Ournativevillage” в 8 классе. В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, очень полезно уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям об истории происхождения населенного пункта и т.д. Безусловно, выполнение проекта затребовало большой работы, как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Но она позволила мне сформировать языковые и страноведческие знания по теме «Город/село», развить навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности, успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика. При работе над проектом каждая из групп создавала ММП, использовались различные источники информации. Школьники сами делали фотографии тех мест в родном селе, о которых они рассказывали и вставляли их в презентации.
Работа над проектами заставляет учащихся пристальнее вглядываться в свою и чужую историю, сравнивать, анализировать, обобщать. Решая проблему «Почему самые знаменитые музеи мира появились в 19 веке?», старшеклассники обратили внимание на то, что и галерей Тейт, и Третьяковская галерея были созданы примерно в одно и тоже время (вторая половина 19 века), их создатели были не профессиональные художники. Оба были состоятельными людьми и тратили много средств на приобретение картин и других произведений искусства. Оба подарили свои собрания государству. А, готовя виртуальные экскурсии по этим музеям, учащиеся смогли выделить те жанры живописи, которые были типичны и для русских, и для английских художников того времени. Выявили они и отличия, обусловленные и географическим положением стран, и их историей. А рассказ одной из групп об истоках Британского музея и его фактическом основателе Сэре Гансе Слоуне напомнил о недавнем приобретении великолепной и разнообразной коллекции семьи Ростропович- Вишневская для России. Ребята справедливо предположили, что эта коллекция тоже может стать началом нового интересного музея. И это только несколько примеров…
Вся эта исследовательская работа, прежде всего, способствует развитию социокультурной компетенции школьников, воспитанию терпимости к чужим культурам, пробуждению интереса и уважения к ним. Что собственно и является проблемным полем моего опыта. Людям из разных стран порою трудно общаться между собой не из-за слабого знания языка собеседника, а из-за того, что они представляют разные культуры, и их социокультурная компетенция не достаточно развита. Сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха, как никогда, остро стоит проблема воспитания терпимости, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур.
В заключение не могу не коснуться вопроса применения тестирования на уроках. Его преимущества в том, что за несколько минут одновременно и продуктивно работает вся группа и учитель получает срез обученности всех учащихся. Системность в применении тестирования вынуждает школьников готовиться к каждому уроку, работать регулярно. Такая проверка помогает увидеть пробелы в знаниях и спланировать их устранение. Программа тестирования, которая применяется в нашей школе, довольно проста в эксплуатации и позволяет организовать тестирование по любым темам. Она имеет три вида тестов: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и «соотнести». Последний дает возможность использовать рисунки, фото, схемы и т.д. Программа позволяет проверить процент усвоения материала, причем результаты заносятся в электронный журнал. Хорошо и то, что после выполнения задания, ученик может увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно.
Я работаю с этой программой либо в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит за отдельным компьютером и выполняет подготовленный мною комплект из 2-3 тестов самостоятельно. Результат их работы я проверяю уже после урока по журналу программы. Либо мы работаем с одним тестом, но у ребят есть возможность посмотреть свои ошибки и сделать тест 2-3 раза, пока не достигнут хорошего результата. В этом случае осуществляется индивидуализация обучения. Кстати, подобным же образом я организую и работу с ЭОРами. Но возможность работать в компьютерном классе предоставляется нам не часто. Обычно учащиеся выполняют по очереди один и тот же тест на одном ноутбуке в кабинете иностранного языка. На этом уроке они только узнают свои результаты, а анализ ошибок и работа над пробелами идет уже на следующем уроке.
Понятно, что создание тестов требует достаточно много времени, но и здесь я привлекаю к работе старшеклассников. Когда есть отобранный материал, они с удовольствием работают в этой программе. А некоторые даже создают тесты на материале, найденном или подобранном ими самими. Так я получила красочный тест, посвященный королевской семье с фотографиями всех детей и внуков Елизаветы II.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.
Анкетирование, проведенное в этих классах, показывает следующее:
· - 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;
· - 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
· - 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке ММП;
· - 66% - нравится работать с тестами на компьютере;
· - 74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает возможность избежать субъективности оценки.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
· мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
· они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
· улучшают качество усвоения материала;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· дают возможность избежать субъективности оценки,
Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
| Результаты анкеты «Отношение к учебным предметам" |
| ||
|
|
|
|
|
№ | предмет | изучаю с интересом | равнодушен | не люблю |
1 | русский язык | 12% | 12% | 76% |
2 | литература | 25% | 50% | 25% |
3 | английский язык | 43% | 34% | 23% |
4 | математика | 58% | 22% | 20% |
5 | история | 37% | 63% | 0% |
6 | биология | 37% | 37% | 26% |
7 | физ.культура | 62% | 12% | 26% |
8 | труд | 55% | 45% | 0% |
9 | ИЗО | 88% | 0% | 12% |
10 | музыка | 25% | 50% | 25% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков письменной речи у учащихся С(К)ОУ VIII вида
Материал позволяет оценить степень овладения элементарными навыками письменной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи в 5 классе
Научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами....
Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков письменной речи у учащихся
Данная статья содержит материал из опыта работы по применению в преподавании английского языка ИКТ для развития у учащихся навыков письменной речи...
Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».
Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...
Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка с помощью дистанционного обучения
Использование электронной почты как один из методов обучения письменой речи на уроках английского языка....
Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.
Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...
Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы «Написание эссе по нравственной тематике»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание ду...