Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы «Написание эссе по нравственной тематике»
методическая разработка на тему
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. В статье рассматривается один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ - использование притч во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы
«Написание эссе по нравственной тематике»
«Влияние нравственное составляет
главную задачу воспитания»
К.Д.Ушинский
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ - использование притч во внеурочной деятельности.
На материале евангельских притч (для того, чтоб дети лучше поняли, зачем следует делать добро и удерживаться от грехов) и книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (Почему письма? Потому что адресованы молодым, кому ещё предстоит учиться жизни, идти её сложными путями. Я считаю, что это сборник мудрости) рассматриваются разные темы:
- «Учитесь учиться», на основе притчи о сеятеле и о талантах и двадцать шестого письма Д. С. Лихачёва.
- «Когда следует обижаться?», на основе притчи о жестоком заимодавце и девятого письма Д. С. Лихачёва.
- «Путями доброты», на основе притчи о милосердном самарянине и сорок шестого письма Д. С. Лихачёва.
- «Искусство ошибаться», на основе притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисеи и восемнадцатого письма Д. С. Лихачёва.
- «О милосердии», на основе притчи о богатом и Лазаре и шестнадцатого письма Д. С. Лихачёва.
1) Работа над притчами подвела ребят к размышлениям. Все учащиеся класса приняли участие в муниципальном конкурсе «К поискам вечной истины» в номинации «Евангельские притчи. Чему учат они?» и были отмечены грамотами. (6 кл.)
2) Следующий этап в моей работе - это повышение роли книги в духовно-нравственном, патриотическом воспитании детей; воспитание любви к чтению. Участие в конкурсе «Моя любимая книга». Многие отметили притчи и книгу Д.С.Лихачёва. Четыре работы были отмечены Грамотами. (7 кл.)
3) Следующий этап - участие в краевой конференции «Христианские ценности в русской литературе». 6 работ было отправлено. В номинации эссе все места были наши. Работы отмечены Дипломами. (8 кл.)
4) «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
5) «С книгой по жизни» («Социальная реклама чтения и книги», «Малоизвестные авторы Пермского края»)
6) Книга своим руками.
Всем вам известны строки из стихотворения В.С.Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в моём случае это притчи и художественное произведение, обладают невероятным могуществом.
Задачу, которую ставит перед нами, учителями, государство, а именно
«воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей» я решаю словом. Результат есть.
С такой аудиторией, как наша сегодняшняя, я ещё не писала эссе по нравственной тематике. Я хочу предложить Вам, дорогие коллеги, сегодня заняться написанием эссе. Итак, что же такое эссе?
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Алгоритм написания эссе.
1. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
2. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты.);
3. Набросайте аргументы «за» или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер;
4. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта...
5. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету;
6. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты);
7. Сделайте вывод.
- Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Нравственность -
Мораль -
Задание 1. Разминка.
Мудрые мысли.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание.
«Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель).
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян Брант).
«Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
«Не привыкай к безделью, учись рукоделью»
«Уважай отца и мать будет в жизни благодать»
- Как сказал Сухомлинский В.А. «очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).
- В старину детей с трехлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства. Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын - мешочек; у мамы веретено, у дочки - веретенце.
Что ж, и нам нечего без дела сидеть!
Задание 2. Инсценировка.
- Большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Я предлагаю Вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».
(методом жеребьевки выбираются участники).
Бабушкина сказочка
Ведущий. Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала Бабушка…
Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.
Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней во всю отпущенную мне Богом жизнь.
Бабушка. Подумал волшебник и сказал…
Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник: Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую – удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого выбрать…
Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Бабушка. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой -, как изумруд, - зеленые, у третей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
Бабушка. Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?
Ведущий. И Катя задумалась… Давайте и мы с вами поразмышляем над этим вопросом и напишем эссе на тему «Кого бы я выбрал для своего ребёнка в подружки?».
Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.
Бабушка. Людям нужно стать добрее!
Заключение.
- В каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/14/picture-92131.jpg)
Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи в 5 классе
Научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/27/picture-71476.jpg)
Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков письменной речи у учащихся
Данная статья содержит материал из опыта работы по применению в преподавании английского языка ИКТ для развития у учащихся навыков письменной речи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/15/picture-274046-1373876281.jpg)
Использование ИКТ для развития навыков письменной речи у учащихся
Статья содержит материалы об использовании средст ИКТ для совершенствования и развития навыков письменной речи на английском языке у учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-322504-1382422328.jpg)
Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».
Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-368282-1394967884.jpg)
Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка с помощью дистанционного обучения
Использование электронной почты как один из методов обучения письменой речи на уроках английского языка....
Мастер класс «Формирование и развитие навыков диалогической речи». 2014-2015 учебный год.
На современном этапе делаются успешные попытки по формированию и развитию навыков диалогической речи через внедрение ФГОС. Подтверждением этого служит учебник «Английский в фокусе». На средней с...
Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.
Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...