Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему
Научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_po_razvitiyu_navykov_pismennoy_rechi.docx | 875.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова Татьяна Анатольевна
Учитель – логопед
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №3
Петроградского района Санкт-Петербурга
Логопедическое занятие по развитию навыков письменной речи
в 5 классе.
Визитная карточка занятия
Тема: « Я напишу тебе письмо».
Грамматическая тема: Образование родственных слов.
Тип занятия: комбинированное
Цель: научить детей использовать возможности эпистолярного жанра для воспитания у них желания общаться друг с другом, делиться своими мыслями и чувствами.
Задачи:
- Учить детей отбирать языковые средства для построения письма другу.
- Формировать умение редактировать деформированный (наложенный) текст.
- Создать условия для развития познавательной мотивации через обучение рациональным приемам обработки информации.
- Развивать умение образовывать родственные слова; составлять словосочетания.
- Совершенствовать лексическую сторону речи через использование материалов по истории города; обогащать словарный запас детей.
- Создать условия для тренировки логического мышления, воспитания основ вежливости.
Технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, приемы рациотехники.
Оборудование: карточки со словами из словаря Ожегова, материал по истории города, деформированный текст, карточки – помощники, книги с письмами А.С.Пушкина, А.П.Чехова, рассказ А.П.Чехова «Ванька», конверты, марки.
Предварительная работа: учебные экскурсии по Александровскому парку и на Почту с целью сбора информационного материала, а также коррекции коммуникативного и речевого развития детей.
Ход занятия | |||
Этапы | Деятельность учителя - логопеда | Деятельность детей | |
1 этап. Организационный. Упражнение на внимание | Приветствие гостей. Прослушать слова, назвать лишнее: - посылка, бандероль, телеграмма, весна, открытка, письмо, журнал, газета -Что объединяет все эти слова? | Приветствуют гостей -весна - все слова имеют отношение к почте(смотрят словарик) Образуют родственные слова почта - почтальон ( в карточке делают морфемный разбор слов) | |
2 этап. Разминка « Доскажи словечко» | Возят почту корабли, Самолеты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют… (М.Белкина) СЛАЙД 1 из истории почты | -почтальоны | |
3 этап. Расширение словарного запаса. | Слова-существительные. письмо, газета, журнал, телеграмма, открытка, бандероль, почта Составить словосочетания: существительное и прилагательное (срочная, ценная, заказное, поздравительная, детский, электронная) | Работа в парах у доски и на партах. - срочная телеграмма - ценная бандероль -заказное письмо - поздравительная открытка - детский журнал - вчерашняя газета - электронная почта | |
4 этап. Вступительная беседа. Объявление темы занятия. | - В настоящее время прочно вошли в нашу жизнь мобильная связь, электронная почта, общение в сети Интернета. - А знаете ли вы, каким наиболее распространенным способом общались люди в недавнем прошлом? Загадка: Без ног приходят Без языка рассказывают. - Сегодня мы ближе познакомимся с таким жанром письменной речи как письмо. Будем учиться писать письма. - Короткие телефонные разговоры, СМС сообщения не позволяют передать наши чувства и мысли. И только в письмах можно подробно рассказать о себе, передать теплоту своих чувств. | - Письма | |
5 этап. Редактирование текста. Физминутка для активизации умственной активности и расслабления мышц шеи. | СЛАЙД 2- письмо (наложение 2-х текстов) - К нам в школу пришло письмо, но перемешались в компьютере два текста. (См.приложение №1) СЛАЙД 3 – письмо (отредактированное) ( См.приложение №2) - Составим план письма. - Выполним упражнения « Любопытная Варвара»
| Редактируют текст на интерактивной доске. ( стирают наложенный текст) Составляют план письма ( запись на доске) 1.Обращение. 2. Представление. 3. Основное содержание. 4. Прощание. Подпись. PS (пост скриптум – после написанного) Выполняют упражнения . | |
6 этап. Актуализация знаний. Написание писем. | - Будем писать ответ Юре. -Вспомним поговорку: Что написано пером Не вырубишь топором. - Объясните смысл поговорки. Типы обращений: дружеское, официальное. Чтение писем А.С.Пушкина и А.П.Чехова (частные) Типы обращений в старые времена . Современный тип обращений ( дорогой , милый ,друг, товарищ, привет, здравствуй, уважаемый, господин) СЛАЙД 4 – Александровский парк - Давайте вспомним наши экскурсии по парку. - Выберите собранную ранее информацию, которую хотите вставить в основное содержание своего письма. - Выберите форму прощания из карточки-помощника (до свидания, до скорой встречи, пока). --Подпись под письмом так же обязательна, как чистые руки для каждого опрятного человека. Анонимные письма пишут, как правило, люди грязные, трусливые. Анонимки ( смотрите словарик) вызывают прежде всего чувство недоверия и брезгливости к их авторам. Если уж вы пишите обличительное письмо, имейте мужество делать это в открытую, с поднятым забралом | Объясняют смысл поговорки. Читают обращения в письмах и определяют их тип. Выбирают обращение к Юре (из карточек на парте). Записывают начало письма. Выходят к доске и выбирают подготовленные отрывки из материалов по истории Александровского парка. Пишут письма. Работают со словариком. Образуют родственные слова: анонимка – анонимщик ( делают морфологический разбор слов) | |
7 этап. Коллективная работа. | - Составьте устно одно письмо из 2-х написанных. | Работают в парах. Зачитывают полученные варианты, дополняя друг друга. | |
8 этап. Оформление конвертов. Решение проблемного вопроса. | - Запечатаем письма в конверты. Важно грамотно подписать конверты. СЛАЙД 5– «Ванька Жуков» - Прослушайте отрывок из рассказа А.П.Чехова про Ваньку Жукова. - Дойдет ли письмо? -Напишем адрес с индексом. -Образуйте родственное слово от слова адрес Загадка: Что путешествует по свету, Оставаясь в одном углу? -Как называется коллекционирование марок?( из словарика) - Как называется человек, собирающий марки? | Запечатывают письма в конверты. Слушают отрывок. - Письмо не дойдет, нет точного адреса. Работают в карточке- словарике; адрес-адресат ( делают морфемный разбор слов) Оформляют конверты. - марка Приклеивают марки. Работают в карточке- словарике: -филателия
филателист ( морфемный разбор слов) | |
9 этап. Рефлексия. | - Письма известных, великих людей – это отдельные произведения. Произведения Пушкина, его письма частного характера. От чтения этих писем получаешь огромную радость. Конечно, Пушкин – это талантливый, гениальный человек, и так, как он, не напишешь. Но, может быть, нам стоит тоже попробовать, а вдруг и ваши письма когда-нибудь напечатают. А пока мы написали письмо другу. - Что нового вы узнали из урока? - В чем испытали трудность? | Итоги социологического опроса( чаще всего взрослые и дети общаются по телефону, меньшее количество пишут письма и открытки). Ответы детей. Самооценка. |
Приложение №1
Здравствуй, незнакомый друг!
Пишет тебе Юра из города Москвы. Хочу познакомиться с ровесником из города
Наступила весна. Засияло солнце. Прилетели с юга скворцы и цапли.
Санкт-Петербурга и поделиться с ним своими мыслями. Я тоже учусь в 5 классе.
Учиться мне нравиться. Особенно я люблю математику, литературу и физкультуру.
Скворцы поселились в скворечниках, а цапли стали вить гнезда.
В свободное время занимаюсь в клубе футболом.
Скворцы и цапли стали выводить птенцов.
У меня и форма настоящая есть. Наш тренер Иван Петрович - очень опытный
Весной оживает вся природа. Тает снег. Греет солнышко. На реке ломается лед.
футболист. Он нас тренирует по-настоящему, готовит в мастера спорта. Сам я болею за команду «Динамо». А какая у тебя любимая команда?
Напиши мне про себя, про твою школу. Буду очень ждать от тебя письма. До встречи! Юра.
Приложение №2
Здравствуй, незнакомый друг!
Пишет тебе Юра из города Москвы. Хочу познакомиться с ровесником из города Санкт-Петербурга и поделиться с ним своими мыслями.
Я тоже учусь в 5 классе. Учиться мне нравиться. Особенно я люблю математику, литературу и физкультуру.
В свободное время занимаюсь в клубе футболом. У меня и форма настоящая есть. Наш тренер Иван Петрович - очень опытный футболист. Он нас тренирует по-настоящему, готовит в мастера спорта. Сам я болею за команду «Динамо». А какая у тебя любимая команда?
Напиши мне про себя, про твою школу. Буду очень ждать от тебя письма.
До встречи! Юра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков письменной речи у учащихся
Данная статья содержит материал из опыта работы по применению в преподавании английского языка ИКТ для развития у учащихся навыков письменной речи...
Использование ИКТ для развития навыков письменной речи у учащихся
Статья содержит материалы об использовании средст ИКТ для совершенствования и развития навыков письменной речи на английском языке у учащихся...
Конспект логопедического занятия по предупреждению нарушений письменной речи 1 класс
Конспект по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников 1 класс на тему:фрукты...
Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.
Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...
Мастер-класс по развитию навыков письменной речи учащихся основной школы «Написание эссе по нравственной тематике»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. ВОС-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание ду...
Конспект урока по английскому языку в 8 классе «Развитие навыков письменной речи на примере написания поздравительной открытки»
Конспект урока английского языка разработан с учетом требований ФГОС, предъявляемым к уроку английского языка.Урок разработан для 8 класса. УМК "Sportlight"...
Методическая разработка урока английского языка в 6 классе. Road safety.Развитие навыка письменной речи с применением метода диктоглосс.
В разработке урока английского языка по теме "Road safety"в 6 классе раскрывается методика проведения написания изложения на английском языке с использованием диктоглосса. Этот метод и...