Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Чепурина Татьяна Александровна

Статья, которая была опубликована  во втором томе сборника материалов "Международной заочной научно-практической конференции "Новые образовательные технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А.Чепурина

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Здоровье человека — тема актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Самой важной задачей на сегодняшний день в системе образования,   считается сохранение и укрепление здоровья детей. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным исследований психологов более 60% учащихся постоянно испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся, снижает успеваемость, усиливается состояние тревожности. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.  Длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы.

Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.   Только тогда, когда  процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке, поэтому на уроках целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е.  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых мною используются элементы здоровьесберегающих технологий.

Огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Многие преподаватели ошибочно полагают, что лишь проведение физминутки на уроке английского языка обеспечивает здоровье сбережение школьников, но это не так. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов.

На уроках следует стремиться к тому, чтобы весь учебный процесс проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а тон учителя был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Следует помнить про физиологические и психологические особенности детей школьного возраста, для достижения высокой эффективности урока, необходимы элементы релаксации, которые снимали бы состояние усталости. Кроме физминутки на уроках мною используются также игровые паузы, пение и привлечение внимание за счет эффекта неожиданности, новизны. Новизна, ожидание чего-то необычного – это хороший способ снятия эмоционального напряжения у учащихся. Работая с детьми дошкольного возраста, мною  используется для этого игру. На каждом занятии появляется новый вид игры, что помогает мне привлечь внимание детей и вызывает положительные эмоции. Даже в старших классах учащиеся охотно играют. Не стоит забывать, что правильно подобранная игра может не только разнообразить монотонность урока, сделать его ярче, но и также выполнять образовательные задачи. Например, игра “Картинки”. Ребятам предлагается серия простых картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности и составить по ним рассказ.

Ролевые игры являются наиболее интересными для учащихся старших классов. Такие игры позволяют отработать сложные грамматические структуры в ситуациях максимально приближенных к жизни, что снимает интеллектуальное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому языку, способствуют развитию мыслительной деятельности, умения переноса знаний в новую ситуацию.

Прослушивание песни также является эффективным элементом релаксации. Песня не только снижает утомляемость за счет хорошего настроения, но и формирует фонематические, лексические и грамматические навыки, активизирует функции дыхательного и голосового аппаратов, развивает музыкальный слух и память. В качестве физминутки можно предложить ребятам выполнять движения под музыку. Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные. Не следует ставить перед учениками цель запомнить языковой материал, наоборот песня должна освобождать учащихся от умственного напряжения.

Для поддержания интереса к предмету в средней школе мы используем уроки-соревнования. Например:

“Слабое звено”. Правила игры следующие. Приглашаются 8 человек. Им по очереди задают вопросы. После того как каждый участник ответил (или не ответил) на 3 вопроса, жюри определяет, кто должен покинуть игру (меньше всех дал правильных ответов, долго думал, нечетко отвечал и т.д.). Оставшимся игрокам снова задают по 3 вопроса и так до тех пор, пока не останется 2 участника. Среди них проводится финальная игра. Вопросы для финала напечатаны на отдельных листах. Участник достает наугад вопрос и отвечает на него путем выбора ответа из 4-х предложенных. Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

“Олимпийские игры”. Учащиеся делятся на три команды. Выполняют различные задания и выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков. За 1-ое место команда получает золотые медали, за 2-ое – серебряные, за 3-е – бронзовые. Таким образом, каждый ученик занял призовое место и нет проигравших.

На своих уроках мною широко применяются аудио и видео материалы, пропагандирующие здоровое питание, спорт, различные его виды с последующим обсуждением.

Использование дидактического материала как презентации по следующим темам: “Здоровое питание”, “Русская кухня”, “Спорт”, “Экология” может послужить хорошим примером, а также создание и защита учащимися проектов по данной тематике.

Следует отметить, что школьная отметка является одной из здоровьесберегающих технологий, от которой зависит эмоциональное состояние ребенка. Уходя с урока, ученик должен ощущать состояние комфорта, удовлетворенности, защищенности. В этом и заключается задача учителя - помочь ребенку почувствовать себя счастливым.

Не менее важной здоровьесберегающей технологией является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещённость, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка  приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается мотивация изучения предмета, качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

                                           ЛИТЕРАТУРА:

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. - 175 с.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.  - 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся/Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с. -(Педагогическая мастерская).
  4. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные  технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...