Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
статья (английский язык, 10 класс) по теме
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет об использовании
здоровьесберегающих технологий
учителя английского языка МБОУ СОШ № 1
г. Курганинска Краснодарского края
Громовой Зои Владимировны
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка: ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий. Использование новых форм и методов преподавания и раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению. В связи с этим необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся я использую смену видов работ:
- самостоятельная работа,
- чтение,
- письмо,
- слушание,
- ответы на вопросы,
- работа с учебником (устно и письменно),
- работа над проектами.
Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.
При организации занятия выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и определенными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:
5–25-я минута – 80%;
25–35-я минута – 60–40%;
35–40-я минута – 10%.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие продолжительной или интенсивной работы. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства восстановления работоспособности.
Но нельзя говорить о методах здоровьесберегающих технологий не затронув здоровьесберегающие условия и приемы.
Здоровьесберегающие условия и приемы
1. Выполнение санитарных правил и норм (режим проветривания, освещенности, эстетики функциональности кабинета, режим питья).
2. Система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом (к 5 классу дети должны овладеть приемами релаксации и иметь Возможность на уроке применять их по потребности), интенсивностью работы и номера урока в расписании.
З. Снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении. Использование на уроке всего пространства класса, а ели нужно, и рекреации.
4. В любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья. При нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка. Для себя и детей сформулировать цель и задачу, которых можно достичь за 40 минут.
Школьный курс английского языка имеет практическую направленность и для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, а также поддержания при этом мотивации обучаемых я использую метод сохранения и укрепления здоровья. При организации и проведении любого урока должны учитываться физиологические гигиенические требования, создание необходимых условий для сохранения здоровья учеников.
На своих уроках я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным и в этом мне помогают: во-первых, комплекс дыхательной гимнастики, так как от частоты дыхания зависит правильное чтение текста.
дыхательные упражнения
- Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем;
- Задержите дыхание до 3;
- Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6;
- Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.
На начальном этапе обучения в игровой форме надуваем шарик. Между детьми проводится конкурс « У кого шарик больше?». В среднем звене с использованием такого упражнения дети отрабатывают грамматический материал - степень сравнения прилагательных. Комплекс дыхательной гимнастики использую параллельно с фонетической отработкой звуков (А-а-а! U-u-u! и т.д.).
Для создания приятной и располагающей обстановки на уроке, я использую зарядки - релаксации. С английского языка relax переводится - уменьшать напряжение, расслаблять, отдыхать. По времени это занимает 3-5 минут. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, что ведет к улучшению усвоения материала. Формы релаксации различны:
- это всякого рода движения,
- игры по ситуациям,
- использование пантомимы,
- игра в мяч,
- пение,
- танцевальные движения.
Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель - запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память. Такая форма релаксации как зарядка очень распространена среди учителей иностранного языка, она основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка или слово, воздействует на чувство и сознание ребят.
На начальном этапе в течение урока я провожу две физкультминутки, одна на английском языке, вторая на русском, которая используется для профилактики простудных заболеваний:
Рифмовки для физминуток.
1. Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
2. Чтоб не кашлять и чихать,
Надо носик растирать.
3. Лоб мы тоже разотрем:
Ладошку держим козырьком.
4. Вилку пальчиками сделай-
Ушки ты массируй смело.
5. Знаем точно: да- да - да,
Нам простуда не страшна.
Рифмовки для физминуток на английском языке.
Hands up, hands down
Hands on hips
Bend left, bend right
To the side Hop Stop
Clap,clap,clap your hands
Clap your hands together
Stamp, stamp,stamp your feet
Stamp your feet together
Nod Nod Nod your head
Nod your head together
Dance dance dance a dance
Dance a dance together
One, one, one.
Little dog, run!
Two, two, two.
Cats see you.
Three, three, three.
Birds in the tree.
Four, four, four.
Frogs on the floor.
Игра - следующая форма релаксации, которая используется на моих уроках. Игра способствует отдыху, вызывающая удовольствие и легкость. Такая форма релаксации используется при изучении алфавита: игра - пантомима изобразите букву, т. е. нарисуйте букву в воздухе. При изучении темы « Животные» изображаем животное мимикой или движением, головой, жестами, подобные игры используются как способ развития координации ног и рук, других частей тела и вызывают положительные эмоции на уроке.
Игры на уроке английского языка.
- Игра Who Is He (She)?
Очень часто в самом начале изучения английского языка дети путают местоимения He и She. Для наилучшего запоминания я использую эту игру:
Teacher: Children, you know the English names for many animals: a bear, a wolf, a ... Yes, Masha. Masha: A tiger.
Olya: A goose.
Kolya: A duck.
Misha: A fox, a ...
Teacher: Wait a minute ... Don't say the animal you know but play it. Katya, please. What animal will you play, I wonder? What is she?
Lena: She is a fox.
Teacher: Now, Oleg, please. What is Oleg?
Jane: She is ...
Teacher: You are speaking about Oleg ...
Jane: He is a tiger.
Oleg: No, I am not a tiger.
Teacher: And what are you?
Oleg: I am a wolf.
The Forest of all Colours
Задание: нарисовать летний или осенний лес.
– What colour are the trees?
– What colour is the sky?
Учитель обращает внимание детей на то, что весной и летом расцветают разные цветы.
Учитель спрашивает, какие по цвету бывают цветы.
Учитель: What colours are flowers in summer?
Ученик: They are red, green, yellow, white...
Ученики говорят по цепочке:
Уч. 1: The flowers are red.
Уч. 2: The flowers are red and white.
Уч. 3: The flowers are red,white, blue.
Уч. 4: The flowers are red, white, blue, yellow.
Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Активизирует функции головного мозга и дыхательного аппарата, повышает интерес к предмету, развивает слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Песни на английском языке.
"Happy birthday to you"
Happy birthday to you!
Happy birthday to you!
Happy birthday, dear (ИМЯ)
Happy birthday to you!
Эту песенку мы исполняем с детьми, когда у нас в день занятия есть именинники.
What’s the time, Mr. Wolf?
What’s the time, Mr. Wolf?
It’s eight o’clock! Time to get up. I’m so hungry
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s nine o’clock! Time for breakfast
What’s the time, Mr. Wolf? , but I’m still hungry.
It’s ten o’clock! Time to brush my sharp sharp teeth
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s eleven o’clock! Time to get dressed. I’m so handsome
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s twelve o’clock! Time for lunch
What’s the time, Mr. Wolf? , but I’m still very very hungry.
It’s one o’clock! Time for a nap
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s two o’clock! Time to read a book
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s three o’clock! Time to clean the dining room
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s four o’clock! Time for snack
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s five o’clock! Time to set the table
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s dinner time!
Эту песню можно использовать на уроках по теме «Время».
Во время урока не все учащиеся работают одинаково и это зависит, не от того, выучил, знает, а от того, что не всем одинаково работается в разные часы суток и мы должны это учитывать, и на помощь в этом мне приходит своеобразная разрядка, т.е. смена деятельности, такая форма разрядки приводит к быстрому восстановлению работоспособности. Например, рисование способствует не только отдыху, но и запоминанию сказанного; лепка из пластилина, такая форма разрядки на начальном этапе обучения, способствует улучшению моторики.
После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить произношение многих звуков. А это очень важно, так как говорение, наряду с аудированием, является наиболее важным видом речевой деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку.
Для проведения пальчиковых игр я использую считалочки.
One, two, three, four, five,
I caught a fish alive.
Six, seven, eight, nine, ten,
I let him go again.
O-U-T spells out goes you!
|
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, 23 февраля, 8 Марта, окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.
Часто со своими учениками ставлю детские театрализованные сценки на английском языке для младших школьников.
Сценарий сказки «Теремок» на английском языке.
Story-Teller: The Mouse has no father, no mother, no house and no friends. She is very unhappy. One day she went for a walk and came to a beautiful little house in the forest.
The Mouse: What a nice Teremok! I must live here.
The Green Frog: Good morning, Mouse.
The mouse: Good morning. Who are you?
The Green Frog: I am a Green Frog! I can jump and sing.
The Mouse: I’m a little mouse. Let’s live together!
The Green Frog: Let’s sing a song! The more we are together…
Story Teller: So the mouse and the Green Frog live together. They like to eat much and then to sing a song.
The Hare: Good afternoon. I am a White Hare! I am very unhappy. I have no friends. But I can jump and work.
The mouse, The Green Frog: Let’s live together!
Story Teller: So the mouse and the Green Frog, and The Hare live together. They eat much, work much and then they sing a song.
The Gray Wolf: Good afternoon. Don't be afraid of me!
The mouse: Good afternoon. Who are you?
The Gray Wolf: I am a Grey Wolf! And I am kind and clever. Please, let me live with you.
The mouse: I’m a little mouse, she is the Green Frog, and he is a hare. Let’s live together!
Story Teller: So the mouse and the Green Frog, the Hare and the Gray Wolf: live together. They work much, eat much, and then they sing a song.
The Bear: Good evening!
The mouse: Who are you?
The Bear: I am a Brown Bear. I am strong and big please, let me live with you.
The mouse: You are good and we like you, but you are too big!
The mouse, The Green Frog: You are too big!
The Bear: What can I do?
The mouse: We must make a new Teremok, big and nice.
All together: Let's make a new Teremok!
Story Teller: And all friends worked much. At last they made a new teremok. It was very nice and big. And the Mouse, the Green Frog, the White Hare, the Grey Wolf and the Bear still live in the Teremok and they are very happy.
Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.
Еще одним видом деятельности я считаю ролевые игры. Они помогают отвлечься детям от умственной деятельности и дают возможность общению. Ролевые игры в группе также дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов нравятся ролевые игры («Больница», «Аптека», «Прием у врача», «На рынке», «Интервью»…). Они забывают о своем психологическом дискомфорте. Учащимся 10-11-х классов по душе игра-проект, где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.
Виды ролевых игр.
Разговор по телефону.
M: Yes?
K: Good afternoon.
M: Good afternoon.
K: Is Olga at home?
M: Yes, she is. Who is speaking?
K: This is Kate, Olga's friend. May I speak to her?
M: Yes, you may.
O: Yes?
K: How are you, Olga?
O: I am well, Thank you. And how are you?
K: I am well too. And what are you doing?
O: I am doing my homework. And what are you doing?
K: I am watching TV. By the way, what is our homework?
O: Exercise 4.
K: Thank you. Good-bye.
O: Bye-bye.
Покупки в магазине
P1: Good morning!
P2: Good morning!
P1: Have you a red blouse?
P2: Yes, I have. Here it is.
P1: Thank you very much.
P2: Not at all.
P1: Have you a warm scarf?
P2: Sorry, but I haven't.
P1: Good-bye.
P2: Good-bye.
Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка.
Скороговорки на английском языке.
Whenever the weather is cold.
Whenever the weather is hot.
We'll whether the weather,
whatever the weather,
whether we like it or not.
Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
A peck of pickled peppers Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,
Where's the peck of pickled peppers Peter Piper picked?
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
В начале и в конце учебного года я провела анкетирование среди учащихся 3-х классов о настрое и положительной мотивации к предмету.
АНКЕТА
По итогам тестирования сделала вывод, что, используя здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка, у учащихся прослеживается повышение качества знаний, положительная мотивация к предмету повышается, увеличивается количество учащихся, желающих изучать английский язык.
В заключении хотелось бы сказать, что использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Директор МБОУ СОШ № 1 Л.И.Белогурова
Заместитель директора по УВР А.А. Жукова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Выступление на семинаре завучей....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Работа содержит теоретический и практический материал о применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....
Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»
Материал полезен учителям в плане сохранения здоровья детей и разнообразия использования технологий в образовательном процессе....