Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Одним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. А. Бурыкина, МОБУГ № 2

Пояснительная записка

к авторской презентации «Здоровьесберегающие технологии

на уроках английского языка»

Одним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. 

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. 

Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую я стараюсь вносить изменения в традиционную структуру урока, совмещая, по возможности, образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.

Организация уроков часто проходит с привлечением большого количества active songs and games, fingerplays, role plays, chants. Использование данных способов и приёмов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.

Здоровьесберегающие технологии осуществляются также через передвижение по классу, частую смену видов деятельности, проведение речевой зарядки, которая помогает детям переключить внимание с предыдущего урока и способствует вхождению в языковую среду. Речевые зарядки бывают 2 типов: традиционные и естественные. Обязательным условием для моих учеников является то, что они должны ответить хотя бы на один вопрос во время речевой зарядки. Это, как я объясняю детям, служит для меня сигналом, что все готовы к работе.

Не менее важной здоровьесберегающей технологией является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещённость, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д. Важно, чтобы на уроке царила атмосфера эмоционального комфорта. Этому способствует доброжелательный тон учителя, создание ситуаций успеха, стимулирование внутренней мотивации учащихся.

В своей работе я выделяю следующие компоненты урока,  которые помогают мне решить задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся:

  • положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);
  • гимнастика:
  • пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),
  • дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей),
  • для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения, упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям);
  • физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
  • музыкальное сопровождение;
  • смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
  • игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
  • подача материала наиболее доступным рациональным способом(предполагает воздействие на все каналы);
  • чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей.

Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения.

Грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала. Креативность, умелый подбор и включение в структуру учебной деятельности соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса детей к учебному материалу, позитивному комплексному воздействию на разные сферы учащихся, сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.


Приложение 1.

Требования к организации и проведению физкультминуток.

  • Физиологическим обоснованием для проведения физкультминутки считается 15-20 минута урока.
  • Длительность физкультминуток 1-5 минут. Каждая включает комплекс упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
  • Комплексы подбираются в зависимости от вида и содержания урока. Упражнения должны быть разнообразными, так как монотонность снижает интерес, а, следовательно, и результативность.
  • Физкультминутки следует проводить на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даст желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.


Приложение 2.

Физкультминутки

Виды физкультминуток:

1) Музыкально – танцевальные физкультминутки, когда дети поют песню на английском языке и исполняют под песню различные движения, представлены в учебнике «FORWARD» и пользуются у детей большой популярностью.

COME ALONG AND JOIN OUR CIRCLE.

PUT OUT YOUR HANDS AND MAKE A CIRCLE.

STEP TO THE RIGHT AND SING!

STEP TO THE RIGHT AND SING, SING, SING!

NOW MAKE PAIRS WITH ARMS CROSSED OVER.

MAKE UP A PAIR WITH ARMS CROSSED OVER.

NOW ALL TOGHETHER SWING!

NOW ALL TOGHETHER SWING, SWING, SWING!

2)Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

Initial position: sitting on the chair.
1 – bend your head right;
2 – initial position;
3 – bend your head left;
4 – initial position;
5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders;
6 – initial position. Repeat 3–4 times. The pace is slow.

3) Физкультминутки для мобилизации внимания

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

AND EYES, AND EARS, AND MOUTH, AND NOSE.

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

4) Гимнастика для глаз

LOOK LEFT, RIGHT

LOOK UP, LOOK DOWN

LOOK AROUND.

LOOK AT YOUR NOSE.

LOOK AT THAT ROSE.

CLOSE YOUR EYES.

OPEN, WINK AND SMILE.


5) Гимнастика для слуха

Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения.

Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe

Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, hat

Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she

6) Упражнения, корректирующие осанку

Initial position: put your legs aside, put your hands over the head.
1–5 – make circular motions with your body to the right;
5–6 – make circular motions to the left;
7–8 – put your hands down and shake them.
Repeat 4–6 times. The pace is medium.

7) Дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Упражнение «Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».


Приложение 3.

Пальчиковые игры

 

Happy Family 
Ten little boys can stand up straight, 
Ten little boys can make a gate, 
Ten little boys can make a ring, 
Ten little boys can bow to the king, 
Ten little boys can dance all the day, 
Ten little boys can now hide away.

 В английском материнском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности.

Petter-Pointer — Питер-указка (указательный палец). 

Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец). 

Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный). 

Baby-Small — Малютка (мизинчик). 

Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец).

Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют задачу заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев.
 Petter-Pointer, Petter-Pointer, 
Where are you? 
Here are I am, here are I am. 
How do you do?
 На слова третьей строки палец «выскакивает» из кулачка (кулачок к тому же может быть спрятан за спиной) и кланяется (сгибаются две фаланги). На слова последней строки движение можно изменить: палец наклоняется вперед, не сгибаясь. 

Движения каждого пальца в отдельности могут чередоваться с движениями всех пальцев. Обычно это «танец», когда все пальчики руки произвольно и активно шевелятся.
 Dance Petter-Pointer (little finger), dance! 
Dance Petter-Pointer (little finger), dance! Шевелится и сгибается указательный палец. Dance the merry men around, 
Dance the merry men around, Кулачок раскрывается, и «танцуют» все пальцы руки. But Tommy-Thumb can dance alone, 
But Tommy-Thumb can dance alone.

 Пальцы сжимаются в кулачок, и двигается только большой палец — сгибается, вращается, наклоняется то вправо, то влево. 
И так для каждого пальца по очереди. Игру можно повторять несколько раз: сначала для пальцев правой руки, потом — для пальцев левой руки, в конце концов — для пальцев обеих рук. Можно играть во все убыстряющемся темпе, пока пальцы не перестанут успевать двигаться в ритм тексту и дети не начнут смеяться. 

Часто пальцы руки представляются веселой семейкой. Тогда за каждым закреплен определенный статус. 

This is the father, so strong and stout, 
This is the mother with children all about, 
This is the brother so tall you see, 
This is the sister with her dolly on her knee, 
This is the baby still to grow, 
And this is the family, all in row.

 A Family Fingerplay
 This is a family (hold up one hand, fingers spread) 
Let's count them and see, 
How many there are, 
And who they can be ( count 1, 2, 3, 4, 5) 
This is the mother ( touch pointer finger ) 
Who loves everyone 
And this is the father ( touch big finger) 
Who is lots of fun. 
This is my sister ( touch ring finger ) 
She helps and she plays, 
And this is the baby ( touch little finger ) 
He's growing each day. 
But who is this one? ( touch thumb ) 
He's out there alone, 
Why it's Jackie, the dog, 
And he's chewing a bone ( wiggle thumb)

 Fun finger play
Put your hands into fists and then put them up in front of you
Finger family up (put your fingers up) 
and finger family down ( curl your fingers down again) 
Finger family dancing (stick your fingers up again and wiggle them around) 
All around the town 
Dance them on your shoulders, ( make your fingers dance in the appropriate places) 
Dance them on your head 
Dance them on your knees 
and tuck them into bed (curl your fingers into a fist again and place them into your lap).

 Pairs 
Two things make a pair. (hold up two fingers.)
And on me, I’ll show you where. (point to self.)
I have two ears, and I have two eyes. (point to ear and eyes.)
Both are important to make me wise! 
I have two holes in my nose. (point to nose.) 
That lets me smell a beautiful rose. (pretend to smell a rose.)
I have two hands that clap a beat. (clap hands to underlined words.)
I have two feet that are really neat! (jump when saying the word neat!)


Five little gentlemen 
Going for a walk. 
Five little gentlemen Stop for a talk.
Along came five ladies 
They stood all together (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).
And they began to dance. 

Fox in a Box 
I saw a little fox (hold up two fingers walking in air.) 
climb into a box. (put fingers in opening of other hand.) 
I saw a large ox (hold hand as a fist.) 
sit on a mailbox. (place fist on other hand.) 

Zebras in a Zoo 
Five zebras in a zoo (wiggle five fingers.) 
The first one said, "I need new shoes.” (touch thumb.) 
The second said, "I do, too!” (touch index finger.)
The third one said, "My name is Sue.” (touch middle finger.)
The fourth one said, "It’s nice to meet you.” (shake ring finger with other hand as if shaking hands.) 
The Fifth one said, "How do you do?” (wiggle little finger.) 
Two little black birds 

Two little black birds 
Sitting on the wall, (hold up one finger of each hand) 
One named Peter, 
The other named Paul. 
Fly away Peter! (put a hand behind your back) 
Fly away, Paul! (put the other hand behind you back) 
Come back, Peter! (bring the first hand from behind your back) 
Come back, Paul! (bring the second hand from behind your back)


Ostrich 
An ostrich has two long legs (hold up 2 fingers.) 
and can lay many large eggs. (touch together index fingers and thumb for large egg.) 
She’s the largest of all the birds, (hold hands up high like wings.) 
And she can’t fly. Isn’t that absurd? (put hands on hips.)

Five Fingers 
I have five fingers on each hand. (show each hand.)
I like to put them in the sand. (wiggle all fingers.) 
When I hide my thumb just so, (bend thumbs back.) 
There’s only four that I can show. (show four fingers on each hand.)

 
Bug 
Finger play 1, 2, 3 ( hold up fingers) 
There is a bug on me! (point to shoulder)
Where did it go? ( brush off)
I don't know ( shrug shoulder and look really puzzled)

 Five Little Sparrows 
Five little sparrows high in a tree (hold one hand up) 
The first one said, "Whom do I see?" (point to thumb) 
The second one said, "I see the street." (pointer finger) 
The third one said, "And seeds to eat." (middle finger) 
The fourth one said, "The seeds are wheat." (ring finger) 
The fifth one said, "Tweet, tweet, tweet." (little finger) 

Five little kittens 
Five little kittens standing in a row (hold up 5 fingers) 
They nod their heads to the children so (bend fingers) 
They run to the left, they run to the right (run fingers to the left and then to the right) 
They stand up and stretch in the bright sunlight (stretch fingers out tall) 
Along comes a dog who's in for some fun (hold up one finger from opposite hand) 
MEOW! See those little kittens run (let fingers run) 

Five Little Puppies 
Five little puppies were playing in the sun. 
(hold up hand fingers extended) 
This one saw a rabbit, and he began to run. (bend down first finger) 
This one saw a butterfly and he began to race. (bend down second finger) 
This one saw a cat and he began to chase. (bend down third finger)
This one tried to catch his tail and he went round and round.(bend down fourth finger) 

 

Е. А. Бурыкина, МОБУГ № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий и методик на уроках английского языка.

По-прежнему основными из трудностей преподавания являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. ...

Современные образовательные технологии. Информационные технологии на уроках английского языка

The training of English is focused on the development of speech and the formation of communicative competence. Nowadays every teacher of English is in search of perspective methods and training recept...

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыИспользование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии н...

«Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

Выступление на курсах повышения квалификации г. Казань 2018 год.Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»....

Выступление на ШМО. Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».

Выступление на ШМО.Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»....

Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...