Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования
статья (7, 8, 9 класс)

Гартвих Светлана Николаевна

Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов, которые объединяют в себе как объекты изучения, так и средства развития ребенка. Следовательно, в школе учащимся необходимо усваивать не столько факты, теории, сколько методы познания, повышающие эффект воспитания и обучения, способствующие развитию познавательной активности школьников. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивационный. Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с точки зрения психологии: способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать. Учение, как утверждает

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(из опыта работы)

Гартвих Светлана Николаевна,

 учитель географии

 МБОУ «СОШ №128»,

г. Барнаула

Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов, которые объединяют в себе как объекты изучения, так и средства развития ребенка. Следовательно, в школе учащимся необходимо усваивать не столько факты, теории, сколько методы познания, повышающие эффект воспитания и обучения, способствующие развитию познавательной активности школьников. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивационный. Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с точки зрения психологии: способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать. Учение, как утверждает

Н.Ф. Талызина, имеет для ученика новый психологический смысл: может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые для усвоения знания. Следовательно, в обучении нужно идти от мотивов (внутренняя побудительная сила, заставляющая переходить человека к действию) к целевым задачам, от них – к содержанию. Способов мотивации познавательной деятельности существует много. Задаются мотивационные установки, как правило, в начале урока. Для этого необходимо соблюсти несколько обязательных требований. Прежде чем действовать школьники должны быть внутренне готовы к восприятию знаний, с этой целью необходимо обращать внимание на подготовленность рабочего места ученика, на наличие источника географических знаний (карт, учебника, дидактических материалов). Мотивационная установка выражается эмоциональным вступительным словом учителя о практической направленности нового материала, устанавливается связь между новой и предыдущей темами, дается план действий на весь урок. География – предмет, имеющий в своем содержании богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрываются красоты природы мира, населения и их традиций, хозяйственная деятельность человека в разных уголках планеты. Так, например, изучение глобальной тектоники (7 класс) следует начать с прогнозов месторождений полезных ископаемых в различных частях земного шара. Большое значение в формировании мотивации играет опора на субъектный опыт учащихся. Так при изучении темы «Подземные воды» (6 класс) перед школьниками ставится познавательная задача: в каком из двух колодцев, изображенных на плане местности и атласе, веревка с ведром будет длиннее и почему? А какова глубина колодцев в сельской местности ваших бабушек и дедушек? Какие там почвы? Работая с содержанием предмета, невозможно упустить момент профильной направленности, т.е. ученики знакомятся с производством меди, стали, ткани, горными породами, а, следовательно, и с профессиями сталеплавильщика, ткачихи, геолога. Практически на каждом уроке можно найти место для объяснения практической значимости географических знаний и умений, подчеркнуть их социальную, культурную роль и одновременно раскрыть субъективную значимость знаний для саморазвития каждого ученика. Привлекательным материалом в содержании материала являются исторические факты. Использование принципа историзма – важный фактор для формирования мотивов в учебном процессе. В курсе географии уделяется достаточно много внимания истории географических открытий, исследований материков и океанов. Футурологичность в изучении темы способствует мотивации учебной деятельности, т.к. рассматривает изменения в природе, жизни людей, исторические судьбы народов, населяющих Россию, в проекции на собственное понимание. Большую роль для мотивации учебной деятельности играет целеполагание. Учителю необходимо понимать, что оно должно быть осознанно и принято учащимися. Субъективность в целеполагании – сложная дидактическая проблема, разрешение которой во многом могло бы изменить образовательный процесс. Приемы целеполагания, которые используются на уроках географии через ассоциации, возникают у учеников при прочтении темы урока, через виды деятельности, предложенные на уроке, при совместном с учителем построении плана изучения раздела (для общих целей изучения целого раздела). Мотивация будет высокой лишь при хорошо организованной учебной деятельности школьников с различными источниками географической информации на уроке. В хорошо оборудованном кабинете географии школьники могут удовлетворить имеющиеся у них потребности в работе с географическими картами, атласами, дидактическими материалами, приборами, инструментами, коллекциями горных пород, минералов и гербариев, компьютерными источниками знаний. Проводимые на уроках географии практикумы, изучение нового материала, «погружение» в изучаемый материал через формы групповой, парной и индивидуальной работы позволяют обеспечить развитие памяти, мышления, воображения, речи, повышению уровня коммуникативной культуры учащихся. Другим средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служат методы проблемного обучения. Раскрытые противоречия в проблеме помогают учащимся качественно усвоить учебный материал, да- ют толчок к развитию креативного мышления. В большинстве случаев хорошо спроектированная проблемная ситуация вызывает у ученика желание найти решение. Иногда она решается быстро в ходе обсуждения в группе, иногда поиск решения требует участия всего коллектива класса. Но при этом участие в обсуждении принимают все учащиеся класса, не зависимо от уровня знаний и потребностей. Возникает один мотив – решить проблему, а это самый эффективный мотив, побуждающий каждого к познанию. Например, мотивацией к изучению рек Северной Америки может стать обращение к топонимике рек. Внимание учащихся акцентируется на названиях рек: индейских (Юкон, Миссисипи, Огайо), английских (Маккензи), испанских (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Школьникам предлагается объяснить происхождение этих названий. Проблемное обучение – один из обязательных признаков современного урока, это способ развития креативного мышления учащихся. По мнению большинства психологов, интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания и ситуации, предъявляемые учителем, вызывают большой интерес у каждого ученика и служат мотивацией познавательной деятельности школьников. Таким образом, мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности географических знаний, ведет к сознательному отношению в их усвоении, вызывает эмоциональный подъем, продуктивно развивает навыки учебно-познавательной деятельности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)

Цель: Создание совокупных психолого-педагогических  условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образованияВ соответствии с темой и целью концепции...

Активизация познавательной деятельности учащихся как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС

В статье раскрыты методы, приемы, формы и средства обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету,способствуют повышению качества образования....

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...

Инновационная деятельность как условие повышения качества образования

Инновационная деятельность как условие повышения качества образования...