Мотивация учебной деятельности как условие повышения качества географического образования
статья (7, 8, 9 класс)
Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов, которые объединяют в себе как объекты изучения, так и средства развития ребенка. Следовательно, в школе учащимся необходимо усваивать не столько факты, теории, сколько методы познания, повышающие эффект воспитания и обучения, способствующие развитию познавательной активности школьников. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивационный. Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с точки зрения психологии: способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать. Учение, как утверждает
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(из опыта работы)
Гартвих Светлана Николаевна,
учитель географии
МБОУ «СОШ №128»,
г. Барнаула
Современная модернизация российского образования характеризуется смещением акцентов с усвоения основ наук на воспитание и развитие личности школьника. Таким образом, меняются функции учебных предметов, которые объединяют в себе как объекты изучения, так и средства развития ребенка. Следовательно, в школе учащимся необходимо усваивать не столько факты, теории, сколько методы познания, повышающие эффект воспитания и обучения, способствующие развитию познавательной активности школьников. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивационный. Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с точки зрения психологии: способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать. Учение, как утверждает
Н.Ф. Талызина, имеет для ученика новый психологический смысл: может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые для усвоения знания. Следовательно, в обучении нужно идти от мотивов (внутренняя побудительная сила, заставляющая переходить человека к действию) к целевым задачам, от них – к содержанию. Способов мотивации познавательной деятельности существует много. Задаются мотивационные установки, как правило, в начале урока. Для этого необходимо соблюсти несколько обязательных требований. Прежде чем действовать школьники должны быть внутренне готовы к восприятию знаний, с этой целью необходимо обращать внимание на подготовленность рабочего места ученика, на наличие источника географических знаний (карт, учебника, дидактических материалов). Мотивационная установка выражается эмоциональным вступительным словом учителя о практической направленности нового материала, устанавливается связь между новой и предыдущей темами, дается план действий на весь урок. География – предмет, имеющий в своем содержании богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрываются красоты природы мира, населения и их традиций, хозяйственная деятельность человека в разных уголках планеты. Так, например, изучение глобальной тектоники (7 класс) следует начать с прогнозов месторождений полезных ископаемых в различных частях земного шара. Большое значение в формировании мотивации играет опора на субъектный опыт учащихся. Так при изучении темы «Подземные воды» (6 класс) перед школьниками ставится познавательная задача: в каком из двух колодцев, изображенных на плане местности и атласе, веревка с ведром будет длиннее и почему? А какова глубина колодцев в сельской местности ваших бабушек и дедушек? Какие там почвы? Работая с содержанием предмета, невозможно упустить момент профильной направленности, т.е. ученики знакомятся с производством меди, стали, ткани, горными породами, а, следовательно, и с профессиями сталеплавильщика, ткачихи, геолога. Практически на каждом уроке можно найти место для объяснения практической значимости географических знаний и умений, подчеркнуть их социальную, культурную роль и одновременно раскрыть субъективную значимость знаний для саморазвития каждого ученика. Привлекательным материалом в содержании материала являются исторические факты. Использование принципа историзма – важный фактор для формирования мотивов в учебном процессе. В курсе географии уделяется достаточно много внимания истории географических открытий, исследований материков и океанов. Футурологичность в изучении темы способствует мотивации учебной деятельности, т.к. рассматривает изменения в природе, жизни людей, исторические судьбы народов, населяющих Россию, в проекции на собственное понимание. Большую роль для мотивации учебной деятельности играет целеполагание. Учителю необходимо понимать, что оно должно быть осознанно и принято учащимися. Субъективность в целеполагании – сложная дидактическая проблема, разрешение которой во многом могло бы изменить образовательный процесс. Приемы целеполагания, которые используются на уроках географии через ассоциации, возникают у учеников при прочтении темы урока, через виды деятельности, предложенные на уроке, при совместном с учителем построении плана изучения раздела (для общих целей изучения целого раздела). Мотивация будет высокой лишь при хорошо организованной учебной деятельности школьников с различными источниками географической информации на уроке. В хорошо оборудованном кабинете географии школьники могут удовлетворить имеющиеся у них потребности в работе с географическими картами, атласами, дидактическими материалами, приборами, инструментами, коллекциями горных пород, минералов и гербариев, компьютерными источниками знаний. Проводимые на уроках географии практикумы, изучение нового материала, «погружение» в изучаемый материал через формы групповой, парной и индивидуальной работы позволяют обеспечить развитие памяти, мышления, воображения, речи, повышению уровня коммуникативной культуры учащихся. Другим средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служат методы проблемного обучения. Раскрытые противоречия в проблеме помогают учащимся качественно усвоить учебный материал, да- ют толчок к развитию креативного мышления. В большинстве случаев хорошо спроектированная проблемная ситуация вызывает у ученика желание найти решение. Иногда она решается быстро в ходе обсуждения в группе, иногда поиск решения требует участия всего коллектива класса. Но при этом участие в обсуждении принимают все учащиеся класса, не зависимо от уровня знаний и потребностей. Возникает один мотив – решить проблему, а это самый эффективный мотив, побуждающий каждого к познанию. Например, мотивацией к изучению рек Северной Америки может стать обращение к топонимике рек. Внимание учащихся акцентируется на названиях рек: индейских (Юкон, Миссисипи, Огайо), английских (Маккензи), испанских (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Школьникам предлагается объяснить происхождение этих названий. Проблемное обучение – один из обязательных признаков современного урока, это способ развития креативного мышления учащихся. По мнению большинства психологов, интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания и ситуации, предъявляемые учителем, вызывают большой интерес у каждого ученика и служат мотивацией познавательной деятельности школьников. Таким образом, мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности географических знаний, ведет к сознательному отношению в их усвоении, вызывает эмоциональный подъем, продуктивно развивает навыки учебно-познавательной деятельности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура исследовательской деятельности как условие повышения качества школьного математического образования в школе.
Автор Трубникова Елена Егоровна...

«Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС»
Презентация...

«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...

Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)
Цель: Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образованияВ соответствии с темой и целью концепции...

Активизация познавательной деятельности учащихся как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС
В статье раскрыты методы, приемы, формы и средства обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету,способствуют повышению качества образования....

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»
Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...

Выступление на педсовете "Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования на уроках немецкого языка"
Выступление на педсовете "Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования на уроках немецкого языка"...