Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях как фактор повышения качества образования
учебно-методический материал по теме
Роль организации самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_doklad_dlya_pedsoveta.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Эффективен не тот, кто просто знает, а тот
у кого сформированы навыки приобретения,
организации и применения знаний
Г. И. Иванова
Педагогический совет начинается с показа демонстрационных вопросов:
- Народ какой страны создал тарантеллу?
- Публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
- От чего умер Базаров?
- Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи?
- Назовите формулу площади круга.
- При каком императоре было отменено крепостное право?
- Как называется конгломерат близкорасположенных городов, с единым национальным колоритом, единым хозяйством, коммуникациями, экономикой и с хотя бы одним городским формированием - доминантой в центре?
- Какая величина является мерой гравитации?
- Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства?
- Кто является основоположником теории химического строения органических соединений?
Ответы:
- Италии
- Концерт
- От заражения
- Междометие
- πR2
- При Александре II
- Мегаполис
- Масса
- М.В. Ломоносов
- А.М. Бутлеров
Задание коллективу: подсчитать, сколько у каждого будет правильных ответов. В основной массе на 3-4 вопроса даны правильные ответы.
Возможно, вы не смогли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы педсовета или недостаточности времени на обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться. Не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации и задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться, стимулировать к самообразованию.
Задачи нашего педсовета:
- Выявление уровня самостоятельной деятельности учащихся школы на уроках и дома и проблем, связанных с ее организацией.
- Определение условий успешной организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома.
- Обмен опытом организации самостоятельной деятельности школьников в учебном процессе и во внеурочной деятельности.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа учителя.. Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Задание предлагается учителем или учебным пособием. С другой стороны - это деятельность мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учебного задания, которая в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, знания, либо к расширению и углублению знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка. Следовательно, внешняя форма самостоятельной работы - это задание, а её внутреннее содержание - познавательное или интеллектуальное задание.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, развития умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:
- В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче.
По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:
- приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
- закрепление и уточнение знаний;
- выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
- формирование умений и навыков практического характера;
- формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
- Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенных познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.
- Вырабатывает у ребенка психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач.
- Является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины учащихся в овладении методами познавательной деятельности.
- Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Таким образом, самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельности учащихся, которая должна включать и предмет и метод научного познания. Предметом познавательной деятельности в любом виде учебного труда является не источник знания и не дидактическое или методическое назначение самостоятельной работы, а задача, включенная в тот или иной конкретный вид самостоятельной работы. Ситуация задачи и определяет характер, своеобразие мышления. Поэтому сущность самостоятельных работ как специфических педагогических конструкций определяется особенностями познавательных задач, воплощенных в конкретное содержание типов и видов самостоятельной работы.
Классификация видов самостоятельных работ
- По дидактическим целям:
- текущие
а) для подготовки к восприятию новых знаний
б) для усвоения и осмысления нового материала
в) для систематизации знаний
г) для закрепления знаний и умений
- итоговые (диктант, сочинение, контрольная работа, зачет и т.п.)
- По формам организации работы учащихся:
а) групповая
б) парная
в) индивидуальная
- По источникам знаний:
а) печатные пособия (учебник, карты, атласы, опорные конспекты, диаграммы, справочная литература, раздаточный дидактический материал);
б) ТСО (кинофрагменты, видео, кодоскоп, мультимедийное оборудование и т. д.);
в) информация аудиторного типа (лекция, реферат, сообщения учащихся).
- По характеру познавательной деятельности:
а) репродуктивные (самостоятельная работа по образцу; по алгоритму; по вопросам, выявляющим знание фактического материала и т. д.)
б) продуктивные
- поисковые
- проблемные
- исследовательские
- творческие
- По способу выполнения:
а) устные
б) письменные
в) комбинированные
г) практические
Слагаемыми самостоятельности являются:
- Общеучебные умения - правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполнение действий.
- Общелогические умения - выделять главное, проверять, сравнивать, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы.
- Предметные - специальные умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинение, решать задачи).
- Коммуникативные умения - вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы.
Самостоятельную работу необходимо проводить на каждом уроке в любом классе.
Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с ее помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Основные требования к самостоятельной работе (программа «Школа и здоровье»):
- Количество самостоятельных работ на уроке, их виды, время на выполнение должны соответствовать не только цели урока, но и возрастным и учебным возможностям детей.
- Любая самостоятельная работа, особенно итоговая, должна быть подготовлена ходом урока: повторение теории, выполнение аналогичных заданий, образец решения и т. п.
- Перед самостоятельной работой проводится полный инструктаж по ее выполнению: цель, время работы, критерии оценок, требования к оформлению, дополнительное задание повышенной сложности.
- При выполнении самостоятельной работы необходимо следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований, не допускать аритмии, отвлекая весь класс от работы, следить за правильной посадкой при письме и т.д.
- В случае необходимости можно сочетать самостоятельную работу класса с индивидуальной работой с некоторыми учениками («тихий» опрос, индивидуальная консультация, кратковременная работа по ликвидации пробелов в знаниях)
- Любая самостоятельная работа должна быть проверена на этом уроке. Можно использовать само – или взаимопроверку учащихся по образцу (стационарная, переносная, индивидуальная доски, учебник, справочная литература, опорный конспект). Желательно не проводить проверку на слух.
- После проверки самостоятельной работы осуществляется обратная связь через хоровые ответы, поднятие рук, сигналы, изменение позы (вставание) и т. д.
- Необходимо проводить анализ типичных ошибок с повторением соответствующих правил, формул, алгоритмов и корректировкой плана урока в случае необходимости, а также давать время на исправление ошибок в тетрадях.
Для правильного проведения самостоятельной работы следует пользоваться методическими рекомендациями.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы.
Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.
Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы с четкими объяснениями.
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.
необходимо постоянно побуждать детей к выполнению самостоятельных работ. Пусть на первых порах эта самостоятельность будет не полной, но организация помощи ребенку должна быть такой, чтобы у него воспитывалась уверенность в своих силах и желание работать самостоятельно. Чрезмерная опека над обучающимся может закрепить у него чувство неуверенности, нерешительности.
Целесообразно на первых этапах работы давать несложные задания, которые вполне доступны самостоятельному выполнению, или с незначительной помощью. При этом следует всячески подчеркивать, что ребенок может сам выполнить задание, что в другой раз он сам выполнит еще более трудное задание. Подчеркивание успехов ребенка перед классом является сильным воспитательным средством мобилизации активности ребенка, желания выполнить задание самостоятельно.
Вывод
Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.
Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь еще не решенных проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Система самостоятельных работ должна способствовать приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний
Система должна удовлетворять принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой
Виды самостоятельной работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию,
Система самостоятельной работы должна проводиться планомерно и систематически,
Необходимо соблюдать дифференцированный подход к учащимся в процессе организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа должна вызывать интерес у учащихся (новизна задач, необычность содержания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования
В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...
Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».Лев Николаевич Толстой...
Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования
Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования...
выступление из опыта работы по теме :«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»
Выступление из опыта работы на районном методическом объединении учителей истории и обществознания в 2018 году по теме :«Семинарское занятие как фактор повышения качества образования»...
Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность дос...
Выступление на МО учителей ЕМЦ "Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества"
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенной средство повышения его качества Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции ...
Доклад на тему: Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования.
Актуальность этой темы в настоящее время обусловлена, во-первых, установкой государства на подготовку и развитие высокообразованной компетентной личности, неординарно мыслящей и готовой решать сложные...