Статья: Развитие лексических навыков в устной иноязычной речи и чтении
статья по английскому языку по теме

Стеценко Любовь Павловна

Статья представляет собой поэтапное описание формирования лексических навыков в устной речи и чтении теоретически и практически на конкретных примерах речевых ситуаций английского языка. Отражаются принципы отбора лексики для обучения в средней школе, даются примеры упражнений для развития лексического запаса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_leksicheskih_navykov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексических навыков в устной иноязычной речи и чтении.

Цели обучения лексике:

Овладение учащимися за курс средней школы навыков понимания лексических единиц (иноязычных слов) на слух и при чтении, и при оформлении устной речи.

При осуществлении продуктивных видов речевой деятельности (говорение, письмо) необходимо развивать умения сочетать новые слова с ранее усвоенными, служебные слова со знаменательными, выбирать нужное слово из антонимических и синонимических рядов, владеть лексико-тематическими ассоциациями, правильно употреблять слова с учётом норм языка и ситуации обучения говорящего,  приспосабливаться к индивидуальным особенностям речи.

При рецептивных видах речевой деятельности (чтение, аудирование) необходимо: соотносить зрительный и аудитивный образ слова с его значением, различать сходные по звучанию и форме слова, омонимичные, синонимичные и антонимичные явления, пользоваться словообразовательной и контекстуальной догадкой, определять графический образ слова по аудитивному и наоборот.

Принципы отбора лексики для обучения устной речи и чтению (активный и пассивный словарный запас учащихся).

Активный словарный запас учащихся за период обучения в средней школе, согласно требованиям программы, должен составлять около 800 слов, используемых в различных видах речевой деятельности.

Пассивный словарь формируется, в основном, на старшей ступени обучения за счет достаточного по объему чтения на иностранном языке  и составляет около 200 слов.

Первая тысяча слов (наиболее употребительных) гарантирует понимание текстов средней трудности на 80%, II-ая - от 8-10%, III-ая -4%, IV и V-я – на 2%. Таким образом, словарный запас учащихся – 1000 лексических единиц – обеспечивает 80-85% понимания подобных текстов.

При отборе слов для активного усвоения используются следующие принципы:

I – статистические (частотность, распространённость, употребительность слова – свойство слова встречаться в определённом количестве литературных источников с определённой частотой).

II – методические принципы (соответствие лексики установленной программной тематике, отражения наиболее важных её понятий – се-мантический принцип).

Ш – лингвистические принципы (принцип сочетаемости слов, словообразовательной ценности).

При отборе пассивного словаря учитываются  принципы статистики, а также некоторые лингвистические – принцип многозначности слов, стилистической неограниченности, и группа методических принципов.

Основные этапы работы по организации процесса формирования и последующего развития лексических навыков.

Лексический навык – способность актуализировать фразу, слово, словосочетание и употреблять их в речи в соответствии с коммуникативной задачей.

I этап работы над лексическим материалом – ознакомление, включает в себя несколько подэтапов:

1) работа над формой слова – формирование звукомоторных образов (произношение слова), его написание, грамматические и структурные особенности. Способы работы на этом подэтапе: имитация (повторение слова), звукобуквенный анализ слова (правописание) и анализ структуры слова, необходимый для овладения механизмом словообразования, а также для формирования потенциального лексического словаря учащегося.

2) семантизация (ознакомление со значением слова) осуществляется 2-мя основными способами:

а) беспереводный способ – 1. демонстрация предметов, картинок, жестов, действий, рисунков.

2. раскрытие значений слов на иностранном языке, для чего используются:

а) определения, которые описывают значение слова уже известными словами.

Cinema – theatre where films are shown.

(кинотеатр – театр, где показываются фильмы).

б) перечисления.

Dogs, cats, horses, cows – are animals.

(собаки, кошки, лошади, коровы – животные).

в) семантизация с помощью синонимов/антонимов.

Cold – warm (холодный/теплый); quick – slow (быстрый/медленный).

г) определение значения слова на основе внутренней формы -известный корень и знакомые словообразовательные элементы, слова,  сходные по написанию и звучанию в родном языке.

д) определение смысла слова, исходя из контекста, что основано на общем понимании содержания.

б) переводные средства семантизации.

1. перевод слова соответствующим эквивалентом из родного языка.

2. перевод – толкование, которое сообщает  сведения о совпадении/расхождении в объеме значения.

Big – большой ( о величине, размере).

Great – большой (великий, известный).

Перевод слов экономичен по времени, обеспечивает точность понимания.

Беспереводные способы увеличивают языковую догадку, увеличивают практику в языке, усиливают опоры для запоминания и ассоциативные связи, в то же время они требуют больше времени.

Выбор способов семантизации зависит от характеристик данного слова, от степени обучения и языковой подготовки учащихся,  от принадлежности слова к активному или пассивному  словарю.

Подготовка учителя при объяснении новой лексики заключается в следующем: 1) проводится анализ новой лексики с целью определения трудностей по форме, значению, употреблению слов; 2) определяется количество новых слов и форма организации ознакомления с ними ; 3) определяются способы семантизации лексики; 4) типы и виды упражнений для тренировки и последовательность их выполнения.

II этап работы над развитием лексических навыков – тренировка.

Для закрепления введенных лексических единиц применяется система упражнений, которая составляет целостную часть введения лексического материала  во все виды речевой деятельности  и выполняет разьясняющую и контролирующую функции.

Система упражнений должна предусматривать не только элементарные операции, но и сложные, творческие действия, позволять использовать введенный материал в устной речи; новые лексические единицы должны предъявляться в знакомом лексическом окружении и в усвоенных грамматических структурах.

Упражнения, как средство развития лексических навыков, должны соответствовать следующим требованиям: целенаправленность системы упражнений; повторяемость в них лексических единиц, предъявление введенных слов в различных ситуациях, контекстах, взаимосвязанность упражнений; их коммуникативная и речевая направленность.

Система упражнений подразделяется на подготовительные (условно-речевые) и речевые упражнения.

С помощью подготовительных упражнений усваивается форма и значение языковых явлений, а также действия с ними как с компонентами речевой деятельности.

Примеры подготовительных упражнений: 1. упражнения в дифференциации и идентификации: а)  определить на слух (найти в тексте) слова, относящиеся к одной теме , синонимическому ряду, части речи; б)найти в тексте (подобрать по памяти) антонимы/синонимы к данным словам.

2. упражнения в имитации  (прослушать слова  и повторить их, повторить текст с опорой на графический вариант, ответить  на вопросы по образцу).

3. упражнения для развития контекстуальной догадки (определить значение производных слов, образованных от известных корней и аффиксов; прослушать ряд предложений и сделать вывод о значении интернациональных слов; дополнить предложения по образцу).

4. упражнения для обучения прогнозированию  на уровне слов, предложений (назвать слова, которые могут употребляться с данными существительными, прилагательными;  дополнить второе предложение, учитывая содержание первого; найти окончание каждого предложения из трех-четырех вариантов; заполнить пропуски в тексте, словами, словосочетаниями, подходящими по смыслу).

5. упражнения в расширении  и сокращении структур (сократить предложение по образцу, расширить предложение за счет включения в них указанных слово сочетаний; расширить реплики диалогов).

6ю. упражнения в эквивалентных заменах ( заменить выделенные  слова  синонимами; заменить ответы на вопросы, придерживаясь образца; заменить сложноподчиненные предложения двумя простыми, не изменяя содержания и т.д.).

Речевые упражнения используются и на II-ом, и на III-ем этапе развития лексических навыков учащихся -  практике в устной речи и чтении введенных лексических навыков.

Речевые упражнения  используются  для развития подготовленной и неподготовленной речи.

Для развития подготовленной устной речи используются следующие упражнения:

  1. видоизменение, дополнение , сокращение высказывания с опорой:

а) на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовки),

б) с опорой на источники  информации (картину, текст),

в) на изученную тему ( с использованием введенных лексических единиц –слов, слово сочетаний).

2) дополнение, видоизменение прочитанного диалога, монолога.

3) составление диалога, рассказа  на заданную тему.

4) постановка  ситуативных  и узловых вопросов, ответы на вопросы .

5) составление ситуации, рассказа по плану, ключевым словам..

6) описание картины, фильма.

7) пересказ (близкий к тексту, пересказ-резюме).

8) составление плана прослушанного рассказа.

9) определение и обоснование темы прослушанного рассказа.

10) выделение в сообщении смысловых частей, их озаглавливание.

11) сокращение прослушанного сообщения, прочитанного рассказа, передача информации несложными фразами.

Данная система упражнений  обусловлена некоторыми характеристиками, свойственными  подготовленной речи: опора на память и различные ассоциации, на теоретические правила и формальные опоры. Этот вид речи носит менее творческий характер, связан с заданным языковым содержанием и материалом.

Упражнения для развития неподготовленной речи:

1) дополнение, сокращение рассказа, высказывания учащихся с опорой на жизненный опыт, на свои мнения, суждения.

2) построение без предварительной подготовки диалога без опор;

3) проведение вопросно-ответных игр или викторин; дискуссий, бесед с применением в них лексики по той или  иной теме;

4) описание картин, связанных  с изученной темой;

5) обоснование своего мнения  или отношения  к фактам;

6) характеристика действующих лиц, событий и т.д.;

7) использование  речевых ситуаций, как стимула неподготовленной диалогической и монологической речи.

Для неподготовленной устной речи характерны отсутствие заданного материала и содержания; выражение собственных мнений, суждений, ситуативно- контекстуальный характер  речи; умение определить логическую схему высказывания; речевое творчество, естественный темп речи. У учеников средней школы  этот вид речи характеризуется иногда недостаточной содержательностью, отсутствием последовательности  и доказательности в суждениях,  стилистической нейтральностью, незначительной обобщенностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Активизация лексических навыков в процессе чтения."

Активизация лексических единиц в процессе чтения и дальнейшее обсуждение прочитанного на уроке предполагает четкую целенаправленность всех упражнений и заданий, систематическую повторяемость в них лек...

Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку

Эта работа представлена мною в качестве итоговой по окончании курсов повышеня квалификации...

"Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"

В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...

Выступление на районном семинаре учителей английского языка: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления"

Доклад на тему: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления" раскрывает ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном я...