Статья: Развитие лексических навыков в устной иноязычной речи и чтении
статья по английскому языку по теме
Статья представляет собой поэтапное описание формирования лексических навыков в устной речи и чтении теоретически и практически на конкретных примерах речевых ситуаций английского языка. Отражаются принципы отбора лексики для обучения в средней школе, даются примеры упражнений для развития лексического запаса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_leksicheskih_navykov.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексических навыков в устной иноязычной речи и чтении.
Цели обучения лексике:
Овладение учащимися за курс средней школы навыков понимания лексических единиц (иноязычных слов) на слух и при чтении, и при оформлении устной речи.
При осуществлении продуктивных видов речевой деятельности (говорение, письмо) необходимо развивать умения сочетать новые слова с ранее усвоенными, служебные слова со знаменательными, выбирать нужное слово из антонимических и синонимических рядов, владеть лексико-тематическими ассоциациями, правильно употреблять слова с учётом норм языка и ситуации обучения говорящего, приспосабливаться к индивидуальным особенностям речи.
При рецептивных видах речевой деятельности (чтение, аудирование) необходимо: соотносить зрительный и аудитивный образ слова с его значением, различать сходные по звучанию и форме слова, омонимичные, синонимичные и антонимичные явления, пользоваться словообразовательной и контекстуальной догадкой, определять графический образ слова по аудитивному и наоборот.
Принципы отбора лексики для обучения устной речи и чтению (активный и пассивный словарный запас учащихся).
Активный словарный запас учащихся за период обучения в средней школе, согласно требованиям программы, должен составлять около 800 слов, используемых в различных видах речевой деятельности.
Пассивный словарь формируется, в основном, на старшей ступени обучения за счет достаточного по объему чтения на иностранном языке и составляет около 200 слов.
Первая тысяча слов (наиболее употребительных) гарантирует понимание текстов средней трудности на 80%, II-ая - от 8-10%, III-ая -4%, IV и V-я – на 2%. Таким образом, словарный запас учащихся – 1000 лексических единиц – обеспечивает 80-85% понимания подобных текстов.
При отборе слов для активного усвоения используются следующие принципы:
I – статистические (частотность, распространённость, употребительность слова – свойство слова встречаться в определённом количестве литературных источников с определённой частотой).
II – методические принципы (соответствие лексики установленной программной тематике, отражения наиболее важных её понятий – се-мантический принцип).
Ш – лингвистические принципы (принцип сочетаемости слов, словообразовательной ценности).
При отборе пассивного словаря учитываются принципы статистики, а также некоторые лингвистические – принцип многозначности слов, стилистической неограниченности, и группа методических принципов.
Основные этапы работы по организации процесса формирования и последующего развития лексических навыков.
Лексический навык – способность актуализировать фразу, слово, словосочетание и употреблять их в речи в соответствии с коммуникативной задачей.
I этап работы над лексическим материалом – ознакомление, включает в себя несколько подэтапов:
1) работа над формой слова – формирование звукомоторных образов (произношение слова), его написание, грамматические и структурные особенности. Способы работы на этом подэтапе: имитация (повторение слова), звукобуквенный анализ слова (правописание) и анализ структуры слова, необходимый для овладения механизмом словообразования, а также для формирования потенциального лексического словаря учащегося.
2) семантизация (ознакомление со значением слова) осуществляется 2-мя основными способами:
а) беспереводный способ – 1. демонстрация предметов, картинок, жестов, действий, рисунков.
2. раскрытие значений слов на иностранном языке, для чего используются:
а) определения, которые описывают значение слова уже известными словами.
Cinema – theatre where films are shown.
(кинотеатр – театр, где показываются фильмы).
б) перечисления.
Dogs, cats, horses, cows – are animals.
(собаки, кошки, лошади, коровы – животные).
в) семантизация с помощью синонимов/антонимов.
Cold – warm (холодный/теплый); quick – slow (быстрый/медленный).
г) определение значения слова на основе внутренней формы -известный корень и знакомые словообразовательные элементы, слова, сходные по написанию и звучанию в родном языке.
д) определение смысла слова, исходя из контекста, что основано на общем понимании содержания.
б) переводные средства семантизации.
1. перевод слова соответствующим эквивалентом из родного языка.
2. перевод – толкование, которое сообщает сведения о совпадении/расхождении в объеме значения.
Big – большой ( о величине, размере).
Great – большой (великий, известный).
Перевод слов экономичен по времени, обеспечивает точность понимания.
Беспереводные способы увеличивают языковую догадку, увеличивают практику в языке, усиливают опоры для запоминания и ассоциативные связи, в то же время они требуют больше времени.
Выбор способов семантизации зависит от характеристик данного слова, от степени обучения и языковой подготовки учащихся, от принадлежности слова к активному или пассивному словарю.
Подготовка учителя при объяснении новой лексики заключается в следующем: 1) проводится анализ новой лексики с целью определения трудностей по форме, значению, употреблению слов; 2) определяется количество новых слов и форма организации ознакомления с ними ; 3) определяются способы семантизации лексики; 4) типы и виды упражнений для тренировки и последовательность их выполнения.
II этап работы над развитием лексических навыков – тренировка.
Для закрепления введенных лексических единиц применяется система упражнений, которая составляет целостную часть введения лексического материала во все виды речевой деятельности и выполняет разьясняющую и контролирующую функции.
Система упражнений должна предусматривать не только элементарные операции, но и сложные, творческие действия, позволять использовать введенный материал в устной речи; новые лексические единицы должны предъявляться в знакомом лексическом окружении и в усвоенных грамматических структурах.
Упражнения, как средство развития лексических навыков, должны соответствовать следующим требованиям: целенаправленность системы упражнений; повторяемость в них лексических единиц, предъявление введенных слов в различных ситуациях, контекстах, взаимосвязанность упражнений; их коммуникативная и речевая направленность.
Система упражнений подразделяется на подготовительные (условно-речевые) и речевые упражнения.
С помощью подготовительных упражнений усваивается форма и значение языковых явлений, а также действия с ними как с компонентами речевой деятельности.
Примеры подготовительных упражнений: 1. упражнения в дифференциации и идентификации: а) определить на слух (найти в тексте) слова, относящиеся к одной теме , синонимическому ряду, части речи; б)найти в тексте (подобрать по памяти) антонимы/синонимы к данным словам.
2. упражнения в имитации (прослушать слова и повторить их, повторить текст с опорой на графический вариант, ответить на вопросы по образцу).
3. упражнения для развития контекстуальной догадки (определить значение производных слов, образованных от известных корней и аффиксов; прослушать ряд предложений и сделать вывод о значении интернациональных слов; дополнить предложения по образцу).
4. упражнения для обучения прогнозированию на уровне слов, предложений (назвать слова, которые могут употребляться с данными существительными, прилагательными; дополнить второе предложение, учитывая содержание первого; найти окончание каждого предложения из трех-четырех вариантов; заполнить пропуски в тексте, словами, словосочетаниями, подходящими по смыслу).
5. упражнения в расширении и сокращении структур (сократить предложение по образцу, расширить предложение за счет включения в них указанных слово сочетаний; расширить реплики диалогов).
6ю. упражнения в эквивалентных заменах ( заменить выделенные слова синонимами; заменить ответы на вопросы, придерживаясь образца; заменить сложноподчиненные предложения двумя простыми, не изменяя содержания и т.д.).
Речевые упражнения используются и на II-ом, и на III-ем этапе развития лексических навыков учащихся - практике в устной речи и чтении введенных лексических навыков.
Речевые упражнения используются для развития подготовленной и неподготовленной речи.
Для развития подготовленной устной речи используются следующие упражнения:
- видоизменение, дополнение , сокращение высказывания с опорой:
а) на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовки),
б) с опорой на источники информации (картину, текст),
в) на изученную тему ( с использованием введенных лексических единиц –слов, слово сочетаний).
2) дополнение, видоизменение прочитанного диалога, монолога.
3) составление диалога, рассказа на заданную тему.
4) постановка ситуативных и узловых вопросов, ответы на вопросы .
5) составление ситуации, рассказа по плану, ключевым словам..
6) описание картины, фильма.
7) пересказ (близкий к тексту, пересказ-резюме).
8) составление плана прослушанного рассказа.
9) определение и обоснование темы прослушанного рассказа.
10) выделение в сообщении смысловых частей, их озаглавливание.
11) сокращение прослушанного сообщения, прочитанного рассказа, передача информации несложными фразами.
Данная система упражнений обусловлена некоторыми характеристиками, свойственными подготовленной речи: опора на память и различные ассоциации, на теоретические правила и формальные опоры. Этот вид речи носит менее творческий характер, связан с заданным языковым содержанием и материалом.
Упражнения для развития неподготовленной речи:
1) дополнение, сокращение рассказа, высказывания учащихся с опорой на жизненный опыт, на свои мнения, суждения.
2) построение без предварительной подготовки диалога без опор;
3) проведение вопросно-ответных игр или викторин; дискуссий, бесед с применением в них лексики по той или иной теме;
4) описание картин, связанных с изученной темой;
5) обоснование своего мнения или отношения к фактам;
6) характеристика действующих лиц, событий и т.д.;
7) использование речевых ситуаций, как стимула неподготовленной диалогической и монологической речи.
Для неподготовленной устной речи характерны отсутствие заданного материала и содержания; выражение собственных мнений, суждений, ситуативно- контекстуальный характер речи; умение определить логическую схему высказывания; речевое творчество, естественный темп речи. У учеников средней школы этот вид речи характеризуется иногда недостаточной содержательностью, отсутствием последовательности и доказательности в суждениях, стилистической нейтральностью, незначительной обобщенностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Активизация лексических навыков в процессе чтения."
Активизация лексических единиц в процессе чтения и дальнейшее обсуждение прочитанного на уроке предполагает четкую целенаправленность всех упражнений и заданий, систематическую повторяемость в них лек...
Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку
Эта работа представлена мною в качестве итоговой по окончании курсов повышеня квалификации...
Развитие диалогических умений при обучении устной иноязычной речи учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
методика обучения АЯ младших школьников...
"Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"
В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...
Выступление на районном семинаре учителей английского языка: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления"
Доклад на тему: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления" раскрывает ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном я...
Статья "Развитие лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку посредством коммуникативных заданий рабочей тетради «Love English»
Из опыта работы с авторским пособием для обучения лексике...