Самоанализ внеклассного мероприятия
методическая разработка по английскому языку по теме
Представлен самоанализ внеклассного мероприятия "День Святого Валентина". Цель самоанализа: выявить собственные достижения при планировании, организации и проведении внеклассного занятия, а также выявить проблемы и их причины, возникающие в ходе мероприятия, выделять рекомендации по их устранению, в общем, развить умения анализировать собственные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_zanyatiya_2.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ внеклассного занятия
Учителя: Вялых Л.В., Рябова Т. С. класс: 5-10
Предмет: Английский язык
Цель самоанализа: выявить собственные достижения при планировании, организации и проведении внеклассного занятия, а также выявить проблемы и их причины, возникающие в ходе мероприятия, выделять рекомендации по их устранению, в общем, развить умения анализировать собственные действия.
Класс: 5-10
Предмет: английский язык.
Тема урока: St. Valentine’s Day.
Количество присутствующих учащихся: 38
Цели и задачи мероприятия в полной мере, соответствуют требованиям ГОС (НРК). Они были сформулированы следующим образом:
Цель внеклассного мероприятия:
- Способствовать сплочению коллектива учащихся (5-10 классы) при проведении мероприятия.
Задачи:
- Активизация лексики по теме. Развитие коммуникативной и кросс-культурной компетенций.
- Стимулирование развития познавательной деятельности учащихся.
- Развитие навыков «слушания», выразительного чтения, слуховой памяти, словесно – логического мышления, устойчивости внимания, целостности восприятия. Активизация творческих способностей учащихся и интереса к предмету.
- Воспитание толерантности и уважения к другой культуре; воспитание личностных качеств (трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, личная и взаимная ответственность).
Поставленная цель была реализованы посредством поставленных задач, умений и навыков организации и проведения мероприятия.
Оборудование (музыкальный центр, костюмы богини и купидона, лук и стрелы, сердца с поздравлениями, карточки с заданиями в форме сердец, картон, цветная бумага, клей, ножницы, скотч, карандаши, фломастеры, бланки для оценивания) подготовлены к началу праздника.
Сцена содержала необходимую в ходе занятия информацию, оборудование, столы и стулья расставлены в соответствии с количеством обучающихся. Подготовлено и оборудовано место членов жюри, заготовлены подарки для команд победителей.
Наглядные пособия (валентинки с заданиями, раздаточный материал) способствовали лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировали и сохраняли на протяжении всего мероприятия внимание учащихся, развивали познавательный интерес.
Зал был подготовлен к проведению занятия: температура, освещенность, мебель соответствует нормам, зал был чист. Учащиеся готовы к занятию: наличие стенгазет на стенде, выучены стихи, повторен материал по теме.
Организация урока соответствовала требованиям валеологии: соблюдены эргономические условия; присутствовала смена видов деятельности, проведение динамической паузы (физ. минутка); оптимальный темп мероприятия.
Показ значимости данной темы при изучении английского языка являлся одним из применяемых в ходе занятия методов формирования учебной мотивации, что позволило настроить учащихся на работу, вовлечь в деятельность в ходе мероприятия.
Занятие направлено на формирование кросс-культурной и коммуникативной компетенций обучающихся. Обучение иностранным языку в ходе всего праздника в контексте диалога культур (сравнение двух культур – русской и английской) является мощным фактором личностного развития обучающихся. Выбор типа и темы занятия соответствует дню празднования дня Святого Валентина, а также цели занятия и изучения языка в целом.
При подготовке к занятию были использованы образовательные стандарты и программные требования к говорению (с опорой на текст)
Отбор содержания учебного материала осуществляется с целью всесторонней проверки знаний учащихся, их обобщению и систематизации.
Специфика данного занятия заключается в организации групповой работы с использованием игровой технологии и метода соревнования.
Занятие планировалось в следующей логической последовательности:
Предварительная работа.
(цель – заинтересовать учащихся предстоящим мероприятием посредством беседы; задачи - наметить различные варианты предстоящего дела, провести установочную беседу с учащимися).
Были использованы следующие методы и формы работы: фронтальная, рассказ, беседа, внушение, объяснение, пояснение, пример (По И. П. Подласову). Они позволили в короткие сроки решить поставленную учителем проблему, наметить план работы, представить точки зрения всех обучающихся. Данная работа способствовала развитию мыслительных операций (анализ, синтез, классификация), внимания, памяти (оперативной и долговременной).
Планирование (цель: разработать внеклассное занятие, задачи - подобрать необходимый материал, составить план, определить ответственных).
Нами были использованы следующие методы и формы работы: фронтальная, беседа, общественное мнение, поручение, пояснение (по И. П. Подласову).
Коллективная подготовка дела (цель: воспитание личностных качеств классе и микрогруппах; задачи – совершенствование у учащиеся навыков самостоятельности). Использованы следующие методы и формы работы: групповая, индивидуальная, парная, разъяснение, инструктаж, поручение, поощрение, пример. Это способствует воспитанию у обучающихся таких качеств как: трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, личная и взаимная ответственность.
Проведение мероприятия (цель – создание хорошего настроения, доброжелательной атмосферы; задачи – создание условий для проявления учащимися своих умений и навыков, воспитание коллективистских отношений). Мы использовали: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу. Методы: объяснение, соревнование, беседа, рассказ, поощрение, инструктаж, наказание, игра, пример, пояснение.
Что способствовало активизации мыслительных операций учащихся, воспитанию личностных качеств, сотрудничеству, сотворчеству. Повышали активность учащихся в ходе мероприятия.
Анализ проведенного дела (цель – проанализировать результаты внеклассного мероприятия в ходе проведения классного часа; задачи – развить у учащихся умения анализировать и выявлять проблемы, находить пути их решения). Были использованы следующие методы и формы работы - групповая, фронтальная, беседа, общественное мнение, поощрение, объяснение, пример). Способствовало развитию саморефлексии учащихся, адекватной самооценки.
Характер взаимодействия на занятии:
Учитель – классы: T----P1----P2----P3----P4,
P1, P2, P3
T
P4, P5, P6
S ---P1----P2----P3----P4…
P1, P2, P3
S
P4, P5, P6
Учитель выступает в роли инструктора и консультанта.
Занятие построено на материале, который позволяет учащимся использовать его для устных высказываний. Использование игрового метода, и метода соревнований позволило мотивировать учащихся к деятельности в ходе всего мероприятия, сохранять внимание учащихся в ходе всего занятия, способствовало активности детей, создавая атмосферу творчества и сотрудничества.
В ходе мероприятия удалось оптимально решить поставленные задачи за счет сочетаемости различных форм работы и разнообразия материала и заданий; за счет использования игрового метода и метода соревнования, принципа наглядности. Получены оптимальные результаты.
Проанализировав занятие можно сделать вывод, заявленные цель и задачи находили отражение в каждом этапе мероприятия. Прослеживались взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце праздника), что способствовало обеспечению целостности и завершенности всего мероприятия.
На протяжении всего занятия были реализованы следующие общедидактические принципы:
1. Принцип сознательности: понимание учащимися содержания иноязычной речи, осознание единиц, из которых речь состоит, способов пользования такими единицами. Реализация данного принципа осуществляется через работу с лексикой по теме (уровень слова, словосочетания, предложения).
2. Принцип активности предполагал речевую активность учащихся в ходе всего мероприятия, основными источниками которой являются цели, желания и интересы. Для поддержания использовались различные приемы и методы (игра, соревнование, физ. минутки (танец, игра на внимание), форма занятия - урок-путешетвие мир Богов, показ значимости, созданий ситуаций успеха, задания продуктивного характера, поощрение, наглядности). На занятии каждый учащийся был вовлечен в активную деятельность (помощь и поддержка команд, интересные и продуктивные задания, игры с залом, выступление гостей - чтецов), что свидетельствует о реализации принципа индивидуализации.
3 Принцип наглядности. На празднике имели место языковая и неязыковая наглядности. В большей степени мы опирались на неязыковые наглядности т.е. средства наглядности (картинки, карточки с заданиями, валентинки, слова ведущих на картонных сердцах, костюмы).
4. Принцип прочности обеспечивал сохранение учебного материала в памяти и возможность его применения в различных видах речевой деятельности. Прочное усвоение материала обеспечивается через его многократного воспроизведения для выполнения лексических упражнений на разных уровнях (слова, словосочетания, предложения). Окончательное применение принцип нашел в ходе сочинения стихов на английском языке.
5. Принцип доступности и посильности, т.к. материал был представлен в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся (выявленными на основе анализа программы по иностранному языку, в процессе изучения возрастных особенностей подросткового возраста (уровень развития психических процессов; ВВД и новообразования данного возраста), в ходе беседы с преподавателем).
Кроме того, нами реализовывался психолого-педагогический принцип - принцип преемственности, что представляло учащимся возможность выразить личное отношение, собственное суждение.
Собственно-методические принципы:
1. Принцип коммуникативности. Следование данному принципу на занятии предполагало выполнение некоторых лексических упражнений в устной форме, высказывание собственной точки зрения по различным аспектам. Таким образом, происходило включение обучающихся в коммуникацию на изучаемом языке, а также организация активной творческой деятельности учащихся.
2. Принцип аппроксимации: «снисходительное отношение» к допускаемым учащимися ошибкам в процессе выполнения лексических упражнений (например, неправильный перевод слова, искажение произношения), если они не приводят к искажению смысла предложения.
3. Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности: в ходе мероприятия нами были задействованы четыре вида речевой деятельности: говорение (ответы на вопросы, выполнение заданий на карточках в устной форме, чтение (чтение слов и предложений, также данных в задании), аудирование (педагоги и ведущие озвучивали задания, рассказывали историю происхождения праздника).
4. Принцип учета уровня владения языком: организация праздника в соответствии с языковой подготовкой посредством использования разноуровневых упражнений (упражнения по этапам расположены в порядке от простого к сложному).
Выбранным принципам соответствовали следующие приемы, методы: словесные (по С. И. Петровскому) – объяснение, пояснение, рассказ, что способствовало лучшему пониманию целей и плана мероприятия (на организационном этапе), усвоению материала (реализация принципа устного опережения), при выражении значимых аспектов изучаемой темы некоторые факты повторялись неоднократно, менялась интонация, использовались примеры, аналогии, установка на восприятие, внимание, что непосредственно также организовывало внимание, восприятие, мотивировало учащихся.
Приемы, которые способствовали развитию психических познавательных процессов: для развития внимания – четкая установка на запоминание, на внимание, интонация, мимика и жесты ведущих. Для переключения внимания также способствовало подведение итога одного этапа праздника и постановка цели на следующий, устойчивости внимания – переключение с одного вида деятельности на другой. Для развития слуховой памяти – словесные методы. В ходе всего занятия происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация и др.). Учет особенностей мышления при организации понимания, усвоения материала (сочетание словесного объяснения и фактического выполнения действий с опорой на наглядности).
Таким образом, мероприятие носило не только образовательный, но и развивающий характер. А также способствовало активизация творческих способностей учащихся и интереса к предмету. За счет работы в группах (сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь), выполнении творческих заданий – изготовление открытки. Кроме того, это способствовало развитию воображения, эстетического вкуса.
В ходе всего мероприятия реализовывались методы организации учебно–познавательной деятельности (по Ю. К. Бабанскому): по источнику передачи информации – словесные, наглядные, практические (упражнения). При этом были учтены индивидуальные особенности классов (общеучебные умения на высоком уровне, уровень психического развития – высокий).
Были использованы также такие методы, как работа с раздаточным материалом (задания различного типа) – это способствовало смене видов деятельности, а также развитию зрительной, двигательной памяти.
В ходе занятия реализовывался психологический принцип - принцип мотивации, т.е организация эмоционально-положительного отношения учащихся к самому процессу занятий. Данный принцип реализовывался путем использования следующих методов формирования и подкрепления учебной мотивации (С.А. Смирнов, Ю. К. Бабанский): методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, использование поощрения, метод постановки системы перспектив), методы развития познавательного интереса (метод стимулирования занимательным содержанием, наглядности, элемент игры, соревнование).
Также на формирование положительной мотивации повлияло содержание учебного материала, коллективные формы учебной деятельности (групповая работа), демократический стиль деятельности.
5. В ходе мероприятия также реализовывался принцип учета индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности, т.к. при организации и проведении праздника была учтена индивидуализация обучения. В содержание праздника были внесены задания средней и высокой сложности, учитывающей интересы и возможности учащихся (почти все учащиеся с высокой обучаемостью, отличаются высокой активностью, стремлением к интеллектуальному напряжению, к преодолению трудностей, их не затрудняет переход с одного типа заданий к другому, наоборот вызывает активность и интерес). Кроме того, нами были созданы разновозрастные команды, с равными возможностями (способствовало созданию атмосферы сотрудничества, взаимоподдержки, личной и взаимной ответственности).
В ходе мероприятия была организована работа в группах, это объясняется степенью сложности заданий, а также зависит от задачи урока – совершенствование коммуникативных навыков, возрастными особенностями (потребность общения со сверстниками).
Присутствовал контроль: за работу на празднике были оценены все участники команд и чтецы. Итоги мероприятия были подведены, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.
В работе преобладающей формой была групповая для объедения усилий учащихся для достижения цели мероприятия, для создания условий взаимопомощи и взаимопроверки.
Воспитывались нравственные и качества (ответственность, трудолюбие, организованность активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).
В ходе занятия мы старались взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживали учащихся сталкивающихся с трудностями (выходили на сцену, выступая в роли консультантов, поддерживали детей и делали небольшие подсказки, руководили их деятельностью, давали необходимые пояснения). Удалось так организовать праздник, что каждый ученик проявил себя, показал свои способности.
На протяжении всего занятия присутствовали поощрения «Fine» «Молодцы» и т.д., что способствовало созданию продуктивной атмосфере в ходе всего мероприятия. На празднике преобладал демократический стиль общения педагогов и ведущих с учащимися. Благоприятный, психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность учащихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность учащихся. Наглядные средства и технические средства способствовали быстрому включению учащихся в работу.
Классы «сильные», полны энергии, проявляют интерес к предмету.
Они непринужденно вступали в диалог, отвечали на вопросы, присутствовала обратная связь.
Успех занятия заключается в том, что главная фигура всего праздника – ученик с его интересами и способностями, жизненным опытом. Учащиеся, участвуя в коллективном взаимодействии, стараются использовать свои языковые возможности, а это хорошая основа мотивации, повышения интереса к изучению английского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ внеклассного мероприятия по математике для 5-х классов.
Внеклассное мероприятие по математике было разработано для учащихся 5-х классов. В разработке имеется подробное описание хода игры. Были созданы условия для реализации развивающих целей....
Самоанализ внеклассного мероприятия «Мы – за ЗОЖ»
Целью данного мероприятия является расширение знаний учеников о пагубном влиянии вредных привычек на организм человека....
Самоанализ внеклассного мероприятия
Поэтому цель нашего мероприятия:...
Самоанализ внеклассного мероприятия по физике на тему "Взаимодействие тел" 7 класс
Самоанализ внеклассного мероприятия по физике на тему "Взаимодействие тел" 7 класс...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Проектное задание «Новогодняя елочка своими руками».
Самоанализ внеклассного мероприятия. Проектное задание «Новогодняя елочка своими руками»....
Самоанализ внеклассного мероприятия по теме "SPORT"
Анализ мероприятия с точки зрения самого учителя....
Самоанализ внеклассного мероприятия биологический КВН "Жить здорово"
Самоанализ внеклассного мероприятия биологический КВН «Жить здорово»...