Организация работы методического объединения учителей иностранных языков
статья по английскому языку по теме
Материал статьи представляет собой опыт работы руководителя методического объединения иноcтранных языков гимназии №61 Санкт-Петербурга. В предверии введения ФГОС основной школы данный материал особенно актуален.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_kachestvom_obrazovaniya.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая направленность развития отечественного образования и приоритеты, обозначенные Президентом РФ в стратегической инициативе «Наша новая школа», определяют образование как важнейшую жизненную ценность и главный фактор развития личности всего общества в целом.
На современном этапе социально-экономическая жизнь страны претерпевает существенные изменения, ориентированные на идеи качества. В контексте «Концепции 2020» представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования. Образование становится одной из наиболее важных сфер деятельности человека. Это предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процесса и вносит существенные изменения в деятельность школ, гимназий, лицеев.
Особое значение проблема управления качеством образования приобретает в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, основанных на системно-деятельностном подходе, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построить образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, помочь обучающимся в становлении их личностных характеристик.
Гимназия №61 – один из лидеров среднего образования Санкт-Петербурга, что ежегодно подтверждается высокими результатами сдачи ЕГЭ выпускников по ряду предметов. Одним из приоритетных направлений в работе гимназии является высокий уровень преподавания иностранных языков, особенно английского. В состав методического объединения входят пятнадцать учителей. Это высокопрофессиональный коллектив, эффективно работающий и откликающийся на все новое. Среди педагогов тринадцать учителей имеют высшую квалификационную категорию, шесть – победители конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», семь – почетные работники общего образования РФ, двое – лауреаты премии правительства Санкт-Петербурга. Ряд учителей – победители и лауреаты конкурса педагогических достижений.
Учащиеся разных классов непременные участники различных конкурсов и олимпиад. На протяжении ряда лет старшеклассники участвуют в пятом, заключительном этапе Всероссийских олимпиад по иностранным языкам и неоднократно становились победителями и призерами олимпиад по английскому и французскому языкам. Большинство из них ежегодно сдают международный экзамен на Первый сертификат Кембриджского университета Великобритании. Гимназии присвоен статус центра подготовки к Кембриджским экзаменам с правом использования официального логотипа университета на документах гимназии. Учителя постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в пилотных проектах и апробируют новые УМК и пособия. Все это требует деятельного и вдумчивого управления работой методического объединения, четкого планирования и корректировки.
В конце учебного года всегда идет планирование на следующий учебный год, в котором необходимо учесть все нюансы управления направлением.
Фрагмент плана работы заместителя директора по УВР
Организационные вопросы | Работа с педагогическими кадрами | Руководство и контроль | Внеклассная работа | Работа с родителями | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Оформление классных журналов (страницы «иностранные языки»); составление и утверждение расписания уроков пот иностранным языкам; статистическая отчетность по иностранным языкам на начало года (ОШ 1); комплектование спецкурсов; проверка готовности кабинетов; деление 7 классов на второй иностранный язык; составление графика посещения уроков на месяц; запись зачетов на диски | Составление календарно-тематических планирований по иностранным языкам; выбор и корректировка методических тем учителями иностранных языков; заседание МО учителей иностранных языков; индивидуальные собеседования с учителями; совещания при завуче | Слушание 5-11 классы | Составление текстов гимназического тура олимпиад | Индивидуальные собеседования с родителями |
Н О Я Б Р Ь | Подведение итогов первого триместра; контроль за выполнением нормативных документов и грамотным ведением гимназической документации; проверка состояния кабинетов; составление графика посещения уроков на месяц; запись зачетов на кассеты | Заседание МО №2; изучение состояния работы ТСО в кабинетах (систематизация аудио, видео материалов); изучение работы аттестуемых учителей; помощь в создании аттестационных папок | Тест на слушание 5-11 классы; тест на использование языка 10-11 классы | Проведение гимназического тура олимпиады по иностранным языкам (5-9 классы) | Индивидуальные собеседования с родителями учащихся, испытывающих трудности обучения в гимназии |
Д Е К А Б Р Ь | Составление графика посещения уроков на месяц; подведение итогов первого полугодия в 10-11 классах; контроль за выполнением нормативных документов и ведением гимназической документации | Корректировка календарно-тематического планирования на второе полугодие | Грамматические полугодовые тесты в 5-11 классах; выборочная проверка рабочих тетрадей по иностранным языкам | Проведение Рождественских утренников по параллелям | Привлечение родителей к проведению Рождественских утренников |
Я Н В А Р Ь | Составление графика посещения уроков на месяц; Организация подготовки к городским конкурсам и олимпиадам по иностранным языкам; запись зачетов на кассеты | Изучение работы новых учителей и учителей с низкой квалификационной категорией; совместное заседание с дилерами зарубежных издательств по ознакомлению с новыми альтернативными УМК | Слушание 5-11 классы | Участие в городских олимпиадах и конкурсах | Собеседования с родителями по результатам первого полугодия |
М А Й | Подведение итогов третьего триместра. Итоги за год. Проверка документации. | МО №4 по утверждению материалов промежуточной и итоговой аттестаций по иностранным языкам | Итоговые письменные годовые зачеты, промежуточная аттестация | Собеседования с родителями по итогам года | |
И Ю Н Ь | Экзаменационная сессия; Написание анализа работы МО за год | Итоговая аттестация 9. 11 классы (ГИА, ЕГЭ) |
Также составляется план работы методического объединения, который позволяет учителям во время учебного года ориентироваться в тех проблемах, которые им необходимо будет решать.
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Месяц | Организация самообразования учителей | Изучение, обобщение, использование передового педагогического опыта | Работа с молодыми и малоопытными учителями | Анализ знаний, умений, навыков | Заседания МО | Внеклассные мероприятия, факультативные занятия | Развитие и укрепление материальной базы |
Сентябрь | 1.Корректировка календарно-тематических планирований 5-11 классов 2.Выбор членами МО методических тем | О новых альтернативных пособиях, программах, курсах по изучению иностранных языков | 1.Консультации по календарно-тематическим планированиям 2.Оказание методической помощи по планированию | Анализ работы МО за предыдущий учебный год | Задачи и планирование работы на следующий учебный год | Организация работы спецкурсов | 1.Подготовка кабинетов к работе 2.оформление наглядно-дидактического материала 3.Приобретение наглядных пособий 4.Приобреиение новых аудио-визуальных средств |
октябрь | Первые результаты апробирования новых пособий в 8-9 классах | Анализ итоговой аттестации и пути преодоления недостатков | 1.Посещение уроков с последующим анализом 2.Оказание необходимой методической помощи в работе над совершенствованием плана-конспекта урока 3.Консультации | Анализ зачетных работ по слушанию | Утренники по параллелям, посвященные кануну дня Всех святых | Систематизация аудио, видео пособий, приобретение новых пособий | |
Ноябрь | Работа по методическим темам; обмен опытом среди коллег | Организация и проведение встречи с ведущими методистами города | Методическая помощь при подготовке к урокам | Анализ письменных творческих работ | Внедрение новых технологий, как необходимое звено в обучении иностранным языкам | Гимназический тур олимпиады по английскому языку в 5-9 классах;
| Работа с библиотекой по анализу имеющегося фонда, списанию устаревших пособий, составление списков книг, необходимых для приобретения |
декабрь | Обмен опытом по проблемам использования альтернативных материалов в обучении | Изучение новых публикаций в журнале «ИЯШ», «Первое сентября» | Консультации по методическим вопросам | Анализ тестов 10-11 классов, зачетных работ по слушанию | Рождественские утренники по параллелям; | Пополнение кабинетов новыми материалами | |
Январь | Совместная работа с дилерами различных книжных компаний по ознакомлению с новыми альтернативными пособиями | Выступления методистов различных зарубежных издательств с рекомендациями по использованию альтернативных пособий | Обобщение опыта работа молодых и новых учителей за первое полугодие, пути преодоления недостатков, оказание необходимой помощи | Анализ тестов по грамматике | Конкурс «Знаешь ли ты Шотландию?» | Смотр кабинетов с целью оказания помощи в дооборудовании | |
февраль | Планирование новой формы проведения промежуточной аттестации в основной школе | Декада методического мастерства | Пробные открытые уроки малоопытных учителей с целью оказания методической помощи коллегами | Анализ ведения рабочих тетрадей, школьного тура олимпиады, тестов на слушание | Подведение итогов работы за первое полугодие; пути преодоления недостатков | Районный тур олимпиады старшеклассников | Приобретение нового оборудования для кабинетов иностранных языков |
март | Составление новых тестовых материалов для итоговых годовых зачетов | Ознакомление с новинками отечественных пособий по преподаванию английского языка с перспективой дальнейшего использования в работе | Помощь в подготовке к промежуточной и итоговой аттестации | Анализ тестов по чтению | Международный конкурс ораторского мастерства; городской тур олимпиады старшеклассников | ||
апрель | Новые пути в изучении иностранных языков | Анализ экспериментальной работы за год | Помощь в подготовке к аттестации; утверждение аттестационных материалов | Анализ тестов по слушанию | Итоги года – дальнейшие пути совершенствования преподавания иностранных языков | Городские олимпиады | |
май | Обобщение апробированных новых учебных материалов | Об экспериментальной работе по английскому языку на следующий учебный год | Анализ результатов года | Анализ представленных аттестационных материалов, письменных творческих работ, тем для годовых зачетов | Подготовка кабинетов к сдаче |
Руководитель подсказывает и направляет педагогов в выборе методических тем. На первом заседании методического объединения в августе месяце руководитель знакомит коллег с новой, вышедшей за лето методической литературой, учебными пособиями и компьютерными программами, объясняет в каких параллелях и как их можно использовать.
В гимназическом туре олимпиады всегда принимают участие 100% учащихся, из них на районный тур обычно проходит 60-70%, а на городской и региональный туры - 25 – 30%. Информация о всевозможных конкурсах и олимпиадах, а также план подготовки к ним - необходимое звено в управлении качеством образования. Учителя стремятся, чтобы их учащиеся принимали участие как можно в большем количестве мероприятий, планомерно готовят их, получают у руководителя необходимые материалы и методики для подготовки.
Одним из главных приоритетов в управлении таким методическим объединением является открытость. Все вопросы обсуждаются гласно и решения вырабатываются коллегиально.
Особое место в управлении качеством образования занимает контроль универсальных учебных действий учащихся. В гимназии существует четкий график проведения администрацией зачетных работ, которые проходят ежемесячно. Этот план вывешивается для учителей и учащихся на стенде, что позволяет учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а также создает условия для самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию и обеспечивает более успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в данной предметной области. Причем объективные тесты (а в гимназии более 500 учащихся) руководитель подразделения проверяет единолично. В день проведения работы учителя получают диски с заданиями (если это проверка по разделу «слушание») или тексты работ и задания для написания творческих работ. Сразу же после проведения работы сдаются в учебную часть на проверку. После проверки с каждым педагогом идет их анализ и намечаются пути для преодоления пробелов и недостатков.
В случае проведения грамматических тестов учителя получают ключи для проверки только после их проведения. Это же касается и примерных вариантов ответов на творческие задания. Идет постоянный анализ и выработка путей совершенствования процесса.
Одним из важных звеньев в управлении качеством образования является посещение уроков коллег с целью оказания методической помощи, а также обучения учителей самоанализу их урочной деятельности. Среди многообразия вариантов разбора урока можно предложить следующую схему:
ДИАГНОСТИКА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Учитель………………………………………………………………………
Класс
Оценка по семибальной шкале.
№п/п | Параметры анализа урока |
|
1 | Отбор содержания урока | |
2 | Разнообразие методов | |
3 | КСО, групповые и нетрадиционные формы работы | |
4. | Наглядность, дидактический материал, ТСО | |
5. | Дифференцированный подход на уроке | |
6. | Формирование учебных навыков | |
7. | Межпредметные связи | |
8. | Результативность урока | |
9. | Решение воспитательных задач | |
10. | Создание ситуации успешности | |
11. | Психологическая атмосфера на уроке |
12. Что больше всего понравилось на уроке
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Замечания по ходу урока
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
14. Рекомендации______________________________________________
_____________________________________________________________________
Данная схема позволяет четко увидеть, что можно усовершенствовать в ходе урока.
В рамках введения ФГОС основной школы, анализируя посещаемый урок сегодня следует обращать внимание на следующие факторы:
*основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
*организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
*соответствие урока требованиям ФГОС:
*содержание урока:
*методика проведения урока:
*анализ деятельности учителя
*анализ организации деятельности детей. Анализ организации деятельности детей
*наличие элементов нового в педагогической деятельности учители (отсутствие шаблона).
Также необходимо помочь учителю в составлении технологической карты урока, в которой ему надо подсказать как лучше спланировать занятие и помочь в прогнозировании результата каждого отдельного этапа. Согласно концепции Т. И. Шамовой технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающий в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. В основе технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии, включающей описание действий учителя и учеников.
Пример разделов технологической карты урока
- Этап урока
- Цель этапа
- Деятельность учителя
- Деятельность учащихся
- Результат этапа
- Учебно-методическое обеспечение
В свете новых требований к образовательному процессу, учитывая материалы ФГОС второго поколения, очень полезно руководителю подразделения обучение своих коллег составлению интеллект карт (см. сайт www.mind-map.ru), которые значительно помогают учащимся развивать универсальные учебные действия, учат систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, делать выводы.
Необходимо научить учителя самому оценивать свой урок в системе других уроков. Он должен уметь определить
*место урока в разделе, теме;
*дать самооценку эффективности проведенного урока;
*выделить наиболее существенные недостатки урока;
*указать причины возникновения данных недостатков и способы их устранения в будущем.
Большое значение имеет управление процессом обучения в развитии познавательного интереса и высокой мотивации к изучаемому предмету. Развитие познавательного интереса в изучении иностранных языков должно стать одной из основных задач обучения. Для формирования познавательно интереса руководителю необходимо отслеживать следующие факторы в работе коллег и подсказывать пути к их совершенствованию:
*правильная организация учебного процесса;
*взаимоотношения между учителем и группой;
*учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
*воспитание в учениках убеждения в необходимости получения знаний по предмету.
Большое значение в управлении качеством образования отводится повышение квалификации кадров. Организация посещения различных курсов, семинаров, форумов, помощь в подготовке выступлений на различных мероприятиях, мотивация к участию в конкурсах педагогических достижений, «Педагогический портрет», занятиях, проводимых методистами из стран изучаемых языков необходимы для дальнейшего методического роста учителя. Поэтому руководитель подразделения всегда должен быть в курсе всего, что предлагается учителям. Члены методического объединения учителей иностранных языков гимназии непременные участники всех мероприятий, проводимых Академией постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга, Союзом англо-говорящих, активным членом которого, как и членом ассоциации школ ЮНЕСКО, гимназия является долгие годы, Институтом Гете, Французским институтом и другими организациями.
Руководству также необходимо продумывать как поощрить учителя за четкую грамотную работу по обучению, подготовке победителей и призеров олимпиад, внеклассных мероприятий. Помимо традиционных путей (грамоты, благодарности, премии) в гимназии ежегодно традиционно проводится День гимназии, на котором по результатам учебного года лучшие педагоги и учащиеся награждаются в нестандартных номинациях, таких как «Мастер», «Наставник», «Вдохновение», «Созвездие», «Дебют» и других. Такого рода события дают учителям новый толчок в достижении высоких результатов обучения.
Рост педагогического мастерства, неустанный творческий поиск, умение самореализовываться и предоставлять такую же возможность своим ученикам, духовный рост – вот те основные вехи, которые должен развивать любой руководитель, заинтересованный в росте качества образования своего образовательного учреждения. И не стоит забывать, что хороший руководитель должен:
*иметь высокую сопротивляемость фрустрации;
*уметь общаться с людьми;
*быть способным отказаться от своей точки зрения, если она не оптимальна;
*принимать критику, если она конструктивна;
*уметь расположить к себе;
*быть способным нести ответственность за решения;
и, главное,
ЛЮБИТЬ свое дело.
Павлоцкий Владимир Моисеевич – заместитель директора по иностранным языкам Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №61 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса в номинации «Лучший учитель» в рамках ПНП «Образование», лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «Учитель-наставник», автор ряда учебных пособий по английскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей иностранного языка
Методическая тема школы:«Образовательная подготовка школьников через развитие компетентностного системно-деятельностного подхода на основе внедрения здоровьесберегающих и развивающих технологий ...
Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков за 2012-2013 учебный год.
Анализ работы методического объединения за 2012-2013 учебный год....
Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков
Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков...
Годовой план работы методического объединения учителей иностранного языка
План работы по месяцам и видам деятельности...
Анализ работы методического объединения учителей иностранных языков .
Анализработы методического объединения учителей иностранных языков Железнодорожного района г.Воронежа МБОУ лицея №3в 2014-2015 учебном году.Руководитель МО Дундева В.А....
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МБОУ СОШ №26 Г.ХИМКИ
Цель работы ШМО учителей иностранного языка мбоу сош №26 г.Химки московской области на 2014 – 2015 учебный год : совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей...
План работы методического объединения учителей иностранных языков
План работы МО...