Оптимизация обучения английскому языку через педагогическое сотрудничество
материал по английскому языку по теме

Современное состояние образования характеризутся гуманным отношением.Складываются новые отношения между преподавателем и студентом :субъектно-субъектные.педагогическое сотрудничество в преподавании английского языка выходит на первое место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Оптимизация  обучения английскому языку через педагогическое сотрудничество.

Силаева Татьяна Аркадьевна     ГБОУСПО « Ржевское медицинское училище(техникум)».

Преподаватель английского языка высшей категории.

г.Ржев

АННОТАЦИЯ.

В условиях все более расширяющихся областях международных связей в различных областях культуры, науки и техники практическое владение иностранными языками приобретает все большее значение для всех специалистов нашей страны и для медицинских работников в частности.

Практическое владение английским языком означает умение самостоятельно читать со словарем и без словаря литературу на английском языке по специальности широкого профиля, извлекать из них полезную для работы информацию.

Ведение разговора на английском языке требует от учащегося определенных навыков понимания иностранной речи на слух и умения участвовать в разговоре, которые закладываются на протяжении всего периода обучения иностранному языку.

Недостаточное развитие навыков восприятия, понимания и удержания в памяти  услышанного , а также отсутствия незамедлительной словесной реакции на услышанное является основным недостатком, мешающим вести уверенную беседу.

В этой работе автор попытается показать как учебное сотрудничество помогает оптимизации учебного процесса изучения английского языка в среднем учебном заведении.

3

I. Введение

Актуальность. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно- субъектных отношений, т.е. Студент рассматривается не как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Таким внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями.

Таким образом, общение между студентом и преподавателем, я рассматриваю, не только как взаимодействие друг на друга.

Актуальность данной темы также обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии педагога и обучаемого. Возникла потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризующимся не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.

Необходимость развития умения учиться в корне меняется характер взаимоотношений между педагогом и студентом, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин.

Цель исследования — рассмотреть варианты, типы учебного сотрудничества и выявить условия его эффективности.

Объект — процесс учебного сотрудничества в учебной деятельности.

Предмет - - способы организации учебного сотрудничества в учебной деятельности.

Гипотеза   - преподаватель организует учебное сотрудничество, если:

-        сумеет создать атмосферу общения на занятиях;
владеет практикой взаимодействия;

  1. добьется согласованности в действиях студентов на каждом этапе занятия;
  2. ориентируется не на функции студента как обучаемого, а на его личность и перспективы ее развития.

4

II. Теоретическая часть

1). Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда преподавателей становится неумение строить педагогические  отношения с  студентами. Удовлетворение же отношениями с педагогами вызывает бодрое настроение  обучающихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию студентов и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория «сотрудничество» являет собой сложное единство:

а)        формы перспективной взаимосвязи, основанной на
взаимопонимании, взаимопереживании;

б)        способы организации совместной деятельности, то есть «на равных»,
предусматривающего проявления самостоятельности, активности и
организованности;

в)        формы взаимодействия педагога и студента, когда труд основывается
на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся
работать вместе как между собой, так и с  преподавателем при
объединении усилий и согласованности действий.

Основными признаками сотрудничества являются:

  1. целенаправленность (стремление к общей цели);
  2. мотивированность (заинтересованность в совместной деятельности);
  3. целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
  4. структурированность (четкое распределение функций);

  1. согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
  2. организованность   (планомерность  деятельности,   способность   к

5 управлению и самоуправлению);

-        результативность (способность достигать результатов).
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы

студент приобретал знания и способы     деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудится в большом коллективе, в малой группе и индивидуально. Его важнейшими признаками является:

-        осознание общей цели, которая  мобилизует преподавателя и
студента; стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность,
положительная мотивация деятельности;

-        высокая организация совместного учебного труда, взаимная
ответственность за результаты деятельности;

-        активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений,
взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при
затруднениях и неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным
отчуждением между студентом и преподавателем;

-        методика обучения, стимулирующая интерес студентов, их
самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу,
творчество. Она исключает принуждение;

-        взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение.
Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как

помощь, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный труд. Студенту приходится проявлять волю, инициативу, самостоятельность. Переориентация современной педагогики человека и его развитие, уважение личности является важнейшими задачами поставленными самой жизнью. В гуманистичекой педагогике человек рассматривается как высшая ценность.

Приоритетными для педагога становятся знания о взаимоотношении педагога и студента и реализация этих знаний на занятиях.

В построении гуманистичекого обучения важнейшую роль играют личностные    установки    педагога.    В    качестве    основных    выделяются

6

следующие:

-   «открытость»   учителя   своим   собственным   мыслям,   чувствам,

переживаниям,    а    также    способность    открыто    выражать    их    в

межличностном общении с учащимися;

-   выражение  внутренней  уверенности   педагога  в  возможностях  и

способностях      каждого      студента,      это      признано      называть

«педагогическим оптимизмом», «опорой на дополнительные качества

воспитанника».

Таким образом, в ситуациях, при которых преподаватель понимает и принимает внутренний мир своих студентов, естественно ведет себя и доброжелательно относится к ним, он создает свои условия для оптимизации учебного процесса.

2). О взаимодействии преподавателя и студентов на уроке иностранного языка

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением педагога организовать педагогическое общение с обучаемым. Важной функцией такого общения на занятиях является установление взаимосвязи студентов и преподавателя, в ходе которого реализуется задача присвоения студентам речевого опыта на новом для них языке.

И так, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (преподаватель и учащиеся и учащиеся друг с другом). Урок иностранного языка , будучи сложным актом общения состоит из более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Он включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности, ориентировка в ее условиях, исполнение и контроль (самоконтроль).

Каждой фазе общения на конкретном этапе занятия соответствуют определенные действия педагога и учащегося. Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учащегося и педагога. Если связи между деятельностью

7

преподавателя и студента нарушаются, то нарушается взаимодействие между общающимися, что приводит к нарушениям деятельности учащихся. Подчас преподаватель сам является причиной такого рассогласования, т.к. свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента занятия с содержанием выполнением учащимися деятельности и формами ее организации.

В условиях соактивности основными орудиями педагога становятся просьба, советы, похвала, одобрение, доброжелательное порицание.

Основной формой учебной деятельности на уроках иностранного языка является совместная увлеченность коммуникативно — познавательной деятельностью, живое общение. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается учащегося, он не испытывает страх сделать языковую ошибку, быть не понятым.

Вступая в отношение сотрудничества, педагог ориентируется на личность учащегося и перспективы ее развития. Такое взаимодействие выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическое использование иностранного языка: совместное оформление стендовых газет в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на изучаемом языке.

Вывод: Взаимодействие является одним из основных способов активизации и самоактуализации личности. Его дополнительный эффект — межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке.

3). Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка.

Эффективность     урока        иностранного  языка     обуславливается

способностью преподавателя создать условия и организовать ситуации, в которых учащиеся осваивают язык как средство общения.

Студенты разные: одни быстро «схватывают» все объяснения

8

преподавателя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие студенты, как правило, стесняются задавать вопросы при всей группе, не могут правильно сформулировать вопрос. Если в таких случаях объединить студентов в небольшие группы, оговорив роль каждого в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не  только  за результат   своей работы, но и за результат всей группы.

Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы в первую очередь слабый учащийся досконально разобрался в материале.

Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея в сотрудничестве.

Урок иностранного языка для организации межличностного общения студентов друг с другом имеет преимущество перед другими ведущими предметами.

Практика показывает, что вместе учиться легче и интереснее, более эффективно. Педагог разнообразит творческие подходы в обучении. Группы учащихся формируются до начала занятия с учетом психологической совместимости. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый студент. Если группа на нескольких занятиях работает слаженно, дружно  обходимости менять ее нет. Группе дается одно занятие, при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяются обычно самими учащимися, но в некоторых случаях преподаватель может дать сам рекомендации). Оценивается работа не одного студента, а всей группы. Оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым студентом, да и он скоро  закомплексует.   Преподаватель  если  выбирает  учащегося  группы,

9

который   должен   отчитываться   за задание. В ряде случаев это может

быть  слабый  студент  (это  касается  главным  образом  лингвистических,

грамматических, лексических знаний).

Если слабый студент в состоянии изложить результат совместной деятельности группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута. Ибо цель любого задания — не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым членом группы. В обычном случае на уроках иностранного языка сотрудничество студентов проявляется в основном при обучении диалоговой речи.

При взаимодействии педагога с учащимися, деятельность преподавателя представляет собой многообразие педагогических воздействий на учащихся. На уроке иностранного языка преподаватель заинтересовывает студентов, вводит языковой материал, объясняет языковые явления, демонстрирует речевые образцы, инструктирует, задает вопросы, требует ответов, организует и руководит работой студентов. Преподаватель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания студентов, общаться на английском языке.

4). Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.

Развитие умения учиться — это необходимость, которая влияет на оптимизацию учебного процесса. Многое на занятиях зависит как преподаватель начнет его. Стремясь создать атмосферу общения на занятии, преподаватель может начать его с непринужденной. Такая беседа перерастает в задания урока, студенты вовлекаются в беседу, преподаватель становится контролером, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. С самого начала занятия, при постановке цели, преподаватель обуславливает каким будет контакт между ним и студентом. И если преподаватель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он:

-        ставит цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям
общения;

-        помогает студентам осознать не только цель, но и пути ее достижения.

10

Тогда   студент   может   понять   какую   пользу   несет   ему   каждый новый этап задания.

Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество студента и преподавателя, заключается в том, что даже запоминание изолированных слов может быть увлекательным и несложным процессом.

Таким образом, сама структура учебного процесса является своеобразным средством обучения. При этом учебный процесс является иерархией промежуточных целей от более крупных (цели цикла занятий, цели отдельного заняти) до самых мелких (цель каждого задания внутри занятия).

Преподаватель должен обеспечить плавный и естественный переход от формирования навыков и умений к их функционированию.

Покажем на примере, как коммуникативные опоры позволяют плавно перейти    от тренировки к речевой практике (4,8-10).

Цель занятия: Совершенствование навыков употребления простого будущего времени в утвердительных и отрицательных предложениях.

Формулировка цели для учащихся: It's natural to wonder what our future will be like. Some things are hard to guess, others are very easy to foresee. Today you will learn to express your ideas about the future and to show, how one event can lead to another.

1.        Listen to some ideas expressed by futurologist Raise your red cards if the
idea seems optimistic and your blue cards if the idea is pessimistic.

We shall all live in skyscrapers There won't be any cars in the streets. We shall use helicopters instead of cars. We shan't have to walk much. We shall be able to control the weather.

Первое задание сводится лишь к восприятию отдельных предложений на слух, но каждое предложение должно быть взвешено и оценено слушающими в зависимости от их собственного мнения.

2.        Read, look up and say.

It is' natural to be ' interested in the future. We may ' have to ' face a' lot of   important problems.

11

Второе задание носит формальный характер, но подготавливает условия для коммуникативных заданий, поскольку предложения для обработки произношения и ритма расположены не только по нарастанию фонетических трудностей, но и в логической последовательности, образуя связное высказывания.

  1. Now look through  the list of the ideas you have just heard (task 1) and join some of them using "and", "but", "besides" or "because".E.g.: People will live much longer because many dangerous diseases will disappear, and, no one will die from hunger.
  2. Enumerate the real danger that people will have to face in the centuries to come Begin with the most obvious one.

The worst danger is that there will to be many people in the cities.

Besides, we may have to cut down all our forests.

В третьем и четвертом задании учащиеся жестко ограничены в употреблении грамматических структур, но могут свободно выбирать и комбинировать готовые блоки.

5.        Read the text. It's not complete. But you are given several versions of the
final sentences. Choose one of them and supply the missing sentences to express
your own viewpoint.

People talk much of ecological problems. They say it will soon be difficult to breathe without a gas mask on. Many people are afraid that soon there will be no more fish in the rivers. Scientists warn us about the green house effect It means that the temperature will keep rising and the polar ice will start melting ... (to close down plants and factories; changes in nature,..)

6.        It's difficult to foresee the future. We can only suppose that something may
happen. So try to give several hypotheses about the things that will or may happen
if:

...dangerous diseases disappear; .. .the polar ice melt; .. .we leave

12 all our problems to computers.

E g : If dangerous diseases disappear, people will live much longer.

В этих задания позволяют учащимся по-своему формулировать отдельные

части высказывания, хотя те, кто послабее, могут удовлетвориться комбинацией

фраз из  предыдущих[ заданий.

7. General discussion:

Do you think the people of tomorrow will be happier than we are? What advice can you give to future generations?

"We do not own the Earth we have borrowed the planet from the future generations". What does this statement mean? Explain.

Седьмое задание является не тренировочным, а подлинно речевым, но предшествующая тренировка облегчает слабым учащимся участие в дискуссии: даже если они построят свое высказывание лишь из блоков,  прдлагающихся в качестве опор, они смогут высказать свою точку зрения наравне с остальными. Таким образом, коммуникативные опоры подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность такой работы связана с тем, что не ограничивается свобода творчества ни сильного, ни слабого учащегося Так, следующее задание обучает оценивать объективность и уместность характеристик, учитывая официальный тон общения и информацию, которая может интересовать адресата Выберете из данных фраз те, что могли бы войти в письменную рекомендацию, которую начальник дает подчиненному Расположите их по степени важности:

Не is not a bad chap. He is serious and quiet. He is a sense of responsibility. He is a rather good-looking, in a way. He is absolutely honest.

На процесс формирования умений влияет не меньшее количество обстоятельств, чем на процесс формирование навыков. Так, например, коммуникативная ситуация, о которой много пишут и говорят, не всегда раскрывая, что за этим стоит, на самом деле предполагает учет множества факторов, составляющих две большие группы: условия общения и характеристики участников общения.

13 Условия общения включают:

-ограниченность или неограниченность во времени;

-непосредственный или опосредованный способ общения;

-официальный или неофициальный характер общения.

Характеристики участников общения включают:

-их социальный статус;

-настроение;

-отношение друг к другу;

-отношение к объекту высказывания (выражающееся в наличии или отсутствии

информации, в желании или нежелании общаться на данную тему);

-степень воспитанности, т.е. способность или неспособность соблюдать

принятые нормы общения.

III. Заключение

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед.

Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально - нравственного и профессионального развития личности. Данный социально - педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Современная философия образования, провозглашение приоритета личности учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе педагогов в сотрудничестве с учащимися.

Несомненно, насущные проблемы современного образования способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики. Учебное сотрудничество открывает новые возможности совершенствования обучения и воспитания не только на уроках иностранного языка, но и при изучении других предметов, в том числе и профессионального цикла. Применение данной методики позволяет достигать высокого качества знаний, умений и навыков.

Если провести мониторинг качества обучения по английскому языку, то сложно сделать вывод о положительной динамике. Качество знания уже на втором году обучения составляет 45%, если принять во внимание, что входной контроль показывает только 20%. Бесспорно, педагогика сотрудничества, являясь перспективной, создает условия достижения положительных результатов в обучении и воспитании студентов, делает обучение не только интересным и плодотворным, но и гуманным.

15

IV. Литература

  1. Кан-Колин В.А., Учителю о педагогическом общении. - М., 1987г.
  2. Редакция Ляудиса В.Я., Инновационная стратегия обучения.
  3. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991г.
  4. Колкер ЯМ., Практическая методика обучения иностранного языка., - М., Academa, 2001г.
  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Педагогика.
  6. Гальскова Н.Д., О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка. Иностранный язык в школе., - 1991г.

16

V. Приложение

Тест№1 «Тактика взаимодействия»

С помощью этого теста можно прояснить тенденции общения (направленность на противоборство или на сотрудничество).

Из приведенных утверждений нужно выбрать вариант «а» или «б».

1.        а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего

б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.

2.        а) Я стараюсь избежать неприятностей.

б) Считаю, что когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на дискомфорт внимания обращать не следует.

3.        а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения,
б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.

  1. а) Я думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми, б) Разногласия всегда волнуют меня.
  2. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения, б) Я считаю, что всегда надо доказывать свою точу зрения.
  3. а) Считаю, что всегда надо искать общие точки зрения.

б) Думаю, что надо стремиться к осуществлению своих замыслов.

7        а) Я обычно, сообщаю свою точку зрения, прошу людей высказаться,

б) Я считаю, что лучше демонстрировать преимущество своей точки зрения.

8        а) Я обычно пытаюсь убедить других людей

б) Чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей.

9        а) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы,
б) Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника.

10        а) Я обычно отстаиваю свою позицию.

б) Я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию. Обработка результатов:

17
П=1а, 26, За, 4а, 56, 66, 76, 8а, 9а,        1 Оа.

С=16,2а, 36,46, 5а, 6а, 7а, 86, 96, 106.

Подсчитайте    количество    совпадений    по    «П»    (противоборство)    и    «С»

(сотрудничество).

Оцените степень выраженности тенденций.

Тест №2

Взаимоотношения  преподавателя с обучающимися.

Инструкция. Прочтите предлагаемые суждения. Подчеркните в каждом из них тот номер ответа, который в наибольшей степени соответствует взаимодействиям в общении с  обучающимися..

1.        Начиная работать  , постараюсь почувствовать и понять особенности
этого коллектива.

Всегда 7654321 никогда.

  1. Придя на урок, стараюсь понять сегодняшнее состояние класса.
  2. В каком бы состоянии ни был класс, пытаюсь создать на уроке благоприятную обстановку.

  1. Если чувствую, что между классом и мной начинается несогласие (зреет конфликт), пытаюсь все проанализировать.
  2. Если чувствую, что между классом и мной возникает непонимание, пытаюсь откровенно поговорить с учащимися.
  3. Свое плохое самочувствие и настроение стараюсь скрыть от учащихся.
  4. На уроке думаю только о деле, забывая о своих проблемах.
  5. Организуя групповую работу на уроке, стараюсь учитывать взаимоотношения учащихся.
  6. При опросе учащихся стараюсь показать наиболее интересные, индивидуальные черты личности каждого ученика.

  1. Проводя урок стараюсь замечать и учитывать изменения в настроении класса, его реакциях.
  2. Уроки пролетают для меня очень быстро.

18

 Комментарии к тексту. Чем больше у   вас ответов ближе к левой части шкалы

(7,6,5), тем оптимальнее вам удается строить свои взаимоотношения с учащимися на

 занятиях. И наоборот, чем больше ответов ближе к правой части шкалы, тем менее

благоприятно складывается ваши отношения с  студентами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках английского языка....

Оптимизация урока ОБЖ через реализацию технологии критического мышления.

"Ученик должен открывать самостоятельно такую большую часть учебного материала, какую возможно при данных условиях."  - Сократ...

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Оптимизация процесса обучения через ИКТ

Теоретическая подборка материала по теме использования ИКТ в учебно-образовательном процессе....

доклад Оптимизация образовательного процесса через формирование ключевых компетенций в воспитании

Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А.Коменского состоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимо...

Урок английского языка через призму технологии сотрудничества

Статья о современном уроке английского языка...

Открытое внеурочное занятие в рамках стажёрской практики по теме «Оптимизация образовательного процесса через интегрированную модель учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования» "Шаг в профессию"

laquo;Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы»...