Совершенствование навыков чтения в 5-6 классах
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Ермакова Лариса Геннадьевна

Данный материал содержит в себе ряд упражнений и раздаточную таблицу для отработки правил и совершенствования чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовый файл18.73 КБ
Microsoft Office document icon приложение91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование навыков чтения учащихся 5 класса.

На уроках иностранного языка, для того, чтобы уметь общаться, уметь добывать информацию, делиться ею, учащиеся осваивают разные виды деятельности. Одним из них является чтение. При чтении на иностранном языке закрепляются многие грамматические явления, вырабатывается чувство языка, закрепляются фонетические навыки, а всё это благоприятно сказывается на овладении устной речью. Учащиеся овладевают разными видами чтения:

•        с целью понимания основного содержания (ознакомительное чтение);

•        с целью извлечения нужной информации (просмотровое чтение);

•        с целью полного понимания содержания, включая детали (изучающее чтение).

При этом чтение выступает не только целью, но и средством обучения языку. Учебники В.П.Кузовлева содержат в себе разнообразные упражнения, развивающие чтение. Но для того чтобы учащиеся использовали чтение как средство в полной мере необходимо обеспечить базовые умения. Как показывает практика, возникает необходимость систематизировать знания правил чтения на начальном этапе обучения. В УМК В.П.Кузовлева для 5 класса обучение чтению происходит сначала рецептивно, на основе русской транслитерации (с постепенным её исчезновением), затем с помощью английской транскрипции (постепенно исчезает и она). Таким образом, ребята легко осваивают чтение согласных букв. Одновременно происходит рецептивное освоение чтения и гласных. На определённом этапе (с 17 урока) появляются правила чтения гласных букв и упражнения с ними. Например, отвечая на вопрос, что могут увидеть туристы, учащиеся пользуются опорой:

                                                          amazing nature

                                                          famous places

                                                          Highland Games

Tourists can see                                 lakes and dales        

                                                          romantic valleys

                                                          attractive landscapes

                                                         daffodils

                                                         bagpipes

Ответив на вопрос, учащиеся вместе с учителем делают вывод об окружении выделенных букв, о принадлежности к открытому и закрытому типу слога и приходят к следующему правилу:

                        [ ei ]        in lake в открытом слоге (заканчивается на гласную)

Read Aa as     [ æ ]         in land в закрытом слоге (заканчивается на согласную)

                        [ ə ]           in palace в безударном слоге

Затем правила закрепляются в упражнении раздела "Get ready to read" и в рабочей тетради. По необходимости указывается на исключения. Работа с правилами проходит в таком режиме на протяжении десяти уроков. При этом надо учесть, что происходит довольно быстрая смена лексических тем ("Британия и Лондон с их достопримечательностями", "Погода, времена года", "Увлечения чтением", "Реклама в британских журналах", "Любимые учителя", "Праздники", вводятся цвета), грамматических тем (предлоги места, повелительное наклонение, формы "to be", предлоги времени, will в значении предположения, числительные). Такое мелькание тем, избыточность материала не даёт в достаточной мере привести в систему знание правил чтения. На 27 уроке знание правил чтения гласных Aa (7 правил), Оо (8 правил), Ее (5 правил), Ii (4 правила), Yy (2 правила), Uu (4 правила) систематизируется на основе "ABC's families". В дальнейшем в учебнике правила чтения больше не акцентируются, с 35 по 65 урок встречается лишь несколько упражнений, направленных на повторение их. Таким образом, на мой взгляд, обучение происходит слишком быстро. При этом учащиеся-аналитики чувствуют себя более комфортно. Они легко выявляют различия в чтении той или иной гласной буквы. А вот ребята, которым легче работать на основе выявления подобий, испытывают трудности. По наблюдению учителей, работавших по УМК В.П.Кузовлева, появляется группа ребят, не владеющих чтением к концу первого года обучения.

        Возникает необходимость использовать дополнительные средства обучения чтению. Таким средством для меня стала таблица (раздаточный материал), в которой материал систематизируется по другому принципу, по сходству (Приложение 1):

•        упражнения для чтения гласных в словах с открытым слогом;

•        упражнения для чтения гласных в словах с закрытым слогом;

•        упражнения для чтения гласных в словах с третьим типом слога;

•        другие случаи чтения гласных (в сочетаниях);

•        чтение согласных в сочетаниях.

Слова в таблице расположены от знакомых до малознакомых и на данном этапе пока не встречавшихся. В таблице выделены цветом буква и звук, который она даёт в данном случае. В словах буква тоже выделена цветом.

Подводя итоги работы с первыми пятью упражнениями, ребята отвечают на вопрос, что общего у слов в этих упражнениях. Они легко делают вывод, что гласная в этих словах читается так, как называется в алфавите.  Подводим такие итоги и в дальнейшем.

Работать с таблицей можно и по горизонтали и по вертикали. Работа ведётся в следующем режиме:

1.        exercise №… , name the letter, sound the letter, listen to the word and repeat (по необходимости обращаем внимание на исключения);

2.        read to yourself;

3.        read to each other.

Поясняю, что при взаимопроверке необходимо исправлять ошибки друг друга. Затем осуществляется контроль чтения тех ребят, которые ранее делали больше ошибок. Подводя итоги работы с первыми пятью упражнениями, ребята отвечают на вопрос, что общего у слов в этих упражнениях. Они легко делают вывод, что гласная в этих словах читается так, как называется в алфавите.  Подводим такие итоги и в дальнейшем.

 Последнее задание – write out five words (в столбик, чтобы дома прописать по строчке, проговаривая вслух). По мере продвижения по таблице увеличивается размер вертикальных столбцов для чтения. Многие ребята берут таблицу для ксерокопирования, чтобы упражняться по ней и дома. Для контроля проводятся и диктанты. Принцип обучения чтению, предложенный в таблице, не является новым (как пример, столбики слов в учебниках Старкова), но, практика показала, что использование такого приёма наряду с упражнениями учебника даёт лучший результат. К этой же таблице полезно обратиться и в первые уроки  обучения в 6 классе с целью повторить правила.



Предварительный просмотр:

1

a [ ei ]

place

name

lake

amazing

famous

games

make

race

lane

plane

2

e [ i: ]

me

he

green

see

she

tree

keep

seen

keen

need

3

i(y) [ ai ]

five

nine

like

nice

my

cycling

fly

pipe

rice

type

4

o [ əu ]

rose

Coke

zero

no

go

so

tone

hope

pole

stone

5

u [ u: / j u: ]

student

pupil

cucumber

music

blue

sugar

tube

juice

lute

human

6

a [ æ ]

land

map

magazine

fantasy

that

lamp

flat

sat

rat

band

7

e [ e ]

ten

pen

red

trendy

text

help

set

hen

net

met

8

i(y) [ ı ]

six

film

mystery

big

children

fifty

silk

still

did

finish

9

o [ ɔ ]

hot

not

on

stop

box

pond

fond

bottle

cross

clock

10

u [ ʌ ]

plus

up

fun

plum

jump

pumpkin

hunt

bus

rubber

duck

11

ar [ a: ]

park

large

art

car

charming

garden

yard

scarf

arm

harm

or [ ɔ: ]

short

or

born

sport

corner

nor

form

horn

norm

sort

ir, er, ur, or [ ə: ]

girl

skirt

German

purple

work

world

turn

term

bird

words

12

 u [ u ]

put

pullover

Ruth

push

pull

full

bull

truth

13

oo [ u ]

book

cook

look

foot

soot

good

took

root

oo [ u: ]

food

too

room

school

zoo

boot

soon

spoon

cool

noon

14

ea [ i: ]

read

speak

neat

clean

please

teacher

leave

beach

lead

leaf

15

ai(ay) [ ai ]

      ei(ey)

rain

main

day

play

eight

gain

gay

pain

16

c [ s ], [ k ]

place

nice

pencil

cucumber

cat

cock

cite

race

circus

cafe

17

s [ s ], [ z ]

rose

nose

stop

student

scone

music

stone

costume

blouse

18

th [ θ ], [ ð ]

three

thing

thank

these

that

mother

teeth

South

rather

other

19

(t)ch [ ʧ ]

teach

lunch

watch

children

chair

charming

bench

chart

cheek

20

     sh [ ʃ ]

show

shut

she

English

fish

short

ship

sheet

shake

push

21

     ng [ ŋ ]

sing

song

ring

evening

bring

morning

smoking

spring

stocking

22

nk(nc) [ ŋk ]

thank

uncle

think

link

ink

wink

23

      all [ ɔ: ]

hall

stall

ball

small

all

call

fall

tall

mall

24

ou, ow [ au ]

cow

brown

house

town

now

down

pound

sound

wow

25

  er, or [ ə ]

teacher

doctor

sister

under

brother

summer

pepper

corner

rubber


26

    wa [ ɔ ]

   

          [ ɔ: ]

watch

wash

want

was

wallet

wasp

watt

wand

water

walk

wall

walrus

walnut

27

    ow [ əu ]

show

yellow

window

snow

grow

blow

fellow

pillow

28

ir+гл. [ aiə ]

fire

hire

admire

Ireland

dire

desire

29

   ear [ ıə ]

near

dear

fear

clear

ear

year

30

    ere [ ıə ]

here

sphere

mere

31

   are [ ɛə ]

rare

square

spare

flare


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Совершенствование навыка чтения"

Презентация содержит рекомендации и некоторые приёмы работы по повышению техники чтения....

Cборник интерактивных упражнений для совершенствования навыков чтения

Медиапособие для организации самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине БД.03 Иностранный язык (английский)...

Совершенствование навыка чтения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Как можно добиться улучшения техники чтения у школьников с нарушением интеллекта? Ответ на этот вопрос вы получите в данной статье....

Приёмы совершенствования навыков чтения школьников

Как научить детей любить читать книги....

Краткие ответы. Открытые и закрытые слоги. Обучение чтению Альтернативный вопрос. Совершенствование навыков чтения.

Знать правило краткого ответа на вопрос.Уметь кратко отвечать на вопрос. Знать правила чтения открытого и закрытого слогов, уметь читать слова. Знать фразы приветствия.Уметь описывать картинки с помощ...

Статья на тему: «Совершенствование навыков чтения с опорой на фонетические упражнения и тематическую лексику».

В рамках коммуникативного обучения немаловажное значение уделяется развитию и совершенствованию навыков чтения.  Перед учителем ставится задача КАК научить детей читать, читать с интересом и пони...

План урока"Спряжение глагола “have”. Обучение аудированию. Цвета. Совершенствование навыков чтения"

Спряжение глагола “have”. Обучение аудированию. Цвета. Совершенствование навыков чтения....