Совершенствование навыка чтения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.
статья на тему
Как можно добиться улучшения техники чтения у школьников с нарушением интеллекта? Ответ на этот вопрос вы получите в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_tehniki_chteniya_uchashchihsya_spetsialnoy_korrektsionnoy_shkoly.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида №7
2011/2012у.г.
Совершенствование навыка чтения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Одним из важнейших условий успешного обучения ребёнка является формирование полноценного навыка чтения. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью, осознанностью.
Как показывают исследования, оптимальный темп чтения, это чтение в темпе разговорной речи, то есть 120 – 150 слов в минуту. При таком темпе чтения достигается наилучшее понимание смысла читаемого. В идеале такой темп чтения учащиеся должны приобретать к окончанию начальной школы.
Однако, такими результатами не может похвастаться даже массовая школа. По результатам обследования темп чтения 120 – 150 слов в минуту учащиеся массовой школы в основном приобретают в 6-7 классе.
Для учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида такой темп чтения является недостижимым идеалом, так как все качества полноценного чтения формируются сложно, своеобразно и с большой задержкой.
Своеобразие овладения чтением начинается с того, что многие дети с огромным трудом запоминают буквы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, смешивают сходные по зрительному образу буквы. Дети с трудом сливают слоги, искажают звуковой состав слова. Очень часто ученики не могут соотнести почитанное слово с предметом, то есть не понимают смысла прочитанного слова.
Дети с умственной недостаточностью очень медленно накапливают слоговые образы. Кроме того, начав читать по слогам, дети с трудом переходят к чтению целыми словами, так как косность и вязкость мышления затрудняет смену привычного образа деятельности на другой. Развитие беглости чтения тормозится ещё и тем, что поле зрения у детей с умственной недостаточностью ограничено. Они видят одну букву или один слог, на который направлен их взгляд. Кроме того, дети не могут использовать смысловую догадку при чтении, что связано с умственной недостаточностью.
По сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием, темп чтения детей с умственной недостаточностью примерно в 2 раза ниже. Это связано с затруднениями в понимании текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования речевой догадки и узостью поля зрения.
Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения. Самая главная проблема состоит в том, что у детей крайне мал словарный запас. Дети не знают значения простейших слов. Мы столкнулись с тем, что дети не могут понять даже простых предложений, объяснять приходится каждое предложение. Дети не знают слов: пограничник, граница, проталина, озимые, комбайн, полевая дорожка (в объяснении детей, это дорожка, которую полили) и многих других слов. В учебнике математики для четвёртого класса мы читали текст задачи, в которой говорится о закройщице, которая раскроила платья. На вопрос учителя, кто такая закройщица, дети промолчали, только один ребёнок ответил: - «Это тётя, которая закрывает магазин». Детям было предложено прочитать предложение ещё раз и сказать, что сделала закройщица. Варианты ответов: «раскрыла платья, раскрала платья». После уточняющих вопросов удалось добиться того, что один из мальчиков сказал: - «Тётя разрезала платья».
Дети с трудом устанавливают причинно – следственную зависимость между явлениями, их последовательность, не могут понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения.
Таким образом, усвоение навыка чтения школьниками с умственной недостаточностью это сложный, трудоёмкий процесс, требующий долгой и кропотливой работы. Между тем, скорость чтения – это один из важнейших факторов, влияющих на успешность обучения. Существует несколько аспектов, которые выводят технику чтения на одно из важнейших мест в успешности обучения ребёнка.
1.Аспект обучения.
Ребёнок должен уметь прочитать и понять текст задачи, задание к упражнению, текст параграфа по устным предметам, инструкции по трудовому обучению. Всё обучение построено на чтении.
2.Аспект развития.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
3.Аспект воспитания.
В Донецке провели исследование, поставив своей целью выявить, от чего зависит успех воспитательной работы. Было выявлено, что успешность воспитания зависит от отзывчивости учеников, отзывчивость, в свою очередь опирается на обязательность, а обязательность, в свою очередь зависит от успеваемости. Успеваемость же ученика, имеющего хорошо сформированный навык чтения, выше.
Как можно добиться улучшения техники чтения?
В 1991 году вышла брошюра Всеволода Николаевича Зайцева «Резервы обучения чтению», подготовленная лабораторией педагогической диагностики Донецкого государственного университета. В этой брошюре дана система рекомендаций по совершенствованию техники чтения.
На протяжении ряда лет, часть учителей начальных классов нашей школы проводили апробацию рекомендаций В.Н. Зайцева. Какие-то из этих рекомендаций прижились, дают хорошие результаты, какие-то после апробации были отвергнуты, какие-то несколько переработаны.
В брошюре, изданной лабораторией Донецкого университета, были представлены следующие рекомендации:
1.Важна не длительность, а частота упражнений.
Эта рекомендация больше касается родителей, которым мы всегда говорим, что при чтении дома ребёнок должен читать маленькими порциями (примерно по 5 минут), но несколько раз. На уроке эта рекомендация реализуется в том, что дети читают небольшие по объёму части текста. Часто это чтение по цепочке, когда дети читают по очереди по одному предложению.
2.Жужжащее чтение.
Это чтение, когда читают вполголоса все ученики в классе. Перед чтением детям можно дать установку: прочитав текст, вы подготовитесь к чтению вслух на оценку, сможете хорошо прочитать текст.
3.Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребёнка на парте лежит книга. В начале каждого урока дети, придя с перемены, открывают книги, и пять минут читают в режиме жужжащего чтения. Если в начале каждого из четырёх уроков дети по пять минут читают, то в день получается 20 минут, плюс урок чтения. Кроме того, придя с перемены возбуждёнными, дети, читая, успокаиваются. Учителю не надо наводить порядок, повышать голос. Практика ежеурочного чтения вводится в конце первого класса. Дети привыкают к ней и, постепенно, со стороны учителя требуется всё меньше усилий для того, чтобы читали все дети. Особое внимание приходится уделять новичкам, пришедшим из массовой школы. Дети, пришедшие из массовой школы в четвёртом классе, обычно так и не привыкают читать в начале урока. Время оказывается упущенным.
4.Развитие оперативной памяти.
Установлено, что развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти, что особенно характерно для детей с умственной недостаточностью. Что это значит? Дочитав предложение до середины, ребёнок забывает, с чего он начал. Поэтому он не может уловить его смысл. Следовательно, необходимо работать над развитием оперативной памяти. Мы немного изменили предложенную Зайцевым В.Н. методику.
Работа над оперативной памятью ведётся на уроках письма и русского языка, начиная с первого класса. В начале каждого урока письма или русского языка дети должны по памяти воспроизвести в тетради те объекты, которые представлены учителем. Пока дети не знают букв, они запоминают ряд из 3-4 геометрических фигур. Затем, по мере прохождения учебного материала, дети запоминают элементы букв, буквы, слоги, слова. Начиная с третьей четверти первого класса, дети запоминают простые предложения. То, что они запомнили, дети записывают в тетрадь. Эта работа проводится в начале каждого урока русского языка. По мере прохождения грамматических правил в предложения включаются слова, имеющие соответствующие орфограммы. Это позволяет, к тому же, оперативно повторить учебный материал.
Эта работа достигает цели только тогда, когда проводится систематически, на каждом уроке. Особенно важно стимулировать правильность написания. Учитель может проверить, написанное детьми, сразу и выставить оценку, поставить какой либо стимулирующий значок. Результаты этой работы особенно заметны при появлении в классе новых учащихся, пришедших из массовой школы. Даже ученики, имеющие выраженное нарушение письменной речи, пишут по памяти лучше, чем дети, пришедшие из массовой школы.
5.Стимулирование учащихся.
Каждый учитель начальной школы имеет много способов стимуляции учащихся. Сотрудники лаборатории Донецкого университета предложили такой: в конце каждого урока чтения отводить по 3-4 минуты для замера скорости чтения. Все дети читают текст одну минуту, затем сами подсчитывают количество слов и записывают результаты в дневник. Мы пробовали использовать этот способ, однако, очень быстро отказались от него. Дети, имеющие слабую технику чтения, очень хотели выглядеть лучше и записывали себе гораздо большее количество слов, чем то, которое они прочитали. Доходило до того, что слабо читающие дети имели большее количество прочитанных слов, чем сильные. Кроме того, из-за нарушения внимания, многие дети просто не могли правильно подсчитать количество прочитанных слов.
Вместо каждодневной проверки количества прочитанных слов, я провожу проверку один раз в месяц. Результаты заносятся на особую страницу дневника каждого ребёнка. Дети с большим интересом относятся к этому мероприятию, сравнивают прошлый результат с результатом последней проверки. С помощью этих проверок было выявлено, что после любых каникул, после болезни ребёнка техника чтения снижается. Это говорит о том, что кроме школы, дети нигде больше не читают, несмотря на все уверения родителей о домашних занятиях с ребёнком чтением. Кроме того, если ребёнок, по какой-то причине некоторое время не читает в начале каждого урока по 5 минут, это тоже отражается на технике чтения.
Зайцевым Всеволодом Николаевичем были предложены три типа упражнений, способствующих совершенствованию техники чтения. Все эти упражнения проводятся коллективно.
1.Многоразовое чтение.
Учитель читает начало рассказа, объясняя детям непонятные слова. Затем, в режиме жужжащего чтения дети читают этот же текст в течении минуты. По команде учителя дети отмечают слово, до которого они успели прочитать. Затем следует повторное чтение того же отрывка в течении минуты. Естественно, что при повторном чтении, ребёнок читает больше слов. Не рекомендуется читать один и тот же отрывок более трёх раз. После этого задание меняется.
2.Чтение в темпе скороговорки.
Это упражнение предназначено для развития артикуляционного аппарата. Упражнение не должно продолжаться более 30 секунд.
3.Чтение того же текста, но более медленно и выразительно.
Отработав часть текста, дети читают его выразительно и достаточно быстро. Перейдя на незнакомую часть текста, они «с разбега» небольшой кусочек прочтут так же быстро и выразительно.
При апробации этих трёх типов упражнений, мы пришли к выводу, что они быстро надоедают детям. Использование их на каждом уроке чтения, как это рекомендует Зайцев, не является целесообразным.
Методика, предложенная лабораторией педагогической диагностики Донецкого государственного университета, в несколько переработанном с учётом особенностей детей с умственной недостаточностью виде, использовалась учителями начальных классов нашей школы на протяжении ряда лет. Были получены следующие результаты.
При регулярных ежегодных проверках техники чтения было выявлено, что количество учеников начальной школы, читающих выше нормы, постепенно увеличивается. Если в начале 2004-2005 года выше нормы читали 64% учащихся, то в начале 2008-2009 учебного года уже 71%. Это происходит несмотря на то, что в школу приходят дети со всё более сложными нарушениями. Увеличивается количество учащихся, читающих целыми словами. В начале 2004-2005 учебного года таких детей было 9%, в начале 2008-2009 учебного года их стало 17%. Эти показатели являются стойкими и постепенно увеличиваются на протяжении ряда лет. Остальные показатели техники чтения тоже выросли, но их рост не является стабильным, что не позволяет пока говорить о нём, как об устойчивой тенденции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»
Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....
Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...
Критерии оценивания знаний, умений и навыков по географии учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида
1.Основные требования к знаниям, умениям учащихся.2.Критерии оценок по географии....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....
Диагностика трудовых навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках швейного дела
Уже несколько лет я веду диагностику трудовых навыков учащихся на своих уроках. На начало и конец учебного года заполняю таблицу результатов изучения уровня самостоятельности учащихся при выполнении т...
Пути совершенствования обучения чтению учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Статья в журнале "Образование и наука в России и за рубежом", 2014, №7, стрю 23...
Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"
Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....