Статья на тему: «Совершенствование навыков чтения с опорой на фонетические упражнения и тематическую лексику».
статья

Tegleva Ekaterina Andreevna

В рамках коммуникативного обучения немаловажное значение уделяется развитию и совершенствованию навыков чтения.  Перед учителем ставится задача КАК научить детей читать, читать с интересом и понимать иноязычные тексты. Приёмы и методы найдёте здесь 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon priyomy_i_metody_2.ppt1.5 МБ
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

.

Слайд 2

«…фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении. Моя профессия и моя страсть…вы даже не представляете, как интересно взять человека, наделить его новой речью и с помощью этой речи сделать его совершенно иным». Бернард Шоу

Слайд 4

Прием персонификации букв (гласных) Познакомьтесь, цапля А [ei] ! Представляется: "My name…" У нее подруга Cat, Вместе дружат много лет.

Слайд 5

Приём наглядности, яркой подачи материала, что обеспечивает эмоциональную окраску (эффективно при обучении правилам чтения) c a t n a me p ar k h are b ar k t a ke K a te Cl are

Слайд 6

Приём чтения на основе слов с аналогичным звуком duck mother son fun

Слайд 7

Приём чтения с использованием частичной транскрипции [ u:] school blue t o o fruit ruler two do

Слайд 8

Приём аналогии There were kn ights and the n ight was br ight light, fight, right, might, sight

Слайд 9

Приём замены букв с изменением значения слова ring - s ing – k ing - th ing brought - th ought – f ought

Слайд 10

Приём рифмы слов doll - ball dog - frog snake - cake clock - cock bee - tree see - we mouse - house toy - boy

Слайд 11

Карточки - памятки Буквосочетание Транскрипция Примеры Контекст sh [ʃ] sh e ch [ʧ] ch ant tch [ʧ] wa tch wh [w] wh at ck [k] clo ck ng [ŋ] si ng nk [ŋ k] ri nk

Слайд 12

Рекомендации: - обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном учащимися лексическом материале; - тексты для младших школьников должны отвечать их возрастным и эмоциональным особенностям; - при работе с иноязычными текстами следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, не обязательно речевую;

Слайд 13

- при отборе текстов для чтения необходимо учитывать их методическую и воспитательную ценность, доступность содержания и формы; - использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и психологические особенности учащихся. - развивать познавательный интерес учащихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации. - способствовать становлению ситуации общения на иностранном языке на уроке.

Слайд 14

Чтение в современном мире носит метапредметный характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям

Слайд 17

Entertaining programmes Films Sports programmes

Слайд 18

Skimming Scanning Intensive asking/answering questions asking/answering questions asking/answering questions multiple choice categorizing categorizing categorizing note taking correction correction close picture completion labeling finding differences/similarities completing predicting matching gap-filling correction quiz multiple-choice matching finding differences/similarities reordering outlining multiple choice gap-filling T/F statements paragraphing note taking information transfer table-filling reordering picture completion jig-saw translation summarizing quiz listing T/F statements T/F statements matching table-filling mind-mapping

Слайд 19

Этапы работы над текстом Предтекстовый Текстовый Послетекстовый

Слайд 20

« Forecasting the content » Этот прием работы используется на предтекстовом этапе работы с текстом и ориентирован и заключается в предсказании содержания текста по заголовку. Title Title Title

Слайд 21

« Motivating questions » Мотивационный аспект приобретает особую важность при самостоятельной работе с текстом. Поэтому постановка вопросов перед чтением текста позволит усилить мотивацию учащихся к работе над текстом.

Слайд 22

Приёмы и методы используемые при чтении с детальным пониманием информации Индивидуальная работа с текстом Card 1 Use the text to choose words to characterize Harry How do people describe him? Card 2 Use the text to find the word and combinations of words that mean: a) not to tell a lie b) to describe somebody better Use the text to find synonyms for these words a) to have an example b)smart

Слайд 23

Приёмы и методы используемые при чтении с детальным пониманием информации Работа в экспертной группе

Слайд 24

«Метод шести шляп мышления» «Шесть шляп мышления» используются при подведении итогов работы с текстом. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.

Слайд 25

Черная – выявление негативных фактов в тексте

Слайд 26

Таким образом, перед учителем предстаёт большой набор методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.



Предварительный просмотр:

Статья

«Совершенствование навыков чтения с опорой на фонетические упражнения и тематическую лексику».

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать,

Не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы

Найти предмет для беседы, но чтобы мыслить и рассуждать».

(Ф. Бэкон)

«…фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении.

Моя профессия и моя страсть…вы даже не представляете,

как интересно взять человека, наделить его новой речью и с

помощью этой речи сделать его совершенно иным».

(Бернард Шоу)

Современное состояние педагогической науки – это состояние поиска новых ориентиров в системе образования. Теоретический уровень данного поиска выражается в разработке многоуровневой системы среднего и высшего образования, что ведёт к переосмыслению содержательной базы образования, определению стандарта образования и выработке эффективных способов обучения.

В рамках коммуникативного обучения немаловажное значение уделяется развитию и совершенствованию навыков чтения. Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не всегда является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а иногда рассматривается ими как чисто учебная задача.

В связи с вышеперечисленным передо мной встал вопрос: как вызвать интерес к чтению, как подготовить школьников к жизни в современном информационном обществе, как способствовать их социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира.      И тогда я выбрала именно эту тему: «Совершенствование навыков чтения с опорой на фонетические упражнения и тематическую лексику».

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Чтение – мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации. При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности  занимает ведущие место по своей важности и доступности. Основной учебно-методической единицей обучения чтению является текст. Прежде всего, текст – это коммуникативная единица, отражающая определенную прагматическую установку его создателя. В школьной программе по изучению иностранных языков указаны требования к практическому владению иностранным языком в области чтения.

Согласно программе, учащиеся к завершению старшего этапа должны уметь: а) с целью извлечения полной информации читать про себя впервые предъявляемые несложные оригинальные из общественно-политической и научно-популярной литературы, а также адаптированные тексты из художественной литературы, содержащие 5-8% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться.  


в
) с целью извлечения основной информации читать про себя (без использования словаря), впервые предъявляемые тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы, содержащие до 5-8 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться или незнание которых не влияет на понимание основного содержания читаемого.


с)
с целью извлечения частичной информации читать про себя в просмотровом режиме (без использования словаря), впервые предъявляемые частично адаптированные или неадаптированные тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы.

Начальный этап обучения в средней школе выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения. Отталкиваясь от известных звуков, учащиеся овладевают начертанием букв, техникой чтения вслух и про себя с полным пониманием текста, содержащего 2-4 % незнакомых слов. К концу этого этапа чтение приобретает относительно самостоятельное значение как способ иноязычного общения.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.

В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.

Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения. Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании,  и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.

Иностранный язык вводится со второго класса. Примечательно, что в УМК по английскому языку, которые предлагаются для организации обучения английскому языку во втором классе, период обучения технике чтения начинается в разное время. Так, в УМК для учащихся 2-го класса, используемой в нашей школе "Spotlight– 2" (автор Н.И. Быкова, Дж. Дули) ей уделяется, на мой взгляд, неравнозначное внимание.  

Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей, основной из которых является обучение технике чтения. Под техникой чтения мы понимаем не только умение быстро и правильно читать, но и умение извлекать информацию из текста. Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи.

На сегодняшний день существует множество методик и приёмов для обучения чтению на начальном этапе обучения. В своей работе я использую следующие:

  1. Прием персонификации букв применяется при знакомстве с гласными буквами алфавита. Его использование опирается на то, что у учащихся уже есть, т.е. на ярко выраженное наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, представления, воображение, с помощью которых ребенок оперирует целостными образами, что

      позволяет каждый наглядный и эмоционально насыщенный образ сделать привлекательным и понятным для  8 летнего ребенка. Например, буква Аа предстает в виде цапли Аа (эй), в честь которой написано следующее четверостишие:

Аа

Познакомьтесь, цапля А (эй)!

Представляется: "My name…"

У нее подруга Cat,

Вместе дружат много лет.

Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. 

При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску.

  1. Приём наглядности и яркой подачи материала.  Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением (это может быть любой образ) бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило. Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.
  2. Приём на основе слов с аналогичным звуком, читаемых по правилам и нет. Слова, не поддающиеся этому правилу, но с тем же звуком, включаются в ряд этих слов, например duck, run, jump, son, mother;
  3. Приём с использованием частичной транскрипции, например звук [u:]: too, school, fruit, ruler, blue, two, do;
  4. По аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. (Для правила мало слов, а установить ассоциацию нужно). Или brought-thought, ring-bring, drink-think.
  5.  Приём замены буквы, которая меняет значение слова: sing, меняется первая буква на r – ring, приписывается буква b – bring.
  6. Приём рифмы слов, который я также часто использую на своих уроках.

  doll - ball                                             

   dog - frog

   snake - cake                                         

   clock - cock             

   bee  -  tree                                              

   see -  we

   mouse - house                                     

   toy - boy

  1. Таблички-памятки Их я обычно использую в 4 классе, например:

Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, следует разнообразить учебные материалы, включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов и приёмов обучения; соблюдать рекомендации

Рекомендации: 

  • -  обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном учащимися лексическом материале;
  • - тексты для младших школьников должны отвечать их возрастным и эмоциональным особенностям;
  • - при работе с иноязычными текстами следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, не обязательно речевую;
  • - при отборе текстов для чтения необходимо учитывать их методическую и воспитательную ценность, доступность содержания и формы;
  • - использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и психологические особенности учащихся.
  • - развивать познавательный интерес учащихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации.
  • - способствовать становлению ситуации общения на иностранном языке на уроке.

Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения.

Умение поискового чтения (scanning) в реальной жизни мы используем, когда просматриваем рекламное объявление, программу передач, знакомимся с меню и др. (см. Приложение 1).

Например, в реальной жизни мы читаем программу передач, чтобы узнать время, когда идёт наша любимая передача, например.  Просматривая программу телевидения с целью извлечения (необходимой информации) Учащиеся могут выбрать программы соответствующим категориям (см. Приложение 2)

Чтение информативных текстов научно – ознакомительное (skimming) статья, доклад – чтобы определить основную идею текста

 Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию о каком-либо явлении -  чтение с полным содержанием (intensive reading)

Задания к тексту должны быть адекватны развиваемым умениям. Некоторые из существующих приёмов работы при обучении различным видам чтения приведены в Приложении 3.

                Учитель:                              Теглева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Совершенствование навыка чтения"

Презентация содержит рекомендации и некоторые приёмы работы по повышению техники чтения....

Совершенствование навыков чтения в 5-6 классах

Данный материал содержит в себе ряд упражнений и раздаточную таблицу для отработки правил и совершенствования чтения....

Cборник интерактивных упражнений для совершенствования навыков чтения

Медиапособие для организации самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине БД.03 Иностранный язык (английский)...

Совершенствование навыка чтения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Как можно добиться улучшения техники чтения у школьников с нарушением интеллекта? Ответ на этот вопрос вы получите в данной статье....

Приёмы совершенствования навыков чтения школьников

Как научить детей любить читать книги....

Краткие ответы. Открытые и закрытые слоги. Обучение чтению Альтернативный вопрос. Совершенствование навыков чтения.

Знать правило краткого ответа на вопрос.Уметь кратко отвечать на вопрос. Знать правила чтения открытого и закрытого слогов, уметь читать слова. Знать фразы приветствия.Уметь описывать картинки с помощ...

План урока"Спряжение глагола “have”. Обучение аудированию. Цвета. Совершенствование навыков чтения"

Спряжение глагола “have”. Обучение аудированию. Цвета. Совершенствование навыков чтения....