Статья на тему: «Совершенствование навыков чтения с опорой на фонетические упражнения и тематическую лексику».
статья
В рамках коммуникативного обучения немаловажное значение уделяется развитию и совершенствованию навыков чтения. Перед учителем ставится задача КАК научить детей читать, читать с интересом и понимать иноязычные тексты. Приёмы и методы найдёте здесь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_i_metody_2.ppt | 1.5 МБ |
statya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении. Моя профессия и моя страсть…вы даже не представляете, как интересно взять человека, наделить его новой речью и с помощью этой речи сделать его совершенно иным». Бернард Шоу
Прием персонификации букв (гласных) Познакомьтесь, цапля А [ei] ! Представляется: "My name…" У нее подруга Cat, Вместе дружат много лет.
Приём наглядности, яркой подачи материала, что обеспечивает эмоциональную окраску (эффективно при обучении правилам чтения) c a t n a me p ar k h are b ar k t a ke K a te Cl are
Приём чтения на основе слов с аналогичным звуком duck mother son fun
Приём чтения с использованием частичной транскрипции [ u:] school blue t o o fruit ruler two do
Приём аналогии There were kn ights and the n ight was br ight light, fight, right, might, sight
Приём замены букв с изменением значения слова ring - s ing – k ing - th ing brought - th ought – f ought
Приём рифмы слов doll - ball dog - frog snake - cake clock - cock bee - tree see - we mouse - house toy - boy
Карточки - памятки Буквосочетание Транскрипция Примеры Контекст sh [ʃ] sh e ch [ʧ] ch ant tch [ʧ] wa tch wh [w] wh at ck [k] clo ck ng [ŋ] si ng nk [ŋ k] ri nk
Рекомендации: - обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном учащимися лексическом материале; - тексты для младших школьников должны отвечать их возрастным и эмоциональным особенностям; - при работе с иноязычными текстами следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, не обязательно речевую;
- при отборе текстов для чтения необходимо учитывать их методическую и воспитательную ценность, доступность содержания и формы; - использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и психологические особенности учащихся. - развивать познавательный интерес учащихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации. - способствовать становлению ситуации общения на иностранном языке на уроке.
Чтение в современном мире носит метапредметный характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям
Entertaining programmes Films Sports programmes
Skimming Scanning Intensive asking/answering questions asking/answering questions asking/answering questions multiple choice categorizing categorizing categorizing note taking correction correction close picture completion labeling finding differences/similarities completing predicting matching gap-filling correction quiz multiple-choice matching finding differences/similarities reordering outlining multiple choice gap-filling T/F statements paragraphing note taking information transfer table-filling reordering picture completion jig-saw translation summarizing quiz listing T/F statements T/F statements matching table-filling mind-mapping
Этапы работы над текстом Предтекстовый Текстовый Послетекстовый
« Forecasting the content » Этот прием работы используется на предтекстовом этапе работы с текстом и ориентирован и заключается в предсказании содержания текста по заголовку. Title Title Title
« Motivating questions » Мотивационный аспект приобретает особую важность при самостоятельной работе с текстом. Поэтому постановка вопросов перед чтением текста позволит усилить мотивацию учащихся к работе над текстом.
Приёмы и методы используемые при чтении с детальным пониманием информации Индивидуальная работа с текстом Card 1 Use the text to choose words to characterize Harry How do people describe him? Card 2 Use the text to find the word and combinations of words that mean: a) not to tell a lie b) to describe somebody better Use the text to find synonyms for these words a) to have an example b)smart
Приёмы и методы используемые при чтении с детальным пониманием информации Работа в экспертной группе
«Метод шести шляп мышления» «Шесть шляп мышления» используются при подведении итогов работы с текстом. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.
Черная – выявление негативных фактов в тексте
Таким образом, перед учителем предстаёт большой набор методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.
Предварительный просмотр:
Статья
«Совершенствование навыков чтения с опорой на фонетические упражнения и тематическую лексику».
«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать,
Не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы
Найти предмет для беседы, но чтобы мыслить и рассуждать».
(Ф. Бэкон)
«…фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении.
Моя профессия и моя страсть…вы даже не представляете,
как интересно взять человека, наделить его новой речью и с
помощью этой речи сделать его совершенно иным».
(Бернард Шоу)
Современное состояние педагогической науки – это состояние поиска новых ориентиров в системе образования. Теоретический уровень данного поиска выражается в разработке многоуровневой системы среднего и высшего образования, что ведёт к переосмыслению содержательной базы образования, определению стандарта образования и выработке эффективных способов обучения.
В рамках коммуникативного обучения немаловажное значение уделяется развитию и совершенствованию навыков чтения. Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не всегда является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а иногда рассматривается ими как чисто учебная задача.
В связи с вышеперечисленным передо мной встал вопрос: как вызвать интерес к чтению, как подготовить школьников к жизни в современном информационном обществе, как способствовать их социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира. И тогда я выбрала именно эту тему: «Совершенствование навыков чтения с опорой на фонетические упражнения и тематическую лексику».
Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Чтение – мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации. При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности занимает ведущие место по своей важности и доступности. Основной учебно-методической единицей обучения чтению является текст. Прежде всего, текст – это коммуникативная единица, отражающая определенную прагматическую установку его создателя. В школьной программе по изучению иностранных языков указаны требования к практическому владению иностранным языком в области чтения.
Согласно программе, учащиеся к завершению старшего этапа должны уметь: а) с целью извлечения полной информации читать про себя впервые предъявляемые несложные оригинальные из общественно-политической и научно-популярной литературы, а также адаптированные тексты из художественной литературы, содержащие 5-8% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться.
в) с целью извлечения основной информации читать про себя (без использования словаря), впервые предъявляемые тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы, содержащие до 5-8 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться или незнание которых не влияет на понимание основного содержания читаемого.
с) с целью извлечения частичной информации читать про себя в просмотровом режиме (без использования словаря), впервые предъявляемые частично адаптированные или неадаптированные тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы.
Начальный этап обучения в средней школе выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения. Отталкиваясь от известных звуков, учащиеся овладевают начертанием букв, техникой чтения вслух и про себя с полным пониманием текста, содержащего 2-4 % незнакомых слов. К концу этого этапа чтение приобретает относительно самостоятельное значение как способ иноязычного общения.
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.
В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.
Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения. Дети получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.
Иностранный язык вводится со второго класса. Примечательно, что в УМК по английскому языку, которые предлагаются для организации обучения английскому языку во втором классе, период обучения технике чтения начинается в разное время. Так, в УМК для учащихся 2-го класса, используемой в нашей школе "Spotlight– 2" (автор Н.И. Быкова, Дж. Дули) ей уделяется, на мой взгляд, неравнозначное внимание.
Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.
В процессе формирования навыков чтения необходимо преодолеть массу трудностей, основной из которых является обучение технике чтения. Под техникой чтения мы понимаем не только умение быстро и правильно читать, но и умение извлекать информацию из текста. Обучение технике чтения на иностранном языке должно осуществляться на хорошо известном лексическом материале, уже усвоенном в устной речи.
На сегодняшний день существует множество методик и приёмов для обучения чтению на начальном этапе обучения. В своей работе я использую следующие:
- Прием персонификации букв применяется при знакомстве с гласными буквами алфавита. Его использование опирается на то, что у учащихся уже есть, т.е. на ярко выраженное наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, представления, воображение, с помощью которых ребенок оперирует целостными образами, что
позволяет каждый наглядный и эмоционально насыщенный образ сделать привлекательным и понятным для 8 летнего ребенка. Например, буква Аа предстает в виде цапли Аа (эй), в честь которой написано следующее четверостишие:
Аа
Познакомьтесь, цапля А (эй)!
Представляется: "My name…"
У нее подруга Cat,
Вместе дружат много лет.
Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове.
При восприятии материала младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску.
- Приём наглядности и яркой подачи материала. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением (это может быть любой образ) бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило. Такие же цвета учащиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.
- Приём на основе слов с аналогичным звуком, читаемых по правилам и нет. Слова, не поддающиеся этому правилу, но с тем же звуком, включаются в ряд этих слов, например duck, run, jump, son, mother;
- Приём с использованием частичной транскрипции, например звук [u:]: too, school, fruit, ruler, blue, two, do;
- По аналогии, например, дети умеют читать слова right, night, им нужно прочитать новое слово light. (Для правила мало слов, а установить ассоциацию нужно). Или brought-thought, ring-bring, drink-think.
- Приём замены буквы, которая меняет значение слова: sing, меняется первая буква на r – ring, приписывается буква b – bring.
- Приём рифмы слов, который я также часто использую на своих уроках.
doll - ball
dog - frog
snake - cake
clock - cock
bee - tree
see - we
mouse - house
toy - boy
- Таблички-памятки Их я обычно использую в 4 классе, например:
Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова.
Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, следует разнообразить учебные материалы, включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов и приёмов обучения; соблюдать рекомендации
Рекомендации:
- - обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном учащимися лексическом материале;
- - тексты для младших школьников должны отвечать их возрастным и эмоциональным особенностям;
- - при работе с иноязычными текстами следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, не обязательно речевую;
- - при отборе текстов для чтения необходимо учитывать их методическую и воспитательную ценность, доступность содержания и формы;
- - использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и психологические особенности учащихся.
- - развивать познавательный интерес учащихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации.
- - способствовать становлению ситуации общения на иностранном языке на уроке.
Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения.
Умение поискового чтения (scanning) в реальной жизни мы используем, когда просматриваем рекламное объявление, программу передач, знакомимся с меню и др. (см. Приложение 1).
Например, в реальной жизни мы читаем программу передач, чтобы узнать время, когда идёт наша любимая передача, например. Просматривая программу телевидения с целью извлечения (необходимой информации) Учащиеся могут выбрать программы соответствующим категориям (см. Приложение 2)
Чтение информативных текстов научно – ознакомительное (skimming) статья, доклад – чтобы определить основную идею текста
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию о каком-либо явлении - чтение с полным содержанием (intensive reading)
Задания к тексту должны быть адекватны развиваемым умениям. Некоторые из существующих приёмов работы при обучении различным видам чтения приведены в Приложении 3.
Учитель: Теглева Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Совершенствование навыка чтения"
Презентация содержит рекомендации и некоторые приёмы работы по повышению техники чтения....
Совершенствование навыков чтения в 5-6 классах
Данный материал содержит в себе ряд упражнений и раздаточную таблицу для отработки правил и совершенствования чтения....
Cборник интерактивных упражнений для совершенствования навыков чтения
Медиапособие для организации самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине БД.03 Иностранный язык (английский)...
Совершенствование навыка чтения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Как можно добиться улучшения техники чтения у школьников с нарушением интеллекта? Ответ на этот вопрос вы получите в данной статье....
Приёмы совершенствования навыков чтения школьников
Как научить детей любить читать книги....
Краткие ответы. Открытые и закрытые слоги. Обучение чтению Альтернативный вопрос. Совершенствование навыков чтения.
Знать правило краткого ответа на вопрос.Уметь кратко отвечать на вопрос. Знать правила чтения открытого и закрытого слогов, уметь читать слова. Знать фразы приветствия.Уметь описывать картинки с помощ...
План урока"Спряжение глагола “have”. Обучение аудированию. Цвета. Совершенствование навыков чтения"
Спряжение глагола “have”. Обучение аудированию. Цвета. Совершенствование навыков чтения....