Статья "Зависимость запоминания от характера материала и работы с ним"
статья по английскому языку по теме

Статья затрагивает проблему выбора и организации лексического материала на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_materiala2.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Рожкова Н.В.

Зависимость запоминания от характера материала и работы с ним.

Данная статья обращается к особенностям материала и способам работы с ним, в результате которой стимулируется мотивированность к его запоминанию.

Ключевые слова: характер (вид) материала, текст, организация материала, понимание, активное запоминание, активная мыслительная деятельностью.

Американские исследователи [8] обнаружили, что если просто прочитать текст, не пользуясь никакой системой для его запоминания, то текст остается в памяти детей всего лишь на 20 процентов, то есть они забывают 80 процентов материала. Специально мотивированное чтение, а также доступность и интересность текстового материала увеличивает эту цифру, но процент забывания остается высок. Если же детей обучить некоторым простым приемам работы с текстом и запоминания информации, соотношение запомненного и забытого делается прямо противоположным, что можно использовать для запоминания учащимися пересказов текстов, докладов или презентаций на заданную тему, при подготовке которых ученики испытывают затруднения.  Учителя, задавая подобные задания, не уточняют, что, как и  для чего должно быть усвоено учащимися. Как результат, в лучшем случае мы сталкиваемся с бездумным «зазубриванием» информации, низким процентом ее запоминания и дальнейшего воспроизведения и не умением коммуникативного ее использования. Чтобы снять подобные трудности учителю необходимо научить учащихся «правильно» запоминать материал.

Извлекать информацию при чтении текстов на иностранных языках и пересказывать – базовые умения школьной программы и неотъемлемая часть обучения. При этом текст в идеале должен быть реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, для чего необходимо научить учащихся различным операциям с материалами текста и использовании их в монологических и диалогических высказываниях, письме и т.д. При чтении текста (аналитическом, изучающем, просмотровом, поисковом или ознакомительном) упражнения должны быть направлены на:

  1. поиск и активную деятельность с новым языковым материалом;
  2. облегчение понимания текста за счет активной мыслительной деятельности (операции анализа, сравнения, обобщения и выводы);
  3. запоминание и активное употребление языкового материала в речи учащихся.

Психология определила, что запоминание зависит от ряда факторов:

  1. от установки на запоминание
  2. от осмысленности материала
  3. от эмоциональной окраски
  4. от его организации.

Способность запомнить материал напрямую зависит от того, насколько он нам необходим, как долго мы собираемся хранить его в памяти, когда он нам понадобится и понадобится ли вновь. Если целью является запомнить текст или лексику, то, скорее всего, получив оценку, ученик тут же сотрет выученную информацию и извлечь ее из памяти будет уже не возможно. Но если в процессе запоминания материал был осмыслен учащимся, то он не сможет забыть его полностью.

Без понимания материал можно выучить (запомнить) и впоследствии забыть, и невозможно осмыслить и, как результат, активно использовать в будущем в различных видах РД. Всем нам известно, насколько больше требуется усилий для заучивания бессмысленного, непонятного нам материала, чем при заучивании того, что имеет для вас смысл в данный момент и насколько трудно объяснить содержание «другими словами». Сами попытки «выразить содержание иначе» являются одним из средств понимания. [7] В исследованиях Соколова А.Н. отмечено, что «понимание есть сложный комплексный процесс». Понять материал – значит совершить многообразные мыслительные операции: логического анализа текста, вычленение смысловых единиц и опорных пунктов, операции сравнения, заключения и пр. Следовательно, понять материал означает активно запомнить его [2;4].

Тем не менее, направленность на запоминание зависит от того, какой вид материала должен быть запомнен. Если материал нам интересен, если он не индифферентен нам, то запомнить его тоже не составит особого труда. Некоторые учебные материалы почти принудительно стимулируют к быстрому и прочному запоминанию: сюда относятся всякого рода термины, названия, формулы, определения, афоризмы, загадки, пословицы, поговорки. Другими словами все, что требует точной, ясной и определенной формулировки. Методистам и учителям давно известно, как легко и быстро запоминается детьми лексический и грамматический материал, заключенный в стихи, песенки, поговорки и афоризмы.

Что же касается текста – учебного или художественного – то он может  стимулировать направленность на запоминание той последовательности, в которой он дан. К такому тексту относится, например, все, что содержит в себе более или менее сложный ход рассуждения, доказательства, т.е. характеризуется строго определенной логической последовательностью. При запоминании этого материала необходимо понять и запоминать ту последовательность, в какой даны его отдельные части (различные, вытекающие друг из друга, взаимосвязанные между собой положения).

В современных тенденциях исследования памяти при запоминании на первый план выдвигается не количество повторений, а ментальные операции с материалом [2]. Человек запоминает не просто то, что находится вне его, а то, что он делал, решая определенные задачи и выполняя операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и вывода. Таким образом, требующий прочного и долговременного запоминания материал должен быть вовлечен в активную мыслительную деятельность.

Смирнов А.А. [6] выделяет несколько процессов мышления, которые могут служить в условиях долговременного запоминания средством достичь более глубокого и отчетливого понимания текстового материала:

  1. смысловая группировка или смысловое расчленение материала на части не по внешним признакам, а по его смысловому содержанию;
  2. смысловые опорные пункты и их выделение, такие как:
  1.  «тезисы», составляемые как краткое выражение основной мысли каждого раздела (наиболее развернутая, но вместе с тем и наименее характерная форма по Смирнову А.А.);
  2. заглавия разделов, представляют собой обозначение предмета, о котором идет речь, но не дают о нем никакой информации;
  3. вопросы к содержанию каждой части;
  4. образы того, о чем говорится в тексте, причем каждый образ в «свернутой» форме заключает в себе более широкое содержание, чем то, которое в нем подразумевается;
  5. примеры, яркие цифровые данные и сравнения;
  6. эмоции, возникающие в связи с ознакомлением с материалом;
  1. процесс соотнесения (соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным).

Примерами заданий на понимание текста, способствующими качественному и долговременному запоминанию информации из текста, могут служить следующие задания:

  1. характеристика персонажа текста на основе выбора качеств личности и их подтверждение фактами из теста. (В. П. Кузовлев Английский язык для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Блок 5).

Characterize Adrian Mole making use of the following vocabulary and justify your choice by giving facts from the story. You may break the given pairs into separate elements and combine them in your own way. [3]

“Over-reacting and cautious, kind and hospital, patient but tough, predictable but amusing, witted and clever.”

Ex. He is a bit over-reacting because he was an emergency case because of some spots.

  1. Резюме рассказа в одном предложении по аналогии. (В. П. Кузовлев Английский язык для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Блок 5).

The story you read last week is a story about a boy called Adrian Mole who thinks he has a serious disease and doesn’t believe doctors that it’s just a normal state of adolescence.

Read the continuation of the story (Reader p.56) and give a one-sentence summary according to the pattern. [3]

  1. Установление последовательности словосочетаний согласно сюжетной линии. (Кузовлев В.П. Кн. для чтения к учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных. учреждений. – М.Ж Просвещение, 2003. с.21 у.4)

Using the expressions below make a time-logic summary of the text.

Arrival at the celestial dominion, an offer the document to the public, meeting the Emperor, a sign.

Ex. Firstly, they arrived …

       Secondly, ... Then … After that … At last …

  1. Установление смысловой связи между основной мыслью текста и предложениями. (В. П. Кузовлев Английский язык для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Блок 5).

Working with the text write out  sentences that prove the given topic (scheme/drawing).

Ex. The National Health Service works badly         1) in England.

                                                        2) for Adrian Mole.

       The National Health Service has got many problems.

       The private system of health care is better.

  1. Графическое изображение содержания текстов. (Кузовлев В.П. Кн. для чтения к учеб. для 7 кл. общеобразовательных. учреждений. Блок 7. Стр.83-84)

        Класс делится на три группы, каждая группа получает задание составить схему о том, как эти дети помогают природе. Draw a picture about how the children help the earth.  

Н.п.:

(Nikki)’s way

to help the earth

Заданье 1. Обсуждение: Do you agree with Nikki? Why? Цель: Закрепление речевых конструкций; развивать умение слушать и понимать на слух мнение собеседника; учить участвовать в дискуссии.

Заданье 2. Письмо. Составьте свой план действий. What would you do if you were (Nikki)? Каждая группа готовит свою презентацию. Цель: Развивать навыки письма, логично выстраивать высказывания на языке и оформлять высказывания.  

  1. Обобщение информации из текста

Summary: What have I learnt from the text?

Этап 1: Выделить опорные слова (обязательно новые слова и выражения, если их нет или их мало можно предварительно выполнить упражнение на перифраз);

Этап 2: Поставьте все глаголы в нужное время (какое действие совершилось раньше, какое действие более растянуто во времени и т.д.);

Этап 3: Ваш пересказ должен составлять не более 1/3 от всего текста.

Литература

  1. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти . М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  2. Иванов А.А., Усольцева И.В. Количество повторов при запоминании учебного материала в разных условиях его предъявления. www.muh.ru
  3. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку:Учеб. пособие/Я.М.Колкер, Е.С.Устинова, Т.М.Еналиева. – М.: «Академия», 2001
  4. Непроизвольное запоминание и деятельность. Хрестоматия по общей         психологии. Психология памяти/ Под. ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. – М., 1979.
  5. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе: учеб.-метод. пособие к спецкурсу. - Магнитогорск, 2006.

  1. Смирнов А.А. Психология запоминания. М., Л., 1948.
  2. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х томах. Т.II. – М., 1987.
  3. Таркингстон К. Новый самоучитель по развитию памяти. – М., «Эксмо», 2004.  
  4. www.englspace.com/mnemo/index/php
  5. www.englishmax.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стили речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.

Данный  материал удобно использовать на уроках русского языка,речи и культуры общения при прохождении или повторении темы "Стили речи" в 5-9 классах. Котрольная работа "Стили речи" составлен...

"Индивидуализированный характер коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического здоровья"

В статье раскрываются особенности применения кинезиологических упражнений в работе с детьми с особенностями психофизического здоровья....

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

 Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Исследование связи школьной успеваемости и скорости запоминания вер-бального материала

Известно, что успешность обучения зависит  от уровня развития познавательных функций, одной из важнейших среди которых является память. Именно поэтому, в данном курсовом проекте рассмотрена пробл...

3 класс. Материал для работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"

Данный материал может быть использован при проведении работы над ошибками в контрольной работе по теме "Внешность"...