методическая разработка
методическая разработка (английский язык, 5 класс) на тему
Упражнения на развитие навыков аудирования у учащихся 5-6 классов.
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого сообщества. Расширение и измерение качества характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки, в частности английский, реально востребуемыми в практической и интеллектуальной деятельности человека.
Целью данной методической разработки является выявление эффективности использования системы упражнений на занятиях по английскому языку для развития умений аудирования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить трудности при аудировании и механизмы аудирования
3. Разработать комплекс упражнений для развития умений аудирования у учащихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Командные действия в защите и их некоторые нюансы в детско-юношеском баскетболе (игроки 13-14 лет)………………………….................7
2. Основные составляющие эффективности командных действий
в защите в баскетболе….…………………………………….………………….14
3. Психологические особенности личности
и их значение в командном спорте ….…………………………………………25
4. Резюме.……………………………………………………………….……...33
АНАЛИЗ КОМАНДНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ЗАЩИТЕ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ БАСКЕТБОЛЕ
1. Командные защитные действия в баскетболе и их некоторые нюансы в детско-юношеском баскетболе (игроки 13-14 лет)
Действия баскетболистов в защите занимают приблизительно 50% игрового времени. И в современном баскетболе во многом определяют итоговый результат. Многие специалисты считают, что игра команды в баскетболе должна строится от обороны. Именно защитные действия являются той основой, на которой строится вся игра команды. И если не учитывать эти действия, то в лучшем случае можно судить об эффективности игры баскетболиста или команды лишь на 50%. Действия защитника в баскетболе в разных ситуациях можно подразделить на 12 позиций:
1) Защита против дриблера, ведущего мяч к вашему кольцу.
2) Защита против игрока, закончившего ведение и стремящегося сделать либо бросок по кольцу, либо передачу.
3) Защита против нападающего в 5-6 м от щита, но не использовавшего ведение.
4) Действия защитников в численном меньшинстве.
5) Действия двух защитников против трех нападающих.
6) Действия трех защитников против четырех нападающих.
7) Действия защитников при заслонах.
8) Защита против заслона сзади.
9) Защита проскальзыванием.
10) Групповой отбор мяча двумя защитниками.
11) Защита против первой передачи в контратаку.
12) Борьба с нападающим в углах площадки.
Тактика защиты, по мнению Д.И. Нестеровского (2008), строится на индивидуальных, групповых и командных действиях, которые в свою очередь представлены несколькими разновидностями. В то же время А.Я. Гомельский (1997) считает, что тактика защиты базируется на двух основных системах игры - личной и зонной. При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытым.
Другие принципы лежат в основе зонной защиты, в которой каждый игрок отвечает за охрану определенного участка площадки на подступах к своей корзине и противодействует в нем любому игроку противника. Кроме того, если необходимо, он должен помочь партнеру в соседней зоне.
Выбор защиты зависит от способностей баскетболистов, избранной тактики и сложившейся в игре ситуации. Можно применять принципы личной или зонной защиты или комбинировать те и другие.
Кроме того, защита может быть пассивна или оказывать активное давление на соперника. При пассивной защите команда охраняет ближайшие подступы к корзине, разрешая противнику выполнять дальние броски. Если они окажутся неудачными, защитникам легче овладеть отскочившим от кольца мячом. При активной защите команда стремиться отобрать мяч у нападающих и помешать выполнению бросков.
Защита, распространяющая принципы активной игры на всю площадку получила название прессинг. Защитники действуют активно даже за пределами дистанции возможных бросков. Активное давление оказывается на противника сразу же, как только он овладеет мячом. Прессинг также можно использовать принципы личной, зонной защиты и комбинацию тех или других.
Помимо личной и зоной защиты существует несколько систем смешанной защиты, но в подростковом возрасте они не используются.
Личная защита.
Обучение детей личной защите начинается с момента начала их занятий баскетболом (Корягин В.М.,1994). К 13-14 годам дети уже достаточно хорошо владеют этой системой защиты, далее они закрепляют свои навыки, как защитника – стойку, умение держать дистанцию от нападающего, выбирать правильную позицию и так далее. При личной защите каждый из игроков-защитников отвечает за определенного игрока нападения.
По мнению А.Я. Гомельского (1997) есть некоторые существенные различия между игрой русских и американских защитников. Они таковы:
1) Американцы в обороне всегда действуют наступательно, они не боятся контактного наступления на нападающего, владеющего мячом.
В низкой стойке с поднятыми руками защитник США стремится выбить мяч, не дать сделать передачу, не говоря о броске. Если нападающий поднимает мяч вверх, на это немедленно реагирует защитник: его рука поднимается вверх и стремится помешать любым действиям нападающего. Нападающий опустил мяч вниз - защитник тут же делает два быстрых шага назад, готовясь предотвратить проход оппонента и не теряя при этом защитной стойки.
2) При активных действиях американский защитник никогда не дает нападающему пройти с мячом через центр, в середину, а постоянно оттесняет его к боковой линии. При пропуске нападающего по лицевой линии партнеры по команде моментально приходят защитнику на помощь. Наша тактика - наоборот, закрывать лицевую линию, где, как мы считаем, труднее оказать командную помощь. Хотя тут лучше всего найти компромисс: тренировать подстраховку и в середине трехсекундной зоны, и при проходах по лицевой. А в играх учитывать особенности опекаемых нападающих, не давать им проходить в излюбленных направлениях (левая рука, излюбленная точка броска, финты и т.д.).
3) При заслонах первое стремление американского защитника - проходить за своим опекаемым. Быстрым движением ноги, близкой к заслоняющему, он старается опередить постановку заслона и остаться со своим подопечным, а если это не удается, следует смена нападающих игроков. Активность при этом не снижается.
Виды упражнений для обучения и совершенствования личной защиты в детско-юношеском баскетболе в основном включают в себя:
1) Обучение защитной стойке и перемещению в защитной стойке.
2) Обучение выбору правильной позиции в защите относительно нападающего.
3) Обучение движению рук в защитной стойке.
4) Передвижения в защитной стойке с сопротивлением и без сопротивления.
5) Передвижение в защитной стойке с одним или двумя мячами.
6) Накрывание броска нападающего.
7) Перемещение приставными шагами, контактно касаясь ближней к нападающему рукой его корпуса.
8) Обучение сменам при заслонах, проскальзыванию.
Зонная защита, ее преимущества и проблемы. В детско-юношеском баскетболе зонную защиту, согласно правилам РФБ, командам разрешено применять только с 13-14 лет. Считается, что более раннее применение такой системы защиты тормозит развитие его индивидуальных защитных качеств и заставляет его больше полагаться на командные действия, чем на себя самого. На наш взгляд это утверждение достаточно спорно, поскольку при зонной защите игрок учится больше работать в «связке» с партнерами, используя при этом все свои практические навыки, как защитника, и развивая их, попутно ориентируясь на действия своей команды. Смысл этой защиты состоит в том, что игроки отвечают за определенный участок поля, в соответствии с позицией мяча и построением нападающей команды.
«Зонная система защиты подразумевает выполнение защитных действий по территориальному принципу, т.е. каждый защитник организует противодействие на порученном ему участке площадки – непосредственно в своей зоне» (Нестеровский Д.И., 2008).
Преимущества зонной защиты:
1) Дает возможность расставить игроков в соответствии с их физическими, техническими и психическими особенностями.
Высокие, прыгучие игроки располагаются близко к щиту, подвижные, быстрые игроки - на более высоких от щита позициях.
2) Более командная, легко осваивается, способная компенсировать индивидуальные пробелы игроков в обороне.
3) Способствует контратаке и частым перехватам мяча с возможно большей степенью риска, т.к. партнеры всегда готовы прийти на помощь.
4) Количество фолов при зонной защите обычно меньше, чем при личной.
5) Эта защита менее уязвима против комбинации из заслонов.
6) Может концентрироваться при сильных центровых соперника и растягиваться при наличии снайперов.
7) Больше, чем личная защита, позволяет экономить силы игроков и охранять лидеров от фолов.
8) Наиболее эффективна против соперников с сильными центровыми.
9) Команда, владеющая зонной защитой, может легко строить смешанные формы защиты: 3-2, 4-1, 2-3.
10) Удобна и применяется на полях маленького размера.
Недостатки зонной защиты:
1) Уступает личной в психологической ответственности игроков, их заряженности на индивидуальную победу в защите.
2) Менее пригодна против команд с сильными снайперами.
3) Как правило, углы площадки при зонной защите менее защищены.
4) Зонная защита, особенно в детско-юношеском баскетболе (13-14 лет), применяется эпизодически и не служит основной формой обороны. Нецелесообразно применять зонную защиту в начале встречи, когда игроки соперника еще не утомлены, достаточно энергичны - их броски более точны, результативны, чем в конце игры.
Существует несколько построений зонной защиты, однако каждая из зонных защит должна легко трансформироваться в зависимости от нападения - растягиваться при атаках издали и группироваться вокруг кольца.
Четный тип построений зонной защиты включает системы: 2-2-1, 2-1-2, 2-3. Нечетное построение: 1-2-2, 1-3-1, 3-2. Каждое из этих построений также имеет свои достоинства и недостатки. В детско-юношеском баскетболе наиболее часто используется тип 3-2 или 2-1-2. Однако рассмотрим все типы зонной защиты.
Зонная защита 1-2-2 .Эта система наиболее пригодна против команд, стремящихся атаковать из-под щита через центровых.
Зонная защита 2-1-2 .Применяется против сильных центровых соперника, которые опасны на "втором этаже", при подборе мяча. Хороша для развития контратаки быстрыми игроками.
Зонная защита 1-3-1. Используется против сильных центровых соперника и бросков со средних и близких позиций.
Зонная защита 3-2. Наиболее приемлема эта система против команд, стремящихся атаковать издали, и менее пригодна против сильных центровых.
Зонная защита 2-3. Наиболее сильна под щитом, в углах площадки по лицевой линии. Применяется против высокой, мощной команды, атакующей с близких позиций и из-под щита.
Зонная защита 2-2-1. Эта защита применяется подвижными и невысокими командами, нацеленными на перехват мяча и постоянную контратаку. Применяется эта зонная контратака против команд, стремящихся атаковать со средних дистанций.
Прессинг
Прессинг - это самый активный вид защиты, постоянное давление на соперника. Он может быть личным или зонным, может начинаться с момента вбрасывания соперником: по всей площадке, на 3/4 ее, на своей половине площадки. В детско-юношеском баскетболе, в возрасте 13-14 лет эта система защиты используется довольно часто, но в силу недостаточной выносливости юных игроков – в течение очень короткого времени.
Целью защиты прессингом является не только психологическое давление на соперника, но и стремление сломать сложившуюся игру соперника, нарушить его привычные связи между защитой и нападением, его комбинации, делать неточными передачи мяча, поспешными - броски. Нельзя применять прессинг, не овладев достаточно приемами индивидуальной защиты. Эта форма обороны требует высоких физических кондиций, хорошего резерва и сыгранности всех игроков и звеньев команды.
Применяется прессинг и как вынужденная мера: при проигрывании в счете для взвинчивания темпа или при ожидании прессинга со стороны соперника.
Если в зонном или личном прессинге вы остались без игрока и не оказываете помощи товарищу, вы допускаете просчет. Если из пяти прессингующих один не активен, насмарку идет труд всей команды. Прессинг - это прежде всего активная оборона команды.
В современном баскетболе многие тренеры склоняются к мнению, что личный прессинг менее эффективен, труден, приводит к большому числу персональных нарушений и уступает по полезности зонным системам прессинга. (Гомельский А.Я., 1997)
В.М. Корягин (1994) рекомендует такие упражнения для обучения зонной защите:
1) Построение в зоне 2-1-2. Игроки защиты перемещаются на передачи мяча. Чтобы этот навык закрепился, игроков можно соединить резинкой, и если игрок смещается то и все остальные должны сместиться, чтобы закрыть освободившуюся зону
2) Игра — нападают пятерки. Две команды на противоположных щитах защищаются зоной 2-1-2. Третья команда нападает на одну из защищающихся. Команда, которая добилась успеха, нападает на противоположный щит
3) Зонный баскетбол. Играют две команды — нападающие и защитники. Баскетбольная площадка делится на 8 зон. В каждой зоне действует один игрок от команды. Выбегать из зоны нельзя, а передавать мяч можно только игроку своей команды, находящемуся в соседней зоне
4) Игра в зоне идет по правилам баскетбола
5) Вариант: в каждой зоне действует по 2 игрока от команды. Главное внимание уделяется взаимодействию партнеров. Можно ввести, правило: мяч в следующую зону направляется только после передачи между игроками одной зоны.
Однако, при любой системе защиты в баскетболе, следует помнить, что эффективность командных действий в защите напрямую зависит от эффективности индивидуальных действий каждого защитника. «Если в зонном или личном прессинге, при осуществлении зонной защиты или личной защиты вы остались без игрока и не оказываете помощи товарищу, вы допускаете просчет. Если из пяти защищающихся баскетболистов один не активен, насмарку идет труд всей команды» (Гомельский А.Я., 1997).
2. Основные составляющие эффективности действий
баскетболистов в защите
Только согласованные действия всех игроков команды в защите обеспечивают надежную защиту и создают основу для успешной игры в нападении. По мнению многих специалистов в области теории и тактики баскетбола «для результативной и тактически грамотной игры в защите необходимы: хорошее владение техникой защитных приемов, определенный уровень развития физических качеств и определенный уровень развития личностных качеств игрока» (Нестеровский Д.И., 2008). Таким образом, успех защитных действий в баскетболе определяют три составляющие.
Первая – техническая.
Здесь важны стойка, положение тела игрока, его позиция на площадке.
Правила защитника:
1) Всегда сохранять равновесие и защитную стойку.
2) Никогда не перекрещивать ног и не делать глубоких выпадов.
3) Играя против нападающего с мячом, удерживать взгляд на поясе соперника.
4) Играя против нападающего без мяча, удерживать в поле зрения и мяч и подопечного.
5) Не играть в защите с опущенными руками.
6) Не отрывать ног от пола, пока не убедишься, что соперник выпрыгнул для броска.
7) Быть постоянно готовым оказать помощь партнеру.
8) Никогда не отдыхать в защите.
9) При потере подопечного немедленно отступать назад к корзине, отыскать его и вновь выйти навстречу.
10) Переключаться на игрока с мячом, если он остался неприкрытым и угрожает корзине.
11) Постоянно подсказывать партнерам, с какой стороны можно оказать помощь.
12) Быстро переходить к защитным действиям при потере и после забитого мяча.
13) В обороне всегда действовать наступательно, не бояться контактного наступления на нападающего, владеющего мячом. Стремиться выбить мяч, не дать сделать передачу, не говоря о броске. Если нападающий поднимает мяч вверх, следует немедленно реагировать на это. Если нападающий опускает мяч вниз, тут же следует делать два быстрых шага назад, готовясь предотвратить проход оппонента, не теряя при этом защитной стойки.
14) Играть активно, не давая нападающему пройти с мячом через центр, в середину, и постоянно оттеснять его к боковой линии. При пропуске нападающего по лицевой линии партнеры по команде моментально должны прийти на помощь.
15) При заслонах надо стремиться проходить за своим опекаемым. Быстрым движением ноги, близкой к заслоняющему, следует стараться опередить постановку заслона и остаться со своим подопечным.
Вторая характеристика – физическая.
Говоря о подростках, ее следует разбить на две составляющие: физическое (физиологическое) развитие и физическая подготовленность.
Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных при знаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физи ческих сил, а с другой стороны, являются критерием нормально сти процесса роста и формирования организма в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов (Тимашова Н.А., 2004).
Показателями биологического развития подростка являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость»), степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.
Достоверно установлено (Шелдон У.Г., 1933; Гиппенрейтер Ю.Б, 2000; Романов В.Я., 2000; Крупицкая Л.И., 2005) что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний — у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.
При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллер гическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции (Сердюковская Г.Н., 1989).
Отставание биологического возраста у детей обычно сочетает ся со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.
Морфо-функциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по длине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное.
В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей (Головин В.А., 1983; Масляков В.А., 1983; Коробейников Н. К., 1989; Николенко И.Г., 1989; Крупицкая Л.И., 2005; Сапожникова Е.Б., 2005). Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии.
Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость систем организма. В практической деятельности педиатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфологические критерии (длина тела, ее погодовые прибавки). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине и массе тела и числу постоянных зубов.
Начиная с 10—11 лет у мальчиков и 9—10 лет у девочек, при определении биологического возраста необходимо учитывать степень полового созревания.
Физическая подготовленность состоит из двух слагаемых: физических способностей подростка и степени их развития. Ю.Ф. Курамшин (2004) полагает, что «физические способности – это комплекс морфологических и психофизических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности обеспечивающих эффективность ее выполнения». Поскольку морфологические и психофизические качества подростков мы уже подробно рассматривали выше, то понятие физической подготовленности здесь равнозначно понятию степень развития двигательных качеств. Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быст роту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах (Куколевский Г.М., 1977; Тер-Ованесян А.А., 1979; Ашмарин Б.А, 1979; Виленский М.Я. 1989; Сапожникова Е.Б., 2005) Целесообразно различать простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости — качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста неравнозначна ловкости гимнаста). Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Развитие двигательных качеств протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются, В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других — «диссоциация физических качеств» (Зимкин Н.В, 1969). Один из известных механизмов такого явления — антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества — в 13-15 лет, силовые — в 25-30 лет и т. д.). Это отмечается в работах многих ученых, в том числе и профессора Ю.Ф. Курамшина (2004), который говорит, что «в динамике показателей развития физических способностей обнаруживается явление гетерохронности».
Разнонаправленность изменения двигательных качеств проявляется особенно в период полового созревания. В этот период резко увеличиваются темпы развития скоростно-силовых качеств, а координация движений, дозирование параметров движения останавливаются в развитии либо несколько регрессируют. Это связано с изменением нейродинамики: ростом возбуждения, подвижности нервных процессов, стимулирующих проявление скоростно-силовых качеств и тормозящих координационные возможности.
Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сенситивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств (Матвеев Л.П., 1991; Кузнецова З.И., 1975; Сапожникова Е.Б., 2005). Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны. В приложении 5 приведены критические периоды развития двигательных качеств у мальчиков школьного возраста (по А. А. Гужаловскому).
Сила. Под силой человека понимают способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику. Такими силами могут быть внешние воздействия, например, удар соперника в боксе, а также вес собственного тела или его части — удержание угла в висе. Психофизиологические механизмы этого качества связаны с регуляцией напряжения мышц и с условиями режима их работы. Напряжение мышцы зависит от степени волевого усилия, прилагаемого человеком, и от работы центральнонервных и периферических отделов двигательной системы. В частности, от сигналов, поступающих к мышце из нервных центров, и от функционального состояния самой мышцы. В самой общей форме можно считать, что напряжение мышцы определяется: 1) частотой импульсов, поступающих из центра к мышцам (чем больше частота, тем большее напряжение развивает мышца); 2) числом включенных в напряжение двигательных единиц; 3) возбудимостью мышцы и наличием в ней энергетических источников.
Напряжение мышцы может происходить при трех режимах: изометрическом (без изменения длины мышцы),— этот режим преобладает при удержании поз; миометрическом (изостатическом, когда уменьшается длина мышцы, но неизменно напряжение), — этот режим соответствует фазе сокращения мышц в циклических и баллистических движениях; плиометрическом (при удлинении мышцы во время ее растягивания), характерном для движений, связанных с замахами, приседаниями, предшествующими сокращению мышц при бросках, отталкивании. Виды силовых способностей различаются по характеру сочетания режимов напряжения мышц. Выделяют собственно-силовые способности, проявляемые в статических режимах и медленных движениях, и скоростно-силовые способности (динамическая сила), проявляемые при быстрых движениях. Это так называемая взрывная сила, то есть способность проявлять наибольшую силу за наименьшее время. В прыжках, например, она проявляется в прыгучести.
Абсолютная сила характеризуется предельным весом, который может поднять человек, показателями динамометрии и пр. Относительная сила измеряется отношением абсолютной силы к собственному весу. У людей одинакового уровня тренированности, но разного веса абсолютная сила с увеличением веса повышается, а относительная снижается. Это объясняется тем, что с увеличением размеров тела вес его возрастает в большей пропорции, чем мышечная сила. В ряде видов спорта (например, в метаниях) успех обеспечивается большей абсолютной силой. Там же, где увеличение веса ограничено весовыми категориями или где имеется многократное перемещение тела (например, в гимнастике), успех обеспечивает относительная сила. Проявление силы находится в прямой зависимости и от биомеханических условий движения: длины плеч рычагов, физиологического поперечника мышц и т. д. Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Прирост мышечной силы существенно зависит от методов ее развития.
Быстрота. Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием — быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Однако характеристики быстроты неоднородны и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся: 1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); 2) частота движений; 3) быстрота двигательной реакции.
Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы проявления указанных скоростных характеристик существенно различаются. Независимость характеристик отчетливо проявляется в беге на короткие дистанции. Можно быстро принимать старт (за счет хорошего времени реакции), но хуже сохранять скорость на дистанции. Вообще скорость бега лишь относительно связана с перечисленными характеристиками движений. Она во многом определяется длиной шага, зависящей от длины ног, от силы отталкивания, то есть от факторов, не относящихся к скоростным характеристикам движений. Поэтому нельзя, например, по времени реакции судить о том, как школьник будет бегать спринтерские дистанции. Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Его можно выявить только в том случае, если движения сходны по координации, но чем более тренирован человек, тем в меньшей степени наблюдается такой перенос (Зациорский В.М., 1981).
Выносливость. Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности. Развитие выносливости — это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности. Интенсивность работы и особенности упражнений, выполняемых в процессе этой работы, определяют разновидности выносливости: скоростная, силовая, выносливость к статическим усилиям и т. п. Проявление выносливости всегда конкретно, поскольку определяется конкретными условиями деятельности. Однако в сходных по интенсивности видах деятельности наблюдается явление переноса выносливости, которое обусловлено общими физиологическими и биохимическими механизмами. Например, лыжник будет обладать большой выносливостью и в других циклических видах деятельности (легкоатлетическом беге, гребле и т. д.), так как в них решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма. Иногда выносливость при работе умеренной интенсивности в циклических упражнениях называют общей выносливостью. Это не совсем правильно: можно обладать большой выносливостью в беге и не иметь ее в статических напряжениях. Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Надо иметь в виду, что интенсивность работы индивидуальна и зависит от уровня физической подготовленности. Поэтому 75-85% от максимальной интенсивности у новичков составляют одну величину, а у хорошо подготовленных спортсменов — другую. Так, развитие аэробных возможностей у новичков будет проходить при пробегании одного километра за 5-7 мин, у квалифицированных спортсменов — за 3,5-4,5 мин. Школьники до 15-16-летнего возраста могут преодолевать наступившее утомление лишь короткое время вследствие малой устойчивости нервной системы к сильным раздражителям.
Ловкость. Под ловкостью понимается совокупность координационных способностей. Одной из этих способностей является быстрота овладения новыми движениями, другой — быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Мерилом ловкости считается координационная сложность двигательных действий. Однако сама по себе сложность действия может и не являться показателем ловкости, важно, как быстро осваивает учащийся сложное упражнение. Вторым мерилом ловкости считают точность движений по пространственным, силовым и временным параметрам. Однако говорить о точности движений вообще неправомерно. Существует точность воспроизведения, дифференцирования, отмеривания параметров движений, которые, как правило, не связаны друг с другом и являются относительно простыми самостоятельными способностями. Кроме того, говорят еще о точности реагирования на движущийся объект, о меткости (как точности баллистических движений) и т. п., которые являются комплексными двигательными качествами, включающими в себя работу не только проприорецепторов, но и зрительной системы. Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека. Для этого необходимо постоянное овладение новыми упражнениями. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.
Подвижность в суставах (гибкость). Подвижность в суставах — морфофункциональное двигательное качество. С одной стороны, она определяется строением сустава, эластичностью связок, с другой — эластичностью мышц, которая зависит от физиологических и психологических факторов. Подвижность в суставах увеличивается при повышении температуры мышц в результате их работы, (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности), при эмоциональном возбуждении, например во время соревнований, при высокой температуре внешней среды. Различают активную и пассивную подвижность в суставах. Первая проявляется при активных (произвольных) движениях самого человека, вторая — при пассивных движениях, совершаемых под воздействием внешних сил (например, усилий партнера). Средством развития этого качества являются упражнения на растягивание. Возрастные особенности играют роль в развитии подвижности в суставах. С возрастом морфологическое строение суставов меняется (уменьшение подвижности в сочленениях и эластичности связок), и это приводит, к ограничению их подвижности.
Третья характеристика – психологическая. Она включает в себя такие качества, как агрессивность, расчетливость, смелость. Без психологического настроя нельзя успешно защищаться. Согласно мнению Гомельского психология защиты - одна из важнейших забот тренера, и от нацеленности на защиту часто зависит больше, чем от техники и физических кондиций. От умения рассчитать свои силы зависит способность перехватить мяч, выиграть подбор. Когда игрок идет на перехват мяча, оголяя свой тыл, и проскакивает мимо мяча, то это последствие слабого расчета, неумения предугадывать, предчувствовать ситуацию, мыслить и действовать ответственно. Игрок, который слабо и неумело обороняется, наносит больший ущерб команде, чем игрок, слабо действующий в нападении.
3. Психологические особенности личности подростков
и их значение в команде
При изучении процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных взаимоотношений, конфликтов, эффективности совместной деятельности и других социально-психологических явлений, обнаруживается, что они определенным образом обусловлены соотношением индивидуально-психологических особенностей взаимодействующих людей. В одних случаях это снижает эффективность команды, ухудшает психологический климат, способствует возникновению конфликтных ситуаций и т.д., в других – влияет положительно (Петровский А.В., 1996).
Объединение в группы «происходит в одних случаях благодаря сходству индивидов в отношении настроения, характеров, убеждений или устремлений, в других случаях – благодаря объединению несходных, но взаимодополняющих друг друга индивидов, образующих благодаря этому нечто целое» (Бехтерев В.М., 1907).
Для подростковых команд наибольшее значение имеет тип темперамента индивидов. Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.
Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка, которые часто являются причиной ошибочных суждений тренера о темпераменте и характере ученика. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается. В связи с этим, возрастает роль психодиагностического обследования при определении типа темперамента подростка. В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я.Стреляу (1996) и опросник Г.Айзенка (1996).
По мнению Д.Г.Горбунова (2006) темперамент – это преимущественно врожденной свойство личности, отличающееся устойчивостью в течении жизни и постоянством проявлений в различных ситуациях. В целом темперамент характеризуется динамикой психической деятельности человека, в которой проявляется сила и скорость психических процессов, устойчивость психических явлений и общий жизненный тонус. Д.Г. Горбунов (2006) полагает, что в темпераменте отражаются общая чувствительность человека, сила его эмоционального реагирования, степень воздействия активности на внешний мир, легкость и гибкость приспособляемости к изменяющимся внешним воздействиям, особенности коммуникативности, тревожность, сопротивляемость неблагоприятным внешним воздействиям и многие другие психологические качества личности.
Также темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Содержательная характеристика темперамента может быть дана через его свойства. К свойствам темперамента, по мнению В.С. Мерлина (1988) , можно отнести «индивидуальные особенности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы».
Е.И. Рогов (1995) выделяет следующие свойства темперамента:
1) Сензитивность - определяется тем, какова наименьшая сила
внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
2) Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).
3) Активность - свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
4) Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
5) Пластичность и ригидность – они свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
6) Темп реакций - характеризует скорость протекания различных
психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
7) Экстраверсия, интроверсия - определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
8) Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
В теории высшей нервной деятельности основой темперамента выступают фундаментальные свойства нервных процессов. К этим свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
Сила процесса возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.
Между интенсивностью процесса возбуждения (как состояния активации) и силой возбуждения (понимаемой как свойство нервной системы) существует обратная зависимость. При прочих равных условиях,
чем сильнее нервная система (чем больше ее выносливость при воздействии сильных или длительных раздражителей), тем слабее процесс возбуждения
(как состояние коры мозга), и наоборот. Слабость (небольшая сила) нервной системы выступает как условие большой интенсивности процесса возбуждения, вызванного тем же раздражителем.
Сила процесса торможения понимается, как «функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения торможении, в отличие от безусловного торможения» (И.П. Павлов, 1951).
Сила процесса торможения проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как запаздывание, угасание или дифференцировка.
Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов (1951) имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Позднее других было открыто третье свойство нервной системы, каковым является подвижность нервных процессов.
«Сущность подвижности, состоит в быстроте перехода
одного нервного процесса в другой, оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, дать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно» (Павлов И.П., 1951).
Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени
или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. По мнению И.П. Павлова (1951), нарушения подвижности нервных процессов могут
приводить либо к патологической инертности, либо к патологической неустойчивости. Это как бы крайние полюсы подвижности нервной системы.
Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он
складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.
В факторных теориях свойства темперамента увязываются со специфическими личностными характеристиками. Например, в концепции Л. Тэрстоуна сущность темперамента описывается таким набором факторов:
1) Активность-пассивность.
2) Энергичность – пассивность.
3) Импульсивность – уравновешенность.
4) Доминантность – конформность.
5) Стабильность – изменчивость.
6) Социабельность – склонность к уединению.
7) Рефлексивность – практическая деятельность.
В модели Г. Айзенка (1996) представлены три фундаментальных свойства: 1) интроверсия—экстраверсия; 2) нейротизм (эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность); 3) психотизм.
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Я. Стреляу (1982) определяет их таким образом:
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.
У холериков можно также отметить цикличность в деятельности и переживаниях. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. «Когда у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно налегает на свои средства и силы и, в конце концов, рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» (Павлов И.П.,1951).
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым, При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов.
Итак, темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Для объяснения сути темперамента применяются гуморальные, морфологические концепции, теория высшей нервной деятельности, факторные теории. Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
4. Резюме
На основании анализа научно-методической литературы можно сделать следующее заключение:
1. Защитные действия баскетболистов возрасте 13-14 лет претерпевают значительные изменения, вводится понятие зонной защиты и зонного прессинга.
2. Успешность командных действий защите находится в прямой зависимости от успешности действий каждого из защитников, однако, влияние психологических особенностей спортсменов на эффективность личных и командных действий в защите изучено недостаточно полно.
3. Эффективность защитных действий команды складывается из трех составляющих: техническая, физическая и психологическая, однако последняя мало изучена и практически не используется при выборе игроков для определенной системы защиты.
4. Вероятна взаимосвязь между психологическими особенностями подростков и их действиями, однако применительно к действиям в защите в баскетболе она научно не доказана, а также нет никаких данных о взаимосвязи эффективности командных действий в защите баскетболистов 13-14 лет и их психологических особенностей. Практика показывает, что основное внимание в детско-юношеском баскетболе уделяется технической, физической и двигательной подготовленности, однако, индивидуально-психологические особенности, темперамент и характер игроков не учитываются и уж тем более не используются при отборе игроков для решения конкретных игровых задач в защите.
В результате работы обнаружена взаимосвязь между эффективностью командных действий в защите и психологическими качествами баскетболистов среднего школьного возраста, учет которой позволит повысить эффективность соревновательной деятельности команды в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
2. Баскетбол / Под общ. ред. Ю.Н. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 228 с.
3. Бехтерев, В.М. Объективная психология / В.М. Бехтерев. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1380 с.
4. Введение в психологию / под ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1996.
5. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства / А.Я. Гомельский. – М.: Торговый дом Гранд, 1997. – 224 с.
6. Горбунов, Д..Г. Психопедагогика спорта / Д.Г. Горбунов. – 2-е изд. – М: Советский спорт, 2006. – 296 с
7. Гигиена детей и подростков: учебник / под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология индивидуальных различий / Ю.Б. Гиппренрейтер, В.Я. Романов – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с.
9. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников/ А.А. Гужаловский – Минск.: Народная асвета, 1978. – 88 с.
10. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста/А.А. Гужаловский: Дис.докт.пед.наук. – М., 1979.
11. Гужаловский, А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский: Очерки по теории физической культуры. – М.: ФиС, 1984. – 223 с.
12. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
13. Зациорский, В.М., Арутин, А.С., Селуянов, В.Н., Биоме ханика двигательного аппарата человека / В.М. Зациорский, А.С. Арутин, В.Н. Селуянов – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 143 с.
14. Зимкин, Н.В. Физиологическое обоснование тренировки / Н.В. Зимкин. – М. : Физкультура и спорт, 1969. – 192 с.
15. Ковалев, А.Г., Мясищев, В.Н. Психические особенности человека. Том 1, Характер /А. Г. Ковалев, В.Н. Мясищев; Отв. ред. Б. Г. Ананьев; Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова – Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. – 264 с.
16. Коробейников, Н.К., Михеев, А.А., Николенко, И.Г., Физическое воспитание: учеб. пособие для сред. спец. учеб. Заведений/ Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М.: Высш. шк., 1989.
17. Корягин, В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов / В.М. Корягин: Дис. докт. пед. наук. – М., 1994. – 102 с.
18. Кречмер, Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий./ Э. Кречмер. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 341–351.
19. Крупицкая, Л.И. Будь здоров / Л.И. Крупицкая. – М.: Начальная школа, 2005, № 9, – С. 41– 43.
20. Кузнецова, З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников /З.И. Кузнецова. – М.: Физическая культура в школе. – 1975. – Вып. 1. – С. 7 – 9.
21. Куколевский, Г.М. Физическое совершенствование / Г.М. Куколевский. – М.: «Медицина», 1977.
22. Лосин, Б.Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно-методическое пособие / Б.Е Лосин. – СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 32 с.
23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. Культуры/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
24. Мерлин, В.С. Личность как предмет психологического исследования/ В.С. Мерлин. – Пермь, Б.и., 1988. – 220 с.
25. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности/В.С. Мерлин. – М. –Воронеж: МОДЭК, 1996. – 448 с.
26. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с.
28. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. – Т 3, кн. 2. М. – Л.: АН СССР, 1951.
29. Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека: журнал Вопросы психологии./ В.М. Русалов. – Б.м.: 1985. – Вып. 1. – С. 19-32.
32. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, К. Х. Грантынь.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979.
33. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина – 2-е изд., испр.. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
34. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян. – М.: «Физкультура и спорт», 1978.
35. Тимашова, Н.А. Показатели физического развития российских школьников/ Н.А. Тимашова. – М.: Зеленый мир, 2004. – Вып. 5-6 – С. 11.
36. Физическая работоспособность спортсменов и ее восстановление в процессе спортивного совершенствования: Сборник научных трудов. – Омск, Б.и., 1979.
37. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983.
38. Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций/ Е.Р Яхонтов. – 2-ое издание – СПб.: Олимп, 2006. – 187с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...