Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка
статья по английскому языку по теме

Бирюкова Наталья Юрьевна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в начальной школе.

Указаны этапы работы с текстом, приведены различные виды игровых упражнений,используемые при обучении чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_na_nachalnom_etape.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №92

с углубленным изучением предметов»

Обучение чтению на начальном этапе

изучения иностранного языка

Составила:

Бирюкова Н.Ю.

Учитель английского языка

Кемерово 2007

Учащиеся младшего школьного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

В свою очередь, изучение английского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить запас младшего школьника на родном языке за счет так называемых «интернациональных слов» и т.д.

        На современном этапе развития общества со всей очевидностью возрастает роль чтения. Благодаря научно-техническому прогрессу увеличивается количество информации на разных языках, возрастает потребность в людях, умеющих её принять и использовать в тех или иных целях, а отсюда вытекает и необходимость в более целенаправленном обучении чтению на иностранном языке.

Таким образом, чтение сегодня является не только одним из средств обучения – источником поступления новых слов в словарный запас ученика и отправная точка для разнообразных высказываний диалогического и монологического характера. Чтение стало восприниматься и как одна из основных целей обучения – источник получения новой интеллектуальной и эстетической информации, который заметно обогатит личность ученика, если процесс обучения выработает у него умение и привычку пользоваться этим источником.

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе сопутствует достижению следующих целей:

- формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;

 - освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в родном и английском языках;

 - приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке;

 - формирование речевых, интеллектуальных и познавательных  способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;

 - развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;

- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке, различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

Следует добавить, что чтение – это сегодня, в сущности, наиболее реальная форма использования приобретенной в средней школе языковой компетенции. Его преимуществом является то, что для использования и развития навыков чтения не требуется никаких дополнительных условий, ведь для чтения не обязательно искать собеседника-носителя языка для того, чтобы применить полученные навыки, достаточно взять книгу, журнал или газету в руки и заниматься самостоятельно.

Но предоставленный самому себе, ученик будет читать по-английски только в том случае, если это для него не трудное занятие (иначе говоря, если у него развита техника чтения) и если это занятие интересно ему, доставляет удовольствие. А прийти к такому результату можно, лишь добиваясь его продуманно и планомерно с самого начала обучения иностранному языку.

Механизмы чтения на родном и на иностранном языке в чем-то сходны, а в чем-то расходятся. Человек, бегло читающий на родном языке, не каждое слово читает с начала до конца, он его угадывает по нескольким буквам, узнает «в лицо» и скользит по тексту дальше. Угадывание знакомых слов происходит и при чтении текста на иностранном языке.

Суть обучения чтению как поисковой деятельности состоит в том, чтобы научить ученика отыскивать опоры для понимания как в самом тексте, так и в своем опыте, используя известное для понимания неизвестного.

Неизвестное является обязательной трудностью при чтении иноязычного текста. В первую очередь это относится к языковым средствам, которыми пользуется автор текста. Трудность связана с пониманием незнакомых слов и непривычных значений знакомых лексических единиц, омонимов и омографов, фразеологических и идиоматических выражений, грамматических средств, которые обладают многозначностью или полифункциональностью.

Трудность может быть также связана с предметным содержанием текста, отражающего непривычную культуру страны изучаемого языка, новые для учащихся факты и т.п. Затрудняет процесс понимания обычно отсутствие введения/формулировки темы, наличие множества персонажей, смещение при изложении временных планов и др.

Трудности, возникающие в процессе чтения, могут быть связаны и с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, а именно недостатком у них лингвистических и экстралингвистических знаний, бедностью кругозора, отсутствием необходимых образных представлений, ограниченностью опыта переживаний.

Преодолеть все названные трудности помогает сам текст, нужно только уметь разглядеть в нем бесчисленные опоры для понимания, которые он предлагает. Опоры эти весьма разнообразны. Начать можно с наличия в любом предлагаемом для чтения тексте знакомых слов. Их должно быть достаточно для возникновения самого общего представления о содержании текста при первом знакомстве с ним. Доступность контекста определяется наличием в нем знакомых ситуаций, логичностью изложения, композиционной четкостью. Большую помощь могут оказать заглавие, раскрывающее предмет изложения, и наличие иллюстраций.

Среди лексических опор особое место занимают так называемая мотивированная лексика и слова, значение которых ясно их контекста. В состав мотивированной лексики входят слова, производные от ранее изученных, интернационализмы, конвертированные слова, известные слова в новом значении. Подобные ЛЕ принято рассматривать как потенциальные лексический запас, поскольку путем несложной подготовки можно научить учащихся самостоятельно определять их значение при встрече в тексте.

В качестве опор лингвистического характера выступают также грамматические информационные признаки, помогающие распознать действующее лицо, действие, объект действия и др.: артикли, аффиксы, предлоги, союзы, порядок слов в предложении, вспомогательные и модальные глаголы.

Один из типичных недостатков чтения – умственная пассивность читающего. Для чтеца с «иждивенческой» позицией любое незнакомое слово/выражение становится камнем преткновения в процессе чтения иноязычного текста («этого мы не проходили, значит, я не должен этого знать»),  даже в тех случаях, когда речь идет о вполне знакомых ему предметах, предсказуемых действиях, явлениях, жизненных ситуациях. Питательной средой для формирования такой позиции выступает широко распространенное на занятиях иностранным языком обучение чтению со снятыми трудностями: либо из текста исключаются все незнакомые трудные явления, либо в упражнениях, предшествующих чтению текста, отрабатывается вся новая лексика и грамматика, объясняются все реалии и т.д.

Заметим, что чтение облегченных текстов – необходимый компонент обучения. Оно обеспечивает накопление опыта узнавания известного, вырабатывает беглость чтения, дает уверенность в своих возможностях. Но оно не готовит к самостоятельному преодолению трудностей, к опоре на известное для понимания неизвестного. Поэтому в процессе обучения необходимо сочетать разные по сложности формы чтения.

В психологии и методике обучения чтению кроме изучающего различают еще 3 вида чтения: ознакомительное, поисковое, просмотровое. Так, получив утром газету, мы наспех просматриваем её, «выхватывая» то, что нас в данный момент больше всего интересует: погода, последние политические события и т.п. Этот вид чтения – просмотровый. Придя же в библиотеку и получив интересующие нас журналы, мы приступаем к поиску нужных нам статей. Найдя нужное, мы сначала знакомимся с содержанием статьи, а затем стараемся изучить, глубже его понять.

В качестве важнейших составляющих обучения чтению рассматриваются формирование у обучаемого установки на осознание цели чтения в каждом конкретном случае, выбор стратегии чтения, использование возможных лексических, грамматических и др. опор для извлечения из текста максимального объема информации, готовность идти на риск, угадывать, не боясь допустить неточность.

При работе с текстом можно выделить несколько этапов.

  1. Анализ внешнего вида текста.
  1. Изучение иллюстраций, фотографий, заголовков
  2. Определение ситуации коммуникации
  3. Определение параметров (автор, жанр: письмо, интервью, художественный текст и т.д.)
  4. Выдвижение гипотезы (можно выборочно прочитать слова, предложения, имена собственные, цифры)
  1. Чтение текста про себя в строго определенное время. Можно выписать незнакомые слова, объединить детей в группы для выработки новой гипотезы.
  2. Коллективное обсуждение текста. С помощью вопросов определить главную идею текста, восстановить хронологическое строение или последовательность идей текста, назвать персонажей, уточнить смысл, если необходимо – прочесть вслух.
  3. Послетекстовая работа. Обсуждение, критика идеи текста.
  4. Заключительный этап. Письменная работа:
  1. Ответить на вопросы по тексту
  2. Кратко изложить основные события
  3. Описать эпизод
  4. Составить список (персонажей, их описаний, слов на заданную тему и т.д.)

Домашнее задание: творческий пересказ от 1 лица/ пересказ с … момента/ изменить характер персонажа.

Оптимальным считается педагогический процесс, при котором учитель и ученик работают вместе, с постепенной минимизацией вмешательства учителя по мере возрастания у обучаемого способности самостоятельно решить проблемы чтения. Если же ни само слово, ни его окружение не содержат ключа к пониманию его значения, нужно уметь быстро и безошибочно найти его значение в двуязычном словаре. Умение работать со словарем является неотъемлемым элементом культуры познавательной деятельности.

Несмотря на различие концепций в раннем обучении, необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста и использовать приемы обучения, адекватные возрасту обучаемых. Одним из основных приемов при обучении иностранному языку в начальных классах, вне всякого сомнения, является обучающая игра и/или игровое упражнение, поскольку в игре наиболее полно и порой с неожиданной стороны проявляются способности ребенка, с её помощью легко преодолевается психологический барьер в общении на иностранном языке. Атмосфере увлеченности, радости, ощущение посильности заданий и увлекательности позволяет решать серьёзные дидактические и коммуникативные задачи.

Основными задачами обучения чтению на английском языке в начальной школе являются:

- прочное усвоение буквенно-звуковых соответствий;

- формирование технических навыков чтения (техника чтения), в частности скорости чтения; формирование навыка соотнесения графического образа слова с его звуковым  образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом

- формирование основ коммуникативного умения читать.

При овладении чтением младшие школьники учатся:

- читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал;

- читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приемами изучающего чтения;

- читать про себя и понимать основное содержание несложных текстов, доступных по содержанию учащимся начальной школы, находить в них необходимую или интересующую информацию (имя главного героя/героев, место действия, время действия, характеристики героев и т.п.), пользуясь приемами ознакомительного и поискового чтения. В процессе чтения возможно использование англо-русского словаря учебника.

При изучении английского  языка  на  начальном  этапе  осуществляется  процесс интеграции, заключающийся в том,  что  обучение  языковым  средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязано: дети овладевают  звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя  речевые  действия  с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Все формы и  виды общения взаимодействуют друг с другом, и обучение  им  также  осуществляется взаимосвязано: дети читают  то,  что  усвоено  в  устной  речи  (слушании  и говорении), рассказывают о том, что они читают.  Поэтому рекомендуется обучать чтению на основе устной речи и  в  тесной связи с чтением, а также учить детей  пользоваться  письмом  для  лучшего  усвоения лексики и грамматики и овладения устной  речью  и  чтением.

В целях достижения поставленных задач мы используем соответствующие виды игровых упражнений.

I. Упражнения на закрепление буквенно-звуковых связей и порядок их выполнения.

1.1. «На приеме у глазного врача». Учитель объявляет детям, что сегодня будет проверять у них зрение. Показывая ту или иную букву (буквосочетание), «доктор» просит назвать её. Далее роль «доктора» могут играть сами ученики. В случае, если «пациент» неправильно называет букву (буквосочетание), «доктор» называет её сам.

1.2. «Имитация». Учитель показывает карточку с изображением паровозика, пчелы, слоненка, змейки и показывает, какие звуки они могут издавать: [w],[ð],[θ],[ŋ]. Затем дети имитируют сами эти звуки.

1.3. «Назови свою букву». На доске записываются слова, знакомые ученикам. Дети получают несколько карточек с английскими буквами и буквосочетаниями. Затем учитель показывает отдельные буквы или буквосочетания в словах, записанных на доске. Те ребята, у которых есть карточка с соответствующей буквой, поднимают карточку и называют букву. Через некоторое время дети меняются карточками, и игра продолжается.

1.4. «Кто быстрее». На доске написаны слова с пропущенными буквами (буквосочетаниями). Учитель раздает ученикам листочки, н6а которых они пишут слова, вставляя буквы или буквосочетания. Выполнивший задание подходит к учителю, показывает свой листочек и негромко читает написанные слова. После того, как все выполнят задание, учащиеся читают слова вслух и записывают на доске пропущенные буквы  (буквосочетания).

1.5. «Жители Буквляндии». Учитель знакомит детей с буквами, представляя их как жителей волшебной страны Буквляндии. И у каждого жителя – свой характер и неповторимая внешность. Например:

b – бяка, отворачивается от большой буквы - мамы

Сс – буква-хамелеон, звучит по-разному

d – добрая, всегда смотрит на маму

Hh – красавицы-тихони, всё время дуют на зеркальце, протирают его и любуются собой

Nn – упрямый мальчик No

Oo – семейство толстяков, всё время удивляются О-о-о?

Pp – братья-близнецы Peter и Paul

Qq – квака-задавака

Uu – невоспитанная, всегда и всем тыкает и показывает пальцем:You! You!

Ww – любопытная, всё время интересуется что, где и когда произошло: What? Where? When?

Xx – добрый мальчик, который любит кошек, говорит: "кс-кс-кс"!

Yy – почемучка, подружка W, спрашивает Why?

II.Упражнения на развитие языковой догадки и порядок их выполнения

Для полноценного умения читать очень важен высокий уровень языковой догадки, умения прогнозирования. В этих целях эффективны следующие виды игровых заданий:

2.1.Группа делится на две команды. Одной из них даются карточки с первой половиной слова, а другой со второй. По сигналу учителя дети начинают искать свою пару. Сложив обе половинки, учащиеся записывают получившееся слово:

crocodile

dile

croco

        +         = 2.2. На доске учитель выставляет карточки со второй половиной слов. Ученикам раздаются карточки с первой половиной. Восстановив слова, дети вслух их прочитывают. Например:

pil=

end=

fri=

pu=

                                        



pupil

pil=

pu=

        +                 =         

friend

end=

fri=

                +           =    

2.3. «Чехарда». Учитель: с полки упали слова и рассыпались по буквам. Давайте восстановим эти слова.

Ученики индивидуально (в парах или группами) составляют и затем прочитывают вслух получившиеся слова.

h

e

t

y

theyi

s

c

m

u

  1.         - music  

c

k

a

b

l

- black        

В необходимых случаях можно использовать облегченный вариант данного упражнения: буквы даются на цветных карточках. Сложив их по цветовому ключу, дети прочитывают получившееся слово.

III. Упражнение на формирование технических навыков чтения

3.1. «Знаешь ли ты дни недели?». Ученикам раздаются карточки с названиями дней недели. По сигналу учителя дети выстраиваются в определенном порядке и прочитывают слово на своей карточке.

3.2. «Укрась ёлку новогодними шарами».

Учитель: Приближается Новый год. В каждом доме скоро появятся ёлочки, и детишки с радостью начнут их украшать разноцветными игрушками. Сегодня я принесла на урок волшебную ёлочку. Мы должны украсить её разноцветными шарами, но дело в том, что на неё можно повесить шарик только тогда. Когда правильно прочитаешь название цвета по-английски.

Ученикам раздаются цветные кружочки – «шарики», на каждом из которых написано название соответствующего цвета. Дети по очереди прочитывают название цвета вслух, затем прикрепляют на ёлку.

red

yellow

green

                

Задание может быть усложнено. Детям раздаются карточки с названиями цвета. По сигналу учителя ученики по очереди читают слово вслух, а затем находят шарик соответствующего цвета, вешают его на ёлку и завершают задание следующей фразой: This balloon is…

                

green

                black

pink

                

3.3. «В магазин за покупками». Класс делится на две команды, которым предлагается выбрать карточку с названием магазина (например, Diary и Grocery). На отдельных столах для каждой команды кладутся карточки только с названиями тех продуктов, которые относятся к соответствующим магазинам. Побеждает та команда, которая первой завершит работу, верно отобрав и правильно прочитав название продуктов.

1 команда: yoghurt, pine-apple, ice-cream, sweets, water-melon, honey.

2 команда: cheese, sour-cream, apple, cake, peach, ham, pear.

IV. Упражнения коммуникативного характера

4.1. Учитель: Мальвина подготовила предложения, чтобы учить Буратино читать. Но когда она вышла из комнаты, проказник взял ножницы и разрезал эти предложения на отдельные слова. Помогите Мальвине восстановить их.

can

swim

crocodiles

                        

is

my

red

yellow

parrot

and

Crocodiles can swim.                                        

My parrot is yellow and red.

После того, как предложение будет составлено, дети прочитывают его (индивидуально, хором).

4.2. Учитель: Вернувшись из далёкого путешествия, Гулливер начал писать о своих приключениях, о новых друзьях, о том. Как они живут. Внезапно подул сильный ветер и листочки, на которых он писал, разлетелись. Давайте поможем Гулливеру правильно сложить все листочки. Класс делится на две-три группы. Каждая группа прочитывает свою часть текста, после чего складываются все части текста и вновь перечитываются. Для выполнения подобного задания можно использовать любой учебный текст.

4.3. "Озвучивание фильма". 

Учитель: сегодня мы работаем на киностудии и озвучиваем кусочек фильма. Это диалог двух героев, но для того, чтобы озвучить их, нужно собрать их фразы в логическом порядке, не перепутав, какому из героев они принадлежат. Класс делится на две команды, каждая из которых получает карточки с фразами из диалога и портреты действующих персонажей. Затем диалог прочитывается вслух по ролям.

Также можно предложить следующие задания:

Задания на отгадывание:

I am black and red and blue. I am in the pencil-box near you. (a pencil)

What is this? It is in the classroom. It is big and green. It is on the wall. (a blackboard)

Задания на подстановку слов:

Посмотрите на картинку и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами. (На картинке изображена девочка).

This is a…Her name is … . She is a … . Her face is … . Her eyes are… .Her hair is…

Это письмо написал Незнайка. В письме много клякс. Какие слова спрятались под кляксами?

I … Neznaika. I like to write letters. I …writing a letter now. My friend …Znaika. Now he… drawing a picture. We …good pupils.

Задания, предполагающие выбор фактов из текста

Прочитайте предложения и выберите другу подарок.

This is a bag. It is big. It is black. It is not nice.

This is a cat. The cat is small. It is white. It is nice.

This is a pen. It is long. It is blue and red. It is a fine pen.

Задания, требующие анализа, вывода

Прочитайте предложения и оденьте куклу по сезону (на рисунках представлены предметы одежды)

It is winter. It is very cold. It is snowing. The girl is going to school.

It is summer. It is warm. The children are going to the forest.

It is the first of May. The children are having a meeting.

Задания, требующие определения последовательности фактов

Это  письмо написал Незнайка. Он всё перепутал. Прочитайте предложения в нужной последовательности.

Dear Znaika! Good-bye. We go to bed at 11 o'clock. We are blowing up a balloon. We are busy. We get up at 7 o'clock.

Задания, требующие определения причины и следствия

Прочитайте предложения и заполните таблицу:

Название животного             Кличка              Величина            Цвет

This is my cat. Its name is Murka. It is small. Murka is grey.

This is Ann's dog. Its name is Rex. Rex is big. It is black.

This is Pete's squirrel. Its name is Tommy. Tommy is not big. It is red.

Задания, требующие сравнения

Прочитайте текст и скажите, что в нем не соответствует тому, что изображено на рисунке. (На рисунке: семья обедает за столом).

It is 8 o'clock. Ann and her grandfather are having breakfast. They are drinking milk. Ann's cat is sitting on the table. It is having breakfast too. It is not drinking milk. It doesn't like milk.

Представленные типы игровых заданий и упражнений на практике показывают высокую эффективность при обучении чтению на английском языке в начальной школе.

Таким образом, в результате обучения английскому языку к моменту окончания начальной школы ученик должен уметь:

- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

- читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

Список литературы

  1. Береговская Э.М. Путь к чтению без принуждения// ИЯШ. - № 1, 1997. – С.45-49.
  2. Биболетова М.З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English”  для учащихся 2-9 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2006. - С.10-15.
  3. Борзова Е. В. Тексты для чтения на начальном этапе обучения// ИЯШ. - №4, 1994.
  4. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Пособие для учителей России. – Oxford University Press, - 1997.
  5. Вайсбурд М.Л., Блохина С. А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности// ИЯШ. - №1, 1997. – С. 19-24.
  6. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения  иностранным языком // Иностранный язык в школе,1985. - № 5. – с. 14.
  7. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Тен Э.Г. Некоторые игровые упражнения для обучения чтению на французском языке в младших классах// ИЯШ. - №4, 1996. – С. 36-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на начальном этапе изучения немецкого языка

В данной статье подробно раскрыты цели и задачи обучения чтению, содержание обучения чтению, программные требования к уровню владения чтением, приведены разнообразные методы и приёмы обучения чтению м...

Обучение чтению в начальной школе

Многие считают, что работать учителем английского языка в начальной школе легко, просто и интересно. Но никто не задумывается над тем, что на плечи учителя младших классов ложится огромная ответ...

Формирование регулятивных УУД при обучении чтению в начальной школе.

В презентации представлент теоретический материал и практическая часть (система упражнений)....

Доклад на тему: "Обучение чтению на начальном этапе"

Одной из основных задач обучения иностранному языку  на начальном этапе является формирование навыков техники чтения, так как без них невозможно в дальнейшем сформировать навыки осмысленного чтен...

Теоретические основы технологии обучения чтению учащихся начальной школы .

Необходимо уделять особое внимание обучению младших школьников таким видам речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение.             Чтение на иностранно...

Обучение чтению на начальном этапе обучения

Немного об обучении чтению на начальном этапе и схема упражнений по обучению технике чтения....

Методическая разработка "Обучение чтению младших школьников на английском языке на начальном этапе"

Традиционно в методике обучения иностранным языкам говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не ...