МНЕМОСИМВОЛЫ И МНЕМОТАБЛИЦЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья по английскому языку по теме

В этой статье автор делится опытом работы с мнемосимволами и мнемотаблицами в обучении детей английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОСИМВОЛОВ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях окружающего мира,  объектов природы, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

        Зрительное восприятие очень важно для усвоения информации.

        Психологами давно доказано, что 40 процентов зрительных синапсов

связаны с корой головного мозга отвечающей за речь.

        Дошкольники и младшие школьники по своим психологическим и возрастным особенностям не могут воспринимать информацию в обучении исключительно на слух. Здесь выступает на передний план огромное значение использование наглядности. Для

них это естественно, просто и приятно. Всевозможные картинки, иллюстрации из

книг, журналов. наглядные пособия всегда используют воспитатели и учителя на своих

занятиях и уроках для демонстрации и комментарий нового материала, закрепления,

тренировочных упражнений. игр.

        Наглядность также сможет помочь детям и в усвоении иностранного языка. Первое, что делает педагог, вводя новое слово – показывает карточку и называет слово.

        Отработка грамматических структур тоже происходит при помощи наглядности. Учитель разрабатывает материал, пишет его на карточках, листочках, кружочках, цветочках и так далее.

        Мнемосимволы служат дидактическим материалом по развитию связной речи.

Их используют при:

1. Работе по обогащению словарного запаса;

2. При обучении составлению рассказов;

3. При отгадывании и загадывании загадок;

4. При заучивании стихов.

        Схемы служат зрительным планом, для создания монологов и помогает детям выстраивать:

1. Строение рассказа;

2. Последовательность рассказа;

3. Лексико-грамматическую наполняемость.

        При составлении рассказов о животных, игрушках, временах года, птицах, насекомых и так далее дети учатся самостоятельно определять главное свойство и признаки рассматриваемых предметов, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков.

        Также использование мнемосимволов и схем ускоряют и облегчают процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают, а потом припоминают слова.

        Схема, которую вы видите внизу помогает не только запоминать слова, но и учит составлять краткие предложения и мини-рассказ. Она помогает ребенку, опираясь на наглядные образы, составить последовательный короткий рассказ из четырех предложений. Эта схема может содержать абсолютно любое количество ячеек и рисунков по заданной теме, поэтому количество предложений и логических взаимосвязей тоже может быть разным. Все зависит от вашей цели, задачи  и замысла.

        В данном случае процесс использования мнемосхемы выглядит следующим образом. Ребенку задаются четыре вопроса и вводятся символы ( то есть, что они означают).

1). What’s this?

2)/ Where does it live?

3). Is it big or small?

4). What colour is it?

WHAT’S THIS?            TO LIVE                   BIG OR SMALL            COLOUR

        Конечно. ребенку нужно время, чтобы эти мнемосимволы понять, запомнить и усвоить. Вы можете в своей практике использовать другие символы, означающие те же самые понятия.

        В своей практике я использовала эту таблицу при изучении темы « Африка». Так мы учились составлять рассказ об африканском животном. Получалось следующее:

-What’s this?

-It’s a monkey.

-Where does it live?

-In Africa.

-Is the monkey big or small?

-The monkey is big.

-What colour is the monkey?

-It’s brown.

        Так можно использовать эту схему при обучении диалогической речи. Дети могут выполнять это упражнение с педагогом, в парах, в игре «Наш репортаж» и так далее.

        При развитии монологической речи дети учатся составлять рассказ по теме. В данном примере он выглядит следующим образом:

This is a monkey ( or: I see a monkey ). It lives in Africa. The monkey is big. It is brown.

        Так можно учить ребенка описывать любой предмет.

        Мнемосимволы можно также использовать при разучивании стихотворений или рифмовок. Например, всем известный английский стишок

        “Rain, rain, go away.

         Come again another day.

         We want to play”.  можно представить в виде схемы следующим образом:

RAIN, RAIN                GO AWAY                 COME AGAIN           WE WANT TO PLAY

                                                                          ANOTHER DAY          

        Параллельно со схемой можно использовать следующие упражнения:

1. Покажи карточку, обозначающую слово….

2. Какое слово обозначает этот рисунок?

3. Если рисунок и называемое слово совпадут, хлопни в ладошки.

4. Расскажи стишок, о котором говорится на этой схеме.

5. Подбери карточку к слову.

        Со временем у вас соберется целая картотека мнемосимволов. Она будет вашим большим помощником в работе.

        На своих занятиях я использую также мнемосимволы, приведенные ниже.

        

TO SMILE        NO

TO LOVE         RAIN

   YES

        Конечно, мнемосимволы должны соответствовать определенным требованиям. Можно выделить следующие:

1. Соответствующие тематике.

2. Яркие наглядные образы.

3. Не должны иметь громоздкие графические изображения.

4. Простые в использовании ( одно слово – один символ).

5. Соответствие принципу «ничего лишнего».

6. Психологическое соответствие. (рисунок мнемосимвола должен быть «понят» ребенком.)

7. Эстетическое оформление.

        Конечно, сначала дети испытывают некоторые сложности при работе с мнемосимволами и мнемосхемами, так как им нужно придерживаться определенного плана, чтобы составить  или воспроизвести рассказ. Здесь выступает на первый план программное содержание, в которое надо включать обогащение словарного и грамматического запаса. Но все это дело времени. Речь детей будет улучшаться и развиваться.

        Мнемосимволы и мнемосхемы можно также использовать для систематизации знаний по определенным темам. Например, такую мнемосхему можно использовать для обобщения знаний по теме «Расскажи о себе».

                  4

1

             7

     MY NAME IS…   I’M…YEARS OLD   I LIVE IN…         I HAVE A…        I CAN…

        Рассказ может получиться следующим:

1.My name is Olga.

2. I’m 7 years old.

3. I live in Tuapse.

4. I have a family.

5. I can read.

        Закрепление знаний по изучаемой теме при таком подходе будет более продуктивным. У рассказа будет соблюдаться определенная логическая последовательность.        

        Также мнемосимволы и схемы помогают развивать совместное творчество с детьми. Позднее, когда дети будут включаться в учебный процесс, они уже сами смогут подбирать подходящие символы для таблиц, рассказов, рифмовок. Либо после обсуждения можно будет выбрать наиболее приемлимые варианты. У детей это будет вызывать интерес, так как совместная деятельность с педагогом позволит развивать творческие способности, мышление, дополнительный стимул для изучения иностранного языка. Попробуйте и убедитесь в этом сами!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Рабочая программа учебного предмета "Английский язык" для 9 класса курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова

Данная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего образования, примерной программы по ан...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для 8 класса для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова (издательство «Просвещение», Москва, 2014)

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной прогр...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. ...