Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологии
статья по биологии на тему

Банеева Инна Юрьевна

 

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологии

Учитель биологии Банеева Инна Юрьевна

 МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»

Научиться познавать, научиться делать, 
научиться жить вместе, научиться жить” (Жак Делора).

Аннотация.

Проблема исследования состоит в разработке условий, обеспечивающих достижение нового уровня образования, способствующего становлению самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_informacionno.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологии

Учитель биологии Банеева Инна Юрьевна

Аннотация.

Проблема исследования состоит в разработке условий, обеспечивающих достижение нового уровня образования, способствующего становлению самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в процессе обучения.

В "Стратегии модернизации общего образования” [1]  были обозначены цели образования. Результатом поставленных целей должна стать сформированность ключевых компетенций у учащихся. Из 7 универсальных – мы остановимся на формировании двух компетенций: информационной и коммуникативной. Их считают наиболее важными для жизни в современном обществе. Как должен быть организован образовательный процесс на уроках биологии, ориентированный на формирование информационной и коммуникативной компетентности?

Для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности у учащихся внедряются в образовательный процесс информационные технологии. В эпоху информатизации большинства сфер человека, массового пользования кабельным телевидением и видеотехникой становится актуальной проблема эффективного применения данных средств в учебно-воспитательном процессе. В век информатизации владение учителем информационными технологиями становится необходимостью. Использование информационных средств повышает интерес у учащихся к изучению биологии, формирует и развивает информационно-коммуникативную компетентность. Процесс обучения учащихся предмету становится разнообразным и увлекательным, позволяет учителю принципиально расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения. Ученику предоставляются возможности для реализации творческих способностей.

Использование информационных технологий имеет сегодня определенные преимущества по сравнению с другими технологиями, но только грамотное их сочетание формирует и развивает информационно-коммуникативные компетентности.

В чем  преимущества использования компьютерных технологий? Прежде всего, они удобны в следующем:

        многократность использования и необходимость 

                    приостановки в нужный момент;

        детализирование изучаемых объектов и их частей;

        восприятие материала на зрительном, слуховом и

                    эмоциональном уровне.

Уроки с использованием электронных изданий вызывают  эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций:

          информационную – служит источником информации;

          коммуникативную - является средством общения;

        развивающую - развивает мыслительную деятельность;

        образовательную - источник знаний;

        контролирующую – самоконтроль знаний.

Учебники и пособия используются на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получение дополнительной информации для урока. Учащимся предоставляется возможность изучения материала, анализа и отбора информации, составление презентаций к уроку с использованием сведений из пособий.

Во внеурочное время созданы условия для самостоятельной подготовки к экзаменам, для использования при работе над проектами и в ходе исследовательской работы.

Информационные технологии позволяют не только применять на уроках и во внеурочной деятельности электронные учебники, репетиторы, электронные лабораторные практикумы, но и использование Интернет - ресурсов.

Основная образовательная ценность Интернет-это огромный информационный ресурс для развития интеллектуальных умений у учащихся. Интернет используется при подготовке лекций, для отбора содержания материала, так как  огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет - сайтах и может быть использовано на уроках, как учителем, так и детьми. Организация виртуальных экскурсий не только повышает познавательный интерес к изучаемому, но и помогает в освоении предмета. 
Использование информационных технологий в проектной деятельности позволяет учащимся грамотно и сжатоизлагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированное изложение материала.

Построение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий.

1.      На  уроке применяются программные мультимедиа средства: обучающие  программы, электронные учебники, видеоролики.

Использование компьютера как наглядного электронного пособия позволяет дополнить урок красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка через эмоционально-чувственное восприятие, а, следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации. 
2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

Опираясь на оперативность обработки материала, можно проводить контроль знаний по отдельным темам курса. Персональный компьютер позволяет проводить тесты быстро, мгновенно обрабатывать результаты. Тесты позволяют проверить теоретические и практические знания, умения и навыки. 
3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. 
Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

 4.Разработка методических программных средств. 
5.Использование Internet-ресурсов.

 

Использование информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока

 

Этап урока

 

Использование ИКТ

1. Вводно-мотивационный 

Использование электронных учебников, презентаций для постановки учебных целей, задач, для повышения мотивации

2. Операционно-содержательный

- работа с электронными учебниками, лабораторными практикумами в зависимости от типа урока;

- учащиеся получают задания по сбору материала на определенную тему или проблему;

- выбор темы для проекта, исследования;

 - подборка материала из библиотеки сети Интернет или учебной литературы по выбранной тематике;

- анализ полученных материалов;

- коррекция и отбор лучшего материала

- подготовка презентаций;

 

3.Рефлексивно-оценочный

Защита презентации, осуществление автоматического контроля 

 

Во внеучебной работе учащиеся учатся самостоятельно подбирать материал для проекта, реферата из библиотеки сети Интернет и учебной литературы по выбранной тематике, анализировать полученные материалы, осуществляют написание реферата по плану и набор текста с помощью текстового процессора Word, или создание  компьютерной презентации в Power Point.

Применение информационных технологий на уроках и во внеучебной деятельности

Тема: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

(10 класс)

Содержание

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Основные свойства живой материи

Выбор темы для проекта

Внеучебная деятельность: подборка материала из библиотеки сети Интернет или учебной литературы по выбранной тематике;

- анализ полученных материалов;

- коррекция и отбор лучшего материала

- подготовка презентаций

Использование электронного учебника на вводно-мотивационном этапе

2.Критерии живых систем

Защита проектов:

«Что такое жизнь? » «Свойства живого»

Выбор темы для проекта

Внеучебная деятельность: подборка материала из библиотеки сети Интернет или учебной литературы по выбранной тематике;

- анализ полученных материалов;

- коррекция и отбор лучшего материала

- подготовка презентаций

осуществление автоматического контроля 

3. История представлений о происхождении жизни

Защита проектов:

Представления древних и средневековых философов;

Работы Луи Пастера;

Теории вечности жизни;

Материалистические теории о происхождении жизни

Использование электронного учебника на вводно-мотивационном этапе

4. Современные представления о возникновении жизни

Работа с электронным учебником «Биология 10 класс» (К\М);  учащиеся получают задания по сбору материала на определенную тему;

- выбор темы для проекта.

Внеучебная деятельность: подборка материала из библиотеки сети Интернет или учебной литературы по выбранной тематике;

- анализ полученных материалов;

- коррекция и отбор лучшего материала

- подготовка презентаций

 

Использование электронного учебника на вводно-мотивационном этапе

5. Теории происхождения протобиополи-меров

Защита проектов:

Термическая теория;

Низкотемпературная теория;

Теория адсорбции; Коацерватная теория

Использование электронного учебника на вводно-мотивационном этапе,осуществление автоматического контроля 

6. Эволюция протобионтов

Работа с электронным учебником «Биология 10 класс» (К\М)

осуществление автоматического контроля

7. Начальные этапы биологической эволюции

Работа с электронным учебником «Биология 10 класс» (К\М)

Использование электронной презентации на вводно-мотивационном этапе,осуществление автоматического контроля

 

 

Проделав данную работу, обучающиеся учатся анализировать, выбирать нужный материал, представлять его в электронном виде, а также создают уникальную базу данных электронных презентаций по предмету, что в дальнейшем используется на уроках биологии. 

В процессе изучения биологии возможно формирование и развитие информационно-коммуникативных компетентностей у учащихся. Система работы направлена на формировании ключевых компетентностей у учащихся. Диагностика выявляет развитие информационно-коммуникативных компетентностей в связи с применением информационных технологий,  повышение мотивации учащихся к урокам биологии, активизацию познавательной деятельности. Результаты анкетирования показали, что такие формы работы «интересны», «познавательны» учащимся, «нужны» им,  «пригодятся в будущем».

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей необходимо учащимся при выполнении исследовательских работ: умение ставить цель, задачи, поиск и анализ литературы, умение обосновывать, сравнивать, делать выводы, умение доступно презентовать свою работу - вот лишь небольшой перечень необходимых навыков для исследователя.

В результате сформированности информационно-коммуникативных компетентностей учащиеся владеют новыми технологиями, умеют отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, вести дискуссию, отстаивать свои позиции. А, значит, ребята подготовлены к жизни в информационном обществе, такому человеку будет проще реализовать себя.

 

Рекомендации по развитию информационно – коммуникативной компетентности

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, формируют умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Внедрение в процесс обучения деятельностных методов: проектных, исследовательских  развивают следующие компетентности:

        способность должным образом передавать информацию, направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении;

        умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

        умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

        способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Заключение

Анализ научных работ и педагогической литературы показал усиление личностной направленности образования: необходимость обеспечивать активность школьника в образовательном процессе, увеличив возможности выбора у ученика вариативной образовательной системы и формирование обобщенных способностей. А это сопряжено с проблемами контроля и оценки ключевых компетенций, т.к. подавляющее их большинство не поддаются точному диагностированию, измерению (оцениванию). Но существует не только указанная выше проблема. Отсутствуют списки ключевых компетенций и рекомендации по их освоению на разных ступенях школы и на разном предметном материале, единые инструкционные материалы для работы по методу проектов. Нет единого подхода к решению данных проблем у отечественных и зарубежных ученых – педагогов и психологов. Поэтому, мы считаем, что данное исследование имеет большое значение для учителей биологии. Использованная учителем методика раскрывает и реализует возможности метода проектов как средство формирования информационных и коммуникативных компетенций. Разработанная программа формирования предметных и общеучебных умений, инструкционный материал, методы диагностики позволят нам решить основную задачу – повышение качества образования.

Список литературы

  1.  Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001г.

2.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. – Правительство РФ. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001г.

3.      Ученик в обновляющейся школе// Сб.науч.трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. – М.: ИОСО РАО,2002

4.      Крылова Н.А. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.//Народное образование . - 2005. - № 2 - с. 113–121.

5.      Технология проектного обучения.// Биология в школе.- 2003. - № 3.

  1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». Москва, 2003.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: "Академия”, 2002г. – 272с.
  3. Педагогические технологии. Под. ред. В.С. Кукушина. Ростов И/Д "Март”, 2002г. – 320с.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. – 256с.
  5. Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003г. – 80с.
  6. Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетенции учащихся старших классов. Тюмень: ТОГИРРО, 2003г. – 44с.
  7. Шмелькова Л.В., Блохина Е.В. "Педагогическая диагностика”. Курган: ИПК, 2001г. – 104с.
  8. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование №4, 2004г. – с.136-137.
  9. Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.– с.138-145.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

Дифференциация и индивидуализация в развитии способностей учащихся при изучении биологии

То, что учителя должны знать своих учащихся, не вызывает сомнения.Поэтому, без знаний психологии, без применения конкретных психологических методов не может быть эффективной д...

Обобщение опыта по теме: "Возможности технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии"

Раскрывает возможности технологии проектного обучения на уроках биологии в развитии коммуникативной компетентности у школьников....

Развитие информационно-коммуникативной компетентности школьников на занятиях по английскому языку в учреждении дополнительного образования.

Опыт работы педагога дополнительного образования по программе "Страноведение: США. Английский язык"...

Семинар для преподавателей естественнонаучных предметов на тему: "Система работы по развитию информационно-коммуникативных навыков учащихся"

Семинар  для  преподавателей естественнонаучных предметов на тему: "Система работы по развитию информационно-коммуникативных навыков учащихся"...