Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии
статья по географии на тему

Егорова Елена Александровна

Курсовая работа на тему «Развитие коммуникативной компетентности  у учащихся на уроках географии») на IV городском учебно-методическом семинаре  «Системно-деятельностный подход в преподавании географии» (АППО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курсовая работа62.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественно-научного образования

Курсовой проект

Тема: «Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии»

Выполнила:

Слушатель курсов повышения квалификации

«Теория и методика обучения в контексте ФГОС  (География)»

учитель географии ГБОУ СОШ № 461

Колпинского района Санкт-Петербурга

Егорова Елена Александровна

Руководители:

Кузнецова Т.С., доцент кафедры ЕНО, к.п.н.

Тарасова Л.В., ст. преподаватель кафедры ЕНО

Санкт-Петербург

2015 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

 Введение

3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции

5

     1.1 Понятие «коммуникативная компетенция»

5

     1.2 Доминирующие коммуникационные умения в подростковом возрасте

8

Глава 2. Формирование коммуникативных компетентностей на уроках географии

9

     2.1 Организация учебно-воспитательного процесса

9

     2.2 Приемы работы по формированию коммуникативных умений

14

          2.2.1 Приемы технологии критического мышления

14

          2.2.2 Технология проблемно-диалогового обучения

21

     2.3 Внеклассная и внеурочная работа

23

Выводы

28

Рекомендации

29

Заключение

30

Список используемых источников

31

Приложение

32

ВВЕДЕНИЕ

Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. В соответствии с ФГОС предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные.   На современный урок мы должны идти с новой установкой: «Я формирую три группы результатов». И в этом может помочь учителю только сам учитель, его внутренняя установка понять и принять универсальные учебные действия.  Наша главная задача сейчас - это учить детей способам действий, как учиться, то есть универсальным учебным действиям. А главным результатом современного Российского образования должно стать, конечно, это умение учиться всю жизнь, то есть полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

   Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития учащихся.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся

1.1 Понятие «коммуникативная компетенция»

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

Исследованию коммуникативных задач посвящены много работ известных педагогов и психологов. В этих исследованиях коммуникативная задача определяется как «осуществляемое субъектом общения воздействие на партнёра общения и принятия им на себя такого воздействия. В этих исследованиях авторы рассматривали коммуникативную задачу как функциональную единицу коммуникативного акта, который в свою очередь является структурной единицей общения для достижения целей, формирующихся в соответствии с коммуникативными намерениями субъекта

Формирование коммуникативных умений школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: в соответствии с одним из них оба понятия отожествляются.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Формирование коммуникативных умений выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.

На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков, которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «...современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы стран, за его социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».

Коммуникативная компетентность:

- качество, необходимое человеку в любых ситуациях;

- характеристика личности, его способность, которая проявляется в поведении человека, его деятельности, позволяя разрешать жизненные, практические ситуации;

- в современном обществе особое значение приобретает субъект-субъектная модель коммуникации – умение слышать друг друга и договариваться (разные группы со своими интересами, языками, культурой и традициями, моделью поведения);

- коммуникация всегда «встроена» в какую-либо деятельность и обусловлена ею;

- логика деятельностного подхода требует создания в образовательном процессе условий для успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретает опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего коммуникативного поведения.

        Коммуникативная компетентность современной личности:

1.        Устная коммуникация (обсуждение, дискуссия, выступление, презентация).

2.        Письменная коммуникация (чтение, понимание, написание различного рода текстов).

3.        Продуктивная коммуникация (умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции).

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

1.2 Доминирующие коммуникативные умения в подростковом возрасте

5-6 классы:

- пользоваться различными видами чтения;

- осуществлять прямое воспроизведение;

- отвечать по плану;

- соотносить вопрос со знанием и ответ с вопросом;

- аргументировать свою точку зрения;

- подтверждать фактами;

- понимать точку зрения собеседника;

- участвовать в коллективном взаимодействии.

7-9 классы:

- осуществлять воспроизведение преобразованного текста в зависимости от целей и условий;

- знать формы вопросов и ситуации их применения;

- формулировать вопрос;

- делать сообщение, доклад;

- отстаивать собственную точку зрения;

- контролировать логику развертывания изложения;

- понимать позицию другого, различать в речи факты, понятия, объяснения, мнения;

- формулировать контраргументы;

- использовать различные виды чтения (выборочное, поисковое, аналитическое, критическое и др.);

- взаимодействовать в различных формах учебного диалога.

ГЛАВА 2. Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии

2.1 Организация учебно-воспитательного процесса

Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных компетенций учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроках.

 Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Спрашивать и задавать вопросы

Дебаты

Сообщать

Переговоры

Докладывать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Аргументировать

Театрализация

Ассоциировать

Блиц-турнир

Критиковать

Учебный ринг

Доказывать и опровергать

Открытый микрофон

Защищать и доказывать своё мнение

Защита проекта

 Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие прикладных исследовательских умений;

- через развитие социально-коммуникативных умений;

- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

 Это может быть выражено в следующей таблице:

 Прикладной аспект учебной коммуникации

Исследовательский аспект учебной коммуникации

Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации

Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

1. Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и т.д.)

2. Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены).

3. Выделение главного и второстепенного; установление метапредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.

4.Оценка изучаемого материала

 

 

1. Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его.

2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.

3. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.

4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.

5. Качество оформления изучаемого материала.

6. Умение представлять и презентировать изучаемый материал

 

1. Развитие умений слушать.

2. Развитие умения участвовать в беседе.

3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.

4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.

5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения

1. Формирования навыков общения.

2. Преодоления учебной неуверенности и неверия в собственные силы.

3. Формирование учебной мотивации.

4. Развитие критического мышления.

5 Формирование вовлечённости в общее дело.

6.Формирование доверия к другим и себе.

7. Способность к глубокой творческой деятельности.

8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям

Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

делать сообщения

рассказывать логично и последовательно

2 этап

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.

 Работа над связной речью

Рассуждать

Придумывать

Аргументировать

Выражать отношение к высказываемому

Выделять главное и второстепенное

Сравнивать

Выделять общее и различное

Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание

Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.

 Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы

«Установка»

- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.

- Приготовьтесь к оцениванию ответа.

- Вы будете контролёрами. 

«Пауза»

- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.

 

Включение детей в активное восприятие речи одноклассников

Кто сможет поспорить с Димой?

 

Дополни то, что не сказала Юля.

Как ты понял, о чём говорил Серёжа?

 

Повтори самое главное, что сказала Лена.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, знакомлю своих учеников с правилами ведения диалога:

- Любое мнение ценно.

- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже результат.

- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С. Безруковой, использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы

учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач

Конструктивные вопросы

требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа

Альтернативные вопросы.

используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

 

Вопросы-ловушки.

учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа

Наводящий вопрос.

вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Вопрос-внушение

направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.

Контрвопрос.

он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос. 

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

2.2 Приёмы работы по формированию коммуникативных умений

В связи с тем, что в основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности, то для организации учебного процесса при формировании коммуникативных учебных действий целесообразно использовать приёмы технологии РКМ, технологию проблемно-диалогического обучения.

2.2.1 Приемы технологии развития критического мышления

Рассмотрим возможные приёмы ТРКМ, которые можно использовать для формирования коммуникативных умений на разных этапах урока. 

Этап урока

Приём

Формируемые умения

Вызов

«Дискуссия» (Дебаты, Верные-неверные утверждения).

 На определённый вопрос предлагается два варианта суждения. Необходимо разделиться на группы с противоположными мнениями. Обсудить и привести аргументы в пользу той или иной точки зрения.

- Умение аргументировать свою точку зрения.

- Умение работать в команде, договариваться, приходить к общему мнению.

- Умение высказывать своё мнение.

- Умение строить полный ответ.

«Лови ошибку». 

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют допущенные ошибки.

- Умение осознанно читать.

- Умение выделять в тексте понятное, непонятное.

- Умение высказывать своё мнение.

- Умение аргументировать свою точку зрения.

Осмысление

«Инсерт». 

Чтение текста с пометками, обозначающими: я это знал, я этого не знал, это меня удивило, хотел бы узнать подробнее. В таблицы выписываются основные положения из текста. Далее можно организовать работу в парах, где дети могут обменяться своими мнениями, сделать определённые выводы. Осуществляется поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

- Умение осознанно читать.

- Ставить цель чтения.

- Выделять в тексте понятное, непонятное.

- Выделять главную мысль текста, частей текста.

- Извлекать из текста информацию.

- Формулировать выводы.

- Умение слушать.

«Ключевые слова». 

Из текста выписываются ключевые слова, по которым нужно предположить, о чём будет рассказ, придумать свой рассказ или расставить слова в определённой последовательности. Дети работают в парах. Затем дети ищут подтверждение или опровержение своим предположениям.

- Умение слушать других .

- Умение выражать свою мысль, строить полный ответ.

- Умение договариваться.

- Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст.

«Прогнозирование с помощью открытых вопросов». 

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.

Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни…?).

- Умение отвечать на вопросы по содержанию.

- Умение отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста.

- Умение находить в тексте подтверждение предложенного суждения.

- Умение извлекать из текста информацию, данную в явном виде.

- Умение извлекать из текста информацию, данную в неявном виде.

- Умение высказывать своё мнение.

«Толстый и тонкий вопросы». «Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.

Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Тонкие

Толстые

Кто? что? Когда? Может..? Будет..? Мог ли ..? Как звать..? Было ли...? Согласны ли вы..? Верно ли..?

Дайте 3 объяснения: почему…?

Объясните, почему..?

Почему вы думаете..?

Почему вы считаете..?

В чём различие..?

Предположите, что будет, если..? Что, если..?

- Умение задавать вопрос.

- Умение излагать ответ на вопрос.

- Умение подбирать соответствующие примеры, факты, аргументы при ответе.

- Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст.

- Умение работать в паре, приходить к единому мнению.

- Умение слушать других.

«Взаимоопрос». 

Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.

- Умение осознанно читать.

- Умение выделять в тексте понятное и непонятное.

- Умение выделять главную мысль части текста.

- Умение извлекать из текста информацию.

- Умение ставить вопросы.

- Умение давать полный ответ на вопрос.

- Умение слушать другого.

«Зигзаг». 1 этап – учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.

2 этап – рассаживаются в группы экспертов (по номерам), каждая группа получает определённое задание, в группе изучают, составляют опорные схемы, план.

3 этап – возвращаются в основные группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

- Умение работать в группе.

- Умение слушать.

- Умение осознанно читать.

- Умение извлекать из текста информацию.

- Умение выделять в тексте понятное и непонятное.

- Умение выделять смысловые части.

- Умение озаглавливать части текста, составлять план.

- Умение выполнять подробный пересказ.

- Умение выполнять краткий пересказ.

Рефлексия.

«Свободное письмо». Аргументированное письмо, в котором в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме.

- Умение формулировать тему своего текста.

- Умение при изложении мыслей придерживаться темы.

- Умение аргументировать свой ответ.

- Умение грамматически правильно связывать слова в предложения, предложение в текст.

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии.

Методический прием «Верите ли вы, что …»

Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)

Верите ли, вы …

- что Антарктида – самый холодный материк?

- что в Антарктиде есть львы и леопарды?

- что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?

- что в Антарктиде нет постоянного населения?

- что Антарктида принадлежит России?

- что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Утверждения

До чтения (слушания)

После изучения материала

1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.

2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.

4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.

5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.

Приём «Перекрёстная дискуссия»

Тема «Антропогенное воздействие на природу», 8 класс

Аргументы «за»

да

Вопрос

 «Нужно ли прекращать антропоген-ные воздействия на природу?»

Аргументы «против»

нет

1. Внесение минеральных удобрений в почву без учёта осадков и др.факторов приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озёра.

2. При строительстве водохранилищ изменяется уровень грунтовых вод, происходит заболачивание территорий.

3. Образуется много карьеров, оврагов, терриконов.

4. Вырубка леса – изменение природного комплекса.

5. Нарушается естественный покров Земли, при бурении скважин и добыче пол.ископаемых – сдёргивается плодородный слой Земли.

6. Уничтожение ценных животных и растений.

7. «Озоновая дыра»

8. «Парниковый эффект»

9. «Химический дождь»

 

1. Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей  

(потребности 1,2,3 группы)

2. Нужно строить системы небольших взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное.

3. Посадка деревьев. Есть специальные машины для посадки и ухода за молодыми насаждениями.

4.Рекультивация – восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности.

5. Охраняемые территории, заповедники, заказники.

6. Занесение редких животных и растений в Красную книгу.

7.Организации «Гринпис» и др.

Приём «Ассоциации». Учащимся 6 класса предлагалось прочитать тему урока «Вселенная» и ответить на вопрос:

- о чём может пойти речь на уроке?

- какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите это слово? Учащиеся начинают перечислять все возникшие ассоциации, которые я записываю. В конце изучения темы или раздела их можно вновь озвучить. Ассоциации, которые дети предлагали на тему «Вселенная»: это космос, космическое пространство; всё, что находится  в небесном пространстве; звёзды, Солнце, 9 планет; спутники.

        Прием «Вопросительные слова». Тема «Рельеф» - 8 класс. Предложены вопросительные слова. Слова (ключевые к теме), которые дети предложили, записываю во вторую колонку.  Каждый ученик самостоятельно формулирует вопросы, которые у них возникли. Затем вопросы обсуждаются в группе и выбираются наиболее интересные.

Вопросительные слова

Ключевые слова темы

Что?

Для чего?

Какие?

Из чего?

Как?

Где?

горы,  равнины, местность, горные породы, приборы, коричневый цвет на карте, неровности земной поверхности, литосфера, земная кора

Дети составили вопросы:

- Что такое рельеф?

- Какие горы есть в нашей стране?

- Из чего состоит земная кора?

- Для чего на карте коричневый цвет?

- Как в горах образуются горные породы?

- Где находятся равнины? и другие.

2.2.2 Технология проблемно-диалогического обучения

Использование на уроках технологии проблемно-диалогического обучения, умение педагога организовать подводящий и побуждающий диалог, также позволяет формировать у учащихся умение рассуждать, формулировать вопросы, чётко выражать свои мысли, вступать и вести диалог.

Помощником в организации данной работы учителю и учащимся могут стать дидактические средства: памятки с началом фраз для построения, вопросники, алгоритмы работы, которые помогают распределить позиции в паре/ группе, задают ход мышления, организуют понимание, оформление учащимися текстов.

В пример можно привести алгоритм изучения абзаца в паре, который используется при организации работы по методике А.Г. Ривина.

Алгоритм изучения абзаца в паре

(по методике А.Г. Ривина)

  1. Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе попытайтесь ответить на вопрос: «О чем говорится в абзаце?».
  2. Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, предложения.
  3. Какова главная мысль абзаца?
  4. Сформулируйте главную мысль одним предложением.
  5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?
  6. Попробуйте привести свои примеры к абзацу.
  7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?
  8. Предложите 2-3 заголовка абзаца.
  9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.

Работая по данному алгоритму, ученик постепенно осваивает данный способ работы с абзацем. В дальнейшем, читая текст, он будет совершать перечисленные действия уже без алгоритма.

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии

Урок в 6 классе «Изображение неровностей земной поверхности» начинаю с проблемной ситуации с которой каждый может столкнуться в жизни: «Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до отметки 3м. Затапливается ли дом, который вы хотите купить, водой».

 Урок в 10 классе «Проблема мира и разоружения»

Проблемная ситуация с затруднением (столкновение противоречивых мнений учащихся практическим заданием или вопросом)

Появление разных народов – это божественное предопределение.  Разные народы возникли в результате хозяйственной деятельности.

Как вы думаете, разнообразие народов на планете к чему может привести? 

Разные народы таят в себе множество культур – отсюда и главная из проблем 21 века.

Какая на ваш взгляд проблема?

Возможно ли,  найти взаимопонимание при таком многообразии народов, обилии культур, законов и жить мирно? И если возможно, то как? Итак, проблемный вопрос поставлен.

Какую проблему мы будем изучать?

Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса.

2.3 Внеклассная и внеурочная работа

Формирование коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке, но и во внеурочное время. В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Таким образом, в результате внеклассной и внеурочной деятельности происходит развитие коммуникативных компетенций.

Направления системы организации внеклассной работы:

  • Организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами);
  • Организация работы с одаренными детьми;

Реализация направлений внеклассной работы:

1-е направление – организация проектной деятельности

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Использование метода проектов во внеурочной деятельности повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Я всегда ориентирую ребят, работающих над своим проектом, на то, что на материале проекта необходимо разработать и провести внеклассное мероприятие или занимательный урок, что привлекает и других школьников к изучению предмета.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, а решение предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техник, технологии, творческих областей. Метод проектов позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути, и ориентированных не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Виды проектов

Критерии

Виды проектов

Содержание проекта

  • монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);
  • межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
  • надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

Продолжительность выполнения проекта

  • мини-проекты (несколько недель);
  • средней продолжительности (несколько месяцев);
  • долгосрочные (в течение года).

Количество участников проекта

Коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

При реализации коллективных или групповых проектов уже на этапе организации работы над проектом, происходит распределение ролей между членами группы, налаживается продуктивная коммуникация. Индивидуальные проекты, в основном ориентируются на развитие устной и письменной коммуникации

Проектная деятельность, не зависимо от вида проекта, предполагает превращение учащегося в субъект деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива или индивидуальным исследователем.

Рассмотрим работу над проектом с точки зрения развития коммуникативной компетенции.

№ этапа

Этапы работы над проектом

Формируемые компоненты коммуникативной компетенции

1

Погружение в проект

Продуктивная коммуникация:

  1. умение слушать других;
  2. умение высказывать свою мысль, точку зрения, формулировать идею;
  3. умение вести диалог в конструктивной, уважительной манере, спокойным тоном;
  4. умение идти на компромисс;
  5. умение контролировать свои эмоции.

2

Организация работы над проектом

Продуктивная коммуникация:

  1. распределение работы между членами группы;
  2. умение выполнять отведенную в группе роль, ответственно к ней относится;
  3. умение выполнять общие решения;
  4. согласованно действовать , работать на общий результат;
  5. быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости.

3

Работа над проектом

Продуктивная коммуникация, описанная в предыдущих этапах.

Устная коммуникация:

  1. умение самостоятельно подготовить план выступления с соблюдением норм публичной речи и регламента;

Письменная коммуникация:

  1. умение изложить тему, имеющую заданную структуру;
  2. подготовить вспомогательные наглядные материалы;
  3. создать письменный отчет о проделанной работе в необходимой форме (запись на компакт диск, создание дизайн папки и др.)

4

Презентация результатов

Продуктивная коммуникация:

  1. умение выполнять отведенную в группе роль, ответственно к ней относится;
  2. быть готовым к взаимопомощи, поддержке, взаимозаменяемости.

Устная коммуникация:

  1. умение выступить перед публикой, грамотно и красиво излагать свои мысли, расставлять смысловые акценты;
  2. умение использовать вербальные и невербальные средства коммуникации;
  3. умение использовать подготовленные наглядные материалы.

5

Самооценка

Продуктивная коммуникация:

  1. умение определить долю своей активность, продуктивности в общей работе.

Таким образом, каждый этап работы над проектом способствует развитию коммуникативной компетенции школьника. 

Проект: "Россия глазами наших ровесников из-за рубежа". 

Цели проекта:

  1. Получить представление о том, насколько хорошо известны за пределами страны традиции, культура, история, география России; выяснить насколько верны представления российских участников проекта о культуре, традициях, истории и природных условиях партнеров из других регионов и стран.
  2. Изучить географическое положение стран-участников проекта, аспекты культуры, традиций, быта и истории партнеров по проекту путем составления анкет и вопросников для участников проекта, использования различных источников информации, включая ИНТЕРНЕТ.

Задачи проекта:

  • научить школьников четко и ясно ставить вопросы, составлять анкеты и опросные листы;
  • научить школьников собирать, классифицировать и критически оценивать большие объемы информации;
  • научить школьников пользоваться новыми информационными технологиями для получения и обработки необходимых данных;
  • научить школьников формулировать проблему и намечать пути ее решения;
  • научить школьников терпимо относиться к мнению оппонентов во время дискуссий, вырабатывая коммуникативные навыки;
  • научить школьников понимать, что стереотип и общепринятые понятия не всегда совпадают с культурологическими, историческими и другими реалиями.

Участники проекта:

  • учитель географии  
  • учащиеся 9-х классов

Этапы исполнения  

  1. Изучение литературы и других источников
  2. Обсуждение и обработка найденного материала
  3. Подведение итогов оформление полученных данных

 2-е направление – организация работы с одаренными детьми

Участие школьников в различных творческих конкурсах - необходимое условие развития их творческих способностей и потенциала. Считаю необходимым мотивировать учащихся на участие в таком виде творческой деятельности. Всегда учитываю ресурсы личности, а также максимальные возможности развития каждого ученика. Стараюсь раскрыть эти возможности, создать ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость. Результат - призовые места моих учеников в конкурсах различных школьных мероприятий. Считаю, что именно с опытом творческой деятельности связана возможность формирования определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, свобода мышления, непохожесть на других.

ВЫВОДЫ

Результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей жизни.

Учебно-воспитательный процесс является эффективным и полезным, только в том случае, если в этом процессе педагог развивает желание высказываться, читать, писать. Именно коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

  1.  Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
  2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
  3.   Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
  4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
  5.  Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
  6.  Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

ЗАКЛЮЧЕНИИЕ

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач  изучения всего школьного курса географии.

Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Бурцева Л.В. Формирование речевых компетенций учащихся // Управление школой. – 2007 г., № 8.
  3. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень/авт.-сост. Н.Н. Зинченко. – Волгоград: Учитель, 2014.
  5. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.
  6. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – Спб.: КАРО, 2015.
  7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2013.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Общие коммуникативные умения

Содержание

Возможные виды работ, направленные на формирование и развитие общих коммуникативных умений.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие микроумения:

- Ставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;

- Концентрировать внимание при слушании;

- Выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;

- Формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);

- Выделять смысловые части текста;

- Выделять главную мысль текста;

- Понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно реагировать;

- Извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

- Извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

- Формулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста;

- Высказывать своё мнение относительно слушаемого текста.

- Интерпретация услышанного (в форме плана текста, собственного текста подобрать пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста; выполнить краткий или подробный пересказ и т.п.), схемы, таблицы, рисунки и т.п.);

- Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного текста;

- Поиск ответов на заданные вопросы в слушаемом тексте;

- Анализ устного ответа товарища;

- Критика устного ответа товарища;

- Постановка вопросов, направленных на понимание слушаемого текста;

- Постановка вопросов, направленных на обсуждение слушаемого текста;

- Формулировка собственных выводов на основе услышанного;

- Формулировка собственного отношения к услышанному;

- Поабзацное изучение текстов в парах сменного состава.

Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих микроумений:

- Читать осознанно;

- Читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от речевой ситуации;

- Ставить цель чтения;

- Выделять в тексте ключевые слова;

- Выделять непонятные слова;

- Толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

- Выделять в тексте понятное и непонятное;

- Отвечать на наводящие вопросы по содержанию текста;

- Отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

- Формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

- Формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

- Находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

- Подтверждать своё суждение примерами из текста;

- Выделять главную мысль текста;

- Выделять смысловые части текста;

- Озаглавливать абзацы текста, составлять план текста;

- Извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

- Извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

- Формулировать выводы на основе прочитанного;

- Выполнять краткий пересказ прочитанного;

- Выполнять подробный пересказ прочитанного.

- Поабзацное чтение и изучение текстов с составлением плана в постоянных парах и парах сменного состава;

- Чтение и изучение текстов в парах и парах сменного состава;

- Интерпретация прочитанного (в форме плана текста, собственного текста (подобрать пословицу или поговорку, иллюстрирующую содержание текста; выполнить краткий или подробный пересказ и т.п.), схемы, таблицы, рисунки и т.п.);

- Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прочитанного текста;

- Поиск ответов на заданные вопросы в читаемом тексте;

- Анализ прочитанного текста;

- Критика прочитанного текста;

- Постановка вопросов, направленных на понимание прочитанного текста;

- Постановка вопросов, направленных на обсуждение прочитанного текста;

- Формулировка собственных выводов на основе прочитанного;

- Формулировка собственного отношения к прочитанному;

Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажений включает в себя следующие микроумения:

- Выбирать объем высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

- Определять границы содержания темы;

- Формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

- При изложении мысли придерживаться темы;

- При изложении мысли придерживаться определённого плана;

- Грамматически правильно связывать слова в предложения, предложения в текст;

- Излагать мысли тезисно;

- Формулировать выводы из собственного текста;

- Подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;

-Подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

- Выступление с докладом от малой группы; анализ и коррекция доклада;

- Выступление заданного объёма на определённую тему;

- Устный пересказ текста, краткий или подробный; анализ и коррекция пересказа;

- Устный анализ текста (ответа, сочинения товарища, художественного, научно-популярного текста и т.п.);

- Высказывание собственного отношения к прочитанному или прослушанному тексту, факту, событию и т.п.

Умение оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажения складывается из следующих микроумений:

- Писать;

- Формулировать тему своего текста чётко;

- Определять границы содержания темы;

- Выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;

- Составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);

- При изложении мыслей придерживаться темы;

- При изложении мысли придерживаться определённого плана;

- Излагать мысли тезисно;

- Подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

- Имеющиеся факты, примеры, доказательства обобщать и оформлять выводы;

- Подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

- Грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

- Составление предложений, текстов, по опорным словам, и (или) вопросам;

- Письменный пересказ (изложение) текста, краткий или подробный; последующий анализ и коррекция написанного (в парах сменного состава, с учителем);

- Письменное изложение доклада малой группы; последующий анализ и коррекция доклада;

- Письменное изложение определённого вопроса заданного объёма; последующий анализ, коррекция написанного (в парах, с учителем);

- Письменный анализ текста (ответа, сочинения товарища, текста и т.д.); последующий анализ и коррекция написанного (в парах, с учителем).

- Составление плана и письменное оформление текста в парах сменного состава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они  позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать вр...

Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории

В архиве находится доклад в формате docx. "О развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории" + презентация по теме+буклет....

Мастер - класс. Деловая игра как способ развития социальной компетентности у учащихся на уроках географии.

В работе рассмотрены: основные функции деловой игры, технология, основные принципы социализации взаимодействия....

Обобщение опыта по теме: "Возможности технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии"

Раскрывает возможности технологии проектного обучения на уроках биологии в развитии коммуникативной компетентности у школьников....

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся на уроках истории через ИКТ.

Развитие коммуникативных компетенций у  учащихся на уроках истории через ИКТ....