Обобщение опыта по теме: "Возможности технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии"
методическая разработка по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Возможности технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии.
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечается важность развития коммуникативной сферы человека, в частности:
- знаний, умений и навыков, характеризующих языковое и речевое развитие человека;
- представления об общей теории коммуникации (в том числе социальной);
- использование языков и других средств коммуникаций, позволяющих закреплять, хранить и передавать информацию. [ 4, с 12 ]
Однако ученые, занимающиеся этой проблемой, а именно В.Б. Беляев, Е.Г. Гуревич, И.А. Зимняя, Б.В. Царькова, отмечают, что у значительного количества учащихся недостаточно сформированы коммуникативные умения и навыки. Проведенные мною исследования подтвердили эти результаты, в частности: 30% учащихся имеют низкий уровень, а 62% учащихся имеют средний уровень, и только 8% учащихся имеют высокий уровень коммуникативных умений и навыков.
Таким образом, одной из важных методических проблем является развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
«МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Одной из эффективных технологий, позволяющей осуществить подбор
оптимальных методов обучения, создания в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых ученики, осуществляя коммуникативное взаимодействие, одновременно познают и усваивают законы биологии, является технология проектного обучения, поскольку она:
- позволяет выработать у школьников умение работать с информацией;
- учит размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения;
- дает учащимся возможности научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли;
- формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.
Следует отметить, что эффективность проектного обучения во многом определяется комплексом применяемых педагогических приемов, так называемым «методическим конструктором».
Разработанный мною «методический конструктор» состоит из следующих приемов: акцентировки, преодоления семантического барьера, преодоление стилистического барьера, рефлексивного слушания, обеспечивающих эффективное развитие коммуникативной компетентности у учащихся.
Более подробно рассмотрим сущность каждого из вышеперечисленных приемов.
Первым, вашему вниманию предлагается прием акцентировки. В устном сообщении, как правило, используется прямая акцентировка – соответствующие служебные фразы, при помощи которых учащиеся обращают внимание на идею. В письменном сообщении применяется косвенная акцентировка – шрифтовые выделения, цвет.
Прием преодоления семантического барьера обеспечивает работу с основными терминами, что определяет понимание обсуждаемых идей. Прием преодоления стилистического барьера связан с применением правила рамки и правила цепи. Правило рамки позволяет отделить главное от второстепенного, а правило цепи – выстраивать текст согласно плану. Прием рефлексивного слушания ориентирован на уточнение терминов и подытоживание основных идей.
Начиная с 7 класса при организации проектного обучения я применяю разработанный комплекс приемов «методического конструктора».
Учащиеся в нашей школе обучаются по программе для полной образовательной школы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина «Биология 5-9 классы». Авторами программы не предусмотрены рекомендации по реализации технологии проектного обучения. В таблице 1 «Тематическое планирование (фрагмент)» указываются выделенные мною темы уроков, примерные темы проектов и обсуждаемые проблемы (8 класс).
Таблица 1 Тематическое планирование (фрагмент)
Тема урока | Тема проекта | Обсуждаемая проблема |
Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения | «Богатыри – не мы!» | Как сказывается на здоровье слабое развитие опорно-двигательной системы современных людей |
Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа | «Эликсир жизни» | Что так можно назвать по отношению к организму человека Почему кровь находится во всех участках нашего тела |
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания | «Курение – вред или иллюзия?» | Какой вред наносит табак и его составляющие Почему начинают курить Как бороться с курением |
Продолжение табл. 1
Заболевания органов пищеварения. Гигиена органов пищеварения | Гигиена питания | Каким должно быть питание, какое принято считать здоровым и рациональным Каковы секреты правильного питания |
Энерготраты человека и пищевой рацион | Каждому нужен и обед и ужин | Правильно ли мы питаемся, и что нужно изменить, чтобы питаться правильно |
Терморегуляция организма | Терморегуляция | Как изменяется теплоотдача организма при изменении температуры окружающей среды |
Например, при изучении темы «Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения» был реализован проект «Богатыри – не мы!».
Целью проекта являлось: изучить причины и виды нарушений опорно-двигательной системы.
Согласно выдвинутой цели, были определены следующие задачи:
- образовательная: добиться понимания роли двигательной активности для формирования опорно-двигательной системы и нормальной работы других систем органов;
- развивающая: создать условия для развития проектной компетентности учащихся; продолжить развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение); коммуникативных умений учащихся;
- воспитательная: воспитание культуры межличностных отношений через организацию групповой работы над проектом.
Основными этапами деятельности в ходе проектного обучения были:
- выбор проблемы, определение актуальности темы проекта;
- создание творческих групп (наработка идей и способов решения проблемы);
- обмен информацией между группами (круглый стол);
- защита результатов поисковой деятельности, выработка совместного решения.
Более подробно рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов.
На начальном этапе работы мы использовали прием акцентировки с тем, чтобы обратить внимание на определенные, важные моменты в обосновании актуальности темы проекта.
Демонстрация картины В. Васнецова «Богатыри» позволила нам акцентировать внимание учащихся на физических качествах здорового человека: мускульная сила, правильная осанка.
На этих понятиях акцентировалось внимание в письменной презентации посредством шрифтовых выделений, цвета отдельных ключевых слов.
Последовательным появлением на мониторе определений «мускульная сила», «осанка», «плоскостопие» обеспечивалось преодоление семантического барьера. Кроме того, работа в группах предусматривала неоднократное проговаривание терминов и определений понятий.
На этапе обмена информацией между группами «круглого стола» и защиты результата поисковой деятельности (пакет рекомендаций для современного человека), выработки совместного решения использовались приемы преодоления стилистического барьера и рефлексивного слушания.
Прием преодоления стилистического барьера достигался использованием учащимися двух основных приемов структурирования информации в общении: правила «рамки» и правила «цепи». По правилу «рамки» всю предназначенную для обсуждения информацию учащиеся заключали в «рамку», которая отделяла главное от второстепенного, по правилу «цепи» упорядочивали содержание, соединяя сведения разнообразных знаний согласно плану.
Например, каждая из групп пользовалась разработанными мною памятками. В качестве примера приведу содержание памятки, которая использовалась одной из групп.
1. Раскрыть смысл термина «плоскостопие».
2. Выделить причины, вызывающие плоскостопие.
3. Составить убедительные рекомендации для современных людей с целью избежания плоскостопия.
Положительный результат во взаимодействии «круглого стола» достигался посредством организации активного или рефлексивного слушания. Для этого учащиеся использовали приемы: выяснения, перефразирования, обеспечивающие активные ответные реакции в общении.
Выяснение представляло собой обращение к участнику «круглого стола» за уточнением термина. Перефразирование – переформулировку того, что сообщает ученик своими словами.
На заключительном этапе учащиеся вновь использовали прием акцентировки с целью сосредоточения внимания на итогах работы, пакете рекомендаций для современных людей, выполняя которые они обретут богатырское здоровье.
Диагностика определения уровней развития коммуникативной компетентности у учащихся определялась по методике Е.В. Феськовой, использовались методы: наблюдения, анкетирования и уточняющей беседы.
Уровни коммуникативной компетентности у учащихся
(7) класса (октябрь, 2011)
1 уровень – неосознанная компетентность;
2 уровень – репродуктивная компетентность
3 уровень – продуктивно-творческая компетентность
Динамика уровней коммуникативной компетентности учащихся (7-8) класса (март, 2013)
1 уровень – неосознанная компетентность;
2 уровень – репродуктивная компетентность;
3 уровень – продуктивно-творческая компетентность.
Динамика качества знаний учащихся
(7-8) класса (2011-2013)
Помимо положительной динамики уровней коммуникативной компетентности, качества знаний учащиеся экспериментального класса выполняют исследовательские проекты и успешно защищают их.
В 2012 г группа учащихся 7 класса представила свой проект экологической направленности «Мусорный ветер» на школьной научно-практической краеведческой конференции – 2 место; приняли участие в районном конкурсе исследовательских проектов.
В 2012/13 уч.году ученица 8 класса представила свой проект «Богатство под ногами» на районном конкурсе исследовательских проектов.
В 2013/14 уч.году ученица 6 класса представила проект по экологии растений «Лук - наш друг» на школьной научно-практической конференции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что под «коммуникативной компетентностью» рассматривается «способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)».
Развитие коммуникативной компетентности у учащихся обеспечивается посредством комплексного использования педагогических и дидактических условий, позволяющих осуществить подбор оптимальных методов обучения, создать в учебном процессе коммуникативные ситуации, при которых ученики, осуществляя коммуникативное взаимодействие, одновременно познают и усваивают законы биологии.
Все вышеперечисленное можно реализовать с использованием технологии проектного обучения.
Однако эффективность технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности во многом определяется комплексом применяемых педагогических приемов, так называемым «методическим конструктором».
Основу «методического конструктора», применяемого при организации проектного обучения на уроках биологии, составляет комплекс приемов, обеспечивающих эффективность коммуникативного взаимодействия и сотрудничества учащихся: акцентировки, преодоления семантического барьера, преодоления стилистического барьера и рефлексивного слушания.
Эффективность разработанного «методического конструктора» в развитии коммуникативной компетентности у учащихся доказана в ходе эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологии
Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологииУчитель биологии Банеева Инна Юрьевна МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»Научиться п...
Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории
В архиве находится доклад в формате docx. "О развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории" + презентация по теме+буклет....
Обобщение опыта по теме: "Возможности технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии"
Раскрывает возможности технологии проектного обучения на уроках биологии в развитии коммуникативной компетентности у школьников....
Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"
В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка....
Обобщение опыта по теме "Воспитание культуры чтения – залог успешного развития коммуникативных компетенций школьника"
Обобщала опыт работы на районной ярмарке методических проектов и идей в 2013 году. Оценена дипломом III степени....
Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии
Курсовая работа на тему «Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии») на IV городском учебно-методическом семинаре «Системно-деятельностный подход в преподавани...
Проектная работа по МПБ Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии
Содержание 1. Введение…………………………………………………………………3 2. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………3 3. Способы активизации познавательной деятельности...