Пути повышения эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к ГИА
статья по информатике и икт (9 класс)
Выступление на районном практическом семинаре по информатике «Подготовка к ГИА по информатике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.64 КБ |
![]() | 329.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути повышения эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к государственной итоговой аттестации
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике, главная цель которого - получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ.
Базовый уровень изучения информатики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходимого объема знаний, но не может обеспечить системность знаний для формирования умений решать задачи по информатике. Следовательно, обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, не могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Но какое бы мнение педагоги не имели о ЕГЭ и ОГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим быть готовыми к ГИА содержательно, методически и организационно.
Существует большое множество путей повышения эффективности подготовки выпускника к ГИА, однако идеального не существует, поэтому в данном докладе буду описывать свои методы.
Итак, с чего начинать?..
Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ по информатике является последний год обучения. Именно этот период подготовки учащихся к ГИА по информатике представлен в моей системе работы по трем направлениям:
• работа по самообразованию и методическая работа учителя;
• работа с учащимися;
• работа с родителями.
Работа по самообразованию и методическая работа
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетенции. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей, а значит и гарантом успешной сдачи учащимися ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ. Подготовку к итоговой аттестации учащихся учитель должен начинать с себя.
- Именно, поэтому я внимательно изучаю нормативно-правовые, инструктивные, рекомендательные документы, касающиеся организации и проведения ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ.
- Накапливаю в кабинете информатики дидактический, наглядный, раздаточный материал, соответствующий КИМам ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ.
- Веду диагностику и мониторинг по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ.
- Повышаю свою квалификацию на курсах, семинарах, различных дистанционных курсах, форумах учителей. Опытные учителя активно обмениваются опытом в сети Интернет, пополняют базы знаний и обсуждают проблемы ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ в «Сети творческих учителей» и в «Открытом классе».
- Создаю собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные Интернет – источники с материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки.
Работа с учащимися
Начиная подготовку к экзамену, еще раз обращаешь внимание на существенный разрыв между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий, которые приводятся в КИМах ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ. Тема «Логические основы компьютера», отсутствующая в стандарте базового уровня, и тема «Программирование и алгоритмизация» уже должны вызвать сомнение в выборе этого экзамена у выпускника, осваивавшего курс информатики на базовом уровне. Поэтому, если учитель придерживается рекомендованной государством расчасовки, то учащихся уже в 9 классе стоит предупредить, что данные темы в стандарте представлены в недостаточном объеме. Если не предполагается дальнейшее профильное изучение информатики, но желание сдать экзамен все же имеется, то следует расширить и углубить свои знания по данным темам в рамках различных спецкурсов, элективных курсов и других форм обучения.
Самое трудное в подготовке к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ,— это как раз научиться решать задачи на программирование. Здесь нет готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, хорошо развитая логика мышления. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.
Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
Подготовка к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. Например:
- Широкое информирование учащихся о порядке проведения ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.
- Организация подготовки учащихся к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ;
- Организация подготовки учащихся к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ на занятиях кружка;
- Организация подготовки учащихся к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ через работу в центре образования Точка роста;
- Проведение мероприятий по подготовке к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ в рамках недели информатики в школе; участие учащихся в олимпиадах;
- Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач 2 части;
- Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ;
- Организация практикумов по заполнению бланков регистрации;
- Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ.
Еще одна не менее важная рекомендация к повышению уровня подготовки выпускников к ГИА – не менее трех раз в год проводить внутреннюю проверку знаний, раздавая учащимся готовые варианты с заданиями. Основная задача учащихся – выбрать те задания, которые они могут решить.
Чтобы владеть картиной готовности к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ каждого учащегося и иметь возможность выстроить вместе с ним индивидуальную траекторию подготовки к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ или скорректировать процесс подготовки, диагностирую каждый результат и процесс подготовки в динамике. Веду диагностику и мониторинг по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ.
Для подготовки учащихся я провожу следующие мероприятия:
- Дополнительные занятия-консультации.
- Организация учебной деятельности на уроках.
- Домашнее задание по принципу «массив заданий».
- Проведение тренировочных работ.
- Курс интенсивной подготовки.
Остановлюсь подробнее на содержании каждого мероприятия.
Дополнительные занятия-консультации
Многим учащимся иногда трудно понять до конца материал темы на уроке. Тому есть много причин. Бывает, что пробелы в знаниях появляются, например, вследствие пропусков занятий из-за болезни, поэтому учащемуся важно иметь возможность прояснить сложные моменты, узнать все из первых рук, но уже в более неформальной обстановке, после уроков. Для представления ученикам этой возможности и должны быть организованы дополнительные занятия-консультации. На консультациях часть времени отводится на ликвидацию пробелов в изучаемом материале (индивидуальная работа с учащимися), а часть времени посвящена отработке базовых навыков, необходимых для решения заданий 1 части.
Занятия решения задач по программированию рекомендую проводить с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению.
Организация учебной деятельности на уроках
Для ликвидации пробелов в знаниях, формирования устойчивых навыков решения заданий частей 1 и 2, обеспечения охвата подготовкой всех учеников класса необходимо уделять 10-15 минут на уроке (по возможности на каждом) решению типовых заданий базового уровня. При этом работа учащихся организовывается следующим образом: для выполнения заданий к доске приглашаются несколько учащихся со слабой подготовкой, они решают задания под руководством учителя. Остальные учащиеся работают на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и его объяснением. На следующем уроке аналогичные задания уже для всех являются зачетными и оцениваются. Такая организация работы при ее систематическом проведении дает ощутимые результаты.
Домашнее задание по принципу «массив заданий»
С целью систематизации и обобщения знаний ученикам предлагают специальные тематические разноуровневые домашние задания. При этом обязательно даю рекомендации по решению заданий, сообщаю о сроках их выполнения (от двух до трех недель). Свои работы учащиеся сдают (в отдельных тетрадях) на проверку учителю. Я анализирую результаты, сообщаю их каждому учащемуся и его родителям через электронную почту или лично.
Предлагаемые задания должны быть разноуровневыми и разнотипными, а их решения построенными и аргументированными. В результате такого вида работы происходит расширение знаний учащихся.
Проведение тренировочных работ
Тренировочные работы – очень важный элемент в подготовке учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной, типовые задания, работа с бланками, объективность оценок – такие генеральные репетиции многому учат. Учащиеся приобретают опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, допущенных при выполнении тренировочной работы, позволяет определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.
Курс интенсивной подготовки
Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки. Причин и поводов для этого бывает достаточно - это и запоздалое осознание учеником того, что экзамены грядут, и обнаружение пробелов в знаниях в результате проведения очередной диагностической работы, и растерянность, неорганизованность и т. п.
В этом случае два, и даже три раза в неделю должны проводиться консультации, на которых с учащимися прорабатываются «основные» задания. На курсах интенсивной подготовки проводятся занятия таким образом: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала. Как показала практика, если учащиеся из разных школ готовятся к ГИА вместе, с помощью общения через сеть интернет, результат подготовки более высокий.
Работа с родителями
Самообразовательная и методическая работа учителя, работа с учащимися по подготовке к итоговой аттестации – основная часть всего периода подготовки к ГИА по информатике. Но есть и другая не менее важная миссия у учителя выпускного класса. Это работа с родителями, администрацией школы.
Работа с родителями предполагает выступление учителя-предметника на родительских собраниях старшеклассников с целью информированности родителей о порядке и сроках проведения ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ. А также о ходе подготовки к итоговой аттестации.
Необходимо объяснить родителям о создании домашней атмосферы, и даже о том, что домашнее меню должно несколько отличаться от обычного в дни сдачи ребенком выпускных экзаменов. Самое главное, на мой взгляд, в работе с родителями – постараться убедить их принять результаты ГИА ПО ИНФОРМАТИКЕ ребенка какими бы они не были.
Согласованность действий учителя-предметника и администрации образовательного учреждения – это еще одна слагающая успеха в достижении общей цели – получение желаемых результатов выпускных экзаменов.
Следует обратить внимание на тот факт, что не существует идеального варианта подготовки выпускника к ГИА, все учащиеся строго индивидуальны и у всех разные возможности, поэтому для учителя главное – найти подход и особенный метод работы с каждым. Поэтому важно, в течение всей 4-ой четверти 9 или 11 классов «прогонять» весь пройденный материал, имеющийся в экзамене, при этом не пропускать изучение новых тем.
При подготовке к экзаменам очень эффективна методика «непроизвольного запоминания». При этом правила «не зазубриваются», и при объяснении темы необходимо сразу же приступить к выполнению заданий. Важная деталь данного метода – теория неразрывно связана с практикой и объединена в единый образовательный процесс. Следовательно, в результате многократного повторения правила на практике без цели «зазубривания» происходит непроизвольное запоминание.
Таким образом, все перечисленные выше методы в той или иной степени помогут повысить эффективность подготовки выпускников к ГИА, помогут развить интерес к предмету, достичь стабильных положительных результатов.
Несомненна также важность и целесообразность внеклассной работы, ведь не нужно забывать конечную цель школьного образования – воспитание и самореализация личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
www.themegallery.com Company Logo С чего начинать… Работа с родителями Работа с учащимися Работа по самообразованию педагога Методическая подготовка педагога Выработать свою систему работы:
www.themegallery.com Company Logo Работа по самообразованию и методическая работа Я внимательно изучаю нормативно-правовые, инструктивные, рекомендательные документы, касающиеся организации и проведения ГИА по информатике. Накапливаю в кабинете информатики дидактический, наглядный, раздаточный материал, соответствующий КИМам ГИА информатике Веду диагностику и мониторинг по результатам мероприятий, проводимых по подготовке учащихся к ГИА по информатике.
www.themegallery.com Company Logo Работа по самообразованию и методическая работа Повышаю свою квалификацию на курсах, семинарах, различных дистанционных курсах, форумах учителей. Опытные учителя активно обмениваются опытом в сети Интернет, пополняют базы знаний и обсуждают проблемы ГИА по информатике в «Сети творческих учителей» и в «Открытом классе». Создаю собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные Интернет – источники с материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки.
Формы и методы работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ Организация подготовки учащихся к ГИА на уроках Широкое информирование учащихся о порядке проведения ГИА Организация подготовки учащихся к ГИА на занятиях кружка Организация подготовки учащихся к ГИА через работу центра Точка роста Проведение мероприятий по подготовке к ГИА в рамках недели математики Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников Организация практикумов по заполнению бланков Работа с учащимися
Мероприятия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ Индивидуально дифференцированные технологии Компьютерные технологии Объяснительно- иллюстративный метод Репродуктивный метод Проблемно- иллюстративный метод Исследовательский метод Проведение тренировочных работ Домашнее задание по принципу «массив заданий» Организация учебной деятельности на уроках Дополнительные занятия-консультации Работа с учащимися Курс интенсивной подготовки
www.themegallery.com Company Logo Выступление учителя-предметника на родительских собраниях старшеклассников Индивидуальные встречи с родителями Согласованность действий учителя и администрации школы Работа с родителями
за Спасибо внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности работы учителей физической культуры.
Особенности преподавания физической культуры в ОУ....
Повышение эффективности работы учителя путем развития коммуникативных компетенций у учащихся с ОВЗ
многие школьники с ОВЗ испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а использование игровых технологий в работе со старшеклассниками более всего направлено именно на развитие ...

Пути повышения эффективности урока технологии в современной образовательной школе в рамках ФГОС
Приоритетной педагогической задачей в рамках ФГОС, в процессе обучения является не репродуктивное- строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающих целостной культурой организац...
Пути повышения эффективности преподавания истории Древнего мира в школе
Работа посвящена проблемам преподавания истории в школе...

Пути повышения эффективности работы педагога при подготовке к ОГЭ по математике
Выступление на школьном педсовете...

Пути эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к ГИА
В данном документе представлены методические рекомендации для учителей физики по подготовке к ЕГЭ по своему предмету....

«Пути повышения эффективности работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к олимпиадам
Любому обществу нужны одарённые люди,и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Каждый из учителей сталкивался с такими детьми, которых не ...