Пути эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к ГИА
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
В данном документе представлены методические рекомендации для учителей физики по подготовке к ЕГЭ по своему предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo.docx | 250.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» Г. САРАТОВ |
Выступление на ШМО |
Пути повышения эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к государственной итоговой аттестации |
Учитель физики I квалификационной категории: Е. И. Авдеева 2017-2018гг. |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. | 2 |
1. Методологические умения, необходимые учащимся в ходе выполнения заданий ЕГЭ……………………………………. | 3 |
2.Методические рекомендации учителям физики по подготовке к ЕГЭ……………………………………………………. | 3 |
3. Пять составных частей решения задач…………………… | 5 |
4. Качественные задачи………………………………………. | 7 |
5. Проектная и исследовательская деятельность…………… | 8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….. | 9 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………….. | 10 |
ВВЕДЕНИЕ
В результате сокращения обязательного объёма изучаемого учебного материала, становится осуществимым переход от вербального метода обучения к проблемному обучению, от ориентации на пассивное восприятие информации учащимися на их самостоятельную активную поисковую деятельность.
По сведениям Юрия Ивановича Дика (результаты анкетирования в 30 регионах России в 2007 году) физика оказалась самым нелюбимым школьным предметом. Поэтому чтобы преодолеть негативное отношение к физике у старшеклассников, надо помочь им заново «открыть» физику, увидеть её в интересном для себя свете.
20 лет назад многие толковые ребята видели своё будущее только в науке или технике, потому что интересных и престижных профессий было сравнительно мало. Сегодня количество профессий, где нужны умные и образованные люди, значительно увеличилось. И многие старшеклассники осознанно сделали выбор, предпочтя физике или технике другие предметы. Сохранившийся «прагматический» подход к изучению физики рождает неприятие у старшеклассников: физика им кажется скучным и трудным предметом.
Успешность в освоении программного материала по физике, а также хорошие результаты стимулируют учащихся к более глубокому изучению предмета и часто влияют на выбор ЕГЭ в 11 классе.
Один из вариантов эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по физике - использование разработанных индивидуальных раздаточных материалов, с заданиями и вопросами различного уровня сложности: ознакомительных, исследовательских, проблемных и творческих заданий, компьютерных экспериментов, экспериментальных, расчётных и качественных задач и задач с недостающими данными.
При таком подходе учащиеся получат знания в процессе самостоятельной работы.
Другой вариант подготовки учащихся к ЕГЭ - это организация проектной и исследовательской деятельности с привлечением для совместного анализа физических процессов и явлений натурные лабораторные работы и имеющиеся компьютерные обучающие программы «Живая физика», «Открытая физика», «Начала электроники», имеющиеся в Интернете в свободном доступе(3,с.8).
Методологические умения, необходимые учащимся в ходе
выполнения заданий ЕГЭ
I. Различать использование различных методов изучения физических объектов (наблюдение, эксперимент, измерение, описание, моделирование, гипотеза);
II. Предлагать (выбирать) порядок проведения опыта или наблюдения, выбирать измерительные приборы;
и оборудование в зависимости от поставленной цели исследования;
III. Определять цену деления, пределы измерений прибора, записывать показания приборов;
IV. Анализировать порядок проведения наблюдения или опыта, выделять ошибки в ходе постановки исследования;
V. Строить графики по результатами исследований (с учётом абсолютных погрешностей измерений), находить по результатам эксперимента значения физических величин (косвенные измерения), оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным;
VI. Сопоставлять результаты исследований, приведённые в виде словесного описания, таблицы или графика (переводить имеющиеся данные из одной формы описания в другую), делать выводы, объяснять результаты опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий (8,с.14).
Методические рекомендации учителям физики
по подготовке к ЕГЭ
1. Проводить все предусмотренные лабораторные работы. Это необходимо для успешного выполнения заданий по фотографиям реальных экспериментов. Фотографии могут использоваться в вопросах на узнавание какого-либо физического явления; на определение тех или иных свойств этих явлений; применение формул или законов. В расчётных задачах для определения показаний измерительных приборов, представлять себе протекание зафиксированных на фотографиях явлений и опытов.
При проведении лабораторных работ обращать внимание на формирование умений: построение графиков и определение по ним значения физических величин, запись результатов измерений и вычислений с учётом погрешностей измерений и необходимых округлений, анализ результатов опыта и формулировка выводов по результатам, заданным в виде таблицы или графика.
Лабораторные работы дают учащимся приобрести практические умения и навыки в обращении с простейшими физическими приборами, в измерении различных физических величин, развивают у учащихся наблюдательность и интерес к явлениям в природе. При этом создаётся большая цельность и полнота впечатлений, позволяющая довести понимание физического явления до полной ясности. Лабораторные работы содействуют повышению понимания демонстрационного эксперимента (4,с.17).
2. Важным аспектом успешной подготовки к ЕГЭ по физике является проведение в классе демонстрационных экспериментов, на основании которых строится объяснение теоретического материала в учебнике. Как показывает анализ результатов экзамена, выпускники зачастую могут лишь соотнести рисунок или схему эксперимента с изученным физическим явлением или законом, но не в состоянии выстроить связное объяснение хода эксперимента или сформулировать правильные выводы.
На уроке можно реализовать совместное исследование и как сочетание демонстрационного эксперимента учителем с дублированием действий по изучению явления за партами учеников (4,с.36). Исследовательская форма постановки учебного эксперимента является мощным средством развития интереса к предмету, подготовки учащихся к самостоятельной творческой работе (7,с.13). Применение учебного физического эксперимента способствует формированию критического мышления и побуждает учащихся к активной мыслительной и практической деятельности (3,с.38).
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) при проведении физических экспериментов постепенно размывает границы между демонстрационным и лабораторным экспериментом, между фронтальной работой и работой физического практикума, и выводит лабораторные работы, проводимые с их помощью на уровень учебных исследований различной глубины и трудности (4,с.45).
На кафедре физики и методико-информационных технологий СГУ разработана методика использования интерактивных моделей, представленных на имеющемся в свободном доступе популярном курсе «Открытая физика» (Научный центр Физикон, Москва), для проведения лабораторных практикумов на различных ступенях изучения школьного курса физики. Идея использования компьютерных моделей в проведении лабораторного практикума предложена А.Ф. Кавтревым.
3. Уделять внимание устным ответам и решению качественных задач. Необходимо добиваться полного правильного ответа, включающего последовательное связное обоснование с указанием на изученные закономерности.
4. Обучать обобщённому умению решать задачи. Основная проблема – это нехватка времени и существующие в настоящее время у большинства учащихся проблемы с проведением математических преобразований. При этом учащиеся будут приучаться не выбирать тот или иной известный алгоритм решения, анализировать описанные в задаче явления и процессы и строить физическую модель, подходящую для данного случая. Такой подход несоизмеримо более ценен не только для обучения решению задач, но и в рамках развития интеллектуальных способностей учащихся (8,с.18).
Пять составных частей решения задач
1-й этап: запись условия (1,с.4)
Чтобы записать грамотно условие задачи, нужно, прежде всего, обдумать, к какому разделу физики относится предлагаемая задача. На стадии записи условия все физические величины следует перевести в СИ. Если перевод связан с вычислениями, их лучше выполнить на черновике, а тетрадь внести готовый результат. Полезно использовать некоторые соотношения, в которых учащиеся чаще всего ошибаются.
Для записи больших и малых чисел использовать стандартный вид числа.
Например:
Если в условии речь идёт о нескольких различных телах, полезно их нумеровать и в дальнейшем физической величины снабжать индексами.
В некоторых задачах очень уместным является перевод заданных соотношений в конкретные числовые равенства.
К примеру, в условии дано: объём газа уменьшился на 13%. В условии нужно записать так, как будет удобно для решения задачи:
2-й этап: составление и решение уравнений
Самая важная часть задачи. Все уравнения составляются и решаются в буквенных обозначениях. Результатом решения должна быть формула в буквах, которую принято называть рабочей формулой. Никаких числовых слагаемых, кроме числовых коэффициентов, в рабочей формуле быть не должно. Лишь в тех редких случаях, когда определяются отвлечённые величины (КПД, углы в радианах), допускаются числовые слагаемые.
Например, в условии задачи на свободное падение говорится о том, что в последнюю секунду тело прошло 2/3 пути. Ученик составляет, в общем, правильное уравнение:
Но в разности уменьшаемое измеряется в секундах, а единица воспринимается как отвлечённое число. Это обязательно отразится на рабочей формуле. Чтобы избежать недоразумений, в условии нужно записать: а уравнение представить в виде
3-й этап: проверка единиц измерения полученной физической величины
Когда рабочая формула простая, обычно одновременно подставляют и числа и единицы измерения. В большинстве случаев подстановку единиц физических величин и их значений целесообразно разделить.
Например, рабочей формулой оказалась формула Томсона
индуктивность выражается в генри, ёмкость – в фарадах, а получить нужно секунды. Проверка единиц измерения будет такой:
Если подстановки единиц получаем необходимую единицу, то это до известной степени подтверждает правильность решения.
4-й этап: получение числового результата
Поскольку в третьей части единицы уже проверены, числа подставляют без них, не забывая, разумеется, что они уже переведены в СИ.
5-й этап: запись ответа
Запись ответа в конце решения обязательна. Необходимо, во-первых убедиться, что найдено то, что нужно, а не что-то другое. Во-вторых, ответ требует иногда известного анализа. Приведём пример.
Найти время полёта пули, если её скорость при выстреле 600м/с, ускорение а расстояние до мишени 300м.
Составляем уравнение которое имеет два решения: 0,71 и 1,69. Очевидно, что пуля не может за один выстрел поразить мишень дважды. Одно решение нужно отбросить. Но какое? Оба решения положительные, количественные значения не противоречат здравому смыслу. Вот тут и требуется анализ. Используемая формула справедлива лишь до полной остановке тела. Вычисляем, через какое время пуля остановится:
Значит из двух решений следует выбрать то, которое меньше 1,2с. После проведённого анализа в ответе нужно записать:
(1,с.7)
Качественные задачи
Введение таких заданий позволяет проверять умение анализировать физические явления, строить логически обоснованные рассуждения, применять имеющиеся теоретические знания для объяснения явлений из окружающей жизни.
Чаще всего используются два типа качественных задач:
- Объяснение физических явлений, наблюдаемых в окружающей жизни;
- Объяснение опыта, иллюстрирующего протекание тех или иных физических явлений.
Рекомендации решения качественных задач
- Ознакомление с условием задачи, краткая запись условия или создание рисунка, поясняющего условие задачи. Как правило, в перечисленных выше типах заданий использование рисунков при анализе условия наиболее эффективно.
- Анализ условия задачи. Вычленение в задаче цепочки вопросов, на основании которых в дальнейшем строится логическое объяснение.
- Выделение физических явлений и характеризующих их физических величин и законов, которые необходимо использовать при ответе на составленную цепочку вопросов.
- Запись цепочки рассуждений, представляющей собой последовательные ответы на поставленные вопросы и включающей указания на выделенные физические явления, величины и законы.
- Формулировка вывода, представляющего собой ответ на вопрос задачи (8,с.17).
Проектная и исследовательская деятельность
На практике возникает всё большая потребность в применении проектных и исследовательских методов, однако их использование затруднено отсутствием методических рекомендаций.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение конкретного результата деятельности.
Исследовательская деятельность- это деятельность учащихся, направленная на получение знания о предмете исследования, решение исследовательской задачи, предполагающая наличие эталон, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность является средством развития личности. Существует практика использования проектного метода во внеурочной деятельности. При осуществлении проектной деятельности педагог становится соучастником проектной группы – консультантом и подчас генератором идей, появляется возможность наладить новые, партнёрские отношения с учениками и приобрести подлинный авторитет(5,с.138).
Исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний, развитию познавательного интереса, стремление к поиску, получению информации и новых ресурсов развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение, приобретение широких жизненных, активно осваиваемых и используемых знаний является основой, на которой формируется и развивается активная жизненная позиция школьника (6,с.146).
Сейчас сложнее заинтересовать ученика в получении новых знаний. Великие и всем известные преподаватели (В.А. Сухомлинский, И.П. Подласый, Г.И. Щукина, Ш.А. Амонашвили и другие) исследовали данный вопрос и давали предложения по их решению: в современной школе необходимо больше коллективной деятельности, внедрение новых технологий, обязательное проведение внеурочной деятельности. Внеурочные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные особенности детей, выявить среди них одарённых учащихся. Внеурочные занятия могут не только углублять и расширять программный материал, но и быть посвящены темам, выходящим за пределы программы школы (2,с.5). Внеурочные мероприятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Всякая внеурочная работа по физике должна учитываться и в конце, после её завершения, оцениваться. Учитель должен мотивировать и стимулировать ученика на положительный результат его деятельности и выбор ЕГЭ.
Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ по физике могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru 8,с.19), а также работа учителя и учеников на сайте «Решу ЕГЭ (ОГЭ» - тестирование зарегистрированных учащихся по физике на сайте «Решу ЕГЭ (ОГЭ)» по тестам и контрольным работам, подготовленных зарегистрированным учителем физики на том же сайте. Можно общаться с учащимися дистанционно, обучая и проверяя результаты обучения с использованием собственного сайта учителя или удобной тестовой оболочки, например, Let’s test.
Каждый учитель может найти также удобную для себя и своих учеников форму проектной и исследовательской деятельности с использованием компьютерных обучающих программ и натурного лабораторного и демонстрационного эксперимента, что поможет учащимся составить план решения задач и получить правильный ответ и сделать нужный выбор ЕГЭ по интересующему их предмету. Необходимо с учащимися решать много задач по разным темам, ведь решение каждой задачи по физике служит более глубокому пониманию сути физических явлений.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лабаковский В.Б. 220 задач по физике с решениями/ М.: Просвещение, 2006.-256с.
2. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике/М.: Просвещение, 1977г.-224с.
3. Недогреева Н.Г., Нурлыгоянова М.Н.,Козлова И.С. «Организация проектной деятельности учащихся»- Саратов, Изд-во Издательский Центр «Наука», 2013.-82с.
4. Поваляев О.А. Обучение школьным навыкам исследовательской деятельности с использованием различных наборов от научных развлечений//Физика в школе.-2013г.-№6.-с.31-45
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников/М.: Просвещение, 2008 г.- 192с.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ М.: Просвещение, 1979г. – 160с.
7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ М.: Педагогика, 1988г. – 208с.
8. Физика. Подготовка к ЕГЭ- 2014: учебно-методическое пособие. Под редакцией Монастырского Л.М.–Ростов- на-Дону:Легион, 2013 – 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность работы учителей математики и физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, проведение внеклассной работы.
Варианты подготовки учащихся к ЕГЭ...
Эффективность работы учителя-предметника по подготовке выпускников к ЕГЭ
Презентация опыта работы учителя математики со слабоуспевающими учащимися, наличие и ведение документации, помогающей планомерно ликвидировать пробелы знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по математик...
Пути повышения эффективности работы учителей физической культуры.
Особенности преподавания физической культуры в ОУ....
Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»
Актуальность создания программы Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...
Повышение эффективности работы учителя путем развития коммуникативных компетенций у учащихся с ОВЗ
многие школьники с ОВЗ испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а использование игровых технологий в работе со старшеклассниками более всего направлено именно на развитие ...
Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий
Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий...
Пути повышения эффективности работы педагога при подготовке к ОГЭ по математике
Выступление на школьном педсовете...