Факультатив "Программируем вместе"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Бугаева Татьяна Фёдоровна

Рабочая программа факультатива "Программируем вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmiruem_vmeste_9_bugayova_t.f.doc911.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Программируем вместе»

(общеинтеллектуальное направление)

для 9 классов
(основное общее образование)

Количество часов: 17

                Составитель: Бугаева Татьяна Фёдоровна

учитель информатики

                                                                            МБОУ гимназии г. Советский

  1. Пояснительная записка.

Практическая значимость курса «Программируем вместе»

Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Целями и задачами изучения курса «Прогаммируем вместе» в основной школе являются:

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
  • Формирование алгоритмической культуры.
  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
  • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
  • Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
  • Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.
  • Формирование навыков грамотной разработки программ.
  • Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Факультативный курс «Программируем вместе» рассчитан на 17 часов. Проводится в 9 классе во 2 полугодии по 1 часу в неделю.

Воспитательный потенциал предмета «Информатика» реализуется через: 

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их. внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников.

  1. Содержание программы курса

Название раздела

Кол-во часов

Содержание
раздела

Формы организации образовательного процесса

Виды
учебной деятельности

1

Символьные и строковые типы данных 

5

Типы данных CHAR и STRING.

Операции над строками, строковые процедуры и функции.

Примеры программ обработки строк.

Разработка программ решения задач с использованием символьных и строковых типов данных.

лекции и практические занятия,

сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Составление алгоритмов, блок-схем и перевод алгоритмов на язык программирования. Набор программ на компьютере с помощью языка программирования.

2

Массивы

5

Таблицы и массивы. Описание и использование массивов.

Одномерные массивы. Двумерные массивы.

3

Процедуры и функции

5

Стандартные и определенные пользователем подпрограммы.

Процедуры пользователя.

Функции пользователя.

Разработка программ с использованием процедур и функций

4

Резервные уроки

2

  1. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты освоения курса:

  • Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  • Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты освоения курса: 

  • Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
  • Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

  • Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  • Владение умением понимать программы, написанные на алгоритмическом языке высокого уровня; владение знанием основных конструкций программирования; владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ.

В результате изучения материалов программы обучающиеся 9 класса научатся:

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;
  • основным принципам структурного программирования;
  • правилам описания символьных величин и символьных строк;
  • записывать основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией;
  • правильно описывать массивы на Паскале;
  • правилам организации ввода и вывода значений массива;
  •  правилам программной обработки массивов;
  • понимать смысл понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
  • правилам описания и использования подпрограмм-функций;
  •  правилам описания и использования подпрограмм-процедур.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

ЭОР

Символьные и строковые типы данных

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418516

Массивы

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e

Процедуры и функции

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41646e

Резервные уроки

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f418516

Итого:

17

 

  1. Поурочное планирование.

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

        план

факт

1

Типы данных CHAR и STRING.

1

1 нед.

2

Операции над строками, строковые процедуры и функции.

1

2 нед.

3

Операции над строками, строковые процедуры и функции.

1

3 нед.

4

Примеры программ обработки строк.

1

4 нед.

5

Практикум по решению задач

1

5 нед.

6

Таблицы и массивы.

1

6 нед.

7

Описание и использование массивов.

1

7 нед.

8

Одномерные массивы.

1

8 нед.

9

Решение задач с использованием одномерных массивов.

1

9 нед.

10

Решение задач с использованием одномерных массивов.

1

10 нед.

11

Стандартные и определенные пользователем подпрограммы.

1

11 нед.

12

Процедуры пользователя.

1

12 нед.

13

Функции пользователя.

1

13 нед.

14

Практикум по решению задач

1

14 нед.

15

Практикум по решению задач

1

15 нед.

16

Резервный урок

1

16 нед.

17

Резервный урок

1

17нед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со своими детьми на путь обучения в школе!

Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со всоими детьми на путь обучения в школе!...

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».

В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»

Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому  мероприятия ...