Краткосрочная Дополнительная общеразвивающая программа «Мир информатики»
методическая разработка по информатике и икт
Краткосрочная Дополнительная общеразвивающая программа «Мир информатики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ школы № 477 Протокол №_____ | УТВЕРЖДЕНА Приказом № __от ____20 г Директор ГБОУ школы № 477 _____________ Прошкина Е.В. |
Краткосрочная
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мир информатики»
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Срок освоения: 6 дней
Разработчик: Парамоненко Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург, г. Пушкин
2023 г
Пояснительная записка
Направленность: научно-техническая.
Актуальность реализации: В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
Краткосрочная образовательная программа построена таким образом, чтобы помочь обучающимся заинтересоваться информационными технологиями вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.
Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе.
Для обучающихся данного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем обучающийся детского объединения не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства.
Отличительные особенности: данная программа позволяет индивидуализировать сложные проекты: более сильным обучающимся будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, предлагается работа проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь обучающегося от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Использование данной программы дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах технического творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Адресат: обучающиеся 7 - 10 лет
Уровень освоения: базовый.
Объем и срок освоения: продолжительность образовательного процесса - 6 дней; объем образовательного процесса – 12 часов.
Цель: развитие поэтапного логического мышления, алгоритмического мышления обучающихся, наблюдательности. Сформировать информационную культуру личности обучающихся, способных к творческому самовыражению через овладение компьютерных программ.
Задачи:
образовательные
- расширение представления обучающихся о возможностях компьютера, областях его применения;
- углубление обучающихся в мире современных профессий,
- знакомство на практике с деятельностью художника;
- обучение навыкам самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
развивающие
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- развитие трудовой и творческой активности;
- Развитие умения ориентироваться в интернет - пространстве;
- Развитие памяти, внимания, воображения и фантазии;
- Развитие умений гармонично сочетать цвета;
- Развитие умений создавать композицию.
воспитательные
- формирование творческого подхода к поставленной задаче;
- формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- Формирование и развитие дисциплинированности, добросовестного отношения к занятиям.
Планируемые результаты
Личностные:
- интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
Метапредметные:
Универсальные познавательные действия
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
- выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
Универсальные коммуникативные действия
- публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
Универсальные регулятивные действия
- составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Предметные результаты:
- ориентироваться в выборе компьютерных программ;
- приводить примеры использования компьютеров;
- самостоятельно работать с клавиатурой в текстовом редакторе;
- создавать мультфильмы;
- создавать оригинальные открытки;
- создавать рисунки компьютерная графика;
- свободно ориентироваться в сети интернет: скачивать картинки в формате png, jpg, bmp;
Язык реализации: образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Особенности реализации: модульный принцип представления содержания ДОП и построения учебных планов; сетевая форма реализации ДОП; реализация с использованием электронного обучения.
Условия набора и формирования групп: количественный состав от 15 обучающихся, группы разновозрастные.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Материально-техническое оснащение
Комплект инструкций по технике безопасности.
На занятиях преподавания теоретического материала используется наглядный материал.
Для занятий допустимо использовать компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, имеет искусственное и естественное освещение.
Рабочие столы размещены так, чтобы на экран свет падал слева.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким, контрастным.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. За компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Приобщение детей к компьютеру начинается с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только на занятиях в объединении, но и дома.
Для проведения практических занятий в компьютерном кабинете используется следующий состав аппаратного и программного обеспечения:
Аппаратное обеспечение:
- IBM PC – совместимый компьютер;
- Процессор Pentium-II 300 и выше;
- Оперативная память 128 Мб и больше;
- Видеокарта, поддерживающая 16-битный цвет (= 65 000 оттенков) и разрешение 800х600 (желательно — 1024x68);
- Дисплей с диагональю 15 дюймов;
- Программное обеспечение;
- Операционная система: Windows 2000 или Windows XP;
- Визуальный редактор - Microsoft FrontPage, Adobe Dreamweaver
- Программа для просмотра рисунков (ACDSee, и т.п.).
- клавиатурные тренажеры,
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим до-статочный уровень квалификации и профильное образование.
Учебный план
№ п\п | Разделы темы | Количество часов | Форма контроля/ аттестации | ||
Всего | теоретических | практических | |||
| |||||
1.1. | Техника безопасности при работе с компьютером. История развития вычислительной техники. Устройство компьютера. Основные компоненты компьютера. | 2 | 2 | Беседа, анализ выполнения заданий | |
| |||||
2.1. | Печать букв, символов и цифр. Печать заглавных букв, символов. | 2 | 2 | Беседа, анализ выполнения заданий | |
3. Работа в программе Мульти-Пульти создание мультфильмов | |||||
3.1. | Знакомство с программой «Мульти-Пульти». Создание мультфильмов сочинение сюжета. | 2 | 2 | Беседа, анализ выполнения заданий | |
3.2. | Создание мультфильмов сочинение сюжетов по просмотренным героям, фонам, музыке, звукам и музыкальное сопровождение. | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. ПР | |
4. Рисование мультфильма в программе Tux Paint | |||||
4.1. | Работа в среде графического редактора Tux Paint: инструменты и палитра их использование | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. ПР | |
4.2. | Уроки графики в стране воображения Рисование рисунков в программе Tux Paint на тему «Море, солнце, песок» | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение. Текущий контроль. ПР | |
Итого | 12 | 2 | 10 |
Рабочая программа
Календарный учебный график
Год обучения, группа | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
2023-24 уч.год Группа №1 | 1 | 6 | 12 | 2 академических часа 6 раз в неделю (академический час - 45 мин) |
Задачи
образовательные
- расширение представления обучающихся о возможностях компьютера, областях его применения;
- углубление обучающихся в мире современных профессий,
- знакомство на практике с деятельностью художника;
- обучение навыкам самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
развивающие
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- развитие трудовой и творческой активности;
- Развитие умения ориентироваться в интернет - пространстве;
- Развитие памяти, внимания, воображения и фантазии;
- Развитие умений гармонично сочетать цвета;
- Развитие умений создавать композицию.
воспитательные
- формирование творческого подхода к поставленной задаче;
- формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- Формирование и развитие дисциплинированности, добросовестного отношения к занятиям.
Планируемые результаты
Личностные:
- интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
Метапредметные:
Универсальные познавательные действия
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
- выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
Универсальные коммуникативные действия
- публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
Универсальные регулятивные действия
- составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Предметные результаты:
- ориентироваться в выборе компьютерных программ;
- приводить примеры использования компьютеров;
- самостоятельно работать с клавиатурой в текстовом редакторе;
- создавать мультфильмы;
- создавать оригинальные открытки;
- создавать рисунки компьютерная графика;
- свободно ориентироваться в сети интернет: скачивать картинки в формате png, jpg, bmp;
Содержание программы.
Тема 1. Вводные занятия
Теория: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода.
Практика: Компьютерная программа Кирилла и Мефодия «Мир информатики»
Тема 2. Работа на клавиатуре. Клавиатурный тренажер
Теория: понятие компьютера как информационной машины, знать состав компьютера и назначение его основных устройств, приводить области применения компьютера, выбирать и загружать нужную программу.
Практика: Клавиатурный тренажер.
Тема 3. Работа в программе Мульти-Пульти создание мультфильмов
Теория: создать с помощью этой программы, ограничено лишь вашей фантазией.
Восемь простых шагов - и мультфильм готов
1. Мы начнем с чистого экрана.
2. Выбираем место съемок.
3. Расставляем декорации.
4. Назначаем актеров на главные роли.
5. Показываем актерам, что надо делать.
6. Анимация героям.
7. Добавляем звуки и музыку.
8. Название титров.
Практика: Создание мультфильмов в программе «Мульти - Пульти». Защита проектов.
Тема 4. Рисование мультфильма в программе Paint
Теория: графические редакторы: растровые и векторные, рабочая область программы, меню палитр, инструменты для рисования, выделяющиеся инструменты.
Практика: создание собственного ролика. Тест по пройденному материалу.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата |
1 | Техника безопасности при работе с компьютером. История развития вычислительной техники. Устройство компьютера. Основные компоненты компьютера. | 2 | |
2 | Печать букв, символов и цифр. Печать заглавных букв, символов. | 2 | |
3 | Знакомство с программой «Мульти-Пульти». Создание мультфильмов сочинение сюжета. | 2 | |
4 | Создание мультфильмов сочинение сюжетов по просмотренным героям, фонам, музыке, звукам и музыкальное сопровождение. | 2 | |
5 | Работа в среде графического редактора Tux Paint: инструменты и палитра их использование | 2 | |
6 | Уроки графики в стране воображения Рисование рисунков в программе Tux Paint на тему «Море, солнце, песок» | 2 |
Методические и оценочные материалы
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д) ;
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования;
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к обучающему.
Использование наглядных пособий на занятиях повышает у обучающихся интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность обучающимся закрепить их в практической деятельности.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает обучающимся о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
За период обучения в объединении «Мир информатики» обучающиеся получают определённый объём знаний и умений, качество которых проверяется в течение года с помощью следующих методов:
- беседы;
- наблюдения;
- специальные тестовые задания;
- анализ открытых занятий;
- опросы обучающихся;
- карточки;
Наиболее распространенной формой контроля является открытое занятие. Оно проводится в конце первого полугодия и в конце года, что позволяет сравнивать результаты и сделать заключение об эффективности программы.
Дидактический материал.
Наличие методических и дидактических разработок, рекомендаций, пособий.
Кроссворды
На занятиях, обучающимся раздаются кроссворды, и они отвечают на вопросы и записывают ответы в пустые клеточки.
Ребусы
Способствуют развитию мышления обучающихся. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы. Тренируют зрительную память, правописание
Презентации
Презентации картинки (изображение - неотъемлемая часть), наличие текстов, анимации, различных графиков, видео файлов, звуковых файлов, всё это и есть составляющие, которые помогают обучающимся понять и усвоить новые знания в более легкой и интересной форме. Также главное отличие от подобных мультимедийных файлов - это непосредственное управление.
Красочные карточки.
Карточки после пройденных тем, на открытом занятии.
Буклеты
Буклеты по технике безопасности в цветном виде, лежат на каждом рабочем месте обучающегося это позволяет запомнить материал визуально быстрее.
Раздаточный материал
Информационные источники
Списки литературы
Для педагога:
1. Горячев, А.В. «Информатика в играх и задачах» /А.В.Горячев – издательство Москва «Баласс» - 2015. – 144с.
2. Матвеева, Н.В. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 133с.: ил.
- Полежаева, О. А. Информатика. УМК для начальной школы [Электронный ресурс]: 2–4 классы. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: О. А. Полежаева. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 136 с.: ил.
Для детей:
- Дуванов, А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга ля ученика. Практикум./А.А.Дуванов – СПб: БХВ – Петербург, - 205. – 144с.: ил.
- Тур, С. Н. Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 152 с.: ил.
- Тур, С. Н. Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013. — 128 с.: ил.
Ссылки на электронные интернет-ресурсы
- www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики
- http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
- http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
- http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
- http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm
- http://www.fsu-expert.ru/node/2251 - ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция);
- http://www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять
- http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Оценочные материалы
Диагностическая карта мониторинга включает интегрированные результаты: личностные, метапредметные, предметные, результаты обученности и результативность.
Результаты диагностика вносятся в «Таблицу оценивания развития качеств учащихся».
Для подсчетов выбрана бальная система:
- 3 балла – качество проявляется в полной мере,
- 2 балла – качество проявляется достаточно,
- 1 балл – качество слабо проявляется.
После этого подсчитывается общий результат – качество освоения дополнительной общеобразовательной программы – средний показатель по каждому учащемуся и по объединению в целом.
Уровень освоения программы определяется по каждому учащему отдельно и по объединению в целом.
- низкий уровень (минимальный) + (от 1 до 1,6 балла)
- средний уровень (допустимый) ++ (от 1,7 до 2,2 балла)
- высокий уровень (оптимальный) +++ (от 2, 3 до 3 баллов)
Обученность определяется в процентах %
Результативность учащихся.
Под результативностью понимается участие каждого ребенка в мероприятиях различного уровня и его результат.
Таблица № 1
Карта оценки образовательных результатов освоения программы объединения по интересам
Объединение по интересам «Мир информатики» | Интегрированные результаты освоения программ | Качество освоения ДООП | Уровень освоения ДООП | Результаты обученности, % | |||||||||
Парамоненко О.Н. | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||
№ п/п | Ф И учащегося | Эмоционально-волевая | Потребностно-мотивационная | Интеллектуальная | Информационная культура | Самоконтроль взаимоконтроль | Работа с мышью | Изучение клавиш клавиатуры | Работа в графическом редакторе | Итого: | Итого: | Итого: | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
1 | |||||||||||||
2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование творческой эмоционально-привлекательной образовательной среды и развитие жанра "Театр моды" через внедрение краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ для детей и взрослых"
Проект рассматривает возможность реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ как для детей, так и для взрослых в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного об...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены &la...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять»
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Наука измерять» составлена для учащихся 14-15 лет и рассчитана на 16 часов...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА» (стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое население
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»(стартовый уровень) Возраст учащихся: взрослое населениеСрок реализации: 2 м...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа "Пластилиновый мир"
АННОТАЦИЯк краткосрочной программе Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа«Пластилиновый мир»Возраст, на который рассчитана программа – 6 - 10 летКоличество часов:...

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» (стартовый уровень)
Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. Динамика здоровья за последние годы характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физи...

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Звёздные глубины Вселенной"
Лето — это отдых, который должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным.Именно в летний период происходит полноценное оздоровление детей как физически, так и творчес...