Внеурочные занятия по информатике
методическая разработка по информатике и икт (5, 6, 9 класс)

Курышова Ольга Викторовна

5 класс "Информатик"

Цели:

  • формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;          

  • подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;

  • раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ.

 

6 класс "Мир информатики"

Основной целью является развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Сформированные умения и навыки будут востребованы при изучении практически всех предметов основной образовательной программы в основной школе.

 

9 класс "Мир информатики"

 

  Цель курса:

Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Новотроицка Оренбургской области»                                                                

Рекомендовано                                                                                             Согласовано _____________                                        Утверждено________________

Методическим объединением                                                                    ЗД ВР МОАУ «СОШ № 17»                                         Директор МОАУ «СОШ№17»

учителей математики, физики, информатики                                           Г.В.Бердникова                                                              Л.С. Бахтиярова

Протокол № ____ от «____» ____________2023г.                                    «____»_____________2023г.                                        «____»_____________2023г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

И

КТП

по внеурочной деятельности

«Информатик»

5 класс

Составлена учителем информатики

Курышовой О.В.

2023 г

     

Пояснительная записка

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.

Все ускоряющиеся темпы общественного развития  влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивизм. За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки исследовательской деятельности, способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.

 Наблюдаемый в последние десятилетия лавинообразный рост информации требует от человека умений и навыков информационной деятельности – деятельности по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, основывающейся на использовании средств ИКТ. Изменение характера социальных требований к системе образования  связаны также и с тем, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остается тот, кто способен оперативно находить информацию и использовать её для решения своих проблем.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Создать условия, которые  позволят молодому человеку не только познакомиться с основами наук, но и присвоить  различные  схемы освоения опыта, помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у учащихся познавательные интересы средствами современных образовательных технологий, развитием критического мышления и занимательности.

В любой предметной области может быть выделен информационный аспект,  выявлены виды информационной деятельности и адекватные им виды учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, осуществляемые инвариантными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе – поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах.

Рабочая программа по курсу «ИНФОРМАТИК» в рамках внеурочной деятельности по предмету  «Информатика и ИКТ» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).

Рабочая программа курса «Информатик» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта;
  2. Авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
  3. Образовательной программы школы;

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «Информатик» (ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФГОС)

Цели:

  • формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;            
  • подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
  • раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ.

Задачи:

  • формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
  • формирование знаний об основных принципах работы компьютера;
  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
  • формирование умений моделирования и применения компьютера в разных предметных областях;
  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
  • формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.

Программа разработана с учётом особенностей второй ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей учащихся.

Изучение информационных технологий в 5-6 классах является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на занятиях.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

В работе над программой используются следующие педагогические принципы:

  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному);
  • принцип комплексного развития (взаимосвязь разделов программы);
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • принцип учета индивидуальности каждого ребенка (педагог учитывает психологические особенности детей при обучении);
  • сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности;
  • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
  • принцип положительной перспективы при оценке (критиковать, подчеркивая крупицы интересного, давая почву для развития);
  • принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающий детям почувствовать свою значимость для группы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные.

Формы проведения занятий:

  • игра;
  • исследование;
  • творческий практикум;
  • соревнование;
  • презентация проекта.

Методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Особенности проведения занятий:

  1. теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
  2. для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные интерактивные упражнения;
  3. практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;
  4. работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст школьников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные образовательные результаты

в сфере познавательной деятельности

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления  информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств  связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  • создание и редактирование рисунков, чертежей, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наименование раздела

Всего часов

Перечень формируемых универсальных учебных действий

Знакомство и работа в графическом редакторе Paint

11

Личностные:

Мотивация к обучению и познанию; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные:

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные:

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;  осознанно строить речевое высказывание в устной  форме; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам.

Коммуникативные:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD

16

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Регулятивные:

планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осознанно строить речевое высказывание в устной  форме; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать понятные для партнера высказывания; формулировать свои затруднения; контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника.

Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point

8

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять доверие к соучастнику деятельности.

Регулятивные:

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом; удерживать цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха.

Познавательные:

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.

Коммуникативные:

включаться в диалог, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль; формулировать собственное мнение и позицию; оценивать собственное поведение и поведение окружающих; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,  владеть диалоговой формой речи.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ресурсное обеспечение программы

УМК для учителя:

  1. Учебники по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.
  2. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6 классов автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2018г.
    4. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум / Л.А. Залогова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. – 245  с.
  4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Учебное пособие / Л.А. Залогова. – 2-е изд. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г. – 212  с.

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Наушники
  • Сканер
  • Клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Текстовый редактор, графический редактор.
  • Программа разработки презентаций.
  • CD: «Мир информатики» 1-2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
  • CD: «Мир информатики» 3-4-й год обучения. Кирилл и Мефодий.

Интернет-ресурсы

  1. www.festival.-1september.ru - Материалы сайта «Фестиваль открытых уроков»
  2. www.pedsovet.org - Материалы сайта «Педсовет»
  3. www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики.
  4. http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.
  5. http://www.kinder.ru/default.htm – Интернет для детей. Каталог детских рисунков.
  6. http://www.solnet.ee – детский портал «Солнышко».
  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Календарно- тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Планируемые результаты

УУД

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Метапредметные

Личностные

Компьютерная графика (11 часов)

1

Техника безопасности  и организация рабочего места. Введение в компьютерную графику

Беседа

Иметь целостные  представления  о  роли  ИКТ  при

изучении  школьных  предметов  и  в  повседневной  жизни;

способность  увязать  учебное  содержание  с  собственным

жизненным  опытом,  понять  значимость  подготовки  в  области

информатики  и  ИКТ  в  условиях  развития  информационного

общества

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

1

2

Интерфейс графического редактора Paint

Рассказ

Демонстрация

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения результата.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

1

3

Знакомство с  инструментами графического редактора

1

4

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

Практикум

Уметь использовать различные информационные объекты для решения информационных задач, с которыми возникает необходимость сталкиваться в своей профессиональной деятельности

Использование знания создания и обработки графического изображения в редакторе Paint

1

5

Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы».

1

6

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия».

Демонстрация Практикум

Уметь применять полученную информацию для создания и обработки изображений; уметь анализировать полученную информацию

Научиться создавать и обрабатывать информацию и  применять умения в своей деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Осмысление мотивов своих действий при выполнении учебных заданий

1

7

Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик».

1

8

Инструмент «Масштаб».  Создание рисунка из пикселей «Акула».

1

9

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка».

1

10

Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».

1

11

Индивидуальный проект

Практикум

Уметь использовать различные информационные объекты для решения информационных задач, с которыми возникает необходимость сталкиваться в своей профессиональной деятельности

Готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационных технологий

1

Знакомство и работа с текстовым процессором WORD. (16 часов)

12

Меню, панели инструментов Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере.

Беседа

Практикум

Осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Развитие навыков организации анализа своей деятельности. Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями

1

13

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

Практикум

Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения результата.

Развитие умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов

1

14

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

Демонстрация

Практикум

1

15

Оформление текста: выделение текста цветом

1

16

Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

осуществлять деятельность в группах, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения результата.

Формирование навыков использования информационных ресурсов в учебной и практической деятельности. Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

1

17

Нумерация и маркеры

1

18

Изменение формата нумерации и маркировки

1

19

Вставка специальных символов, даты и времени

1

20

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

Демонстрация

Практикум

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения результата.

Формирование навыков использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности. Развитие алгоритмического мышления. Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий

1

21

Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек

1

22

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки

1

23

Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; удерживать познавательную задачу и применять установленные правила; осуществлять взаимный контроль

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

1

24

Используем элементы рисования: объект WordArt

1

25

Создание рисунков с помощью панели рисования

1

26

Индивидуальный проект

Практикум

Уметь использовать различные информационные объекты для решения информационных задач, с которыми возникает необходимость сталкиваться в своей профессиональной деятельности

Готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационных технологий

1

Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint  (8 часов)

27

Интерфейс Microsoft Office PowerPoint.  Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда

Демонстрация

Практикум

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

1

28

Настройка анимации

1

29

Настройка анимации. Проект «Часы»

Практикум

Преобразовывать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в способах решения  задачи

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

1

30

Использование гиперссылки в показе слайдов

1

31

Использование звука в презентации

Демонстрация

Практикум

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок

Мотивация успешной деятельности

1

32

Использование видео в презентации

1

33

Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в форме мультимедйной интерактивной презентации

Практикум

Уметь использовать различные информационные объекты для решения информационных задач, с которыми возникает необходимость сталкиваться в своей профессиональной деятельности

Готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационных технологий

1

34

Демонстрация и защита индивидуального проекта

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Новотроицка Оренбургской области»                                                                

Рекомендовано                                                                                             Согласовано _____________                                        Утверждено________________

Методическим объединением                                                                    ЗД ВР МОАУ «СОШ № 17»                                         Директор МОАУ «СОШ№17»

учителей математики, физики, информатики                                           Г.В.Бердникова                                                              Л.С. Бахтиярова

Протокол № ____ от «____» ____________2023г.                                    «____»_____________2023г.                                        «____»_____________2023г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

И

КТП

по внеурочной деятельности

«Мир информатики»

6 класс

Составлена учителем информатики

Курышовой О.В.

2023 г

     

Пояснительная записка

В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Таким образом, актуальность введения внеурочного занятия «Мир информатики» в среднем звене становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.

Рабочая программа по курсу «Мир информатики» в рамках внеурочной деятельности по предмету  «Информатика и ИКТ» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).

Рабочая программа курса «Информатик» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта;
  2. Авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
  3. Образовательной программы школы;

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Цели изучения курса

Основной целью является развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Сформированные умения и навыки будут востребованы при  изучении практически всех предметов основной образовательной программы в основной школе.

Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Решение задач – практическое искусство; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

Задачи программы

  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  
  • создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,  формирования умений и навыков самостоятельной работы;
  • воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков информационно-логического характера.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметных результатов, такие как:

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, информации в компьютерных сетях);
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Развитие личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

Контроль и оценка планируемых результатов.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, а именно:

  • применять сформированные умения и навыки работы на компьютере в практической деятельности и повседневной жизни.
  • уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты.
  • создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.
  • знать алгоритмы решения различных логических задач.

          Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие виды контроля: анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (с использованием редакторов WORD, PAINT), редактирование текстов, создание презентаций (в POWER POINT)

Содержание учебного курса

        

Программа состоит из 3 разделов:

  1. Обработка текстовой информации;
  2. Обработка информации в PowerPoint;
  3.  Решение логических задач.

Практикум раздела «Обработка текстовой информации» позволяет сформировать у учащихся навыки работы с текстовыми документами. Указанные операции по подготовке и обработке текста может использоваться не только  непосредственно на уроках информатики, но и в рамках других предметов при подготовке рефератов, отчетов и других творческих письменных работ.

Второй раздел предусматривает занятия по подготовке  компьютерных презентаций. Темы познакомят с  возможностями работы редактора презентаций и предполагает выполнение практических заданий. Особенностью практикума является  его проектный характер: учащиеся, выполняя предложенные задания, шаг за шагом продвигаются к единой цели – создание презентации к проекту по выбранной теме в рамках курса «Основы проектной деятельности».

Раздел 1.  Обработка текстовой информации-12 ч.

Интерфейс текстовых редакторов.  Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и  графических объектов. Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Раздел 2. Обработка информации в PowerPoint-10 ч.

Компьютерные презентации. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов.  Звуковая и видео информация. Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Раздел 3.   Решение логических задач-12 ч.

Задачи на смекалку.  Упорядочение элементов множеств. Закономерности. Взаимно однозначные соответствие.  Логические выводы. Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях. Арифметические задачи. Лингвистические задачи.

Методическое обеспечение программы

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в первых двух разделах программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причём больше времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить и как самостоятельную деятельность, и как творческую (практическое выполнение упражнений, решение логических задач, загадок, работа в группах, викторины, игры и т.д.).

        Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;
  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научиться:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научиться:

  • учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партёром;
  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научиться:

  • применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • осуществлять выбор  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственные связей.

Тематическое планирование

№п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические работы

Теория

примечания

1

 Обработка текстовой информации

12

10

2

2

 Обработка информации в PowerPoint

10

6

4

3

Решение логических задач

12

0

12

Защита проекта

1

Итого

34 ч

15 ч

19ч

Учебно-методческое обеспечение программы

Цветкова М.С.,  Богомолова О.Б.  Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018.

Босова Л.Л.  Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2018.

Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах.– М.: БИНОМ, 2018.

Перечень литературы и средств обучения

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Наушники
  • Сканер
  • Клавиатура и мышь.

Календарно- тематическое планирование

6 класс

№ уро-ка

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Форма занятия

Планируемые результаты УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Обработка текстовой информации

8

 Знание основных устройств компьютера,  приемов работы с текстовыми документами, умение форматировать т редактировать несложные тексты, умения вставлять различные объекты в текстовый документ

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе, умение вводить текст с клавиатуры); уверенное оперирование понятиями : редактирование,форматирование текста

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, понимание значения логического мышления при обработке текстовых документов

1

 Инструктаж по ТБ. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

1

Беседа

2

Интерфейс  текстового редактора

1

Беседа

Демонстрация

3

Ввод и редактирование текста. Проверка орфографии. П.Р 1

1

Практикум

4

Копирование, перемещение текста П.Р 2

1

Практикум

5

Форматирование текста П.Р3

1

Практикум

6

Использование стилей оформления ПР 4

1

Практикум

7

Создание списков ПР 5

1

Практикум

8

Создание таблиц ПР 6

1

Практикум

9

Поиск и замена по тексту. ПР 7

1

Практикум

Итого 9 часов

10

Вставка символов, рисунков, объектов в текст. ПР. 8

1

Практикум

ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); уверенное оперирование понятием системы; умение анализировать окружающие объекты

Адекватная мотивация учебной деятельности: нравственно-этическая ориентация , готовность и способность к саморазвитию

11

Экспорт и печать документов ПР 9

1

Практикум

12

Подготовка и верстка документа ПР 10

1

Практикум

 II. Обработка информации в PowerPoint

10

Умение создавать и оформлять  презентации, презентации с анимацией, вставлять звук  видео

13

Создание презентаций и оперирование их структурой

1

Демонстрация

14

Интерфейс PowerPoint

1

Беседа

Демонстрация

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами

15

Копирование и перемещение слайдов ПР 11

1

Практикум

16

Мультимедиа: анимация ПР 12

1

Практикум

Итого 7 часов

17

Мультимедиа: звук, видео ПР13

Демонстрация

Практикум

;

умение ИКТ-компетентность (умение строить простые графики и диаграммы);

умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами; ИКТ-компетентность (умение выделять тезисы);

 

18

Оформление презентации ПР 14

Практикум

19

Навигационные компоненты, настройка показа презентации

Беседа

Демонстрация

20

Создание презентации и составление доклада для защиты итогового проекта. ПР 15

Практикум

21

Создание презентации и составление доклада для защиты итогового проекта ПР 15

Практикум

22

Защита итогового проекта

Беседа

Демонстрация

Решение логических задач

12

23

Задачи на смекалку

Решение задач

 Представления о методах решения различного типа логических задач

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования;

 ИКТ-компетентность (создание презентаций);

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной информационной деятельности

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

24

Упорядочение элементов множеств

Беседа

Игра

25

Закономерности

Беседа

Игра

26

Взаимно однозначные соответствие

Беседа

Игра

Итого 10 часов

27

Взаимно однозначные соответствие

Беседа

умения решать различные логические задачи.

ИКТ-компетентность (умение решать задачи);

28

Логические выводы

Решение задач

29

Задачи о переправах

Решение задач

30

Задачи о разъездах

Решение задач

31

Задачи о переливаниях

Решение задач

32

Задачи о взвешиваниях

Решение задач

33

Арифметические  и лингвистические задачи

Решение задач

34

Итоговое занятие

Беседа

Итого 8 часов

Итого за год 34 недели , 34 часа



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Новотроицка Оренбургской области»                                                                

Рассмотрено

 методическим объединением

классных руководителей

«____»_________20____г  

                               

Согласовано -----------------    

 ЗД ВР МОАУ «СОШ № 17»      

 Г.В.Бердникова      

 «____»_________20____г  

                                                                                                                                                                                                                                                 

Утверждено -------------

Директор МОАУ «СОШ№17»

Л.С. Бахтиярова

«____»_________20____г  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

И

КТП

по внеурочной деятельности

«Мир информатики»

9 класс

Составлена учителем информатики

Курышовой О.В.

2023 г

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена для 9 класса на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждѐнного приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897.
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015.
  • Устава МОАУ «СОШ № 17 г. Новотроицка»
  • Плана внеурочной деятельности МОАУ «СОШ № 17 г. Новотроицка» на 2023-2024 учебный год.

Срок реализации: 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.  

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Цель курса:

Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

 Задачи курса:

  1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
  2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
  3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.

Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование личностных,  метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами, формируемыми при данного курса, являются:

  • владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя:  

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»

1.1. «Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике»

        ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса.  Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.

Раздел 2 «Тематические блоки»

Модуль №1 «Информационные процессы»

2.1. Представление и передача информации

Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.

2.2. Обработка информации.

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.  Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.

2.3. Основные устройства ИКТ.

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.

МОДУЛЬ № 2 «ИКТ»

2.4 Основные устройства, используемые в ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.); использование различных

носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия

безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объём памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи

            2.5. Поиск информации

Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов.  Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы

2.6. Проектирование и моделирование.

Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели. Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение; работа с областями (выделение, копирование, заливка

цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с

помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры:

компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от

цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися)

устройствами

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий.

2.7. Математические инструменты, электронные таблицы.

Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий.

2.8. Организация информационной среды.

Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Технология  адресации и поиска информации в Интернете. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление доменного IP-адреса.

3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ

Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены демонстрационные версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2.

 Формы проведения занятий и виды деятельности

Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.

Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.

Обучение по данной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов, например, «Сдам ГИА».

Основными методами обучения по программе курса являются практические методы выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.

Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:

  • демонстрационные (презентации,  обучающие программные средства);
  • словесные (лекции, семинары, консультации);
  • практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения  для выполнения своей работы).

3. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике»

1

2

Представление и передача информации

5

3

Обработка информации

8

4

Основные устройства ИКТ.

2

5

Поиск информации

4

6

Проектирование и моделирование.

2

7

Математические инструменты, электронные таблицы

2

8

Организация информационной среды,

6

9

Решение тестов ОГЭ

4

ИТОГО

34


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Дом.задание

Знакомство с контрольно-измерительными материалами ОГЭ по информатике 2023

1

Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных

1

Прототип задания № 1

Проверочная работа №1 «Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных»

1

Прототип задания № 1

Декодирование кодовой

последовательности

1

Прототип задания № 2

Проверочная работа №2 «Декодирование кодовой последовательности»

1

Прототип задания № 2

Определение истинности

составного высказывания

1

Прототип задания № 3

Проверочная работа №3 «Определение истинности составного высказывания»

Прототип задания № 3

Анализ простейших моделей объектов

1

Прототип задания № 4

Проверочная работа №4 «Анализ простейших моделей объектов»

1

Прототип задания № 4

Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

1

Прототип задания № 5

Проверочная работа №5 «Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд»

1

Прототип задания № 5

Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке программирования

1

Прототип задания № 6

Проверочная работа №6 «Формальное исполнение алгоритмов, записанных наязыке программирования»

Прототип задания № 6

Принципы адресации в сети Интернет

1

Прототип задания № 7

Проверочная работа №7 «Принципы адресации в сети Интернет»

1

Прототип задания № 7

Принципы поиска информации в Интернете

1

Прототип задания № 8

Проверочная работа №8 «Принципы поиска информации в Интернете»

1

Прототип задания № 8

Анализ информации,

представленной в виде схем

1

Прототип задания № 9

Проверочная работа №9 «Анализинформации,

представленной в виде схем»

1

Прототип задания № 9

Запись чисел вразличных системах

счисления

1

Прототип задания № 10

Проверочная работа №10 «Запись чисел в различных системах

счисления»

Прототип задания № 10

Поиск информации в файлах

и каталогах компьютера

1

Прототип задания № 11

Проверочная работа №11 «Поиск информации в файлах и каталогах компьютера»

1

Прототип задания № 11

Определение количества и

информационного объёма

файлов, отобранных по

некоторому условию

1

Прототип задания № 12

Проверочная работа №12 «Определение количества и

информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию»

1

Прототип задания № 12

Создание презентации.  Проверочная работа №13.1 «Создание презентации»

1

Прототип задания № 13.1

Создание текстового документа. Проверочная работа №13.2 «Создание текстового документа»

1

Прототип задания № 13.2

Обработка большого массива данных с

использованием средств электронной

таблицы

1

Прототип задания № 14

Проверочная работа №14 «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы»

1

Прототип задания № 14

Создание и выполнение программы (алгоритма) для заданного исполнителя

1

Прототип задания № 15

Проверочная работа №15 «Создание и выполнение программы  (алгоритма) для заданного исполнителя»

1

Прототип задания № 15

Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования

1

Прототип задания № 16

Проверочная работа №16 «Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования»

1

Прототип задания № 16

Решение тестов ОГЭ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по информатике «Бейджик – школьная визитка»

Тема занятия «Бейджик – школьная визитка» 5 класс...

Внеурочное занятие по информатике для 3 класса «Путешествие в компьютерную долину»

Цель занятия: обобщить и закрепить знания обучающихся по темам «Устройство компьютера», «Текстовый редактор  Office Word», «Графический редактор Paint»....

Внеурочное занятие по информатике - игра "Информатика-русский язык".

Презентация может быть использована для организации необычного внеурочного занятия по информатике. Позволяет учащимся в игровой форме продемонстрировать свои знания по русскому языку, информатике, сме...

Методическая разработка внеурочного занятия по информатике "Безопасный Интернет" для обучающихся 5 класса

Целью проведения занятия по информатике "Безопасный Интернет" является знакомство учащихся 5 классов с правилами безопасной работы в сети Интернет в занимательной форме. В ходе занятия у уча...

Рабочая программа внеурочных занятий по информатике для подготовительного класса.

Цели занятия информатикой в подготовительном классе:Целью работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий, способствующих ...

проект бинарного внеурочного занятия по информатике и обществознанию

мероприятие направлено на воспитание и социализацию обучающихся на ступени основного общего образования, поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Рос...

Внеурочное занятие по информатике "Создание мультипликационного сюжета с помощью программы Power Point"

Обучающиеся представляют  простейшие способы создания движущихся изображений...