методическая разработка сборник задач по информатике "Excel для чайников 8 – 9 класс."
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
Сборник задач для самостоятельной работы предназначен для обучающихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы при изучении предмета «Информатика». Он поможет организовать самостоятельную работу в редакторе электронной таблицы Microsoft Excel и осуществить контроль, за качеством усвоения практических навыков у учеников. Сборник может быть использован при подготовке обучающихся к итоговой государственной аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 1021.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Сборник задач для самостоятельной работы по информатике
Excel для чайников 8 – 9 класс.
г. Зима, 2022
Сборник задач для самостоятельной работы рассмотрен и одобрен на заседании методического совета « 29» 08 2022г Протокол № 1 Председатель комиссии Сенькова Лариса Васильевна |
Автор работы: | Жилкина Елена Анатольевна, учитель информатики высшей квалификационной категории |
Сборник задач для самостоятельной работы предназначен для обучающихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы при изучении предмета «Информатика». Он поможет организовать самостоятельную работу в редакторе электронной таблицы Microsoft Excel и осуществить контроль, за качеством усвоения практических навыков у учеников. Сборник может быть использован при подготовке обучающихся к итоговой государственной аттестации.
Сборник задач включает в себя теоретический материал, практические задания и инструкционные карты к практическим работам по теме «Excel для чайников 8 – 9 класс».
Содержание сборника соответствует рабочим программам базового уровня по предмету информатика 8 – 9 класс.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные сведения………………………………………………………………….. | Стр.4 | |
Электронные таблицы. Назначение и основные функции……………………….. | Стр.4 | |
Часть 1. | Построение таблиц…………………………………………………... | Стр.6 |
Часть 2. | Использование встроенных функций для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического значения……….. | Стр.7 |
Часть 3. | Использование встроенной функции счетесли……………………. | Стр.8 |
Часть 4. | Вычисление функций……………………………………………….. | Стр.9 |
Часть 5. | Построение диаграмм……………………………………………….. | Стр.10 |
Литература | …………………………………………………………………………. | Стр.12 |
Основные сведения.
Microsoft Excel — ведущая программа обработки электронных таблиц. Первая версия Microsoft Excel появилась в 1985 году и обеспечивала простые арифметические операции. В 1993 году вышла пятая версия Microsoft Excel, ставшая первым приложением Microsoft Office, которое содержало язык VBA. Начиная с Microsoft Office 97, фирма Microsoft включает VBA во все приложения пакета Microsoft Office.
В настоящее время Microsoft Excel представляет собой достаточно мощное средство разработки информационных систем, которое содержит как электронные таблицы со средствами финансового статистического анализа, набором стандартных математических функций, доступных в компьютерных языках высокого уровня, и рядом дополнительных функций, встречающихся только в библиотеках дорогостоящих инженерных подпрограмм, так и средства визуального программирования (VBA).
Электронные таблицы MS Excel позволяют:
- создавать отчетные и итоговые ведомости на основе существующих шаблонов;
- производить обработку чисел и текста;
- создавать формулы и функции для автоматического выполнения;
- визуализировать числовые данные с помощью диаграмм,
- рисунков и других графических объектов;
- объединять и консолидировать данные из различных рабочих книг в одну;
- прогнозировать бюджет на основе сценария;
- проверять данные рабочих листов и рабочих книг на наличие ошибок;
- сохранять рабочие книги в формате HTML для публикации их в Internet;
- осуществлять поиск информации в списках;
- производить анализ данных;
- производить обмен документами между участниками рабочей группы посредством корпоративной сети или Internet;
- импортировать данные из внешних баз, данных или приложений Microsoft Office для их последующей обработки;
- создавать собственные функции и диалоговые окна, настраивать панели инструментов и меню;
- автоматизировать работу в Microsoft Excel, начиная от сбора информации, ее обработки и до создания итоговой документации, как для офисного пользования, так и для размещения Web-странице.
Электронные таблицы. Назначение и основные функции
Программы обработки электронных таблиц (ЭТ) служат для оперативного выполнения различного рода расчетов, математических операций и манипуляций с ними.
Excel | - самая популярная программа ЭТ. Она сумеет вычислить суммы по столбцам и строкам таблиц, взять %, посчитать среднее арифметическое, в нем можно использовать множество финансовых, математических, логических, статических функций, формировать данные, строить графики и диаграммы, вставлять картинки и т.д. |
Окно программы Microsoft Excel
Элементами окна являются:
- заголовок;
- строка меню;
- лента;
- строка формул;
- поле имени;
- рабочее поле в виде таблицы;
- ярлыки листов.
В файле находится не одна, а несколько таблиц, образуя рабочую книгу.
Число листов в рабочей книге можно корректировать.
Рабочий лист – основной тип документа, используемый в Microsoft Excel для хранения и обработки данных. Рабочий лист состоит из ячеек, организованных в столбцы и строки, и всегда являлся частью рабочей книги.
Структура электронных таблиц
ЭТ состоит из столбцов, направленных сверху вниз, и строк, ориентированных слева направо. Заголовки столбцов обозначаются буквами, заголовки строк – числами.
Ячейка – место пересечения столбца и строки, это основная рабочая единица в электронных таблицах.
Адрес ячейки – составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: A1, B123, R11. Ячейка, с которой производятся какие-то работы, обычно выделена рамкой и называется активной.
Типы и формат данных
В работе с ЭТ можно выделить 3 основных типа данных: текст, число, формула.
Число в Excel может состоять только из следующих символов: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, -, ( ), /, %, Е е, выравнивается число по правому краю.
Все остальное считывается как текст.
Текстом является любая последовательность из цифр, пробелов и нецифровых символов – например: 987$$78, 100 рублей.
По умолчанию текст в ячейке выравнивается по левому краю.
Формула может содержать следующие элементы: операторы, ссылки на ячейки, значение, функции, имена и должна начинаться со знака равенства (=). Например, =А3*В8+18.
Типы данных Excel
число | формула | текст (алфавитно-цифровой) |
последовательность цифр, а также знаки +, - 231 -154,2 +489,0 4,8Е+06 (4,8*106) | арифметическое выражение, начинающееся со знака = и содержащее числа, функции, адреса ячеек, знаки арифметических операций | последовательность символов, не являющаяся ни числом, ни формулой |
Часть 1. Построение таблиц
Примерное задание:
В ячейках A1, B1, C1, D1 названия столбцов. Выделив диапазон A1:D1, выравниваем текст по центру. Заносим данные об учениках в строки.
Чтобы увеличить ширину столбцов воспользуйтесь следующим способом:
- выделите строку и нажмите по её букве правой кнопкой мыши;
- в появившемся контекстном меню найдите пункт «Ширина столбца» и активируйте его;
- появится небольшое окошко, где укажите желаемую ширину столбца в установленной по умолчанию единице измерения;
- примените изменения нажатием клавиши Enter, вернитесь к таблице и убедитесь, что теперь столбец имеет необходимую ширину.
Выделяем весь диапазон ячеек данной таблицы А1:D5, затем на панели инструментов находим кнопку «Внешние границы», выбираем «Все границы». Получившаяся таблица представлена ниже.
Задание №1.
Создать таблицу, состоящую из 6 столбцов и 5 строк. Названия столбцов: ФИ, возраст, рост, вес, домашний адрес, телефон. В строки впишите данные четырех своих знакомых.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Задание №2.
Составьте таблицу «Погода в апреле». Названия столбцов: дата, осадки, температура, давление, влажность.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Задание № 3.
По следующему тексту постройте таблицу.
К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабинета математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Часть 2. Использование встроенных функций для поиска максимума, минимума, среднего арифметического значения и суммы
Примерное задание:
В таблице представлены доходы компании за семь лет. Необходимо найти общую сумму, среднее значение, самый низкий и самый высокий доход за этот период.
Алгоритм решения задачи:
- поставим курсор мыши в ячейку, куда нужно внести результат - В9, В10, В11, В12;
- воспользуйтесь мастером функции f(х);
- выделите нужный диапазон из чисел, в рассмотренном примере это будет диапазон В2:В8;
- формула будет иметь следующий вид: СУММ(В2:В8), СРЗНАЧ(В2:В8), МАКС(В2:В8), МИН(В2:В8).
Получившаяся таблица представлена ниже.
Задание №1.
В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря. В ячейку А8 введите – минимальная глубина, в ячейку А9 введите – максимальная площадь, в ячейку А10 введите – средняя высота.
Создайте таблицу по образцу.
1 | Название озера | Площадь (тыс, м2) | Глубина (м) | Высота над уровнем моря |
2 | Байкал | 31,5 | 1520 | 456 |
3 | Таганьика | 34 | 1470 | 773 |
4 | Виктория | 68 | 80 | 1134 |
5 | Гурон | 59,6 | 288 | 177 |
6 | Мичиган | 58 | 281 | 177 |
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Задание № 2.
Создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 10 строк. Таблицу назовите одноклассники. Названия столбцов: ФИ, РОСТ. В строки впишите данные девяти своих знакомых. Высчитайте среднее значения показателя РОСТ, найдите одноклассника с максимальным ростом и минимальным ростом.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Задание № 3.
Постройте таблицу по образцу и заполните данными.
остаток | сдали | Итог | 14.окт | 15.окт | 16.окт | 17.окт | 18.окт | проели | Остаток | ||
1 | Белугин Степан | 458 | 600 | 118 | 118 | 118 | 118 | ||||
2 | Островский Тимофей | 28 | 600 | 118 | 118 | 118 | 118 | 118 | |||
3 | Коломийчук Михаил | 1056 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
4 | Кубиц Никита | 384 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
5 | Малыш Паша | 116 | 600 | 118 | 118 | 118 | 118 | 118 | |||
6 | Типухин Егор | 304 | 600 | 118 | 118 | 118 | 0 | ||||
7 | Яковлева Дарья | -214 | 500 | 118 | 118 | 118 | 118 | 118 |
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Часть 3. Использование встроенной функции СЧЁТЕСЛИ.
Функция СЧЁТЕСЛИ в Excel используется для подсчета количества ячеек в рассматриваемом диапазоне, содержащиеся данные в которых соответствуют критерию, переданному в качестве второго аргумента данной функции, и возвращает соответствующее числовое значение.
Функция СЧЁТЕСЛИ может быть использована для анализа числовых значений, текстовых строк, дат и данных другого типа. С ее помощью можно определить количество неповторяющихся значений в диапазоне ячеек, а также число ячеек с данными, которые совпадают с указанным критерием лишь частично.
Примерное задание:
Подсчитать количество аргументов Х в таблице.
Алгоритм решения задачи:
- поставим курсор мыши в ячейку, куда нужно внести результат С16;
- воспользуйтесь мастером функции f(х);
- Выбираем функцию СЧЁТЕСЛИ
- выделите нужный диапазон из чисел, в рассмотренном примере это будет диапазон (B3:B14);
- Выбираем критерий аргумента X, это ячейка В16.
Получившаяся таблица представлена ниже.
Задание 1.
Рассчитайте аргументы Y, Z.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Часть 4. Вычисление функций.
Вычисление функций в Excel нужно для того, чтобы проводить расчёты и выполнять разные операции с данными в таблице. Например, суммировать значения нескольких ячеек, рассчитать проценты или выполнить более сложные действия
Примерное задание:
На отрезке от 0 до 1 вычислить значение функции y=x+5*x. С шагом 0,5.
Алгоритм решения задачи:
- заполнить аргумент Х от 0 до 1, с шагом 0,5. Для этого используем команду ПРОГРЕССИЯ;
- установить курсор в ячейку A3 и записать значение 0;
- выполнить команду главная – прогрессия;
- в диалоговом окне установить: расположение по столбцам – по столбцам; тип – арифметическая;
- шаг – 0,5, предельное – 1, далее ОК;
- в ячейку В3 записать формулу = А3^2+3;
- скопировать формулу из ячейки В3 в диапазон В4:В5.
Получившаяся таблица представлена ниже.
Задание №1.
На отрезке от 0 до 10 вычислить значение функции y=x+5*x. С шагом 1.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Задание №2.
На отрезке от 5 до 20 вычислить значение функции y=0,25*x+x-1,2502. С шагом 0,5.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Задание №3.
На отрезке [0;2] вычислить значения функции f(x) = cosx+x с шагом 0,2.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Часть 5. Построение диаграмм
Примерное задание:
Построить круговую диаграмму, показывающую, какой товар покупался в течение дня чаще всего.
Продавец торгует канцелярскими товарами: блокнотами, карандашами, тетрадями. Будем считать, что за день он продал 2 блокнота, 13 карандашей и 45 тетрадей.
Алгоритм решения задачи:
- построить таблицу по данным;
- выделить таблицу;
- выполнить команду вставка – диаграмма;
- выбрать нужную диаграмму.
Получившаяся таблица представлена ниже.
Задание № 1.
Построить график функции у=х2-0,5 на интервале от -5 до 5 с шагом 1.
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Задание № 2.
Построить круговую диаграмму продажи молочной продукции. Подобрать макет для отображения объема продаж в %.
Продукт | Цена(руб) | Поставлено | Продано | Осталось | Выручка |
Йогур | 5,4 | 250 | 225 | 25 | |
Молоко | 20 | 100 | 100 | 0 | |
Сливки | 15,2 | 50 | 45 | 5 | |
Сметана | 10,2 | 85 | 70 | 15 | |
Творг | 18,5 | 125 | 110 | 17 | |
Всего |
Сохраните работу и покажите преподавателю.
Литература.
- Excel для офисных работников. Справочник-практикум. – М.:СЛОН-Пресс, 2022 – 168 с.ИЛ.
- Омельченко В.П., Демидова А.А. Информатика: учебник – М.: ГЭОТАР – Медиа,
2016.– 384с. Интернет-ресурсы.
- Омельченко В.П., Демидова А.А. Информатика: практикум – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016.– 336с.
- Татарников А.Н., Татарникова Л.А. Офисные технологии: электронные таблицы и основы баз данных: Учеб. Пособие. - Томск, 2015. – 123с.
- www.metod-kopilka.ru
- www.fizmat.vspu.ru
- www.klyaksa.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Сборник текстов и упражнений для подготовки к устному зачёту в 7 классе"
Данная методическая разработка включает список устных тем к зачёту и заданий, направленных на их отработку....
Методическая разработка "Сборник текстов по немецкому языку для учащихся 7-9 классов"
Данная методическая разработка, предназначенная для учащихся 7-9 классов, представляет собой сборник текстов средней тяжести. Сборник содержит 7 текстов, которые восходят к оригинальным немецким источ...
Методическая разработка. Сборник аранжировок для детского хора. Опыт работы концертмейстера.
Моя методическая разработка адресована руководителям и концертмейстерам детских хоровых коллективов.В ней обобщен мой личный многолетний опыт работы. Если вы - творческая личность, то откроете здесь д...
Методическая разработка "Сборник письменных заданий по английскому языку для 2-8 классов"
Сборник письменных грамматических заданий по английскому языку для 2-8 классов. Упражнения на темы : множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкцию \'there is/...
Методическая разработка "Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8 классов"
Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8классов. Рассматриваемые темы: множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкция \'there is/there are...
От простого к сложному. Методическая разработка "Решение задач на проценты в старших классах".
Подборка типовых заданий на проценты из материалов ЕГЭ по математике. Дидактические матьериалы скомпанованы в виде карточек для организации работы на уроке. Учитывая различный уровень сложности предло...
Методическая разработка "Сборник игр"
Сборник игр для закрепления лексического и граммаическоог материла по английскому языку в начальной школе...