методическая разработка сборник задач по информатике "Excel для чайников 8 – 9 класс."
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

 

Сборник задач для самостоятельной работы предназначен для обучающихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы при изучении предмета «Информатика». Он поможет организовать самостоятельную работу в редакторе электронной таблицы Microsoft Excel и осуществить контроль, за качеством усвоения практических навыков у учеников. Сборник может быть использован при подготовке обучающихся к итоговой государственной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx1021.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Сборник задач для самостоятельной работы по информатике

Excel для чайников 8 – 9 класс.

 

г. Зима, 2022

Сборник задач для самостоятельной работы рассмотрен и одобрен на заседании методического совета

« 29»        08          2022г

Протокол № 1

Председатель комиссии

Сенькова Лариса Васильевна

Автор работы:

Жилкина Елена Анатольевна, учитель информатики высшей квалификационной категории

Сборник задач для самостоятельной работы предназначен для обучающихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы при изучении предмета «Информатика». Он поможет организовать самостоятельную работу в редакторе электронной таблицы Microsoft Excel и осуществить контроль, за качеством усвоения практических навыков у учеников. Сборник может быть использован при подготовке обучающихся к итоговой государственной аттестации.

Сборник задач включает в себя теоретический материал, практические задания и инструкционные карты к практическим работам по теме «Excel для чайников 8 – 9 класс».

Содержание сборника соответствует рабочим программам базового уровня по предмету информатика 8 – 9 класс.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные сведения…………………………………………………………………..

Стр.4

Электронные таблицы. Назначение и основные функции………………………..

Стр.4

Часть 1.

Построение таблиц…………………………………………………...

Стр.6

Часть 2.

Использование встроенных функций для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического значения………..

Стр.7

Часть 3.

Использование встроенной функции счетесли…………………….

Стр.8

Часть 4.

Вычисление функций………………………………………………..

Стр.9

Часть 5.

Построение диаграмм………………………………………………..

Стр.10

Литература

………………………………………………………………………….

Стр.12

Основные сведения.

Microsoft Excel — ведущая программа обработки электронных таблиц. Первая версия Microsoft Excel появилась в 1985 году и обеспечивала простые арифметические операции. В 1993 году вышла пятая версия Microsoft Excel, ставшая первым приложением Microsoft Office, которое содержало язык VBA. Начиная с Microsoft Office 97, фирма Microsoft включает VBA во все приложения пакета Microsoft Office.

В настоящее время Microsoft Excel представляет собой достаточно мощное средство разработки информационных систем, которое содержит как электронные таблицы со средствами финансового статистического анализа, набором стандартных математических функций, доступных в компьютерных языках высокого уровня, и рядом дополнительных функций, встречающихся только в библиотеках дорогостоящих инженерных подпрограмм, так и средства визуального программирования (VBA).

Электронные таблицы MS Excel позволяют:

  • создавать отчетные и итоговые ведомости на основе существующих шаблонов;
  • производить обработку чисел и текста;
  • создавать формулы и функции для автоматического выполнения;
  • визуализировать числовые данные с помощью диаграмм,
  • рисунков и других графических объектов;
  • объединять и консолидировать данные из различных рабочих книг в одну;
  • прогнозировать бюджет на основе сценария;
  • проверять данные рабочих листов и рабочих книг на наличие ошибок;
  • сохранять рабочие книги в формате HTML для публикации их в Internet;
  • осуществлять поиск информации в списках;
  • производить анализ данных;
  • производить обмен документами между участниками рабочей группы посредством корпоративной сети или Internet;
  • импортировать данные из внешних баз, данных или приложений Microsoft Office для их последующей обработки;
  • создавать собственные функции и диалоговые окна, настраивать панели инструментов и меню;
  • автоматизировать работу в Microsoft Excel, начиная от сбора информации, ее обработки и до создания итоговой документации, как для офисного пользования, так и для размещения Web-странице.

Электронные таблицы. Назначение и основные функции

Программы обработки электронных таблиц (ЭТ) служат для оперативного выполнения различного рода расчетов, математических операций и манипуляций с ними.

Excel

- самая популярная программа ЭТ. Она сумеет вычислить суммы по столбцам и строкам таблиц, взять %, посчитать среднее арифметическое, в нем можно использовать множество финансовых, математических, логических, статических функций, формировать данные, строить графики и диаграммы, вставлять картинки и т.д.

Окно программы Microsoft Excel

Элементами окна являются:

  • заголовок;
  • строка меню;
  • лента;
  • строка формул;
  • поле имени;
  • рабочее поле в виде таблицы;
  • ярлыки листов.

В файле находится не одна, а несколько таблиц, образуя рабочую книгу.

Число листов в рабочей книге можно корректировать.

Рабочий лист – основной тип документа, используемый в Microsoft Excel для хранения и обработки данных. Рабочий лист состоит из ячеек, организованных в столбцы и строки, и всегда являлся частью рабочей книги.

Структура электронных таблиц

ЭТ состоит из столбцов, направленных сверху вниз, и строк, ориентированных слева направо. Заголовки столбцов обозначаются буквами, заголовки строк – числами.

Ячейка – место пересечения столбца и строки, это основная рабочая единица в электронных таблицах.

Адрес ячейки – составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: A1, B123, R11. Ячейка, с которой производятся какие-то работы, обычно выделена рамкой и называется активной.

Типы и формат данных

В работе с ЭТ можно выделить 3 основных типа данных: текст, число, формула.

Число в Excel может состоять только из следующих символов: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, -, ( ), /, %, Е е, выравнивается  число по правому краю.

Все остальное считывается как текст.

Текстом является любая последовательность из цифр, пробелов и нецифровых символов – например: 987$$78, 100 рублей.

По умолчанию текст в ячейке выравнивается по левому краю.        

Формула может содержать следующие элементы: операторы, ссылки на ячейки, значение, функции, имена и должна начинаться со знака равенства (=). Например, =А3*В8+18.

Типы данных Excel

число

формула

текст

(алфавитно-цифровой)

последовательность цифр, а также знаки

+, -

231

-154,2

+489,0

4,8Е+06 (4,8*106)

арифметическое выражение, начинающееся со знака = и содержащее числа, функции, адреса ячеек, знаки арифметических операций

последовательность символов, не являющаяся ни числом, ни формулой

Часть 1. Построение таблиц

Примерное задание:

В ячейках A1, B1, C1, D1 названия столбцов. Выделив диапазон A1:D1, выравниваем текст по центру. Заносим данные об учениках в строки.

Чтобы увеличить ширину столбцов воспользуйтесь следующим способом:

  • выделите строку и нажмите по её букве правой кнопкой мыши;
  • в появившемся контекстном меню найдите пункт «Ширина столбца» и активируйте его;
  • появится небольшое окошко, где укажите желаемую ширину столбца в установленной по умолчанию единице измерения;
  • примените изменения нажатием клавиши Enter, вернитесь к таблице и убедитесь, что теперь столбец имеет необходимую ширину.

Выделяем весь диапазон ячеек данной таблицы А1:D5, затем на панели инструментов находим кнопку «Внешние границы», выбираем «Все границы». Получившаяся таблица представлена ниже.

Задание №1.

Создать таблицу, состоящую из 6 столбцов и 5 строк. Названия столбцов: ФИ, возраст, рост, вес, домашний адрес, телефон. В строки впишите данные четырех  своих знакомых.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Задание №2.

Составьте таблицу «Погода в апреле». Названия столбцов: дата, осадки, температура, давление, влажность.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Задание № 3.

По следующему тексту постройте таблицу.

К новому учебному году школа получила следующее оборудование: 12 компьютеров для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета математики; 21 стол для кабинета биологии; 1 интерактивную доску для кабинета физики; 24 стола для кабинета информатики; 1 компьютер для кабинета биологии; 1 проектор для кабинета биологии; 20 столов для кабинета начальных классов; 3 аквариума для кабинета биологии; 1 аквариум для кабинета начальных классов; 21 стол для кабинета математики; 1 проектор для кабинета физики; 21 стул для кабинета математики; 2 шкафа для кабинета математики; 1 проектор для кабинета начальных классов; 1 интерактивную доску для кабинета начальных классов; 8 компьютеров для кабинета начальных классов; 2 шкафа для кабинета информатики; по 3 шкафа для кабинета физики и биологии; 36 стульев для кабинета информатики; 1 интерактивную доску для кабинета информатики; 2 компьютера для кабинета физики.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Часть 2. Использование встроенных функций для поиска максимума, минимума, среднего арифметического значения и суммы

Примерное задание:

В таблице представлены доходы компании за семь лет. Необходимо найти общую сумму, среднее значение, самый низкий и самый высокий доход за этот период.

Алгоритм решения задачи:

  • поставим курсор мыши в ячейку, куда нужно внести результат - В9, В10, В11, В12;
  • воспользуйтесь мастером функции f(х);
  • выделите нужный диапазон из чисел, в рассмотренном примере это будет диапазон В2:В8;
  • формула будет иметь следующий вид: СУММ(В2:В8), СРЗНАЧ(В2:В8), МАКС(В2:В8), МИН(В2:В8).

Получившаяся таблица представлена ниже.

Задание №1.

В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря. В ячейку А8 введите – минимальная глубина, в ячейку А9 введите – максимальная площадь, в ячейку А10 введите – средняя высота.

Создайте таблицу по образцу.

1

Название озера

Площадь (тыс, м2)

Глубина (м)

Высота над уровнем моря

2

Байкал

31,5

1520

456

3

Таганьика

34

1470

773

4

Виктория

68

80

1134

5

Гурон

59,6

288

177

6

Мичиган

58

281

177

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Задание № 2.

Создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 10 строк. Таблицу назовите одноклассники. Названия столбцов: ФИ, РОСТ. В строки впишите данные девяти своих знакомых. Высчитайте среднее значения показателя РОСТ, найдите одноклассника с максимальным ростом и минимальным ростом.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Задание № 3.

Постройте таблицу по образцу и заполните данными.

остаток

сдали

Итог

14.окт

15.окт

16.окт

17.окт

18.окт

проели

Остаток

1

Белугин Степан

458

600

118

118

118

118

2

Островский Тимофей

28

600

118

118

118

118

118

3

Коломийчук Михаил

1056

0

0

0

0

4

Кубиц Никита

384

0

0

0

0

5

Малыш Паша

116

600

118

118

118

118

118

6

Типухин Егор

304

600

118

118

118

0

7

Яковлева Дарья

-214

500

118

118

118

118

118

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Часть 3. Использование встроенной функции СЧЁТЕСЛИ.

Функция СЧЁТЕСЛИ в Excel используется для подсчета количества ячеек в рассматриваемом диапазоне, содержащиеся данные в которых соответствуют критерию, переданному в качестве второго аргумента данной функции, и возвращает соответствующее числовое значение.

Функция СЧЁТЕСЛИ может быть использована для анализа числовых значений, текстовых строк, дат и данных другого типа. С ее помощью можно определить количество неповторяющихся значений в диапазоне ячеек, а также число ячеек с данными, которые совпадают с указанным критерием лишь частично.

Примерное задание:

Подсчитать количество аргументов Х в таблице.

Алгоритм решения задачи:

  • поставим курсор мыши в ячейку, куда нужно внести результат С16;
  • воспользуйтесь мастером функции f(х);
  • Выбираем функцию  СЧЁТЕСЛИ
  • выделите нужный диапазон из чисел, в рассмотренном примере это будет диапазон (B3:B14);
  • Выбираем критерий аргумента X, это ячейка В16.

Получившаяся таблица представлена ниже.

Задание 1.

Рассчитайте аргументы Y, Z.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Часть 4. Вычисление функций.

Вычисление функций в Excel нужно для того, чтобы проводить расчёты и выполнять разные операции с данными в таблице. Например, суммировать значения нескольких ячеек, рассчитать проценты или выполнить более сложные действия

Примерное задание: 

На отрезке от 0 до 1 вычислить значение функции y=x+5*x. С шагом 0,5.

        Алгоритм решения задачи:

  • заполнить аргумент Х от 0 до 1, с шагом 0,5. Для этого используем команду ПРОГРЕССИЯ;
  • установить курсор в ячейку A3  и записать значение 0;
  • выполнить команду главная – прогрессия;
  • в диалоговом окне установить: расположение по столбцам – по столбцам; тип – арифметическая;
  • шаг – 0,5, предельное – 1, далее ОК;
  • в ячейку В3 записать формулу = А3^2+3;
  • скопировать формулу из ячейки В3 в диапазон В4:В5.

Получившаяся таблица представлена ниже.

Задание №1.

На отрезке от 0 до 10 вычислить значение функции y=x+5*x. С шагом 1.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Задание №2.

На отрезке от 5 до 20 вычислить значение функции y=0,25*x+x-1,2502. С шагом 0,5.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Задание №3.

На отрезке [0;2] вычислить значения функции f(x) = cosx+x с шагом 0,2.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Часть 5. Построение диаграмм

Примерное задание:

Построить круговую диаграмму, показывающую, какой товар покупался в течение дня чаще всего.

Продавец торгует канцелярскими товарами: блокнотами, карандашами, тетрадями. Будем считать, что за день он продал 2 блокнота, 13 карандашей и 45 тетрадей.

Алгоритм решения задачи:

  • построить таблицу по данным;
  • выделить таблицу;
  • выполнить команду вставка – диаграмма;
  • выбрать нужную диаграмму.

Получившаяся таблица представлена ниже. 

Задание № 1.

Построить график функции у=х2-0,5 на интервале от -5 до 5 с шагом 1.

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Задание № 2.

Построить круговую диаграмму продажи молочной продукции. Подобрать макет для отображения объема продаж в %.

Продукт

Цена(руб)

Поставлено

Продано

Осталось

Выручка

Йогур

5,4

250

225

25

Молоко

20

100

100

0

Сливки

15,2

50

45

5

Сметана

10,2

85

70

15

Творг

18,5

125

110

17

Всего

Сохраните работу и покажите преподавателю.

Литература.

  1. Excel для офисных работников. Справочник-практикум. – М.:СЛОН-Пресс, 2022 – 168 с.ИЛ.
  2. Омельченко В.П., Демидова А.А. Информатика: учебник – М.: ГЭОТАР – Медиа,

2016.– 384с. Интернет-ресурсы.

  1. Омельченко В.П., Демидова А.А. Информатика: практикум – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016.– 336с.
  2. Татарников А.Н., Татарникова Л.А. Офисные технологии: электронные таблицы и основы баз данных: Учеб. Пособие. - Томск, 2015. – 123с.
  3. www.metod-kopilka.ru
  4. www.fizmat.vspu.ru
  5. www.klyaksa.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Сборник текстов и упражнений для подготовки к устному зачёту в 7 классе"

Данная методическая разработка включает список устных тем к зачёту и заданий, направленных на их отработку....

Методическая разработка "Сборник текстов по немецкому языку для учащихся 7-9 классов"

Данная методическая разработка, предназначенная для учащихся 7-9 классов, представляет собой сборник текстов средней тяжести. Сборник содержит 7 текстов, которые восходят к оригинальным немецким источ...

Методическая разработка. Сборник аранжировок для детского хора. Опыт работы концертмейстера.

Моя методическая разработка адресована руководителям и концертмейстерам детских хоровых коллективов.В ней обобщен мой личный многолетний опыт работы. Если вы - творческая личность, то откроете здесь д...

Методическая разработка "Сборник письменных заданий по английскому языку для 2-8 классов"

Сборник письменных грамматических заданий по английскому языку для 2-8 классов. Упражнения на темы : множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкцию \'there is/...

Методическая разработка "Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8 классов"

Сборник письменных заданий по грамматике английского языка для 2-8классов. Рассматриваемые темы: множественное число существительных, глагол \'to be\', \'have got\', \'can\', конструкция \'there is/there are...

От простого к сложному. Методическая разработка "Решение задач на проценты в старших классах".

Подборка типовых заданий на проценты из материалов ЕГЭ по математике. Дидактические матьериалы скомпанованы в виде карточек для организации работы на уроке. Учитывая различный уровень сложности предло...

Методическая разработка "Сборник игр"

Сборник игр для закрепления лексического и граммаическоог материла по английскому языку в начальной школе...