ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
статья на тему

Нурисламова Зульфия Зуфаровна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

З.З.Нурисламова

МОУ «Школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

Современные тенденции развития образования создают предпосылки к изменению содержания образования, где приоритетную роль играет творческая самореализация потенциала обучающегося. Повышение внимания к данному вопросу на практике ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

В последнее время в ученической среде прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках.

Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:

- повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы,  приобщает учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;

- развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;

- развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

- обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.

- создает условия для расширения среды общения и получения информации;

- формирует навыки исследовательской работы;

Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школами сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Работа над проектами длится в течение нескольких недель и включает в себя: изучение литературы по теме исследования, выбор методики, проведение самого исследования, обработку его результатов, на основе которых делаются выводы и предлагаются рекомендации по улучшению состояния исследуемого объекта.

В процессе выполнения научно-исследовательского проекта школьники учатся:

- подбирать литературу по теме;

- самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать основное содержание прочитанного;

- правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.;

- выступать кратко и развернуто по прочитанному;

- оформлять выходные данные статьи;

- составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;

- реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2-3 статьям;

- oбобщать результаты;

- владеть методами исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;

- различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение и др.);

- методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия, моделирование и др.);

- методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа);

Так же исследовательская деятельность помогает совершенствовать общеучебные умения учащихся:

- умение учиться, совершенствовать учебную деятельность по овладению лингвострановедческими знаниями;

- развитие учащихся осуществляется в процессе освоения ими опыта научно-исследовательской деятельности, способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, личностному самоопределению.

Способности школьника-исследователя формируются в деятельности, включающей исследовательские компоненты и специальные знания.

Разработка учебно-исследовательских проектов делает мышление обучающихся раскрепощённым, свободным, творческим, а самого обучающегося соучастником воспитательного процесса.

Руководство учебно-исследовательским проектом помогает творчески развиваться и самому педагогу.

Для каждого человека важно признание его труда другими людьми. Школьники имеют возможность доложить о своих исследованиях на юношеских чтениях различного уровня, а также на научно-практических конференциях школьников в городе, в области и даже на федеральном уровне.

Выступления на юношеских чтениях и конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести диалог.

Овладение этими знаниями приводит к возникновению подлинных учебных мотивов, потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Методические рекомендации для учителей и учеников по созданию научно- исследовательской работы и её оформлению

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности...

Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске

Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....

Исследовательская работа на тему : «Реализация активного творческого сотрудничества учителя и ученика через разнообразные формы творческой деятельности»

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой развития интереса к французскому языку. Анализируя  причины низкого уровня мотивации, я  пришла к необходимости определения новых подходо...

Реализация интеллектуального потенциала поколений региона через организацию научно – исследовательской деятельности.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую...

Формирование метапредметных результатов через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся

Печатная публикация в издании Министерства образования и науки РБ, АОУ ДПО «БРИОП»   «Образование. Культура. Коммуникации», Улан-Удэ, 2014....

Взаимодействие учителя и ученика при организации проектно-исследовательской деятельности

Презентация личного опыта организации проектной деятельности школьников...