ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
статья на тему
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
З.З.Нурисламова
МОУ «Школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани
Современные тенденции развития образования создают предпосылки к изменению содержания образования, где приоритетную роль играет творческая самореализация потенциала обучающегося. Повышение внимания к данному вопросу на практике ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
В последнее время в ученической среде прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках.
Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:
- повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы, приобщает учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
- развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
- обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.
- создает условия для расширения среды общения и получения информации;
- формирует навыки исследовательской работы;
Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школами сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Работа над проектами длится в течение нескольких недель и включает в себя: изучение литературы по теме исследования, выбор методики, проведение самого исследования, обработку его результатов, на основе которых делаются выводы и предлагаются рекомендации по улучшению состояния исследуемого объекта.
В процессе выполнения научно-исследовательского проекта школьники учатся:
- подбирать литературу по теме;
- самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать основное содержание прочитанного;
- правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.;
- выступать кратко и развернуто по прочитанному;
- оформлять выходные данные статьи;
- составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;
- реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2-3 статьям;
- oбобщать результаты;
- владеть методами исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;
- различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение и др.);
- методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия, моделирование и др.);
- методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа);
Так же исследовательская деятельность помогает совершенствовать общеучебные умения учащихся:
- умение учиться, совершенствовать учебную деятельность по овладению лингвострановедческими знаниями;
- развитие учащихся осуществляется в процессе освоения ими опыта научно-исследовательской деятельности, способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, личностному самоопределению.
Способности школьника-исследователя формируются в деятельности, включающей исследовательские компоненты и специальные знания.
Разработка учебно-исследовательских проектов делает мышление обучающихся раскрепощённым, свободным, творческим, а самого обучающегося соучастником воспитательного процесса.
Руководство учебно-исследовательским проектом помогает творчески развиваться и самому педагогу.
Для каждого человека важно признание его труда другими людьми. Школьники имеют возможность доложить о своих исследованиях на юношеских чтениях различного уровня, а также на научно-практических конференциях школьников в городе, в области и даже на федеральном уровне.
Выступления на юношеских чтениях и конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести диалог.
Овладение этими знаниями приводит к возникновению подлинных учебных мотивов, потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....
Методические рекомендации для учителей и учеников по созданию научно- исследовательской работы и её оформлению
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности...
Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске
Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....
Исследовательская работа на тему : «Реализация активного творческого сотрудничества учителя и ученика через разнообразные формы творческой деятельности»
На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой развития интереса к французскому языку. Анализируя причины низкого уровня мотивации, я пришла к необходимости определения новых подходо...
Реализация интеллектуального потенциала поколений региона через организацию научно – исследовательской деятельности.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую...
Формирование метапредметных результатов через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся
Печатная публикация в издании Министерства образования и науки РБ, АОУ ДПО «БРИОП» «Образование. Культура. Коммуникации», Улан-Удэ, 2014....
Взаимодействие учителя и ученика при организации проектно-исследовательской деятельности
Презентация личного опыта организации проектной деятельности школьников...