Урок информатики в 8 классе
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)

Калашникова Елена Викторовна

Урок по теме "Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке программирования Python"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_informatike_v_8_klasse.docx826.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 8 классе

Организационная информация

Предмет

Информатика

Класс

8

Тема

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Автор (ФИО)

Калашникова Елена Викторовна

Должность

Учитель информатики и математики

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №9 «Центр образования»

Город

г.Октябрьск  Самарской области

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели и задачи урока

Цели урока:

  • Сформировать реализацию  разветвляющихся алгоритмов на языке программирования  Python
  • Развить навыки  анализировать этапы разрабатываемого проекта, владеть проектным методом мышления,  систематизировать информацию в различных источниках, публично защищать свой проект, формулировать вопросы по теме выступления
  • Воспитать  толерантное отношение  учащихся друг к другу

Способствовать  формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с учителем и одноклассниками

Познавательные:

 - умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- владение основными понятиями по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать  способы реализации  разветвляющихся алгоритмов на языке программирования  Python
  • Изучить основные операторы и конструкции языка программирования для реализации ветвлений

Развивающие:

  • Развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы
  • Активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения
  • Развивать образное, критическое, алгоритмическое мышление

Воспитывающие:

  • Повышать мотивацию учащихся на уроке
  • Добиваться сознательного уровня усвоения материала учащимися
  • Формировать чувства коллективизма и здорового соперничества
  • Формировать понятие ЗОЖ, обеспечить благоприятные условия для сохранения здоровья в процессе учебы через создание благоприятного физического и эмоционального климата, через смену деятельности на уроке

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознание значения информатики в повседневной жизни человека;

- понимание роли информационных процессов в современном мире;

- формирование информационной и алгоритмической культуры;

- формирование представления о способах программирования разветвляющихся алгоритмов.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

 Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (регулятивные);

- умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (познавательные);

- владение основными понятиями по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов» (познавательные).

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (регулятивные);

- умение сотрудничать с учителем и одноклассниками (коммуникативные);

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (познавательные).

Дополнительная информация

Программно-технические средства на уроке

Персональные компьютеры, интерактивная  доска, язык программирования Python

Список учебной и дополнительной литературы

«Информатика» 7-9 классы. Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

https://learningapps.org/

Обоснование выбора интерактивной технологии

Формирование положительной мотивации, создание условий для получения учебной информации, ее закреплении, применении, активизирование индивидуальных умственных способностей учащихся, формирование критического мышления, вывод ученика на позицию объекта обучения, создание условий для формирования эффективного взаимодействия учитель – учащийся.

Технологическая карта урока

№ п/п, этап урока

Содержание

деятельности учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Демонстрация готовности к уроку, психологически настраиваются на работу.

Актуализаций знаний и мотивация

На прошлых занятиях мы приступили к изучению языка программирования Python. Познакомились с типами данных, оператором присваивания, ввода и вывода, простейшими программами на языке Python.

Давайте вспомним:

  1. Основные операторы и служебные слова на данном языке  

https://learningapps.org/9813830 

https://learningapps.org/watch?v=p5g2pbf3t22 

Решают с учителем интерактивные упражнения сайта https://learningapps.org 

Верные решение:

  1. Простейшие программы на языке Python 

https://learningapps.org/6334500 

Молодцы! Но не всегда можно решить задачу, используя   операторы, которые мы уже рассмотрели.

Учащиеся совместно с учителем анализируют и устанавливают соответствие программ в Python и их назначением. Сопоставляют основные блоки и их назначения

Постановка учебной задачи

Перед вами люстрация к русской народной сказке «Колобок».

Колобок на носу у лисы

Формулирование темы урока и постановка целей

Колобок мог покатиться дальше, если бы не сел на язычок лисы и знал, что произойдет если сядет. Ответ на какой вопрос позволил бы изменить ситуацию и принять правильное решение?

Составьте алгоритм в словесной форме, как развивались бы события, если – сел на язычок и, если не сел?

Значит колобок находился на распутье –развилке

Сесть на язычок… или не садиться

Ученики составляют с учителем алгоритм «Колобок» в виде блок-схемы

Подумайте о каких алгоритмах мы сегодня будем говорить?

На каком языке программирования будем реализовывать алгоритмическую конструкцию?

О разветвляющихся

Python

Сформулируйте тему урока?

Разветвляющиеся алгоритмы

Давайте подумаем зачем нам нужен этот урок? Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения. (постановка цели урока)

Научиться описывать разветвляющейся алгоритм на языке программирования Python

Данный язык программирования более современный. Профессия программиста все больше и больше востребована в наше время – время информационных сред. Большинство приложений и программ на смартфоны, планшеты, компьютеры «пишутся» (создаются) на данном языке программирования

Чему бы вы хотели научится? Задачи урока:

Изучить структуру разветвляющегося алгоритма на языке Python

Научиться применять на практике

Изучение нового материала

В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, конструкция ветвление включает проверку условия.

Графическое изображение ветвления представлено блок-схемой. Каждая ветвь может быть любой степени сложности, а может вообще не содержать предписаний.

Полная форма ветвления

При записи на языке программирования Python разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор:

if <условие> :
   <группа операторов 1>
else: 
   <группа операторов 2>

Слова if и else переводятся с английского на русский как если – иначе. 

Слова if и else: начинаются на одном уровне, а все команды внутренних блоков сдвинуты относительно этого уровня вправо на одно и то же расстояние (пробел- не менее двух или символы табуляции). Начало и конец блока, которыц выполняется при истинности (ложности) условия, определяется именно этим сдвигом.

Неполная форма ветвления

При записи на языке программирования Python:

if <условие> :
   <операторы>

В качестве условий используются логические выражения:

  • простые – записанные с помощью операций отношения (<, >,  >=,  <=,  != (не равно),   = = (равно))
  • составные – записанные с помощью логических операций (and (и), or (или), not(не)).

В языке Python разрешены двойные неравенства, например  A < B < C.

Учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях, знакомятся с новыми словами (if – если, else – иначе).

Работают с опорным конспектом

При записи разветвляющихся алгоритмов на языке Python используют условный оператор, позволяющий выбрать один из двух вариантов действий в зависимости от выполнения некоторого условия:

if <условие> :
   <группа операторов 1>
else: 
   <группа операторов 2>

Условие, которое нужно проверить, записывается после слова if. Если условие верно, выполняются все команды, записанные после строки с оператором if (со сдвигом вправо). Если условие неверно, выполняются все команды, записанные после строки с оператором else (со сдвигом вправо).

Для записи неполных ветвлений используется неполный условный оператор:

if <условие> :
   <операторы>

В обеих частях условного оператора можно использовать любые операторы, в том числе и другие (вложенные) условные операторы.

Для выбора из нескольких вариантов используют следующую конструкцию условного оператора:

if <условие> :
   <операторы>
elif: 
<операторы>
else: 
   <операторs>

Рассмотреть примеры программирования алгоритмов ветвления.

Пример 8 п.2.4.2 (стр. 78). Определение принадлежности точки x отрезку [a, b].

print (‘Определение принадлежности
          точки отрезку’)
a = int (input (‘Введите a: ’))
b = int (input (‘Введите b: ’))
x = int (input (‘Введите x: ’))

if x >= a and x <= b :
   print (‘Точка принадлежит отрезку’)
else: 
   print (‘Точка  не принадлежит отрезку’)

Пример 9 п.2.4.2 (стр. 79). Алгоритм присваивания переменной y значения наибольшей из трёх величин a, b, и c. Воспользуемся неполным условным оператором для записи на языке Python.

print (‘Нахождение наибольшего
           из трёх величин)
a = int (input (‘Введите a: ’))
b = int (input (‘Введите b: ’))
c = int (input (‘Введите c: ’))
y = a

if b > y:
   y = b

if c > y:
   y = c

    print (‘y =’, y)

Совместная работа с учителем. Работа с конспектом урока. Анализируют фрагменты программ..

Закрепление нового материала

Задание. Петя написал программу с ошибкамию Помогите мальчику исправить ошибки.

Программа с ошибками:

print(a);

a=input()

if a/2=0:

    print(Число а - четное)

. . . . .

print(Число а – нечетное)

end

Анализируют программу и исправляют ошибки.

Верная программа:

print(‘Введите любое число’)

a = int(input())

if a // 2 = = 0:

    print(‘Число’, а , ’ – четное’)

else:

    print(‘Число’ , а , ‘ – нечетное’)

Запишите результаты работы программы

https://learningapps.org/6314938 

Анализируют фрагменты программ и вписывают результаты работы программ.

Формирование умений по конструированию разветвляющихся алгоритмов

Пример. Дано натуральное число. Определить:
а) является ли оно четным;
б) оканчивается ли оно цифрой 7.

Задание выполняется на доске, остальные учащиеся записывают результаты в свих тетрадях.

Правильное решение:

a=int(input())

if a%2==0:

    print (a, " - четное")

else:

    print (a, " - нечетное")

if a%2==7:

    print (a, " - оканчивается цифрой 7")

else:

    print (a, " - не оканчивается цифрой 7")

Задание 1. Какое число будет выведено на экран после выполнения программы, заменяющей меньшее из двух заданных чисел на среднее арифметическое этих чисел, а большее на разность этих чисел.

Задание 2.  Заданы два числа. Если первое число по абсолютной величине больше второго, то его необходимо уменьшить в три раза. Иначе необходимо второе число уменьшить в два раза.

Работа в среде программирования Python.

   

Самостоятельная работа обучающихся

Написать программу на языке Python по приведенной блок-схеме.

Начало

Конец

Верная программа:

print(‘Введите 2 числа’)

a, b=int(input()), int(input())

if a>b:

    max=a

else:

    max=b

print(‘Максимальное число =’, max)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

Какая была тема урока?

Какую цель мы ставили пред собой на данном уроке?

Вам удалось достичь цели?

Кто из вас сегодня приобрел знания?

Разветвляющийся алгоритм на языке Python

Научиться описывать разветвляющейся алгоритм на языке программирования Python.

Домашнее задание

Выучить опорный конспект.

Задача №6(а) стр.133

Используемые Интернет-ссылки:

https://learningapps.org/6314938

https://learningapps.org/watch?v=p5g2pbf3t22

https://korobovanm.edumsko.ru/articles/post/3103023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики. 7 класс. Тема: Графический интерфейс операционных систем и приложений. Диалоговые панели.

Конспект урока информатики. 7 класс.Учитель: Земцева Л. В.Тема :   Графический интерфейс операционных систем и приложений....

Урок информатики. 5 класс. Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Тип урока:урок  новых знанийФормы и методы работы:фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.Задачи урока:1....

Урок информатики.11 класс. Услуги компьютерных сетей

Тема  Услуги компьютерных сетейТип урока Обобщение и систематизация знанийФормы и методы работы:фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа, работа в группах.Проблемно-по...

Разработки уроков информатики. 7 класс

Данные конспекты уроков к учебнику Л. Босовой....

Статья:"Работа на уроках информатики в классах для детей с ЗПР (VII вид)

В статье размещена информация о некоторых принциах работы на уроках иформатики в классах для детей с ЗПР (VII вид)...

Презентации к урокам информатики, 10 класс

Размещены презентации к урокам информатики в помощь учителю....