Использовании ИКТ на уроках - один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся.
статья по информатике и икт

Использовании ИКТ - один из способов активизации  познавательной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках - один из способов активизации  познавательной деятельности обучающихся.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Поэтому хочется затронуть еще один вопрос – вопрос об использовании ИКТ, как одного из способов активизации  познавательной деятельности учащихся. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

 При подготовке такого урока с применением ИКТ учитель должен обратить внимание на следующее:

·  хорошо подумать, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться ради формы.

·  оценить, как использование компьютерной техники отразится на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока,  как будет реализована самостоятельная деятельность, возникнет ли возможность реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, так как работа и поведение учащихся на уроке являются важными его составляющими.

·  особое внимание уделить здоровьесберегающим технологиям (проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Следует чередовать формы деятельности обучающихся при работе с ИКТ-средствами, например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с компьютером или интерактивной доской).

·  влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Поэтому необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Можно провести уроки:

·   с использованием мультимедийных курсов,

·   с применением ресурсов сети Интернет,

·   с применением Интернет-технологий на основе связи (урок-диалог),

·   с использованием вычислительных и лабораторных экспериментов с удаленным доступом,

·   с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line и т.д.

Но, к сожалению, не по всем темам можно найти электронный учебник, то самый простой выход - создать презентацию и  использовать на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Хотелось бы отметить, что проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от преподавателя огромной подготовительной работы, занимает длительное время, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения, созданием мотивации учения.

 

Преимущества использования ИКТ:

1.    индивидуализация обучения;

2.    интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.    рост объема выполненных на уроке заданий;

4.    расширение информационных потоков при использовании Internet.

5.    усвоение базовых знаний по предмету, систематизация усвоенных знаний,

6.    формирование навыков самоконтроля,

7.    формирование мотивации к учению в целом.

Давайте рассмотрим несколько примеров использования информационно-коммуникационных технологий.

1. Изложение нового материала.

·   Средствами презентаций удачно реализуется наглядно-иллюстративный метод обучения. Любой материал можно изложить, применяя последовательную подачу слайдов с графикой, иллюстрациями, звуковым сопровождением. Уместно на данном этапе урока использовать общеобразовательные сайты из Интернета.

 2.  Проверка знаний:

·  на слайде предлагается найти соответствие в приведенной таблице термина и его правильной записи по определенной теме;

· проверка домашнего задания с использованием подачи правильного ответа средствами гиперссылок. В случае незнания правильного ответа на вопрос, осуществляется переход по гиперссылкам на слайды с требуемым ответом. По цвету использованной гиперссылки можно реально оценить количество правильно данных ответов, а значит - качество пройденного материала.

·  применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для  учащегося важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

3. Закрепление изученного материала путем последовательной подачи слайдов и спецэффектов.

·   Несколько слайдов предлагает изучение теоретического материала, а следом - проверку усвоения материала по решению задач. За счет спецэффектов презентации, можно сначала дать возможность обучающимся назвать их предполагаемый ответ, а затем продемонстрировать правильное решение с обоснованием. Обучающемуся или преподавателю можно на слайде произвести запись средствами интерактивной доски.

·   повысить мотивацию и познавательную активность можно за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели, например, сказочного героя. Такое задание вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

Применение ИКТ на уроках активизирует познавательную активность учащихся, дает возможность проявить свои творческие способности, а учителей побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение фразеологизмов как один из способов развития речи обучающихся"

Проблеме развития речи учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции развития речи школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыт...

«Игровые технологии как один из способов организации деятельности на уроке литературы в 5-6 классах»

Статья была подготовлена в целях обобщения опытом на районном МО учителей русского языка и литературы по теме  «Новый взгляд на уроки русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГО...

Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....

Презентация "Внеурочная деятельность по английскому языку как один из способов повышения мотивации обучающихся"

Во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей ...

Использование физических упражнений, как один из способов развития мыслительной деятельности.

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете....

СТАТЬЯ Использование ИКТ на уроках биологии, как способ повышения мотивации обучающихся с ОВЗ

СТАТЬЯ Использование ИКТ на уроках биологии, как способ повышения мотивации обучающихся с ОВЗ...