Программа учебного курса "Основные вопросы информатики"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является основой для составления авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования курса учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_informatika_10-11_1.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Комитет образования Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области
МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса
«Основные вопросы информатики»
для обучающихся 10 – 11 классов
на 2020-2021 уч.год
Учитель математики и информатики: Игракова Е.Ю.
Требования к уровню подготовки учащихся полностью соответствуют результатам обучения, предусмотренным федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
В результате изучения учебного курса: Основные вопросы информатики учащиеся 10 класса должны
знать:
- Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
- структуру предметной области информатики;
- основные задачи теоретической информатики;
- основные задачи прикладной информатики;
- состав технических и программных средств информатизации;
- виды новых информационных технологий (НИТ);
- Что такое информационные процессы;
- Функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
- понятия «шифрование», «дешифрование»;
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
- определение бита с алфавитной т.з.;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержания сообщения;
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем: целесообразность, целостность;
- что такое «системный подход» в науке и практике;
- чем отличаются естественные и искусственные системы;
- какие типы связей действуют в системах;
- роль информационных процессов в системах;
- состав и структуру систем управления;
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума;
- основные типы задач обработки информации;
- понятие исполнителя обработки информации;
- понятие алгоритма обработки информации;
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры;
- алгоритм последовательного поиска;
- алгоритм поиска половинным делением;
- что такое блочный поиск;
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
- какая информация требует защиты
- виды угроз для числовой информации
- физические способы защиты информации
- программные средства защиты информации
- что такое криптография
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
- что такое модель;
- этапы создания компьютерной информационной модели;
- что такое графы и какие существуют типы графов;
- что такое деревья и сети;
- основные типы табличных информационных моделей;
- способы перехода от графа к табличной форме представления системы;
- что такое алгоритм, его свойства и виды;
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- что такое трассировка алгоритма;
- назначение программного обеспечения и его состав;
- прикладные программы и их назначение;
- системное ПО; функции операционной системы;
- что такое системы программирования;
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел;
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
- принципы представления вещественных чисел;
- представление текста;
- представление изображения; цветовые модели;
- в чем различие растровой и векторной графики;
- дискретное (цифровое) представление звука;
- назначение и топологии локальных сетей;
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
- основные функции сетевой операционной системы;
- историю возникновения и развития глобальных сетей;
- что такое Интернет;
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен);
- способы организации связи в Интернете;
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP;
- основные режимы работы различных ранее изученных программ (текстовых, табличных, графических редакторов, СУБД, мастера создания презентаций);
- назначение и основные приемы работы в программе создания видеороликов Windows Movie Maker.
уметь:
- Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- работать в среде MS Windows;
- Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные;
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
- применять меры защиты личной информации на ПК;
- ориентироваться в граф-моделях;
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
- строить табличные модели по вербальному описанию системы;
- решать логические задачи с помощью информационных моделей (графов, таблиц).
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы;
- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
- работать с ранее изученными программами (текстовых, табличных, графических редакторов, СУБД, мастера создания презентаций);
- использовать антивирусные программы;
- работать в Интернете с электронной почтой;
- работать с браузером WWW;
- работать с поисковыми серверами WWW.
В результате изучения учебного курса: Основные вопросы информатики учащиеся 11 класса должны
знать:
- назначение и организацию информационных систем;
- классификацию информационных систем;
- что такое гипертекст, гиперссылка;
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки);
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организация, назначение;
- что такое поисковый указатель: организация, назначение;
- какие существуют средства для создания web-страниц;
- в чем состоит проектирование web-сайта;
- что значит опубликовать web-сайт;
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц;
- что такое ГИС;
- области приложения ГИС;
- как устроена ГИС;
- приемы навигации в ГИС;
- что такое база данных (БД); классификацию БД;
- структуру реляционной базы данных (РБД);
- основные этапы проектирования информационно-справочной системы;
- основные этапы проектирования реляционной базы данных;
- основные этапы создания реляционной базы данных;
- что такое СУБД;
- какие существуют типы запросов к РБД;
- структуру команды запроса на выборку;
- структуру команды запроса на удаление;
- способы сортировки данных;
- что такое вычисляемые поля в РБД; как они используются в запросах;
- чем отличается отчет от запроса;
- какие дополнительные функции, по сравнению с информационно-справочными системами, выполняют автоматизированные системы управления;
- какие три характерные задачи планирования и управления решаются с помощью ЭВМ;
- какие виды обработки информации можно выполнять с помощью электронных таблиц;
- какие основные типы диаграмм можно строить с помощью табличного процессора; в каких случаях удобно использовать тот или иной тип;
- что такое математическая модель;
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель;
- для чего используется метод наименьших квадратов;
- что такое прогнозирование по регрессионной модели;
- что такое глобальные процессы;
- что такое корреляционная зависимость;
- какие задачи решаются с помощью корреляционного анализа;
- какая величина является количественной мерой корреляции; какие значения она принимает;
- что такое оптимальное планирование;
- что такое плановые показатели, ресурсы, стратегическая цель;
- какие математические методы используются для решения задач оптимального планирования;
- возможности табличного процессора для решения задач оптимального планирования;
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
уметь:
- Ориентироваться в типовом интерфейсе операционных систем: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- автоматически создавать оглавление документа;
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе;
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word;
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС;
- проектировать многотабличную базу данных;
- ориентироваться в среде СУБД MS Access;
- ориентироваться в среде СУБД OpenOffice.org Base;
- создавать структуру базы данных и заполнять ее данными;
- осуществлять в MS Access запросы на выборку с использованием конструктора запросов;
- работать с формами;
- осуществлять запросы на удаление;
- осуществлять сортировку данных;
- получать отчеты;
- ориентироваться в среде табличного процессора MS Excel;
- реализовать расчеты и графическую обработку данных в MS Excel;
- получать регрессионные модели по статистическим данным средствами MS Excel;
- прогнозировать по регрессионным моделям;
- осуществлять анализ корреляционных зависимостей с помощью функции KOPPEJI в ЭТ;
- решать задачи оптимального планирования применением функции «Поиск решений» в MS Excel;
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Содержание программы учебного предмета
тема
| Количество часов | Основные вопросы | Практические и творческие работы | Количество контрольных работ и формы контроля |
Информация | 6 | Предмет информатики. Содержание и структура информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Объемный и содержательный подход. Единицы измерения информации. | ||
Информационные процессы в системах | 9 | Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Поиск данных. Защита информации. | ||
Информационные модели | 9 | Компьютерное информационное моделирование. Некоторые задачи информационного моделирования. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Решение логических задач с помощью информационных моделей по материалам ЕГЭ. Пример структуры данных – модели предметной области. Алгоритм как модель деятельности. | ||
Программно-технические системы реализации информационных процессов | 9 | Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. Программное обеспечение компьютера. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука и видео. Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей. | ||
Технология использования и разработки информационных систем | 22 | Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. работа с документами, сохранение документа. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Интернет как глобальная информационная система. Адресация в сети Интернет. WWW – всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Геоинформационные системы. База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание и заполнение многотабличной базы данных. Запросы как приложения ИС. Логические условия выбора данных. | ||
Технология информационного моделирования | 8 | Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. О статистике и статистических данных. Метод наименьших квадратов. Построение регрессионных моделей. Прогнозирование по регрессионной модели. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования. | ||
Основы социальной информатики | 4 | Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. | ||
Повторение | 2 | 2 |
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тема урока |
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Введение. Структура информатики. Понятие информации. | |
Представление информации, языки, кодирование | |
Измерение информации. Объемный (алфавитный) подход. | |
Измерение информации. Содержательный подход. | |
Решение задач по теме «Измерение информации» | |
Информация | |
Что такое система. | |
Информационные процессы в естественных и искусственных системах. | |
Хранение информации. | |
Передача информации. Решение задач. | |
Обработка информации и алгоритмы. | |
Автоматическая обработка информации. Составление программ. | |
Поиск данных. | |
Защита информации. Решение задач на кодирование и декодирование. | |
Информационные процессы в системах (тестирование) | |
Компьютерное информационное моделирование. | |
Построение табличных информационных моделей. | |
Некоторые задачи информационного моделирования | |
Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы | |
Решение логических задач с помощью информационных моделей по материалам ЕГЭ. (С помощью графов) | |
Решение логических задач с помощью информационных моделей по материалам ЕГЭ. (С помощью таблиц, матриц) | |
Пример структуры данных – модели предметной области. | |
Алгоритм как модель деятельности. | |
Информационные модели | |
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации | |
Программное обеспечение компьютера. Создание презентации в программе PowerPoint. | |
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Обработка числовых данных в программе Калькулятор. | |
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука и видео. Знакомство с программой создания видеороликов Киностудия Windows Live . | |
Создание видеоролика в программе Киностудия Windows Live (Windows Movie Maker). | |
Развитие архитектуры вычислительных систем. | |
ПА диагностическая работа | |
Организация локальных сетей. Работа в локальной сети. | |
Организация глобальных сетей. Прием и передача информации в глобальной сети Интернет. Архивирование файлов и распаковка архивов. | |
Повторение по теме «Информация» |
11 класс
№ | Тема |
1 | Вводный инструктаж по ТБ и правила поведения в компьютерном классе. Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. |
2 | Входная диагностическая работа. |
3 | Компьютерный текстовый документ как структура данных. |
4 | Работа в среде ТР. Использование закладок и гиперссылок. Работа в среде ТР. Создание внешних ссылок на файлы, Web-страницы и адреса электронной почты. |
5 | Работа в текстовом редакторе |
6 | Интернет как глобальная информационная система. Адресация в сети Интернет. |
7 | WWW – всемирная паутина. Работа с браузерами. Просмотр Web-страниц. |
8 | Средства поиска данных в Интернете. Работа с поисковыми системами. |
9 | Web-сайт – гиперструктура данныхПроектирование Web-сайта. |
10 | Создание Web-сайта средствами ТП MS Word. |
11 | Защита проекта « Web-сайт». |
12 | Геоинформационные системы. |
13 | База данных – основа информационной системы. |
14 | Проектирование многотабличной базы данных. |
15 | Создание и заполнение многотабличной базы данных. |
16 | Запросы как приложения ИС. Реализация простых запросов на выборку. |
17 | Логические условия выбора данных. |
18 | Реализация составных запросов на выборку. |
19 | Запросы к полной базе данных. Удаление записей. Вычисляемые поля |
20 | Реализация сложных запросов |
21 | Этап создания отчета в Базе данных. Создание отчетов в СУБД. |
22 | Информационные системы |
23 | Моделирование зависимостей между величинами. Построение табличных и графических моделей средствами ЭТ. |
24 | Модели статистического прогнозирования. О статистике и статистических данных. |
25 | Метод наименьших квадратов. Построение регрессионных моделей . |
26 | Прогнозирование по регрессионной модели. |
27 | Моделирование корреляционных зависимостей. |
28 | Модели оптимального планирования. |
29 | Технологии информационного моделирования |
30 | ПА. диагностическая работа |
31 | Информационные ресурсы. |
32 | Информационное общество |
33 | Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. |
34 | Повторение по теме «Информационные технологии» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Программа факультатива «Избранные вопросы информатики»
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 10 класс...
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Программа элективного курса "Основные вопросы информатики"
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по инф...
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....