Программа учебного курса "Основные вопросы информатики"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Игракова Евгения Юрьевна

Программа по информатике определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является основой для составления авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования курса учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_informatika_10-11_1.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Комитет образования Администрации МО "Вяземский район" Смоленской области

МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса  

«Основные вопросы информатики»

для обучающихся 10 – 11 классов

на 2020-2021 уч.год

Учитель математики и информатики: Игракова Е.Ю.

Требования к уровню подготовки учащихся полностью соответствуют результатам обучения, предусмотренным федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

   В результате изучения учебного курса: Основные вопросы информатики учащиеся 10 класса  должны

знать:

  • Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
  • структуру предметной области информатики;
  • основные задачи теоретической информатики;
  • основные задачи прикладной информатики;
  • состав технических и программных средств информатизации;
  • виды новых информационных технологий (НИТ);
  • Что такое информационные процессы;
  • Функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
  • примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
  • понятия «шифрование», «дешифрование»;
  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
  • определение бита с алфавитной т.з.;
  • связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);
  • связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
  • определение бита с позиции содержания сообщения;
  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
  • основные свойства систем: целесообразность, целостность;
  • что такое «системный подход» в науке и практике;
  • чем отличаются естественные и искусственные системы;
  • какие типы связей действуют в системах;
  • роль информационных процессов в системах;
  • состав и структуру систем управления;
  • историю развития носителей информации;
  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
  • модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
  • понятие «шум» и способы защиты от шума;
  • основные типы задач обработки информации;
  • понятие исполнителя обработки информации;
  • понятие алгоритма обработки информации;
  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
  • определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
  • устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
  • что такое «структура данных»; какие бывают структуры;
  • алгоритм последовательного поиска;
  • алгоритм поиска половинным делением;
  • что такое блочный поиск;
  • как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
  • какая информация требует защиты
  • виды угроз для числовой информации
  • физические способы защиты информации
  • программные средства защиты информации
  • что такое криптография
  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
  • что такое модель;
  • этапы создания компьютерной информационной модели;
  • что такое графы и какие существуют типы графов;
  • что такое деревья и сети;
  • основные типы табличных информационных моделей;
  • способы перехода от графа к табличной форме представления системы;
  • что такое алгоритм, его свойства и виды;
  • способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • что такое трассировка алгоритма;
  • назначение программного обеспечения и его состав;
  • прикладные программы и их назначение;
  • системное ПО; функции операционной системы;
  • что такое системы программирования;
  • основные принципы представления данных в памяти компьютера;
  • представление целых чисел;
  • диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
  • принципы представления вещественных чисел;
  • представление текста;
  • представление изображения; цветовые модели;
  • в чем различие растровой и векторной графики;
  • дискретное (цифровое) представление звука;
  • назначение и топологии локальных сетей;
  • технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
  • основные функции сетевой операционной системы;
  • историю возникновения и развития глобальных сетей;
  • что такое Интернет;
  • систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен);
  • способы организации связи в Интернете;
  • принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP;
  • основные режимы работы различных ранее изученных программ (текстовых, табличных, графических редакторов, СУБД, мастера создания презентаций);
  • назначение и основные приемы работы в программе создания видеороликов Windows Movie Maker.

уметь:

  • Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • работать в среде MS Windows;
  • Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
  • выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
  • анализировать состав и структуру систем;
  • различать связи материальные и информационные;
  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи;
  • составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
  • осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
  • осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
  • применять меры защиты личной информации на ПК;
  • ориентироваться в граф-моделях;
  • строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
  • строить табличные модели по вербальному описанию системы;
  • решать логические задачи с помощью информационных моделей (графов, таблиц).
  • строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
  • осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы;
  • получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
  • вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
  • работать с ранее изученными программами (текстовых, табличных, графических редакторов, СУБД, мастера создания презентаций);
  • использовать антивирусные программы;
  • работать в Интернете с электронной почтой;
  • работать с браузером WWW;
  • работать с поисковыми серверами WWW.

В результате изучения учебного курса: Основные вопросы информатики учащиеся 11 класса  должны

знать:

  • назначение и организацию информационных систем;
  • классификацию информационных систем;
  • что такое гипертекст, гиперссылка;
  • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки);
  • назначение  коммуникационных служб Интернета;
  • назначение информационных служб Интернета;
  • что такое прикладные протоколы;
  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
  • что такое  поисковый каталог: организация, назначение;
  • что такое поисковый указатель: организация, назначение;
  • какие существуют средства для создания web-страниц;
  • в чем состоит проектирование web-сайта;
  • что значит опубликовать web-сайт;
  • возможности текстового процессора по созданию web-страниц;
  • что такое ГИС;
  • области приложения ГИС;
  • как устроена ГИС;
  • приемы навигации в ГИС;
  • что такое база данных (БД); классификацию БД;
  • структуру реляционной базы данных (РБД);
  • основные этапы проектирования информационно-справочной системы;
  • основные этапы проектирования реляционной базы данных;
  • основные этапы создания реляционной базы данных;
  • что такое СУБД;
  • какие существуют типы запросов к РБД;
  • структуру команды запроса на выборку;
  • структуру команды запроса на удаление;
  • способы сортировки данных;
  • что такое вычисляемые поля в РБД; как они используются в запросах;
  • чем отличается отчет от запроса;
  • какие дополнительные функции, по сравнению с информационно-справочными системами, выполняют автоматизированные системы управления;
  • какие три характерные задачи планирования и управления решаются с помощью ЭВМ;
  • какие виды обработки информации можно выполнять с помощью электронных таблиц;
  • какие основные типы диаграмм можно строить с помощью табличного процессора; в каких случаях удобно использовать тот или иной тип;
  • что такое математическая модель;
  • для решения каких практических задач используется статистика;
  • что такое регрессионная модель;
  • для чего используется метод наименьших квадратов;
  • что такое прогнозирование по регрессионной модели;
  • что такое глобальные процессы;
  • что такое корреляционная зависимость;
  • какие задачи решаются с помощью корреляционного анализа;
  • какая величина является количественной мерой корреляции; какие значения она принимает;
  • что такое оптимальное планирование;
  • что такое плановые показатели, ресурсы, стратегическая цель;
  • какие математические методы используются для решения задач оптимального планирования;
  • возможности табличного процессора для решения задач оптимального планирования;
  • что такое информационные ресурсы общества;
  • из чего складывается рынок информационных ресурсов;
  • что относится к информационным услугам;
  • в чем состоят основные черты информационного общества;
  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;
  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
  • основные законодательные акты в информационной сфере;
  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

уметь:

  • Ориентироваться в типовом интерфейсе операционных систем: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • автоматически создавать оглавление документа;
  • организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе;
  • работать с электронной почтой;
  • извлекать данные из файловых архивов;
  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
  • создать несложный web-сайт с помощью MS Word;
  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС;
  • проектировать многотабличную базу данных;
  • ориентироваться в среде СУБД MS Access;
  • ориентироваться в среде СУБД OpenOffice.org Base;
  • создавать структуру базы данных и заполнять ее данными;
  • осуществлять в MS Access запросы на выборку с использованием конструктора запросов;
  • работать с формами;
  • осуществлять запросы на удаление;
  • осуществлять сортировку данных;
  • получать отчеты;
  • ориентироваться в среде табличного процессора MS Excel;
  • реализовать расчеты и графическую обработку данных в MS Excel;
  • получать регрессионные модели по статистическим данным средствами MS Excel;
  • прогнозировать по регрессионным моделям;
  • осуществлять анализ корреляционных зависимостей с помощью функции KOPPEJI в ЭТ;
  • решать задачи оптимального планирования применением функции «Поиск решений» в MS Excel;
  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Содержание программы учебного предмета

тема                        

        

Количество часов

Основные вопросы

Практические

и творческие

работы

Количество контрольных

 работ и формы контроля

Информация

6

Предмет информатики. Содержание и структура информатики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Объемный и содержательный подход. Единицы измерения информации.

Информационные процессы в системах

9

Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Поиск данных. Защита информации.  

Информационные модели  

9

Компьютерное информационное моделирование. Некоторые задачи информационного моделирования. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Решение логических задач с помощью информационных моделей по материалам ЕГЭ. Пример структуры данных – модели предметной области. Алгоритм как модель деятельности.

Программно-технические системы реализации информационных процессов

9

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. Программное обеспечение компьютера. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука и видео. Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей.

Технология использования и разработки информационных систем  

22

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. работа с документами, сохранение документа. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Интернет как глобальная информационная система. Адресация в сети Интернет. WWW – всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных. Геоинформационные системы. База данных – основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание и заполнение многотабличной базы данных. Запросы как приложения ИС. Логические условия выбора данных.

Технология информационного моделирования

8

Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. О статистике и статистических данных. Метод наименьших квадратов. Построение регрессионных моделей. Прогнозирование по регрессионной модели. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

Основы социальной информатики  

4

Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

Повторение

2

2

Тематическое планирование

10 класс

Тема урока

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете информатики. Введение. Структура информатики. Понятие информации. 

Представление информации, языки, кодирование

Измерение информации. Объемный  (алфавитный) подход.

Измерение информации. Содержательный подход.

Решение задач по теме «Измерение информации»

Информация

Что такое система.

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

Хранение информации.

Передача информации. Решение задач.

Обработка информации и алгоритмы.

Автоматическая обработка информации. Составление программ.

Поиск данных.

Защита информации. Решение задач на кодирование и декодирование.

Информационные процессы в системах (тестирование)  

Компьютерное информационное моделирование.

Построение табличных информационных моделей.

Некоторые задачи информационного моделирования

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы

Решение логических задач с помощью информационных моделей по материалам ЕГЭ. (С помощью графов)

Решение логических задач с помощью информационных моделей по материалам ЕГЭ. (С помощью  таблиц, матриц)

Пример структуры данных – модели предметной области.  

Алгоритм как модель деятельности.

Информационные модели

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации

Программное обеспечение компьютера. Создание презентации в программе PowerPoint.

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Обработка числовых данных в программе Калькулятор.

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука и видео. Знакомство с программой создания видеороликов  Киностудия Windows Live .

Создание видеоролика в программе  Киностудия Windows Live (Windows Movie Maker).

Развитие архитектуры вычислительных систем.

ПА диагностическая работа

Организация локальных сетей. Работа в локальной сети.

Организация глобальных сетей. Прием и передача информации  в глобальной сети  Интернет. Архивирование файлов и распаковка архивов.

Повторение по теме «Информация»


11 класс

Тема

1

Вводный инструктаж по ТБ и правила поведения в компьютерном классе. Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС.

2

Входная диагностическая работа.

3

Компьютерный текстовый документ как структура данных. 

4

Работа в среде ТР. Использование закладок и гиперссылок. Работа в среде ТР. Создание внешних ссылок на файлы, Web-страницы и адреса электронной почты.

5

Работа в текстовом редакторе

6

Интернет как глобальная информационная система. Адресация в сети Интернет.

7

WWW – всемирная паутина.    Работа с браузерами. Просмотр Web-страниц.

8

Средства поиска данных в Интернете.  Работа с поисковыми системами.

9

Web-сайт – гиперструктура данныхПроектирование Web-сайта.

10

Создание Web-сайта средствами ТП MS Word.

11

Защита проекта « Web-сайт».

12

Геоинформационные системы.

13

База данных – основа информационной системы.

14

Проектирование многотабличной базы данных.

15

Создание и заполнение многотабличной базы данных.

16

Запросы как приложения ИС. Реализация простых запросов на выборку.

17

Логические условия выбора данных.

18

  Реализация составных запросов на выборку.

19

Запросы к полной базе данных. Удаление записей. Вычисляемые поля

20

Реализация сложных запросов

21

Этап создания отчета в Базе данных. Создание отчетов в СУБД.

22

Информационные системы

23

Моделирование зависимостей между величинами. Построение табличных и графических моделей средствами ЭТ.

24

Модели статистического прогнозирования. О статистике и статистических данных.

25

Метод наименьших квадратов. Построение регрессионных моделей .

26

Прогнозирование по регрессионной модели.

27

Моделирование корреляционных зависимостей.

28

Модели оптимального планирования. 

29

Технологии  информационного моделирования

30

ПА. диагностическая работа

31

Информационные ресурсы.

32

Информационное общество

33

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

34

Повторение по теме «Информационные технологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Программа элективного курса "Основные вопросы информатики"

Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по инф...

Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....

Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....