План-конспект обобщающего урок по информатике "Дискретное представление информации". 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
План-конспект обобщающего урок по информатике "Дискретное представление информации". 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_seminar.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Дискретное представление информации"
Цели:
- образовательные: проверить уровень усвоения знаний учащимися по теме «Дискретное представление информации», сформировать у обучающихся способность применять полученные знания при решении практических задач;
- развивающие: развивать творческое и логическое мышление, умение сравнивать и анализировать полученные результаты исследования, обобщать и делать выводы;
-воспитательные: расширять общеобразовательный кругозор, воспитывать внимание, активность, формировать самостоятельность, упорство в достижении цели.
Задачи:
- Повторить способы кодирования различных видов информации по способу представления (текстовой, числовой, графической, звуковой).
- Уметь решать задачи на различные способы кодирования.
- Повторить правила техники безопасности и организации рабочего места в компьютерном классе, выполнить практическую работу на компьютере;
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Формы и методы обучения:
- индивидуальная работа – выполнение заданий на листах, фронтальный опрос, работа на компьютере, выполнение творческих заданий;
Структура урока:
- Орг.момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация.
- Систематизация и обобщение.
- Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
- Проверка уровня обученности.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте. Садитесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что каждый из вас, настроен сегодня на продуктивную работу. Нам с Вами придется много поработать, вспомнить все, о чем говорили на прошлых уроках.
2. Целеполагание и мотивация
Итак, первое задание: Задана двоичная последовательность закодированных с помощью таблицы ASCII символов. Определите эту последовательность символов.
11100100 11101000 11110001 11101010 11110000 11100101 11110010 11101101 11101110 11100101 | 11101111 11110000 11100101 11100100 11110001 11110010 11100000 11100010 11101011 11100101 11101101 11101000 11100101 | 11101000 11110100 11101000 |
Для выполнения задания необходимо воспользоваться таблицей кодов в системе ASCII. Ответ: «Представление информации». Тема нашего сегодняшнего урока «Дискретное представление информации». То есть о чем мы будем сегодня говорить. О том, как представляется информация в памяти компьютера. А также вспомним, что такое информация. Таким образом, мы будем повторять тему «Дискретные модели данных в компьютере. Представление числовой, текстовой, графической и звуковой информации».
3. Актуализация.
Второе задание – ответы на вопросы, устно
- Что же такое "информация"?
В переводе с латинского языка "informatio" - разъяснение, изложение.
- Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
- Какие-то знания об объектах, процессах, явлениях.
- Генетическая информация - совокупность наследственных признаков, передаваемых от клетки к клетке, от организма к организму.
В науке информация - это отражение реального мира с помощью знаков и сигналов.
- Какие же виды информации может обрабатывать современный компьютер? Текстовую, числовую, графическую и звуковую информацию.
- Какой способ кодирования используется для представления информации в памяти компьютера? Каждый вид информации представлен в двоичном коде, т.е. в виде 0 и 1.
- Почему именно двоичная система счисления положена в основу кодирования? Технические устройства могут со 100% надежностью сохранять и распознавать не более двух различных состояний (цифр):
- участок поверхности магнитного носителя информации (намагничен/не намагничен);
- участок поверхности лазерного диска (отражает/не отражает);
- удобно представлять информацию в виде последовательности электрических импульсов: импульс отсутствует (0), импульс есть (1).
- Что такое система счисления? И какая система счисления используется в компьютерах? Совокупность правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
- Что такое кодировочная таблица? Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера. Какие известны ASCII, Widowы,Unicode.
- Что такое растр? Графическая сетка, из горизонтальных строк и вертикальных столбцов, образуемая пикселями на экране.
- Глубина кодирования звука? Количество бит, отводимое на один звуковой сигнал. Частот дискретизации? Количество измерений уровней сигнала за 1секунду.
- Какие числа записаны неправильно?
201А51(6)
650145(7)
111201(2)
727095(10)
201023(3)
1011001(2)
125497(8)
701567(8)
1,3,5,7. В каждом из них используются недопустимые символы. Число, которое обозначает символ больше основания системы счисление, чего быть не должно.
- Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
Итак, два задания мы с вами выполнили, переходим к третьему заданию - применяем учебный материал в знакомой учебной ситуации.
- Нарисовать рисунок по двоичному коду при условии, что битовая глубина равна двум.
| |||||
001100
010100
001100
010100
010100
010100
2. Решим задачи: 1. Текст занимает в памяти компьютера 0,25 Кб памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст? = 0,25*8*1024=2048 бит, =8 бит (компьютерный текст), отсюда следует .
2. Какой объем памяти необходимо выделить под хранение растрового изображения размером 64 х 64 пикселей, если в палитре изображения 16 цветов?
Дано Решение
N=16 V=i*X*Y, нам нужно найти еще i
X=64 N=2i 16=2i i=6 бит, V=6*64*64=24576бит=3Кбайт
Y=64
-?
3. Оцените информационный объем моноаудиофайла длительностью звучания 20 с, если глубина кодирования и частота дискретизации звукового сигнала равны соответственно 8 бит и 8 кГц.
Дано Решение
t= 20с V=k•i•ν•t, V=1*8*8000*20=1280000бит=156,25Кбайт
i=8 бит
ν=8000Гц
k=1 (кол-во дорожек. Моно – 1. Стерео - 2)
V-?
Чтобы применить учебный материал в новой учебной ситуации, Вам необходимо выполнить практическую работу на компьютере. Это будет четвертое задание.
Но прежде чем приступить к выполнению работы немного отдохнем, проведем физминутку для глаз.
Физминутка
Повторим правила ТБ работа за компьютером.(выбрать из имеющихся)
Практическая работа.
1. Используем кодировочные таблицы
№1 Закодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII и представьте в шестнадцатеричной системе счисления следующие тексты:
- Password;
- Windows;
- Информация;
- Paint.
Решение:
1Найдите в кодовой таблице ASCII коды соответствующих символов (в десятичной системе счисления)
2Переведите коды с помощью калькулятора в шестнадцатеричную систему счисления.
№2Декодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII следующие тексты, заданные шестнадцатеричным кодом:
- 54 6F 72 6E 61 64 6F;
- 49 20 6С 6F 76 65 20 79 6F 75;
- 32 2A 78 2B 79 3D 30.
2. Используем ПО (текстовый редактор Блокнот).
Блокнот позволяет работать с текстами в кодировках ANSI и Unicode, а также выполнять преобразование из одного формата в другой. Для этого при сохранении документа выберите нужную кодировку в соответствующем поле.
№1
Перейдите от двоичного кода к десятичному и декодируйте следующие тексты:
а) 01010101 01110000 0100000 00100110 00100000 01000100 1101111 01110111 01101110;
б) 01001001 01000010 01001101;
в) 01000101 01101110 01110100 01100101 01110010
Решение:
1. Переведите коды из двоичной системы счисления в десятичную.
2. Запустите текстовый редактор Блокнот.
3. Включить клавишу Num Lock. Удерживая клавишу Alt, набрать код символа на цифровой клавиатуре. Отпустить клавишу Alt, на экране появится соответствующая буква.
№2.
Декодируйте следующие тексты, заданные десятичным кодом:
- 087 111 114 100;
- 068 079 083;
- 080 097 105 110 116.
Решение:
Запустите текстовый редактор Блокнот. Включить клавишу Num Lock. Удерживая клавишу Alt, набрать код символа на цифровой клавиатуре. Отпустить клавишу Alt, на экране появится соответствующая буква.
3.Используем Калькулятор и лист с клетками.
| |||||
Дана последовательность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе по теме "Движение тела. Масса""
План-конспект урока...
План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...
План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс
План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс...
Travelling in Time. План-конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе.
Данный урок рзработан к учебнику К.Кауфман "Happy English.ru" Целью урока является повторение и обобщение употребления времени Future Simple....
План - конспект урока информатики Тема урока: Наглядные формы представления информации
Представлены материалы, участвовавшие в районном конкурсе учителей информатики...
план-конспект с презентацией урока "Олимпийские игры" в 5 классе
Использование метода кластеров (технология критического мышления) на уроке истории...
План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».
Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...