План-конспект обобщающего урок по информатике "Дискретное представление информации". 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Митрошина Елена Акиповна

План-конспект обобщающего урок по информатике "Дискретное представление информации". 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_seminar.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Дискретное представление информации"

Цели:

- образовательные:  проверить уровень усвоения знаний учащимися по  теме «Дискретное представление информации», сформировать у обучающихся способность применять полученные знания при решении практических задач;

- развивающие: развивать творческое и логическое мышление, умение сравнивать и анализировать полученные результаты исследования, обобщать и делать выводы;

-воспитательные: расширять общеобразовательный кругозор, воспитывать внимание, активность, формировать самостоятельность, упорство в достижении цели.

Задачи:

  1. Повторить способы кодирования различных видов информации по способу представления (текстовой, числовой, графической, звуковой).
  2. Уметь решать задачи на различные способы кодирования.
  3. Повторить правила техники безопасности и организации рабочего места в компьютерном классе, выполнить практическую работу на компьютере;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Формы и методы обучения:

  • индивидуальная работа – выполнение заданий на листах, фронтальный опрос, работа на компьютере, выполнение творческих заданий;

Структура урока:

  • Орг.момент.
  • Целеполагание и мотивация.
  • Актуализация.
  • Систематизация и обобщение.
  • Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
  • Проверка уровня обученности.
  • Информация о домашнем задании.
  • Подведение итогов.
  • Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте. Садитесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что каждый из вас, настроен сегодня на продуктивную работу. Нам с Вами придется много поработать, вспомнить все, о чем говорили на прошлых уроках.  

2. Целеполагание и мотивация

Итак, первое задание: Задана двоичная последовательность закодированных с помощью таблицы ASCII символов. Определите эту последовательность символов.

11100100

11101000

11110001

11101010

11110000

11100101

11110010

11101101

11101110

11100101

11101111

11110000

11100101

11100100

11110001

11110010

11100000

11100010

11101011

11100101

11101101

11101000

11100101

11101000
11101101

11110100
11101110
11110000
11101100
11100000
11110110
11101000

11101000

Для выполнения задания необходимо воспользоваться таблицей кодов в системе ASCII. Ответ:  «Представление информации». Тема нашего сегодняшнего урока «Дискретное представление информации». То есть о чем мы будем сегодня говорить. О том, как представляется информация в памяти компьютера. А также вспомним, что такое информация. Таким образом, мы будем повторять тему «Дискретные модели данных в компьютере. Представление числовой, текстовой, графической и звуковой информации».

3. Актуализация.

 Второе задание – ответы на вопросы, устно

  1. Что же такое "информация"?

В переводе с латинского языка "informatio" - разъяснение, изложение.

  • Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
  • Какие-то знания об объектах, процессах, явлениях.
  • Генетическая информация - совокупность наследственных признаков, передаваемых от клетки к клетке, от организма к организму.

В науке информация - это отражение реального мира с помощью знаков и сигналов.

  1. Какие же виды информации может обрабатывать современный компьютер? Текстовую, числовую, графическую и звуковую информацию.
  2. Какой способ кодирования используется для представления информации в памяти компьютера? Каждый вид информации представлен в двоичном коде, т.е. в виде 0 и 1.
  3. Почему именно двоичная система счисления положена в основу кодирования? Технические устройства могут со 100% надежностью сохранять и распознавать не более двух различных состояний (цифр):
  • участок поверхности магнитного носителя информации (намагничен/не намагничен);
  • участок поверхности лазерного диска (отражает/не отражает);
  • удобно представлять информацию в виде последовательности электрических импульсов: импульс отсутствует (0), импульс есть (1).
  1. Что такое система счисления? И какая система счисления используется в компьютерах? Совокупность правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
  2. Что такое кодировочная таблица? Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера. Какие известны ASCII, Widowы,Unicode.
  3.  Что такое растр? Графическая сетка, из горизонтальных строк и вертикальных столбцов, образуемая пикселями на экране.
  4. Глубина кодирования звука? Количество бит, отводимое на один звуковой сигнал. Частот дискретизации? Количество измерений уровней сигнала за 1секунду.
  5. Какие числа записаны неправильно?

201А51(6)

650145(7)

111201(2)

727095(10)

201023(3)

1011001(2)

125497(8)

701567(8)

1,3,5,7. В каждом из них используются недопустимые символы. Число, которое обозначает символ больше основания системы счисление, чего быть не должно.

  1. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Итак, два задания мы с вами выполнили, переходим к третьему заданию -  применяем учебный материал в знакомой учебной ситуации.

  1. Нарисовать рисунок по двоичному коду при условии, что битовая глубина равна двум.

 

001100

010100

001100

010100

010100

010100

2. Решим задачи: 1. Текст занимает в памяти компьютера 0,25 Кб памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст?   = 0,25*8*1024=2048 бит, =8 бит (компьютерный текст), отсюда следует .

2. Какой объем памяти необходимо выделить под хранение растрового изображения размером 64 х 64 пикселей, если в палитре изображения 16 цветов?

Дано                  Решение

N=16        V=i*X*Y, нам нужно найти еще i

X=64                  N=2i  16=2i   i=6 бит,   V=6*64*64=24576бит=3Кбайт      

Y=64

 -?

3. Оцените информационный объем моноаудиофайла длительностью звучания 20 с, если глубина кодирования и частота дискретизации звукового сигнала равны соответственно 8 бит и 8 кГц.

Дано                          Решение

t= 20с           V=k•i•ν•t, V=1*8*8000*20=1280000бит=156,25Кбайт

i=8 бит                      

ν=8000Гц

k=1 (кол-во дорожек. Моно – 1. Стерео - 2)

V-?

Чтобы применить учебный материал в новой учебной ситуации, Вам необходимо выполнить практическую работу на компьютере. Это будет четвертое задание.

Но прежде чем приступить к выполнению работы немного отдохнем, проведем физминутку для глаз.

Физминутка

Повторим правила ТБ работа за компьютером.(выбрать из имеющихся)

Практическая работа.

1. Используем кодировочные таблицы

№1 Закодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII и представьте в шестнадцатеричной системе счисления следующие тексты:

  1. Password;
  2. Windows;  
  3. Информация;
  4. Paint.

Решение:

1Найдите в кодовой таблице ASCII коды соответствующих символов (в десятичной системе счисления)

2Переведите коды с помощью калькулятора в шестнадцатеричную систему счисления.  

№2Декодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII следующие тексты, заданные шестнадцатеричным кодом:

  1. 54 6F 72 6E 61 64 6F;  
  2. 49 20 6С 6F 76 65 20 79 6F 75;    
  3. 32 2A 78 2B 79 3D 30.    

2. Используем ПО (текстовый редактор Блокнот).

Блокнот позволяет работать с текстами в кодировках ANSI и Unicode,  а также выполнять преобразование из одного формата в другой. Для этого при сохранении документа выберите нужную кодировку в соответствующем поле.

№1

Перейдите от двоичного кода к десятичному и декодируйте следующие тексты:

а) 01010101 01110000 0100000 00100110 00100000 01000100 1101111 01110111 01101110;
б) 01001001 01000010 01001101;
в) 01000101 01101110 01110100 01100101 01110010

Решение:

1. Переведите коды из двоичной системы счисления в десятичную.
2. Запустите текстовый редактор Блокнот.
3. Включить клавишу Num Lock. Удерживая клавишу Alt, набрать код символа на цифровой клавиатуре. Отпустить клавишу Alt, на экране появится соответствующая буква.

№2.

Декодируйте следующие тексты, заданные десятичным кодом:

  1. 087 111 114 100;
  2. 068 079 083;
  3. 080 097 105 110 116.

Решение:

Запустите текстовый редактор Блокнот. Включить клавишу Num Lock. Удерживая клавишу Alt, набрать код символа на цифровой клавиатуре. Отпустить клавишу Alt, на экране появится соответствующая буква.

3.Используем Калькулятор и лист с клетками.

 

Дана последовательность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс

План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс...

Travelling in Time. План-конспект повторительно-обобщающего урока в 6 классе.

Данный урок рзработан к учебнику К.Кауфман "Happy English.ru" Целью урока является повторение и обобщение употребления времени Future Simple....

План - конспект урока информатики Тема урока: Наглядные формы представления информации

Представлены материалы, участвовавшие в районном конкурсе учителей информатики...

план-конспект с презентацией урока "Олимпийские игры" в 5 классе

Использование метода кластеров (технология критического мышления) на уроке истории...

План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...