Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Урок разработан в соответствии ФГОС. На первом этапе - это требования к планируемым результатам, далее ставиться цель урока. Предлагаются приемы активного целепологания. Предлагается работа по нескольким этапам урока, работа не только с учебником, но и практическая работа, тест на закрепление. Домашняя работа - это различные уровни сложности, где учащийся может выполнить работу, которая ему доступна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospriyatie_i_predstavlenie_informatsii._informatsionnye_protsessy.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Восприятие и представление информации. Информационные процессы
Требования к планируемым результатам
- формировать понятие информации;
- пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной речи;
- различать виды информации и способы восприятия информации человеком;
- выделять основные свойства информации;
- понимать основные виды информационных процессов;
- приводить примеры различных способов передачи информации, какие физические процессы при этом происходят;
- приводить примеры естественных языков и формальных; установление общего и различий в естественных и формальных языках.
- расширение и систематизация представлений о знаках и знаковых системах;
- систематизация представлений о языке как знаковой системе;
Цели урока:
предметные — общие представления об информации и её свойствах; информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации - в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
метапредметные — владение информационно - логическими умениями; выделение необходимой информации; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
личностные — наличие представлений об информации, как важнейшем ресурсе развития личности; понимание роли информационных процессов в современном мире; представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми; владение навыками анализа получаемой информации; формирование ответственного отношения к учению.
ПРИЕМЫ АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.
Работа над понятием
На данном уроке учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и просьба объяснить значение каждого слова. Затем определяется цель урока. Что в формулировке темы известно? Что значит информация? Как человек получает информацию? Какие органы чувств задействованы? А какими свойствами обладает информация?
Можно использовать на данном уроке другой прием
Подводящий диалог
На уроке ведется беседа, направленная на обобщение изученного ранее материала, конкретизацию, логику. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу недостаточно полного знания по теме. Возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные знания. Ставится цель.
- Работа с учебником (И.Г. Семакин 7 класс ФГОС п.2-3) (коммуникативные УУД)
a) Перечислите источники, из которых вы сегодня получили информацию
б) Какие органы чувств были задействованы?
с) Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?
д) Приведите примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией.
е) Что значит сортировка информации. Приведите примеры.
- Практическая работа. Можно выполнять в парах, можно индивидуально. (Регулятивные УУД)
А) Приведите примеры ситуаций, в которых информация: собирается, обрабатывается, передается, запоминается и оцените правильность подобранных примеров друг друга.
Б) Интересная задача на логическое мышление. (рабочая тетрадь). При решении задачи необходимо построить таблицу. Сильным ученикам можно попробовать решить самостоятельно, а более слабые учащиеся решают вместе с учителем.
Квадрат, круг, треугольник, ромб вырезаны из цветной бумаги: белой, синей, красной и зеленой. Круг не белый и не зеленый; синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой; треугольник не синий и не зеленый; квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Определить из бумаги каких цветов вырезаны фигуры.
В конце урока я даю небольшой тест на основные понятия для закрепления. Тестов готовых очень много и ученикам больше нравиться компьютер, но при отсутствии времени можно проверить знания с помощью презентации или раздать карточки. Обычно тест небольшой и состоит из 5 – 8 вопросов. (Личностные УУД)
Тест по теме:
- Что такое информация
а) сведения и знания из окружающего мира +
б) сведения, содержащиеся в научных теориях
в) сведения из библиотеки
2. С помощью каких органов чувств человек получает больший объем информации
а) органа осязания
б) органа слуха
в) органа зрения +
г) органа обоняния
д) вкусовых рецепторов
3. Назовите формальный язык
а) английский
б) китайский
в) дорожные знаки +
4. Укажите лишний объект с точки зрения способа представления информации:
а) фотография;
б) телефонный разговор; +
в) схема
5. Знания декларативные
а) я знаю, что .+
б) я знаю, как …
в) для того чтобы …
6. Сообщение информативно, если
а) пополняет знание +
б) красиво написано
в) ранее изучено
7. Учитель рассказывает о вредных привычках – это..
а) информация
б) сведения +
в) знание
Для проверки 7 вопросов «5»
6-5 вопросов «4»
4 вопроса «3»
<=3 вопросов «2»
По окончанию теста можно организовать проверку друг друга. Даются ключи, и ученики проверяют правильность ответов, и по шкале ставят оценки, что очень нравится ребятам.
Домашнее задание
Первый уровень – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ(базовый) МИНИМУМ (абсолютно понятно и посильно любому ученику).
Второй уровень – Повышенный (выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу).
Третий уровень – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (выполняется добровольно, стимулируется высокой оценкой).
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (Выбрать любые два вопроса теории и кратко ответить в тетради), выбрать практическую задачу и выполнить в тетради
- Назови основные виды информации (по способу восприятия и по форме представления).
- Приведи примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
- Назови виды информации, которые являются основными для человека, животных, технического устройства
- Каково значение информатики для развития общества?
- Приведи несколько бытовых примеров получения, хранения, передачи, обработки, использования информации.
- Нарисовать граф «Информационные процессы»
- При написании смс сообщения часто используют смайлики. Придумайте набор смайликов для выражения различных чувств.
ПОВЫШЕННЫЙ (Выбрать по желанию)
- Приведи пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
- Корреспондент телевидения, находясь на улице микрорайона, рассказывает с экрана о каком-то событии, в данном микрорайоне. Получаете ли вы при этом дополнительную информацию, кроме слов репортера? Если да, то какую и почему?
- Как вы понимаете смысл выражения «развитое информационное общество»? Приведите примеры таких обществ и поясните свой ответ.
- У Вовочки шалунья – резинка стерла согласные буквы. Помогите мальчику восстановить текст: _ы у_ее_ о_ _а_а_ы_а_ _ и_ _о_ _а_ию
(Ответ: Мы умеем обрабатывать информацию)
- Есть текст: Калужане любят домашних животных. Согласно опросам, собак содержат 32 % жителей города, 45 % имеют кошек, 15% заботятся о попугаях. Нередки в последнее время экзотические животные: игуаны (5 %) и пауки (3 %). Составить таблицу или граф.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
- Прав ли был Талейран, когда говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»? Как вы это понимаете?
- Составить кроссворд по теме: «Восприятие информации. Информационные процессы»
- Составить ребус по теме: «Восприятие информации. Информационные процессы» (н-р информация, кодирование, хранение)
Рефлексия.
В конце урока подводится итог.
Все ли задания были понятны?
Какое задание было сложно?
Как вы оцениваете свою работу? Спасибо за урок! До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие об информации. Представление информации. Информационная деятельность человека.
Понятие об информации. Представление информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы. 8 класс....
Информатика 10 класс тема "Информация, информационные процессы и измерение информации"
Презентации и самостоятельная работа по теме "Информация, её свойства и измерение"...
Урок по теме "Информация. Виды информации. Информационные процессы"
В материалле урока представлен тест для проверки знаний учеников 4-5 классов по данной теме. Тест создан в формате .html содержит 20 вопросов ( с выбором 1 правильного ответа), время ответа не о...
Презентация "Информация, информационные процессы, количество информации"
Презентация "Информация, информационные процессы, количество информации" предназначена для изучения данной темы в 10 классе....
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...
Информация и информационные процессы Тест, Информатика 7 класс Босова 2 варианта
Необходимо выбрать верные варианты ответа, и прислать мне на почту в тексовом документе....
План-конспект урока информатики в 7 классе. Вводный урок темы "Информация. Информационные процессы".
Цели: Формирование понятия об информации и о свойствах информации. Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации.Опорные понятия: сведения, знания, органы...