Исследовательский проект «Интернет... Друг или враг?»
проект по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Интернет. Друг или враг?.
МОУ «Пригорьевская средняяя школа»
Исследовательский проект
«Интернет... Друг или враг?»
Работу выполнила
ученица 8 класса
Балабан Лия
Учитель Петрова Е.В.
План
Введение
Основная часть
- Краткий анализ информационных источников по проблеме использования Интернета.
- Феномен «зависимости от Интернета».
- Признаки интернет-зависимости.
- Причины возникновения Интернет-зависимости.
- Преодоление Интернет-зависимости.
- Описание исследований, анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Новейшие компьютерные технологии, все новое и новое программное обеспечение, все более и более скоростной Интернет... они уже захватили наш мир, с этим даже спорить бесполезно.
Мы с трудом можем представить мир без этих двух составляющих. Слишком многое в нашей жизни стало зависеть именно от компьютерных систем и качественной работы Интернета.
Огромные пространства интернета ежедневно «заселяются» новыми жителями. Особенно активно внедряются в эту среду дети, подростки, молодёжь.
С каждым днём в интернете всё больше людей находят удовлетворение своих потребностей.
Во-первых, это уникальная возможность задать любой интересующий вас вопрос и немедленно получить на него ответ. Универсальная библиотека всех времен и народов.
Во-вторых, что самое главное, это общение и возможность самовыражения. То, чего нам катастрофически не хватает в жизни и без чего человек чувствует себя невостребованным.
Интернет — это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Причем безнаказанно. Это своего рода фантастический плацдарм для любых самых смелых романтических приключений, полетов воображения и виртуальной любви и дружбы.
Да, но у всякой медали есть оборотная сторона…
Что же такое Интернет? Как его использует современная молодёжь? Что он ей даёт? Как его надо использовать, что бы этот феномен был только во благо?
Тема исследования «Интернет. Благо или зло?» выбрана для исследования потому, что проблема последствий бездумного, неконтролируемого использования интернета, интернет-зависимости сейчас актуальна во всём мире. В России, к сожалению, в этом направлении ведётся не очень активная работа. Согласно результатам исследования на MSN.ru, более 55% родителей из всех стран, участвовавших в исследовании, считают, что разговаривать с детьми о безопасности в интернете так же необходимо, как и беседовать о половом созревании. В России так считают только 29% опрошенных родителей. Проблема безопасного использования интернета только во благо очень многогранна. Мы остановим своё внимание на одной её составляющей.
Цель исследования: изучение уровня, целей, последствий использования интернета, выявление состояния интернет-зависимости среди учащимися 7-9 классов.
Объект исследования: состояние интернет-зависимости.
Предмет исследования: особенности использования интернета старшими школьниками.
Задачи:
- Провести анализ существующих исследований, литературы для изучения проблем, возникающих при использовании интернета.
- Провести ряд исследований по использованию интернета учащимися 7-9 классов
- Выяснение возможной интернет-зависимости среди учащихся 7-9 классов
- Обобщить полученные результаты анализа литературы, существующих исследований, проведённых исследований.
Методы: анализ статистических данных, полученных в результате анкетирования учащихся 7-9 классов.
Основная часть
Не компьютер может довести человека, а интернет.
Замечательный русский психолог Алексей Леонтьев сказал в 1965 году:
«Избыток информации ведет к оскудению души».
Эти слова должны быть написаны на каждом сайте.
Сергей Капица
Сейчас я говорю. Пальцами по клавиатуре. И слушаю. Глазами, как глухой.
(фраза из чата)
- Краткий анализ информационных источников по проблеме использования Интернета.
- Феномен «зависимости от Интернета».
Вся наша культура становится более зависимой от интернета. Согласно ежегодному отчету RU-Center, Yandex и “ФОМ” (фонд общественного мнения) среди российского населения в возрасте старше 16 лет, полугодовая аудитория интернета составляет - 37.900.000 человек. Это около 32% населения. А месячная аудитория интернета - 34.800.000 человек (29%).
Кстати, согласно исследованиям, сегодня Россия занимает 8-ое место в мире по числу пользователей.
Неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета.
«Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида, осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную.
Этим разновидностям деятельности соответствуют глобальные изменения (трансформации) личности, которые в последнее время привлекли внимание широкой публики (конечно как однозначно негативные трансформации) и - в меньшей степени - исследователей:
1. Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций. Крайний вариант - хакерство.
2. Увлеченность компьютерными играми, в частности играми посредством Интернета. Крайний вариант - игромания.
3. Увлеченность сетевой коммуникацией. Крайний вариант - Интернет-аддикция.»[1]
В настоящее время интенсивно обсуждается феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» (Internet Addiction Disorder , или IAD).
Эта зависимость возникает посредством общения через Интернет, образуется благодаря его свойствам и характеристикам - тому, чего нет в других формах коммуникаций.
Проблема зависимости от Интернета постоянно изменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает серьезного изучения.
Феномен Интернет – зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года [2]. Интернет – зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line . Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.
- Признаки интернет-зависимости.
Исследователи приводят различные критерии, по которым вы можете судить об Интернет – зависимости. Так, Кимберли Янг [3] приводит четыре признака:
- Навязчивое желание проверить e-mail
- Постоянное желание следующего выхода в Интернет
- Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет
- Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
- Причины возникновения Интернет-зависимости.
К.Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37%), MUDs (28%), телеконференции (15%), E-mail (13%), WWW (7%), информационные протоколы (ftp, goper) (2%). Приведенные сервисы сети можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail, ко второй – информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет – независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве" [4]. То есть большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами, связанными с общением. Янг выделяет две группы среди интернет-зависимых: висящих на общении ради общения (91%) и висящих на информации. При этом по данным опроса Интернет-зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота использования (37%).
Отсюда исследователь делает вывод, что интернет-зависимые пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности творения виртуального героя (создания нового "Я"), что вызывает определенную реакцию окружающих, получения признания окружающих . Под социальной поддержкой авторы имеют в виду не просто эмоциональную поддержку, но и ощущение принадлежности к определенной группе людей, установление полезных контактов.
- Преодоление Интернет-зависимости.
- Признайте свою зависимость. «Патологическое использование компьютера» можно распознать по «симптомам» навязчивой потребности, пропущенным урокам и встречам, забытой и несделанной домашней работе, потере контакта с друзьями и родственниками.
- Определите проблемы, лежащие в основе зависимости. В зависимости от возраста человека, такие моменты, как неуверенность в будущем, трудность успевать в школе или проблемы социальных отношений, могут подвигнуть ребенка на побег в гостеприимные виртуальные миры.
- Решайте реальные проблемы. Стараясь избежать стрессовых ситуаций, мы только усложняем их. Вы можете найти репетитора, который поможет с домашним заданием, поможет начать решать социальные трудности, написать о том, что вас «гложет», или даже обратиться к специалисту.
- Контролируйте работу на компьютере. Совсем не обязательно полностью выключать его — можно просто ограничить время нахождения в Интернете. В зависимости от возраста родители или сам учащийся могут взять на себя эту ответственность. Все виды деятельности должны быть выстроены по их приоритетности. Общение в Интернете не должно происходить до выполнения домашней работы или других обязанностей.
- Проводите различие между интерактивной фантазией и полезным использованием Интернета. Таким образом, Интернет-зависимость, как и любая другая зависимость преодолима. Необходимо только чёткое осознание своей проблемы и желание избавиться от неё. Всё в ваших руках.
- Описание исследований, анализ результатов.
В связи с важностью данной проблемы среди учащихся 7-9 классов были проведены ряд исследований, в которых приняли участие 15 человек.
1 исследование.
Цель: определить количественный состав, использующих интернет
Результат: 100% опрошенных (!).
2 исследование.
Цель: определить приоритеты основных тенденций использования Интернет-ресурсов
Приоритетное использование интернета | Количество (чел.) |
Поиск информации | 9 (9%) |
Развлечения | 12 (11%) |
Общение | 13 (80 %) |
3 исследование.
Цель: определение временных затрат использования Интернета для разных целей
Использование интернета | Затрачиваемое время ( в среднем) |
Блуждание по сети | 0,5 ч |
Общение | Более 3 ч |
Обучение, поиск информации | 1ч |
4 исследование.
Цель: выявление категории интернет-зависимых учащихся
- Склонность к интернет-зависимости.
Не склонные к возникновению | 9 чел (62%) |
Склонные к возникновению | 6 чел. (38 %) |
- Наличие интернет-зависимости.
Количество баллов | Количество человек |
20-39 | 246%) |
40-49 | 7(20%) |
50-79 | 4 (25%) |
80 и более | 2(9%) |
5 исследование.
Выводы интернет-дискуссии, проведённой в феврале 2023 года между старшеклассниками
«+» Интернета | «-» Интернета | |
Огромный информационный ресурс | Отвыкание от книг | Интернет-зависимость!!! |
Путь избавления от одиночества | Замена реальных отношений виртуальными | |
Поддержание дружеских отношений на расстоянии | Перенос реальных интересов в виртуальный мир, сложность общения наяву | |
Возможность примерить на себя различные «роли» | «Безнаказанное» поведение снижает уровень ответственности | |
Возможность сэкономить деньги, найти работу в интернете | Риск стать компьютерным преступником | |
Лучшее усвоение языка | Риск стать компьютерным преступником | |
Укрепление самооценки | Упадок нравственности |
Заключение.
Мы провели исследование и выяснили, что интернет одновременно прекрасен и страшен, также, как многие другие величайшие изобретения человечества ( например, атомная энергия).
Наши исследования показали, что 15 человек относятся к группе «обычных пользователей Интернета». Они могут путешествовать по сети сколь угодно долго, т.к. умеют контролировать себя. Тревожит тот факт, что 7 человек находятся в «пограничном» состоянии, а 2 человека, согласно исследованию, интернет-зависимы. Очень важно своевременно оказать психологическую помощь данной категории ребят. Но самым главным в данной ситуации является профилактика подобных ситуаций. Считаем, что правила безопасного использования интернета должны изучаться с самого начала обучения, ведь возраст интернет-пользователей молодеет с каждым днем. Хочется, чтобы девизом каждого пользователя стали слова:
«Использование Интернета – это радость. Получай максимум удовольствия, но оставайся в безопасности».
На наш взгляд, профилактические меры по предупреждению негативных последствий воздействий интернета, могут быть такими:
- Информированность родителей младших школьников о последствиях негативного воздействия интернет на ребёнка.
- Информированность родителей о мерах по организации безопасного интернета для ребенка.
- Регулярные исследования психолога на предмет выявления склонных к интернет-зависимости учащихся с последующим оказанием психологической помощи.
- Знакомство ребят на уроках информатики с правилами безопасного использования интернет. Также как Правила дорожного движения, Правила путешествия по Интернет должен знать каждый ученик.
Мы должны всегда оставаться в реальном мире, любить реальных людей, делать реальное добро, а не позволять затягивать наше сознание в виртуальную паутину волшебного мира ИНТЕРНЕТ. Наше мнение хочется подтвердить словами поэта П. Антокольского:
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим на свете машинам.
Библиографический список
Социально-психологические аспекты общения в Интернете, А.Жичкина, Copyright FLOGISTON, 1999.
Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции
"Российская школа и Интернет" (Санкт-Перербург, 21 -23 ноября 2002 г.)
http://psy-clinic.ru/internet-zavisimost%60
Приложение 1.
Тест на интернет-зависимость
(С.А. Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда
1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут...», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?
При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь.
При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.
Приложение 2. Полезные советы. Полезные ссылки.
Это важно знать!
- Когда ты регистрируешься на сайтах, не указывай личную информацию (номер мобильного телефона, адрес места жительства и другие данные).
- Используй веб-камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор. Научись самостоятельно включать и выключать веб-камеру.
- Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео винтернете — каждый может посмотреть их.
- Не публикуй фотографии, на которых изображены другие люди. Делай это только с их согласия.
- Публикуй только такую информацию, о публикации которой не пожалеешь.
- Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если ты получил такое письмо, не отвечай на него. Если ты ответишь на подобное письмо, отправитель будет знать, что ты пользуешься своим электронным почтовым ящиком, и будет продолжать посылать тебе спам.
- Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
- Не добавляй незнакомых людей в свой контакт-лист в ICQ.
- Если тебе приходят письма с неприятным или оскорбляющим тебя содержанием, если кто-то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым.
- Если человек, с которым ты познакомился в интернете, предлагает тебе встретиться в реальной жизни, то предупреди его, что придешь навстречу со взрослым. Если твой виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к твоей заботе о собственной безопасности.
- Если у тебя возникли вопросы или проблемы при работе в онлайн-среде, обязательно расскажи об этом кому-нибудь, кому ты доверяешь. Твои родители или другие взрослые могут помочь или дать хороший совет о том, что тебе делать. Любую проблему можно решить! Ты можешь обратиться на линию помощи «Дети онлайн» по телефону: 8−800−25−000−15 (по России звонок бесплатный) или по e-mail: helpline@detionline.org. Специалисты посоветуют тебе, как поступить.
Интернет-этикет
- Когда общаешься в онлайне, относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Избегай сквернословия и не говори вещей, которые заставят кого-то плохо себя чувствовать.
- Научись ''сетевому этикету'', когда находишься в онлайне. Что считается делать и говорить хорошо, а что нет? Например, если ты печатаешь сообщение ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, твой собеседник может подумать, что ты кричишь на него.
- Если кто-то говорит что-то грубое или что-то неприятное - не отвечай. Уйди из чата или форума незамедлительно.
«Подозрительные» сайты
- Если веб-сайт выглядит подозрительно или имеет страницу с предупреждением для лиц моложе 18 лет, покинь его немедленно. Некоторые сайты не предназначены для детей.
- Не заходи на неприличные сайты и не делись ссылками на такие сайты. Если ты видишь, что что-то тебя беспокоит, обсуди это с родителями или с кем-то, кому ты доверяешь.
- Знай, как уйти с веб-сайта, если поиск по интернету приведет тебя на неприятный или неприличный веб-сайт. Нажми control-alt-delete, если сайт не позволяет тебе выйти, или выключи монитор компьютера и сообщи об этом взрослым.
- Проверь с родителями, настроен ли твой поисковый механизм так, чтобы он блокировал материалы, предназначенные для взрослых.
- Попроси родителей установить программное обеспечение для фильтрации информации из интернета, которое блокировало бы ''неправильные'' сайты.
- Попроси родителей помочь тебе найти безопасные и забавные сайты и сделай на них ''закладки'' для последующего использования.
Будь начеку!
- Если ты видишь или знаешь, что твоего друга запугивают в онлайне, поддержи его и сообщи об этом взрослым. Ведь ты бы захотел, чтобы он сделал то же самое для тебя.
- Не посылай сообщения или изображения, которые могут повредить или огорчить кого-нибудь. Даже если не ты это начал, тебя будут считать участником круга запугивания.
- Всегда будь начеку, если кто-то, особенно незнакомец, хочет поговорить с тобой о взрослых отношениях. Помни, что в сети никогда нельзя быть уверенным в истинной сущности человека и его намерениях. Обращение к ребенку или подростку с сексуальными намерениями всегда является серьезным поводом для беспокойства. Ты должен рассказать об этом взрослому, которому доверяешь, для того чтобы вы могли сообщить о неприятной ситуации в правоохранительные органы.
- Если тебя заманили или привлекали обманом к совершению действий сексуального характера или к передаче сексуальных изображений с тобой, ты обязательно должен рассказать об этом взрослому, которому доверяешь, для того чтобы получить совет или помощь. Ни один взрослый не имеет права требовать подобного от ребенка или подростка – ответственность всегда лежит на взрослом.
ИНТЕРНЕТ БЕЗ ОПАСНОСТИ:
|
МБОУ «Пригорьевская средняя школа»
[1] Вторая Всероссийская научно-практическая конференция
"Российская школа и Интернет"
(Санкт-Перербург, 21 -23 ноября 2002 г.)
[2] Социально-психологические аспекты общения в Интернете, А.Жичкина, Copyright FLOGISTON, 1999.
[3] Социально-психологические аспекты общения в Интернете, А.Жичкина, Copyright FLOGISTON, 1999.
[4] Социально-психологические аспекты общения в Интернете, А.Жичкина, Copyright FLOGISTON, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...
Исследовательский проект "Интернет. Благо или зло"
Творческая работа учащихся 10 класса...
Исследовательский проект на тему «Как научиться понимать друг друга?»
Данный проект рассматривает причины возникновения конфликтов в школьном сообществе и пути их преодоления. Рассмотрение данного вопроса особенно актуально, так как совреме...
Исследовательский проект по русскому языку "Паспорт слова ДРУГ"
Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, которое еще не «притерлось», а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем п...
Отчёт по организации и проведению выставки по теме: "Огонь - друг, огонь - враг1"
В ГКОУ СО "СШ№1", реализующей АООП, Романовской школе была проведена выставка рисунков по теме: "Огонь - друг, огонь - враг!"Посредством рисования у обучающихся формировались знани...
Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»
Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»в рамках внеурочной деятельности младших школьниковАктуальность работы....