Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»
проект по биологии на тему
Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»
в рамках внеурочной деятельности младших школьников
Актуальность работы. Подрастающее поколение сегодня должно не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Именно поэтому важнейшей заслугой Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является поворот от школы, которая передавала знания учащимся, к школе, которая проектирует творческие способности личности. И именно поэтому в основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
В рамках такого подхода в обучении школа может создать условия для развития таких способностей, как активно, творчески, инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед школьником на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме.
В соответствии с ФГОС НОО основная общеобразовательная программа реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Особый содержательный приоритет при организации внеурочных занятий приобрела проектная деятельность. Она может быть реализована в любом из видов внеурочной деятельности.
Ребенок – он исследователь по своей природе. Исследовательская и поисковая активность – естественное его состояние. Их внутреннее стремление к познанию создает благоприятные условия для использования проектирования.
Проект «Мой друг – зеленый лук» возник по инициативе самих детей. В ходе беседы выяснили, что все знают, что лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать на подоконнике, никто не знал.
Реализация проектной деятельности осуществлялась поэтапно
- во-первых, был сделан правильный выбор темы проекта – это начало успеха;
- во-вторых, было стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности является интерес. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Тогда у школьника возникает состояние поисковой активности;
- в-третьих, в начальной школе проектная деятельность осуществляется под руководством воспитателя. Составляется план проекта. Далее намечается план действий.Здесь школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводить наблюдения, беседовать с различными людьми (специалистами в разных областях знаний), совершать экскурсии, посещать выставки;
- в-четвертых, это умение описывать факты, найденный материал. Работы оформляются и становятся доступными для знакомства всех учащихся, родителей, педагогов школы.
Таким образом, основная идея данной системы заключается в том, что младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Такая работа позволяет детям чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Создается обстановка общей увлеченности и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект МОЙ ДРУГ ЗЕЛЁНЫЙ ЛУК | 42.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов
Исследовательский проект
«Мой друг – зеленый лук»
Номинация:
Методические разработки по организации внеурочной деятельности.
Автор: Крошкина Галина Александровна,
воспитатель первой квалификационной
категории
2016-2017 учебный год
Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»
в рамках внеурочной деятельности младших школьников
"Великая цель образования –
не только знания, но и прежде всего действия"
Н.И. Мирон
I.Введение
Актуальность работы. Подрастающее поколение сегодня должно не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Именно поэтому важнейшей заслугой Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является поворот от школы, которая передавала знания учащимся, к школе, которая проектирует творческие способности личности. И именно поэтому в основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход.
В рамках такого подхода в обучении школа может создать условия для развития таких способностей, как активно, творчески, инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед школьником на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме.
В соответствии с ФГОС НОО основная общеобразовательная программа реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Особый содержательный приоритет при организации внеурочных занятий приобрела проектная деятельность. Она может быть реализована в любом из видов внеурочной деятельности.
Ребенок – он исследователь по своей природе. Исследовательская и поисковая активность – естественное его состояние. Их внутреннее стремление к познанию создает благоприятные условия для использования проектирования.
Проект «Мой друг – зеленый лук» возник по инициативе самих детей. В ходе беседы выяснили, что все знают, что лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать на подоконнике, никто не знал.
Реализация проектной деятельности осуществлялась поэтапно
- во-первых, был сделан правильный выбор темы проекта – это начало успеха;
- во-вторых, было стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности является интерес. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Тогда у школьника возникает состояние поисковой активности;
- в-третьих, в начальной школе проектная деятельность осуществляется под руководством воспитателя. Составляется план проекта. Далее намечается план действий.Здесь школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводить наблюдения, беседовать с различными людьми (специалистами в разных областях знаний), совершать экскурсии, посещать выставки;
- в-четвертых, это умение описывать факты, найденный материал. Работы оформляются и становятся доступными для знакомства всех учащихся, родителей, педагогов школы.
Таким образом, основная идея данной системы заключается в том, что младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Такая работа позволяет детям чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Создается обстановка общей увлеченности и творчества.
Цель проекта – вырастить лук в комнатных условиях и изучить влияние различных факторов на растение.
Задачи проекта:
- Формирование навыков исследовательской деятельности.
- Узнать о пользе лука и его применении, истории культуры, о профессиях, в рамках которых люди занимаются выращиванием лука.
- Определить необходимые условия и способы выращивания лука на перо.
- Проводить наблюдения за ростом зеленого лука.
- Вызвать интерес родителей учеников к проекту.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Обогащать словарный запас первоклассников, развивать навык связного устного высказывания, умение слушать другого.
- Активизировать познавательные процессы.
- Воспитывать уважительное отношение к природе, к родному краю.
II. Основная часть.
Методические рекомендации к исследовательскому проекту «Мой друг – зеленый лук».
Программа действий.
1.Помещение лука в баночки с водой с соответствующим диаметром, согласно
диаметру луковицы;
2.Уход за растениями. Наблюдение за количеством воды в баночках, за ростом
луковых перьев, запись в дневнике наблюдений развития, роста по дням.
3.Распределение обязанностей по сбору информации об истории культуры, научных фактах, лечебных свойствах, упоминании в художественной литературе.
4.Оформление проекта.
5.Презентация проекта.
6.Конкурс рисунков по сказке Д. Родари «Чипполино».
Заключительным этапом проекта является презентация проекта, в ходе которого все ученики выступают с сообщениями, которые им удалось разыскать в различных источниках информации.
Сообщение историка
Лук - одно из самых популярных и очень древних овощных растений.
Его выращивают 5 тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае.
Азия - родина лука. Слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие, слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки, они проникнут в любую щелку между камней, где найдётся земля. (Слайд 1)
В России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке. Даже в самой бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей. Это была здоровая и полезная пища.
Сообщение ученого
Принято считать, что лук — это обычный овощ. На самом деле, есть целое луковое семейство, где можно встретить множество «родственников».(слайд 2)
Сообщение доктора
Раньше лук вообще считался божественным растением. Древние медики утверждали, что лук из-за своей горечи укрепляет желудок, возбуждает аппетит. А смесь лукового сока с медом помогает от ангины.
Лук – источник витамина С, особенно много его в листьях, в 3 раза больше, чем в луковице. Для покрытия суточной потребности человеческого организма в витамине С требуется 50-60 г зеленого лука. Витамин С защищает от простуды.
А еще лук содержит фитонциды – они убивают микробы. (слайд 3).
Сообщение ученого агронома
Круглый год в магазинах можно купить лук для потребления.. Откуда так много лука? Его выращивают на огромных полях люди, которые выбрали профессию овощевода. Они рыхлят землю, сажают овощи, поливают и обрабатывают поля от сорняков. (слайд 4)
Сообщения исследователей по выращиванию лука.
Чтобы вырастить лук, надо взять подходящие баночки с водой и посадить в них луковицу донцем вниз, так как из нижней части развиваются корни.
Стаканчики с луком поставили на подоконник, чтобы было больше света: мы знаем, что это помогает росту растений. Следили за тем, чтобы корни всегда были в воде, для этого каждый день проверяли наш лук и доливали воду. На верхней части появились зеленые перья.
По мере роста зеленых перьев происходят изменения в луковице. Луковица становится день ото дня все меньше и меньше. Значит, питательные вещества, которые находятся в мясистых чешуях, переходят в листья.
Еще был проделан опыт, чтобы понять влияние света на рост. Для этого одну луковицу поместили в «темницу». Оказалось, что перышки у луковицы выросли бледными и тонкими, в отличие от тех, что стояли на свету.
Мы сделали вывод, что выращивание репчатого лука на перо не требует больших затрат. Достаточно посадить луковицу в банку с водой, и через 3-4 недели можно снимать урожай. Таким образом, для выращивания лука в комнатных условиях необходимы вода, свет, тепло. (слайд 5 - 6)
Образ лука в литературных произведениях.(слайд 7)
Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Итогом исследовательской работы по выращиванию лука стали следующие результаты:
1.Ученики запомнили и осмыслили информацию о древней полезной овощной культуре – луке.
2.Убедились на практике, что для выращивания лука необходимы свет, тепло и вода.
3.Заинтересовались исследовательской работой и захотели продолжить выращивать в следующем году другие овощные культуры (огурец, сельдерей) и цветы (гиацинты).
4.Приготовили салат с луком, чтобы все были здоровы.(слайд 8)
Список литературы для педагогов и обучающихся
1. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: / О.А.Воронкевич. - М.: Детство-пресс, 2004г.
2. Давыдова Г.Г., Познаю себя [Текст]: / Г.Г. Давыдова, М.В. Корепанова. - Волгоград, 1999г.
3. Люцис, К.К. Растительный мир в картинках [Текст]: / К.К.Люцис. М.: Владос, 2004г.
4. Неволина, Е.С. Большая книга растений [Текст]: / Е.С. Неволина - М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир», 2003г.
5. Шорыгина, Т.А. Овощи. Какие они? [Текст]: / - Т.А. Шорыгина. М.: Гном и Д, 2003г.
6. Шорыгина, Т.А. Экологические сказки для малышей [Текст]: / Т.А. Шорыгина. М.: Прометей, 2003г.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: экология, география, животные, медицина, растения [Текст]: / - М.: Издательство АСТ, 1997г.
8. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
9. Детская справочная литература.
10. Справочники, атласы, энциклопедии об окружающем мире.
Приложение: презентация «Исследовательский проект по выращиванию лука на подоконнике».
Заявка на участие в конкурсе «Открытие» 2017-2018
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для детей с тяжелыми нарушениями речи».
600007, ул. 1-ая Пионерская, д. 66
тел./факс (4922)53-34-43, тел. 53-38-24
е-kroshkina33@mail.ru
Автор проекта: Крошкина Галина Александровна, воспитатель
Тема проекта: Как и зачем выращивают зеленый лук зимой?
Визитка
Название проекта: «Как и зачем выращивают зеленый лук зимой?»
Вид проекта: поисково-исследовательский.
Участники проекта: ученики 2Б класса.
Продолжительность: 5 недель
Объект исследования: растение – лук репчатый.
Предмет: Окружающий мир. Знакомство с овощными культурами.
Краткая аннотация
Ребенок – исследователь по своей природе. Исследовательская и поисковая активность – естественное его состояние. Поисково-исследовательский проект «Как и зачем выращивают зеленый лук зимой» возник по инициативе самих детей. В ходе беседы выяснили, что все знают, что зеленый лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его можно выращивать на подоконнике, никто не знал.
В ходе работы над проектом формируются метапредметные УУД и компетенции:
- Регулятивные УУД
- умение ставить учебную задачу на основании того, что известно и что неизвестно;
- умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, составлять план и последовательность действий;
- умение корректировать, вносить изменения и дополнения в план;
- умение оценивать, осознавать то, что усвоено и что подлежит усвоению.
2. Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение осуществлять поиск информации, выделять главное;
- строить рассуждения в форме суждений об объекте, его строении,свойствах.
3.Коммуникативные УУД
- умение сотрудничать, договариваться и принимать общие решения;
- адекватно использовать речевые средства для коммуникации;
- умение выступать с докладом и сообщением перед аудиторией.
4. Личностные
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (какое значение для меня имеет учение)
- нравственная оценка трудовой деятельности.
Цель проекта – вырастить лук в комнатных условиях и изучить влияние различных факторов на растение; расширить познания об окружающем мире.
Задачи проекта:
- Формировать навык планирования действий для достижения конкретной цели: вырастить лук зимой.
- Формировать навык исследовательской деятельности: добросовестно относиться к проведению опытов и тщательно оформлять журнал наблюдений.
- Развивать умение анализировать результаты опытов и делать выводы: какие условия необходимы для выгонки лука зимой.
- Сформировать общие представления о луке репчатом, его полезных свойствах, особенностях выращивания, использовании в качестве пищи и лекарства.
- Воспитывать бережное отношение к растениям как к живым существам, сопереживать им, понимать необходимость их охраны, основываясь на собственных наблюдениях..
Содержание проекта.
- Этап - подготовительный
Поиск информации по группам:
Задание для группы «Ученые» 1. Какова история происхождения культуры лука репчатого?
2. Какие еще виды лука существуют?
Задание для группы «Врачи»1. Какие полезные вещества содержатся в луке? 2. Как используют свойства лука в медицине), 2. Как применяют свойства лука в народной медицине?
Задание для группы «Повара» 1.Как использовали лук в приготовлении пищи разные народы.
Какие блюда с зеленым луком можно приготовить в зимний период для укрепления иммунитета.
- Этап - исследовательский
Задание для группы «Исследователи»
- Заложить опыты: «Выращивание лука в воде», «Выращивание лука в почве», «Выращивание лука без освещения».
- Вести наблюдения и записывать все изменения, происходящие с луком, в дневник наблюдений один раз в неделю.
- Проанализировать результаты опытов и подготовить сообщение с выводами из проделанной работы.
- Этап – заключительный
Подведение итогов поисково-исследовательского проекта в форме конференции, на которой учащиеся докладывали о результатах опытно-исследовательской работы и поисково-исследовательской работы в группах с использованием презентации.
Результаты проектной деятельности.
- Убедились, что лучшими условиями для выращивания лука являются умеренно-теплая температура, увлажненный плодородный грунт, хорошее освещение.
- Научились анализировать и сравнивать изменения, происходящие с луковицами в ходе опыта, с помощью дневника наблюдений.
- Научились добывать интересную практикоприменимую информацию о полезных свойствах лука из разных источников.
- Осознали важность трудолюбия и упорства в достижении цели.
- Создали с помощью воспитателя групповой отчет о проделанной работе в форме презентации и выступили на конференции.
После завершения проекта ученики смогут перенести знания на выращивание и изучение полезных свойств других культур как в домашних условиях, так и на дачном участке. Кроме того, ученики смогут применять кулинарные и лечебные рецепты в повседневной жизни.
Жизненный опыт, приобретенный в ходе работы над проектом, поможет в дальнейшем осознанию ценности человеческого труда, важность бережного отношения к живой природе и склонности к какому-либо роду профессиональной деятельности .
Оценочный лист
Класс_______ Дата начала проекта_______________ Дата защиты проекта _________________
Участник проекта _______________________________________________
Тема проекта _____________________________________________________________________
Критерии | Показатели(что оценивать?) | Оценка в баллах (максимально 2 б) |
Регулятивные действия | Работа спланирована и последовательно реализована | |
Самостоятельная коррекция действий | ||
Осознание того, что усвоено, и что подлежит усвоению. | ||
Знание предмета | Свободное владение предметом проектной деятельности. | |
Работа содержит достаточно полную информацию из различных источников. | ||
Отсутствие ошибок | ||
Коммуникация | Тема изложена ясно, логично, последовательно | |
Работа вызывает интерес. | ||
Автор свободно отвечает на вопросы. | ||
Качество презентации (продукт проекта) | Соответствие содержания выбранной теме | |
Наличие наглядного ряда. | ||
Четкость и логичность формулировок. | ||
Итого баллов | максимально 24 б |
Критерии выставления оценки
Баллы | 20-24 | 11-19 | 1-10 |
Оценка | отлично | хорошо | удовлетворительно |
Руководитель проекта ___________________________
Дата ________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к районному конкурсу учебно-методических разработок по проблеме международного гуманитарного права
Цели урока: Добиться понимания необходимости ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта;Познакомить учащихся с осн...
Положение о проведении конкурса учебно-методических комплексов ФГОС
Представленный материал позволит методисту в образовательном учреждении среднего профессионального образования провести конкурс учебно-методических комплексов по дисциплине и профессиональному ...
Классный час в 8 классе «Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»
Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...
«Где родился, там и пригодился» в рамках конкурса учебно-методических разработок по профориентации «Уроки жизни»
Цель: Разъяснить обучающимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, сформировав потребность в развитии коммуникативности, деловитости, самостоятельности.Познакомить обучающ...
Статья преподавателя Михальковой Т.Л. Участие в Республиканском конкурсе учебно-методических разработок «Калейдоскоп методических идей» по дисциплине «Иностранный язык».
По итогам конкурса методическая разработка Интегрированного урока по английскому языку и истории по теме “Victory, 71”, посвященного 71-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне преподавателя ...
участие в региональном заочном профессиональном конкурсе учебно-методических разработок урока физической культуры «Мой лучший урок»
конспект и презентация урока физкультуры по теме:"Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе"....
Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты
Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...