Рабочая программа "Основы 3D моделирования"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Колесник Олеся Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы 3D моделирования» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_3d_modelirovanie_do.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы 3D моделирования» составлена для организации дополнительного образования учащихся среднего звена основной школы и ориентирована на обучающихся, проявляющих интересы и склонности в области информатики, математики, физики, моделирования. Освоение данного направления позволяет решить проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации.

Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.

Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики конструирования и технологий на основе методов активизации творческого воображения, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.

Новизна данной программы состоит в том, что занятия по 3D моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывают трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания, полученные при изучении программы «Основы 3D-моделирования», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам – математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.

Цели:

  • заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;
  • познакомить с принципами работы 3D графического редактора Blender, который является свободно распространяемой программой;
  • сформировать понятие безграничных возможностей создания трёхмерного изображения.

Задачи:

  • дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в программе Blender;
  • научить создавать трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
  • ознакомить с основными операциями в 3D - среде;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления;
  • формирование навыков работы в проектных технологиях.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 12 часов, с проведением занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Содержание занятий отвечает требованию к организации дополнительного образования. Подбор заданий отражает реальную интеллектуальную подготовку учащихся, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Планируемые результаты  освоения учебного курса.

Личностные  результаты:  

Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Нравственно-этическое оценивание

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели;

  • использовать внешний план для решения поставленной задачи;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • сличать результат с эталоном (целью);
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия

  1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
  2. Знаково-символическое моделирование:
  1. составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
  2. использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

Коммуникативные УУД:

  1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах или групповую работу.
  2. Деятельность обучающихся в условиях дополнительного образования.

Формы организации учебных занятий:

  • проектная деятельность самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы;
  • знакомство с научно-популярной литературой.

Формы контроля:

  • практические работы;
  • мини-проекты.

Методы обучения:

  • Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
  • Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
  • Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).
  • Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
  • Групповая работа.

        Содержание программы        

(12 часов)

Раздел 1. Основы работы в программе Blender (1 ч).

Знакомство с программой  Blender. 3D графика. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса программы Blender. Структура окна программы. Панели инструментов. Примитивы, работа с ними. Выравнивание и группировка объектов. Сохранение сцены. Внедрение в сцену объектов. Простая визуализация и сохранение растровой картинки.

Учащиеся должны знать: назначение программы Blender, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с объектами.

Учащиеся должны уметь: использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, работать с примитивами.

Раздел 2. Простое моделирование (4 ч).

Добавление объектов. Режимы объектный и редактирования. Клонирование объектов. Экструдирование (выдавливание) в Blender. Назначение и настройка модификаторов.

Добавление материала. Свойства материала. Текстуры в Blender.

Учащиеся должны знать: правила работы с модификаторами, логическую операцию Boolean.

Учащиеся должны уметь: применять различные эффекты, создавать необходимые настройки этих инструментов.

Раздел 3. Основы моделирования (1 час)

Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности.

Учащиеся должны знать: правила создания фаски

Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать объекты при помощи инструментов деформации, вращения, кручения.

Раздел 4. Моделирование с помощью сплайнов (2 часа).

Основы создания сплайнов. Создание трёхмерных объектов на основе сплайнов. Модификатор Lathe. Пример использования “Шахматы”. Модификатор Bevel. Пример использования “Шахматный конь”. Материал “Шахматное поле”. Самостоятельная работа “Шахматы”. Универсальные встроенные механизмы рендеринга. Система частиц и их взаимодействие. Физика объектов.

Учащиеся должны знать: понятие сплайнов, трёхмерный объект.

Учащиеся должны уметь: создавать и редактировать сплайны, оптимизировать, сохранять и внедрять.

Раздел 5. Анимация (4 часа).

Знакомство с модулем анимирования. Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами (создание, удаление, копирование, перенос, создание промежуточных кадров). Сохранение и загрузка анимации. Практическая работа «Мяч». Практическая работа «Галактика». Создание проекта. Защита проекта. Подведение итогов.

Учащиеся должны знать: понятие анимации, кадра, алгоритм организации анимации.

Учащиеся должны уметь: создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.

Основное содержание по темам

Практические работы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

I. Основы работы в программе Blender. (1 час)

Знакомство с программой Blender.

Примитивы в Blender.

Простая визуализация и сохранение растровой картинки.

Практическая работа «Создание простых предметов»

Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Blender. Основы обработки изображений.

Ориентация в 3D-пространстве, перемещение и изменение объектов в Blender.

Выравнивание, группировка и сохранение объектов.

II. Простое моделирование. (4 часа)

Добавление объектов.

Экструдирование (выдавливание) в Blender. Сглаживание объектов в Blender

Экструдирование (выдавливание) в Blender

Подразделение (subdivide) в Blender

Инструмент Spin (вращение)

Модификаторы в Blender. Логические операции Boolean.

Базовые приемы работы с текстом в Blender

Модификаторы в Blender. Добавление материала. Свойства материала

Текстуры в Blender.

Практическая работа «Счеты»

Практическая работа «Создание кружки методом экструдирования»

Практическая работа “Пуговица”.

Практическая работа «Брелок»

Включать соответствующий режим: редактирование вершин, либо ребер, либо граней, изменять размеры граней, рёбер. Использовать инструмент Экструдирования, способы сглаживания объектов, уметь применять их при необходимости. Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых. Создавать объекты с использованием инструмента подразделения 

Использовать инструмент Spin для создания моделей.

Объяснять что такое «модификатор», применять этот инструмент для создания моделей

Использовать возможности трехмерного редактора для добавления 3D - текста

Создавать объекты с использованием различных модификаторов.

Изменять цвет объекта, настройку прозрачности

  1. Основы моделирования (1 час)

Управление элементами через меню программы.

Построение сложных геометрических фигур, орнаментов.

Инструменты нарезки и удаления. Клонирование и внедрение в сцену объектов из других файлов. 

 Практическая работа

«Создание травы»

Анализировать графические программы с точки зрения 3D- моделирования; анализировать пользовательский интерфейс программного средства;  реализовывать технологию выполнения конкретной ситуации с помощью редактора трехмерной графики.

  1. Моделирование с помощью сплайнов (2 часа)

Создание трёхмерных объектов на основе сплайнов. Модификатор Lathe.

Модификатор Bevel.

Практическая работа “Шахматы”

Практическая работа

«Создание золотой цепочки»

Выбирать и определять графические программы для работы с трехмерной графикой; выбирать и загружать нужную программу;ориентироваться в типовом интерфейсе; пользоваться меню, различными панелями программы;  использовать возможности программы для различных операций с объектами.

  1. Анимация (5 часа)

Анимирование. Сохранение анимации. Анимация. Кадры, операции над кадрами.

Практическая работа «Мяч»

Практическая работа «Галактика»

Анализировать возможности трехмерного редактора с точки зрения создания анимационного сюжета; реализовывать технологию создания трехмерных объектов, анимации с помощью редактора трехмерной графики.

        Список литературы:

  1. Автор: James Chronister – Blender Basics Учебное пособие 3-е издание Перевод: Юлия Корбут, Юрий Азовцев с.153
  2. Автор(ы): В. Большаков, А. Бочков «Основы 3D-моделирования. Изучаем работу в AutoCAD, КОМПАС-3D, SolidWorks, Inventor»
  3. Автор(ы): В. П. Большаков, В. Т. Тозик, А. В. Чагина «Инженерная и компьютерная графика»

Интернет-ресурсы:

  1. http://programishka.ru,  
  2. http://younglinux.info/book/export/html/72,
  3. http://blender-3d.ru,
  4. http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-th_edition
  5. http://infourok.ru/elektivniy-kurs-d-modelirovanie-i-vizualizaciya-755338.html

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

I. Основы работы в программе Blender. (1 час)

1

Знакомство с программой Blender.

Практическая работа «Пирамидка»

1

II. Простое моделирование. (4 часа)

2

Режимы объектный и редактирования

Практическая работа «Счеты»

1

3

Создание 3d объекта в режиме редактирования.

Практическая работа «Создание кружки методом экструдирования»

1

4

Модификаторы в Blender. Логические операции Boolean.

Практическая работа “Пуговица”.

1

5

Базовые приемы работы с текстом в Blender

Практическая работа «Брелок»

1

III. Основы моделирования (1 час)

6

Управление элементами через меню программы. Построение сложных геометрических фигур.

1

IV. Моделирование с помощью сплайнов (2 часа)

7

Основы создания сплайнов

1

8

Создание трёхмерных объектов на основе сплайнов. Модификатор Lathe. Модификатор Bevel.

1

  1. Анимация (4 часа)

9

Основы анимации в программе Blender

Практическая работа «Мяч»

1

10

Кадры, операции над кадрами

Практическая работа «Галактика»

1

11

Работа над собственным проектом

1

12

Представление  собственного проекта

1

Лист корректировки

календарно-тематического планирования

№ п/п

Причина корректировки

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения "Начальное моделирование" для детей 6 - 10 лет

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставл...

Тема урока: "Особенности моделирования рабочей одежды, простейшие способы моделирования".

Цель:Формировать знания о простейших способах моделирования и умения моделирования фартука(отделка,карманы,изменение формы низа, и др.)Воспитывать творческий подход,         ...

Рабочая программа кружка «моделирование» на 2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий пот...

рабочая программа Объёмное моделирование 3D ручкой

Программа разбита на 2 модуля. имеет оценочные материалы....

Рабочая программа кружка "Моделирование" 12-17 лет

Рабочая программа кружка "Моделирование" 12-17 лет...

Рабочая программа "Техническое моделирование "Юный конструктор"

Рабочая программа "Техническое моделирование  "Юный конструктор"...