«Математические и логические основы информатики»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)
«Математические и логические основы информатики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochn_9_klass_inform.docx | 162.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
по внеурочному занятию
«Математические и логические основы информатики»
9 класс
2023-2024 учебный год
Составитель: Киосе А.П.
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2023
УМК: учебник по информатике для 7-9 классов, И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой, Информатика 9 класс - М. Бином. Лаборатория знаний, 2022г.
1 час в неделю. Всего: 34 часа
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы: целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования: системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные результаты
- Обучающийся научится: самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Обучающийся получит возможность научиться: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Предметные результаты
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
- оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
- исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
- исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
- исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
- определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
- использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
- определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
- подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- познакомиться с использованием в программах строковых величин;
- исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
- разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
- Познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
- СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
- Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике.
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.
- Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Количественные параметры информационных объектов»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Кодирование и декодирование информации.
2.2. Тематический блок «Значение логического выражения»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Кодирование и декодирование информации. Логические значения, операции, выражения
2.3. Тематический блок «Формальные описания реальных объектов и процессов»
Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и
процессов, моделирование объектов и процессов.
2.4. Тематический блок «Файловая система организации данных»
Элементы содержания: создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.
2.5. Тематический блок «Формульная зависимость в графическом виде»
Элементы содержания: математические инструменты, электронные таблицы.
2.6. Тематический блок «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции.
2.7. Тематический блок «Кодирование и декодирование информации»
Элементы содержания: процесс передачи информации, источник и приемник информации. Кодирование и декодирование информации.
2.8. Тематический блок «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
2.9. Тематический блок «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
2.10. Тематический блок «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья
2.11. Тематический блок «Анализирование информации, представленной в виде схем»
Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Диаграммы, планы, карты
2.12. Тематический блок «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию»
Элементы содержания: базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
2.13. Тематический блок «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств
2.14. Тематический блок «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании
2.15. Тематический блок «Скорость передачи информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации
2.16. Тематический блок «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки»
Элементы содержания: обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья
2.17. Тематический блок «Информационно-коммуникационные технологии»
Элементы содержания: электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета)
2.18. Тематический блок «Поиск информации в Интернет»
Элементы содержания: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.
2.19. Тематический блок «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»
Элементы содержания: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним.
2.20.1 Тематический блок «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
2.20.2 Тематический блок «Короткий алгоритм на языке программирования»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
- Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Государственная итоговая аттестация по информатике.
Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором результатов.
III.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № по разделу | Тема урока (занятия) | Дата | ||||
План | Факт | ||||||
1. Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике | |||||||
1 | 1.1 | Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике | 1 неделя сентября | ||||
1.Человек и информация | |||||||
2 | 2.1 | Количественные параметры информационных объектов | 2 неделя сентября | ||||
3 | 2.2 | Значение логического выражения | 3 неделя сентября | ||||
4 | 2.3 | Формальные описания реальных объектов и процессов | 4 неделя сентября | ||||
5 | 2.4 | Файловая система организации данных | 5 неделя сентября | ||||
6 | Файловая система организации данных | 1 неделя октября | |||||
7 | 2.5 | Формульная зависимость в графическом виде | |||||
8 | 2.6 | Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | 2 неделя октября | ||||
9 | 2.7 | Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | 3 неделя октября | ||||
10 | 2.8 | Кодирование и декодирование информации | 4 неделя октября | ||||
11 | 2.9 | Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | 5 неделя октября | ||||
12 | 2.10 | Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | 1 неделя ноября | ||||
13 | 2.11 | Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | 2 неделя ноября | ||||
14 | 2.12 | Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке | 3 неделя ноября | ||||
15 | 2.13 | Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке | 4 неделя ноября | ||||
16 | 2.14 | Анализ информации, представленной в виде схем | 1 неделя декабря | ||||
17 | 2.15 | Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию | 2 неделя декабря | ||||
18 | 2.16 | Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации | 3 неделя декабря | ||||
19 | 2.17 | Простой линейный алгоритм для формального исполнителя | 4 неделя декабря | ||||
20 | 2.18 | Скорость передачи информации | 2 неделя января | ||||
21 | 2.19 | Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки | 3,4 неделя января | ||||
22 | 2.20 | Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки | 1 неделя февраля | ||||
23 | 2.21 | Информационно-коммуникационные технологии | 2 неделя февраля | ||||
24 | 2.22 | Информационно-коммуникационные технологии | 3 неделя февраля | ||||
25 | 2.23 | Поиск информации в Интернет | 4 неделя февраля | ||||
26 | 2.24 | Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных | 2 неделя марта | ||||
27 | 2.25 | Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных | 3 неделя марта | ||||
28 | 2.26 | Короткий алгоритм в среде формального исполнителя | 4 неделя марта | ||||
29 | 2.27 | Короткий алгоритм в среде формального исполнителя | 1 неделя апреля | ||||
30 | 2.28 | Короткий алгоритм на языке программирования | 2 неделя апреля | ||||
31 | 2.29 | Короткий алгоритм на языке программирования | 3 неделя апреля | ||||
3. Тренинг по вариантам | 4 неделя апреля | ||||||
32 | 3.1 | Государственная итоговая аттестация по информатике | 1 неделя мая | ||||
33 | 3.2 | Государственная итоговая аттестация по информатике | 2 неделя мая | ||||
34 | 3.3 | Государственная итоговая аттестация по информатике | 3 неделя мая |
Список литературы
- Методическое пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021;
- Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021;
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций
При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ». Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Логические основы информатики
Большое количество заданий по теме "Логика" для подготовки к ЕГЭ....
Логические основы ПК. Контрольная работа. Физико-математический профиль.
Логические основы ПК. Контрольная работа. Физико-математический профиль....
Проверочная работа по теме "Логические основы информатики" (8 класс)
Проверочная работа по теме "Логические основы информатики" (8 класс)...
Конспект урока по информатике на тему «Основы логики и логические основы компьютера»
Конспект урока по информатике на тему «Основы логики и логические основы компьютера»...