Программа элективного курса "Информатика в экономике"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Полукарикова Алла Сергеевна

Элективный курс реализуется для учащихся 10 классов. Способствует профориентации и дальнейшему самоопределению учащихся в выборе образовательной траектории. Объем 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рабочая программа факультативного курса

«ИНФОРМАТИКА  В  ЭКОНОМИКЕ»

10 класс

Полукарикова А.С., учитель информатики МАОУ СОШ №7

г. Когалым


Пояснительная записка

Курс «Информатика в экономике» предназначен для подготовки учащихся IX класса, которые интересуются социально-экономическими вопросами в информатике. Он рассчитан на 34 часа занятий: 10 ч лекций, 3— ч экскурсий, дистанционных мероприятий, 21 ч практических работ.

В курсе рассматриваются основные понятия управления, вопросы применения информационных технологий в управлении и экономике, даются сведения о профессиях специалистов, работающих в этой области.

Основная цель курса — знакомство учащихся с ролью информационных технологий в жизни общества, в экономике; разнообразием форм и способов использования компьютеров и другой вычислительной техники; профессиями, связанными с информационными технологиями, основными видами деятельности ИТ-специалистов в сфере экономики.

Задачи:

Для реализации данной цели необходимо создавать условия для формирования и развития у учащихся:

  • интереса к изучению различных дисциплин, связанных с ИТ;
  • умений самостоятельно приобретать знания по ИТ;
  • практических умений в области ИТ (самостоятельно исследовать проблему, находить пути решения этой проблемы, на практике использовать ИТ).

Прогнозируемые результаты обучения по курсу: в процессе обучения школьники приобретут знания о профессиях сферы информационных технологий и особенностях деятельности специалистов этих профессий; о характере труда, необходимых профессиональных качествах специалистов сферы информационных технологий; умения применять компьютерные технологии и приложения в профессиональной деятельности, а также самоопределения и самостоятельного принятия решения.

Технология обучения

Основная образовательная идея данного курса реализуется путем применения игровой технологии. Учащиеся на протяжении всех занятий курса вовлечены в процесс создания собственного предприятия, где они должны проявить себя не только как руководитель, но и побывать в роли многих смежных специалистов сферы ИТ –деятельности.

Формы организации работы учащихся:

  • лекция (учащиеся получают теоретические знания, информацию о профессиях, связанных с ИТ, их особенностях);
  • практические работы (предполагается применение компьютерных технологий и приложений к профессиональной деятельности);
  • экскурсия на предприятие;
  • написание рефератов, создание проектов.

Контроль и оценка результатов уровня освоения курса осуществляются в ходе самостоятельной деятельности учащихся на практических работах и работы над рефератом и проектом. Итоговая работа по окончании курса – проект, созданный в офисных программах, который представляет документы, визитку, базу данных предпринимателя или предприятия.

Содержание обучения

Для реализации игровой технологии содержание курса поделено на семь разделов:

  1. Основные понятия профессии и элементы информационных технологий (вводное занятие).

Техника безопасности в кабинете информатики. История возникновения и развития информационных технологий (ИТ). Общие понятия об информации, информационных технологиях и информационной среде. Виды информационных систем. ИТ как сфера коммерческой и профессиональной деятельности. Потребность современного общества в ИТ. Роль ИТ в обеспечении информационного обмена.

2. Производство, эксплуатация и обслуживание вычислительной техники и средств связи. Специалисты по обслуживанию вычислительной техники и средств связи. Основное аппаратное обеспечение современных информационных систем, информационных технологий, вычислительных сетей и средств связи. Организация компьютерных информационных систем. Производство и эксплуатация. Основные виды деятельности в данной области.

Экскурсия (видео) в вычислительный центр: наблюдение за действиями оператора вычислительной техники, выполнение простейших операций оператора вычислительной техники в специализированных программах.

3. Специалисты сферы ИТ по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем. Основные виды и структура программного обеспечения современных информационных систем. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.

Профессии сферы ИТ, связанные с созданием и эксплуатацией программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем: инженер-программист системного ПО, инженер-программист прикладного ПО, техник-математик-программист.

4. Автоматизация управления механическими устройствами. Автоматизация управления технологическими процессами. Понятие управления. Управление механическими устройствами. Робототехника, станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Гибкие производственные системы. Автоматизация планирования и управления хозяйством страны, конторского труда, научных исследований, образования, торговли и других видов услуг. Специалисты, работающие в этих областях.

Модель организационного развития предприятия. Формирование бизнес-модели предприятия и управление организационным развитием предприятия. Система сбалансированных показателей эффективности

Экскурсия (онлайн) на любое промышленное предприятие: наблюдение и анализ действий работников какой-либо профессии, связанной с информационными технологиями по управлению устройствами или технологическими процессами.

5. Управление предприятием (менеджмент). Менеджмент. Менеджер и его функции. Профессии бухгалтера и экономиста. Примеры практического применения специализированных информационных систем: бухгалтерские программы, программы управления проектами. Бизнес-процессы организации. Модель организации как объекта управления. Виды организационных структур. Модель внешней среды организации.

Экскурсия (по усмотрению образовательного учреждения) с демонстрацией работы бухгалтерского пакета прикладных программ, например «1С: Зарплата и кадры», «1С:Бухгалтерия».

Практическая работа «Создание штатного расписания предприятия». Цель работы: дать представление учащимся о видах деятельности менеджера предприятия (MS Excel).

Практическая работа «Расчет заработной платы сотрудников предприятия». Цель работы: познакомить учащихся с видами деятельности бухгалтера предприятия (MS Excel).

Практическая работа «Расчет процента вклада каждого вкладчика банка от общей суммы всех вкладов в банке». Цель работы: дать представление учащимся о деятельности управляющего банком (MS Excel).

6. Профессии сферы ИТ, связанные со статистической обработкой информации.

Концепция автоматизированного рабочего места (АРМ). Программное обеспечение АРМ. АРМ руководителя. АРМ бухгалтера. АРМ других специалистов. Статистика как совокупность сведений о государстве. Получение и обработка статистической информации. Специалисты по статистической обработке информации, общие требования к специалистам по сбору и обработке статистической информации. Основные понятия теории баз данных. Модели организации данных. Программные системы управления базами данных. Применение СУБД в экономике. Общая характеристика СУБД MS Access. Экономические приложения СУБД MS Access

Практическая работа «Создание базы данных и поиск в ней». Цель работы: дать представление учащимся о способах статистической обработки информации (MS Access),

7. Специалисты сферы ИТ по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям. Аппаратный и программные средства коммуникаций, компоненты локальных и распределенных систем. Архитектура сетей и протоколы передачи данных. Глобальная информационная сеть Интернет. Использование информационных ресурсов Интернета для профессиональной финансовой и управленческой деятельности.

Защита информации. Закон о защите информации

Основные способы получения образования специалистов сферы ИТ.

Расширение сферы использования вычислительной техники- основная тенденция информационного развития общества. Спрос на специалистов информационной сферы и прогнозы его развития. Уровни профессионального образования. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее образование.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата п/ф

Тема

Кол-во часов

Формы проведения

Общее   кол-во

В том числе

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Основные понятия и элементы информационных технологий

1

1

Лекция

2

Специалисты сферы ИТ по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи

5

1

3

1

Лекция

Практическая работа

 Экскурсия

Аппаратное обеспечение современных информационных систем

лекция

Обеспечение работы вычислительных сетей и средств связи

Практическая работа

Разработка схемы локальной вычислительной сети офиса.

Практическая работа

Выбор и обслуживание офисной техники

Практическая работа

Экскурсия (видео) в вычислительный центр

3

Специалисты сферы ИТ по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем

6

2

4

Лекция

Практическая работа

Основные виды и структура программного обеспечения современных информационных систем.

Лекция

Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.

Практическая работа

Эксплуатация программного обеспечения вычислительной техники

Практическая работа

Профессии сферы ИТ, связанные с созданием и эксплуатацией программного обеспечения

Лекция

Создание программного приложения для визуальной среде

2

Практическая работа

4

Автоматизация управления механическими устройствами и технологическими процессами

4

1

2

1

Лекция
Практическая работа

Экскурсия

Автоматизированные системы управления технологическими процессами.

Лекция

Модель организационного развития предприятия

Практическая работа

Формирование бизнес-модели предприятия и управление развитием предприятия

Практическая работа

Экскурсия (онлайн) на любое промышленное предприятие: наблюдение и анализ действий работников

5

Управление предприятием (менеджмент)

10

2

6

1

Лекция

Практическая работа

Экскурсия

Менеджмент. Менеджер и его функции

Лекция

Рекламные средства продвижения предприятия

Практическая работа

Расчёт себестоимости продукции и формирование рыночной цены

Практическая работа

Составление отчетности по доходам

Практическая работа

Применение специализированных информационных систем: бухгалтерские программы, программы управления проектами. Бизнес-процессы организации

Лекция

Создание штатного расписания предприятия

Практическая работа

Расчет заработной платы сотрудников предприятия

Практическая работа

Расчет процента вклада каждого вкладчика банка от общей суммы всех вкладов в банке

Практическая работа

Расчет эффективности предприятия

Практическая работа

Экскурсия с демонстрацией работы бухгалтерского пакета прикладных программ

6

Профессии сферы ИТ, связанные со статистической обработкой информации

4

1

3

Лекция Практическая работа

Получение и обработка статистической информации. Основные понятия теории баз данных.

Лекция

Применение СУБД в экономике (MS Access).

Практическая работа

Создание нормализованной базы данных

Практическая работа

Объекты для поиска и выбора информации в базе данных

Практическая работа

7

Специалисты сферы ИТ по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям

4

2

2

Лекция

Практическая работа

Архитектура сетей и протоколы передачи данных.

Практическая работа

Защита информации. Закон о защите информации

Лекция

Использование информационных ресурсов Интернета для профессиональной деятельности.

Практическая работа

Организация сетевого внутреннего и внешнего взаимодействия

Практическая работа

Основные способы получения образования специалистов сферы ИТ

Лекция

Всего

34

10

21

3

Лекций

Практических работ

Экскурсий

Итоговая работа по окончании курса – проект, созданный в офисных программах, который представляет документы (устав, свидетельство), визитка, реклама предприятия,  база данных предпринимателя или предприятия.

Литература для учащихся

  1. Левин Дж. Р., Бороди К. Интернет для «чайников». М.; СПб.; Киев, 2002.
  2. Велихов А. В. Основы информатики и компьютерной техники. М.: Солок-Пресс, 2003.
  3. СД-диск «Самоучитель по офисным технологиям»

Литература для учителя

  1. Электронная книга «ИТ в экономике и управлении» Автор: Ивасенко А.Г., Гридасов А.Ю., Павленко В.А. http://nenaidesh.ru/lib/Book-8-11.html
  2. Уорд М. 50 методик менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Мир профессий. Человек — знаковая сила. М.; Молодая гвардия, 1988.

Дополнительная литература

  1. Велихов А. В. Основы информатики и компьютерной техники. М.: Солок-Пресс, 2003.
  2. Каныгин Д., Зотов Б. Что такое информатика. М.: Детская литература, 1989.
  3. Уорд М. 50 методик менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...

Программа элективного курса "Домашняя экономика"

Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы  Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...

Программа элективного курса по экономике

Программа предполагает начальное знакомство обучающихся  с российским рынком ценных бумаг, что в определённой степени обеспечит их социальную защищённость и   позволит активно участвова...

Программа элективного курса по экономике. Азбука страхования.

Элективный курс "Азбука страхования" разработан для учашихся 10 - 11 клсассов и рассчитан на 18 часов с использованием 4 практических работ....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» ДЛЯ 11 КЛАССА

Жизнь общества зависит от  экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяются экономическими законами...