Выступление по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"
материал по информатике и икт
Выступление на районном методическом семинаре по теме "Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_.docx | 242.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска
Районный методический семинар на базе МКОУ СОШ № 10 г.Бирюсинска «Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций учащихся на занятиях естественно – научного цикла»
Вступительная часть к семинару по теме:
«Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках естественно-научного цикла»
Автор: Заместитель директора по УВР,
учитель информатики МКОУ СОШ
№ 10 г.Бирюсинска
Игнацевич С.В.
«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личную черту, вселить в
них радость творчества, то создавай такие
условия, чтобы искорки их мыслей образовали
царство мысли, дай им возможность
почувствовать себя в нем властелинами»
Ш. А. Амонашвили
Задачи:
- Рассмотреть условия для проявления познавательной активности учащихся на уроке
- Используя практический опыт учителей, показать использование различных форм и методов для повышения познавательной активности учащихся на занятиях естественно-научного цикла и Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста».
В наше время в образовании остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя.
Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
В современных отечественных психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес изучается в контексте мотивационной сферы личности, поскольку смыслообразующей основой любой деятельности являются внутренние побуждения и стимулы, мотивы. Самый действенный среди всех мотивов обучения - познавательный мотив, он имеет личностную ценность и поэтому является действенным, реальным мотивом обучения, обеспечивающим его эффективность и оптимальность.
Познавательный интерес—это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения.
Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся.
Интерес характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,
2) наличием познавательной стороны этой эмоции,
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности
Условия, необходимые для проявления познавательной деятельности:
-создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
-создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
-включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
-использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
использование проблемных ситуаций;
=практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Средства достижения учителем этой цели следующие:
-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего
ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи);
анализировать способы решения других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих
каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Педагогической психологией выведен основной закон усвоения информации: воспринять — осмыслить — запомнить — применить — проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.
Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
Кредо учителя:
Создать из повседневного - удивительное.
О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
Учить всему кратко, понятно, основательно.
Таким образом,
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и
повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения,
можно добиться развития познавательного интереса к предмету.
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся,
как сильных по успеваемости, так и слабых.
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе
способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда,
когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это
мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации
познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении
каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Задача педагога научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения,
Но если мы не научимся или не захотим этого делать, то
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Памятка по формированию
познавательного интереса:
1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
2. Выбор средств, адекватных цели;
3. Учет возрастных особенностей школьников;
4. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; познавательный интерес учащихся»
5. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
6. Нестандартная форма проведения уроков;
7. Создание ситуации успеха;
8. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
9. Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
10. Эмоциональная речь учителя;
11. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
12. Применение поощрения и порицания;
13. Вера учителя в возможности ученика;
14. Формирование адекватной самооценки учащихся;
15. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
16. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу.
В статье раскрывается опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу"....
Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
Презентация к проведению педагогического совета "Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла. В презентации...
Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Под самостоятельной познавательной деятельностью я понимаю активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...
Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»...
Тестовая подготовка как один из элементов организации учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла ».
Эффективность обучения может быть обеспечена только в том случае, если ученик является активным участником учебно-воспитательного процесса, если на уроке присутствует разумная смена деятельности, дающ...
«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла
laquo;Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла...