Конспект урока на тему «Декодирование»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Игошкина Юлия Викторовна

Конспект урока на тему «Декодирование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_temu_dekodirovanie.docx55.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Декодирование»

Цель  урока: сформировать умение решать задания на кодирование и декодирование информацию.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся по теме кодирование информации; познакомить с условием Фано, дать понятие префиксные и постфиксные коды; научить основным приемам однозначного декодирования информации
  • развивать умение анализировать и систематизировать знания;
  • воспитывать  информационную  культуру у  учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Ход урока:

1.Организационный момент  

2.  Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

4. Итоги урока.

5. Домашнее задание

Декодирование — это восстановление информационного сообщения из последовательности кодов.

Например, закодированное сообщение

•        • • — • — •        •        

можно восстановить, используя код Морзе «в обратную сторону»: в этой строке закодирована фамилия «Петров».

В некоторых случаях даже при использовании неравномерного кода не требуется вводить символ-разделитель. Для этого достаточно выполнение условия Фано: ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова. Такой код называют префиксным.

Пример 1. Пусть для кодирования первых 5 букв русского алфавита используется таблица:

А

Б

В

Г

д

000

10

01

110

001

Это неравномерный код, поскольку в нём есть двух- и трёхсимвольные кодовые слова. Построим для этой кодовой таблицы дерево, в котором от каждого узла (кроме листьев) отходят два ребра, помеченные цифрами 0 и 1. Чтобы найти код символа, нужно пройти по стрелкам от корня дерева к нужному листу, выписывая метки стрелок, по которым мы переходим (рис. 2.3). Заметим, что ни один символ не лежит на пути от корня к другому символу. Это значит, что условие Фано выполняется и любую правильную кодовую последовательность можно однозначно декодировать. Например, рассмотрим цепочку 1100000100110.

Следующий (единственно возможный) код — 000, это буква А:

Здесь условие Фано не выполняется, поскольку код буквы Б

является началом кода буквы Г (011), а код буквы Д (100) начинается с кода буквы В (10). Дерево для этой кодовой таблицы выглядит так (рис. 2.4)

Тем не менее можно заметить, что выполнено «обратное» условие Фано: ни одно кодовое слово не совпадает с окончанием другого кодового слова (такой код называют постфиксным). Поэтому закодированное сообщение можно однозначно декодировать с конца. Например, рассмотрим цепочку 011000110110. Последней буквой в этом сообщении может быть только В (код 10).

В общем случае (если код не является ни префиксным, ни постфиксным) декодировать сообщение удаётся только перебором вариантов.

Пример 3. Декодируем сообщение 010100111101, закодированное с помощью кодовой таблицы:

А

Б

В

Г

д

01

010

011

11

101

Здесь не выполняется ни «прямое», ни «обратное» условие Фано, поэтому декодировать сообщение однозначно, возможно, не удастся. На первом месте может быть буква А или буква Б. Сначала предположим, что это буква А:

А0100111101

Тогда второй буквой также может быть буква А:

АА00111101

Дальше декодировать не получается, потому что в таблице нет кодов 0, 00 и 001. Поэтому проверяем второй вариант: вторая буква — Б:

АБ0111101.

Третьей буквой может быть А:

АБА11101,

Тогда четвёртая и пятая буквы определяются однозначно — это буквы Г и Д. Таким образом, один из подходящих вариантов — АБАГД.

Посмотрим, есть ли другие варианты. После сочетания АБ может стоять буква В:

АБВ1101,

тогда оставшиеся буквы — это ГА, а полное сообщение — АБВГА. Этот вариант тоже подходит.

Кроме того, на первом месте может стоять буква Б:

Б100111101,

но дальше декодировать не удаётся, потому что в таблице нет кодов 1, 10 и 100. Таким образом, сообщение может быть декодировано двумя способами: АБАГД и АБВГА.

Пример 4. Существуют коды, для которых условия Фано не выполняются, но все сообщения однозначно декодируются. В кодовой таблице

А

Б

В

0

11

010

код буквы А совпадает как с началом, так и с окончанием кода буквы В, т. е. этот код не является ни префиксным, ни постфиксным.

Проверим, можно ли однозначно декодировать сообщения, построенные с помощью такого кода. Множество последовательностей, которые совпадают с началом и концом кодовых слов, состоит из пустой строки и единицы:C:\Users\571F~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image98.jpeg

{Л, 1}. Граф, построенный с помощью приведённого выше алгоритма, содержит два узла и одну петлю (рис. 2.17).

В этом графе нет цикла, содержащего вершину Л, поэтому любое сообщение, записанное с помощью такого кода, декодируется однозначно. Это можно показать и простыми рассуждениями:

  1. все цепочки 11 в сообщении — это коды букв Б, иначе они не могут образоваться;
  2. все цепочки 010 — это коды букв В;
  3. остальные символы сообщения могут быть только нулями — это коды букв А.

Иногда при кодировании и декодировании происходит искажение сообщения. Например, известно, что перевод художественных текстов (особенно стихов) на другой язык и затем обратный перевод могут изменить их до неузнаваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе

Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...

конспект урока по теме " Повторение по теме Местоимение", по форме: урок-аниме и прием "Ромашка Блума"

Конспект содержит элементы приема "Ромашка Блума" для повторения учебного материала. По форме: урок-аниме....