2. Мотивация учебной деятельности. | Мотивирует учащихся на учебную деятельность. Задача: Где находится подарок? На столе стоят две коробки. На коробках наклеены надписи: на первой “Подарки в обеих коробках”, на второй – “В этой коробке есть подарки”. Где лежат подарок, если одна надпись истинна, а другая ложна.
Что необходимо для решения данной задачи?
В какой коробке находится подарок? |
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
Логическое мышление.
Во второй коробке, т.к. если предположить обратное, то мы получает два истинных высказывания, а у нас по условию одно высказывание ложно, а другое – истинно. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
3. Определение темы урока. Постановка цели урока. | Подведение учащихся к формулированию темы урока: “Логические операции”.
Для определения темы урока необходимо разгадать предложенный ребус.
Подведение учащихся к постановке цели урока: повторить основные понятия алгебры логики, формировать навыки применения логических операций.
Учащиеся в течение урока повторяют и закрепляют полученные знания путем фронтального устного опроса, работы у доски и выполнением самостоятельной работы. |
Вместе с учителем формулируют тему урока.
Ставят вместе с учителем цель урока. | Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Актуализация опорных знаний | Объясняет суть заданий для учащихся. Наблюдает за их деятельностью. Сегодня на уроке мы закрепим наши знания по теме “Логические операции” и продолжим применять их для решения задач.
Задание 1. Вопросы:
1. Что изучает алгебра логики?
2. Кто является основоположником алгебры логики?
3. Что называют высказываниями?
4. Какие логические операции вам известны?
Задание 2. Какие предложения являются высказываниями, и определить их истинность. 1. Прослушайте сообщение. 2. Париж - столица Англии. 3.Делайте утреннюю зарядку! 4. 4 + 5=10. 5. Кто отсутствует? 6. Число 11 является двузначным.
Задание 3. Заполнить таблицу.
| Логическое отрицание | Логическое умножение | Логическое сложение | Название |
|
|
| Обозначение |
|
|
| Связка |
|
|
|
|
Учащиеся выполняют задания. Отвечают на вопросы: 1. Алгебра логики изучает общие операции над высказываниями. 2. Основоположником алгебры логики является английский математик Джордж Буль. 3. Высказывание – это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Известны следующие логические операции: конъюнкция, дизъюнкция и инверсия.
Находят высказывания, определяют их истинность. Сверяют с образцом на доске. Объясняют свой выбор. К высказываниям относят 2, 4, 6 предложения, т.к. они повествовательные, в которых идет утверждение. 2, 4 предложения – ложь. 6 предложение – истина. 1, 3, 5 предложения не являются высказываниями, потому что не относятся к повествовательным предложениям.
Заполняют таблицу, проверяют себя.
| Логическое отрицание | Логическое умножение | Логическое сложение | Название | инверсия | конъюнкция | дизъюнкция | Обозначение | A | A ∧ B | A v B | Связка | не | и | или |
| Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
5. Применение знаний и умений | Задание 1. Составить логические операции. А) Создать отрицание для логического выражения. - Дети любят игрушки. Б) Составить из логического выражения дизъюнкцию. - В библиотеке можно взять книгу. В библиотеке можно встретить знакомого. В) Составить из логического выражения конъюнкцию. - Две прямые на плоскости параллельны. Они не пересекаются.
Задание 2. Пусть А = “Эта звездная ночь”, а В = “Эта ночь холодная”. Выразите следующие формулы на обычном языке: А) А И В; Б) А И НЕ В; В) НЕ А И НЕ В.
Задание 3. Определите результат логического выражения: А) не х и у или z при х=1 у=0 z=1 Б) A и B или A и не Z при А=0 В=0 Z=0
| Составляют логические операции. А) Дети не любят игрушки. Операция инверсии.
Б) В библиотеке можно взять книгу или встретить знакомого. Операция дизъюнкции. Две прямые на плоскости параллельны и они не пересекаются. Операция конъюнкции.
Выражают предложенные формулы на обычном языке:
А) Эта ночь звездная и холодная. Б) Эта ночь звездная и не холодная. В) Эта ночь не звездная и не холодная.
Определяют результат логического выражения: А) Результат 1 (истина). Б) Результат 0 (ложь). | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
6. Самостоятельная работа | Формулирует задание и объясняет его суть. Учащимся предлагается на выбор несколько разноуровневых заданий. Уровень 1 (оценка “3”) Задание 1. Запишите логические высказывания с помощью логических операций. А) Создать отрицание для логического выражения. - В школе изучают информатику. ____________________________________________ Б) Составить из логического выражения дизъюнкцию. - В школу я еду на автобусе. В школу я еду на трамвае. ____________________________________________ В) Составить из логического выражения конъюнкцию. - На столе лежит ручка. На столе лежит тетрадь. ________________________________________________ Задание 2. Определите результат логического выражения: х и у или z, при х=0, у=0, z=1. ______________________________
Уровень 2 (оценка “4”) Задание 1. Ответить на вопрос. Ученикам по литературе задали прочитать рассказ и составить по нему план. Получит ли ученик положительную оценку, если только прочтет рассказ? Ответ обоснуйте. ________________________________________________ ________________________________________________ Задание 2. Определите результат логического выражения: х и у или не z, при х=0, у=0, z=1. ________________________________
Уровень 3 (оценка “5”) Задание 1. Составить высказывания. Даны высказывания: А = {На улице светит солнце}, В = {На улице дождь}, С = {На улице пасмурная погода}, D = {На улице идет снег}. Составьте два сложных высказывания, одно из которых будет ложным, а другое истинным. ________________________________________________ ____________________________________________________ Задание 2. Определите результат логического выражения: х и не у или не z, при х=0, у=0, z=1. ________________________________
|
Выполняют задание.
Уровень 1 (оценка “3”) Задание 1. А) В школе не изучают информатику.
Б) Составить из логического выражения дизъюнкцию. В школу я еду на автобусе или на трамвае. В) Составить из логического выражения конъюнкцию. На столе лежит ручка и тетрадь. Задание 2. Определите результат логического выражения: 1 (истина)
Уровень 2 (оценка “4”) Задание 1. Ответить на вопрос. Если ученик прочтет только рассказ, то он не получит положительную оценку, т.к. операция конъюнкция (стоит связка “и”) подразумевает выполнение обеих частей задания. Задание 2. Определите результат логического выражения: 0 (ложь)
Уровень 3 (оценка “5”) Задание 1. Составить высказывания (возможны варианты). Истинное высказывание: На улице светит солнце и идет снег. Ложное высказывание: На улице пасмурная погода и светит солнце.
Задание 2. Определите результат логического выражения: 0 (ложь)
| Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
8. Домашнее задание | Задает домашнее задание в соответствии с тематическим планированием. Задание на карточке: 1) На контрольной работе ученики должны выполнить вариант 1-ый или 2-ой. Перечислите все возможности, при которых будет считаться, что задание выполнено. 2) По биологии ученики должны выучить параграф из учебника и вырастить росток из семечка подсолнуха или гороха. Перечислите все варианты, при которых это задание считается выполненным. 3) Определите результат логического выражения: х или z и не у, при х=1, у=1, z=1. | Записывают задание в дневники. |
|