Конспект урока"Логические операции"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Модин Сергей Юрьевич

Урок информатики по теме "Логические операции", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_operatsii_8_klass.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

“ Логические операции”

Тип урока: урок комплексного применения  и закрепления знаний.

Цель урока: закрепить знания учащихся, необходимые для работы с логическими операциями.

Задачи урока:

Образовательная: проверить знание основных понятий алгебры логики; формирование навыков применения логических операций;  

Коррекционно-развивающие: развитие речи учащихся на этапе актуализации опорных знаний; совершенствование логического  мышления на этапах актуализации опорных знаний, применения полученных знаний и умений; развитие умения применять полученные знания в практической деятельности;

Воспитательные: развитие познавательного интереса; воспитание взаимопомощи, ответственности за свой выбор.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, фронтальная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения: словесные (объяснение), наглядные (мультимедиа), практические (задания).

Формы обучения: собеседование, работа с оценочным листом, выполнение самостоятельной работы.

Предметные результаты:

Знать: основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции.

Уметь: выполнять операции над высказываниями.  

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Мотивация учебной деятельности – 3 мин.

3. Постановка цели урока– 3 мин.

4. Актуализация опорных знаний.  – 5 мин.

5. Применение знаний и умений – 12 мин.

6. Самостоятельная работа - 8

7. Подведение итогов – 3 мин.

8. Домашнее задание – 2 мин.

9. Рефлексия – 3 мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка учащихся по списку.

Приветствие учителя. Сдача рапорта.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

2. Мотивация учебной деятельности.

Мотивирует учащихся на учебную деятельность.

Задача: Где находится подарок?

На столе стоят две коробки. На коробках наклеены надписи: на первой “Подарки в обеих коробках”, на второй – “В этой коробке есть подарки”. Где лежат подарок, если одна надпись истинна, а другая ложна.

Что необходимо для решения данной задачи?

В какой коробке находится подарок?

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Логическое мышление.

Во второй коробке, т.к. если предположить обратное, то мы получает два истинных высказывания, а у нас по условию одно высказывание ложно, а другое – истинно. 

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

3. Определение темы урока. Постановка цели урока.

Подведение учащихся к формулированию темы урока: “Логические операции”.

Для определения темы урока необходимо разгадать предложенный ребус.

Подведение учащихся к постановке цели урока: повторить основные понятия алгебры логики, формировать навыки применения логических операций.

Учащиеся в течение урока повторяют и закрепляют полученные знания путем фронтального устного опроса, работы у доски и выполнением самостоятельной работы.

Вместе с учителем формулируют тему урока.

Ставят вместе с учителем цель урока.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Актуализация опорных знаний

Объясняет суть заданий для учащихся. Наблюдает за их деятельностью.

Сегодня на уроке мы закрепим наши знания по теме “Логические операции” и продолжим применять их для решения задач.

Задание 1. Вопросы:

1. Что изучает алгебра логики?

2. Кто является основоположником алгебры логики?

3. Что называют высказываниями?

4. Какие логические операции вам известны?

Задание 2. Какие предложения являются высказываниями, и определить их истинность.

1. Прослушайте сообщение.

2. Париж - столица Англии.

3.Делайте утреннюю зарядку!

4. 4 + 5=10.

5. Кто отсутствует?

6. Число 11 является двузначным.

Задание 3. Заполнить таблицу.

Логическое отрицание

Логическое умножение

Логическое сложение

Название

Обозначение

Связка

Учащиеся выполняют задания.

Отвечают на вопросы:

1. Алгебра логики изучает общие операции над высказываниями.

2. Основоположником алгебры логики является английский математик Джордж Буль.

3. Высказывание – это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается.

Известны следующие логические операции: конъюнкция, дизъюнкция и инверсия.

Находят высказывания, определяют их истинность. Сверяют с образцом на доске. Объясняют свой выбор.

К высказываниям относят 2, 4, 6 предложения, т.к. они повествовательные, в которых идет утверждение.

2, 4 предложения – ложь.

6 предложение – истина.

1, 3, 5 предложения не являются высказываниями, потому что не относятся к повествовательным предложениям.

Заполняют таблицу, проверяют себя.

Логическое отрицание

Логическое умножение

Логическое сложение

Название

инверсия

конъюнкция

дизъюнкция

Обозначение

A

A  B

A v B

Связка

не

и

или

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

5. Применение знаний и умений

Задание 1. Составить логические операции.

А) Создать отрицание для логического выражения.

- Дети любят игрушки.

Б) Составить из логического выражения дизъюнкцию.

- В библиотеке можно взять книгу. В библиотеке можно встретить знакомого.

В) Составить из логического выражения конъюнкцию.

- Две прямые на плоскости параллельны. Они не пересекаются.

Задание 2. Пусть А = “Эта звездная ночь”, а В = “Эта ночь холодная”. Выразите следующие формулы на обычном языке:

А) А И В;

Б) А И НЕ В;

В) НЕ А И НЕ В.

Задание 3. Определите результат логического выражения:

А) не х и у или z                 при х=1 у=0 z=1          

Б) A и B или A и не Z        при А=0 В=0 Z=0

Составляют логические операции.

А) Дети не любят игрушки. Операция инверсии.

Б) В библиотеке можно взять книгу или встретить знакомого. Операция дизъюнкции.
Две прямые на плоскости параллельны и они не пересекаются. Операция конъюнкции.

Выражают предложенные формулы на обычном языке:

А) Эта ночь звездная и холодная.

Б) Эта ночь звездная и не холодная.

В)  Эта ночь не звездная и не холодная.

Определяют результат логического выражения:

А) Результат 1 (истина).

Б) Результат 0 (ложь).

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6. Самостоятельная  работа

Формулирует задание и объясняет его суть.

Учащимся предлагается на выбор несколько разноуровневых заданий.

Уровень 1 (оценка “3”)

Задание 1. Запишите логические высказывания с помощью логических операций.

А) Создать отрицание для логического выражения.

- В школе изучают информатику.

____________________________________________

Б) Составить из логического выражения дизъюнкцию.

- В школу я еду на автобусе. В школу я еду на трамвае.

____________________________________________

В) Составить из логического выражения конъюнкцию.

- На столе лежит ручка. На столе лежит тетрадь.

________________________________________________

Задание 2. Определите результат логического выражения: х и у или z, при х=0, у=0, z=1.

______________________________

Уровень 2 (оценка “4”)

Задание 1. Ответить на вопрос.

Ученикам по литературе задали прочитать рассказ и составить по нему план. Получит ли ученик положительную оценку, если только прочтет рассказ? Ответ обоснуйте.

________________________________________________

________________________________________________

Задание 2. Определите результат логического выражения: х и у или не z, при х=0, у=0, z=1.

________________________________

Уровень 3 (оценка “5”)

Задание 1. Составить высказывания.

Даны высказывания:

А = {На улице светит солнце},

В = {На улице дождь},

С = {На улице пасмурная погода},

D = {На улице идет снег}.

Составьте два сложных высказывания, одно из которых будет ложным, а другое истинным.

________________________________________________

____________________________________________________

Задание 2. Определите результат логического выражения: х и не у или не z, при х=0, у=0, z=1.

________________________________

Выполняют задание.

Уровень 1 (оценка “3”)

Задание 1.

А) В школе не изучают информатику.

Б) Составить из логического выражения дизъюнкцию.

В школу я еду на автобусе или на трамвае.

В) Составить из логического выражения конъюнкцию.

 На столе лежит ручка и тетрадь.

Задание 2. Определите результат логического выражения: 1 (истина)

 

Уровень 2 (оценка “4”)

Задание 1. Ответить на вопрос.

Если ученик прочтет только рассказ, то он не получит положительную оценку, т.к. операция конъюнкция (стоит связка “и”) подразумевает выполнение обеих частей задания.

Задание 2. Определите результат логического выражения: 0 (ложь)

Уровень 3 (оценка “5”)

Задание 1. Составить высказывания (возможны варианты).

Истинное высказывание:

На улице светит солнце и идет снег.

Ложное высказывание:

На улице пасмурная погода и светит солнце.

Задание 2. Определите результат логического выражения: 0 (ложь)

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7. Подведение итогов урока.

Подводит вместе с учащимися итоги урока.

Вместе с учителем подводят итоги урока. Выделяют самое главное.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено.

8. Домашнее задание

Задает домашнее задание в соответствии с тематическим планированием.

Задание на карточке:

1) На контрольной работе ученики должны выполнить вариант 1-ый или 2-ой. Перечислите все возможности, при которых будет считаться, что задание выполнено.

2) По биологии ученики должны выучить параграф из учебника и вырастить росток из семечка подсолнуха или гороха. Перечислите все варианты, при которых это задание считается выполненным.

3) Определите результат логического выражения:

х или z и не у, при х=1, у=1, z=1.

Записывают задание в дневники.

9. Рефлексия

Дает количественную оценку работы учащихся.

Учащиеся оценивают свою деятельность.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Логический цикл While"

Урок на тему «Логический цикл While» является вводным уроком в 9 классе при изучении  темы «Циклические алгоритмы». Тема рассчитана на 2 часа, поэтому целесообразно провести сдвоенный урок.В курс...

План - конспект урока "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

План - конспект урока "Арифметические операции в позиционных системах счисления"...

План-конспект урока "Логические выражения и таблицы истинности"

конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности"...

Конспект урока "Логические операции" 10 класс

Конспект урока информатики в 10 классе "Логические операции". Тип урока: изучение нового материала (углубление пройденного материала в 8 классе)...

Технологическая карта урока "Логические операции"

Технологическая  карта урока "Логические операции". Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8 класс. ФГОС....

Конспект урока "Логические элементы и основные логические устройства компьютера"

Тема урока: «Логические элементы и основные логические устройства компьютера»Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить с основными базовыми логическими элементами и основными ...

Конспект урока "Технологические операции при изготовлении изделия

в конспекте описан ход урока, действия учителя, ученика...