Конспект урока "Логический цикл While"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Урок на тему «Логический цикл While» является вводным уроком в 9 классе при изучении темы «Циклические алгоритмы». Тема рассчитана на 2 часа, поэтому целесообразно провести сдвоенный урок.
В курсе информатики наиболее сложным по праву считается раздел «Программирование». Но так как ученики на данном этапе обучения уже овладели определенным набором знаний и умений, зачастую стандартный ход урока приводит к снижению интереса к предмету. Выход из такой ситуации я вижу в самостоятельном поиске решения, в то время как учитель выступает исключительно как консультант.
На мой взгляд наиболее важно удержать интерес учащихся. Поэтому я предлагаю не просто объяснение нового материала с последующим решением задач, а построение «проблемного» урока. В начале урока учащимся предлагается решить задачу с применением ранее полученных знаний. В ходе обсуждения решения условие задачи немного меняется и ребята понимают, что знаний не достаточно. Им приходится искать новое решение, более рациональное. И тут учитель делится необходимыми знаниями. Далее учащиеся сами применяют полученный материал на практике, а учитель выступает только в роли консультанта.
Первостепенное значение на таком уроке имеет этап подведения итогов урока, на котором обсуждаются все важные теоретические моменты, с которыми ребята столкнулись. При этом на последующих уроках они уже будут понимать организацию циклов и изучить остальные виды циклов будет легче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savyolova_i.a._while.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логический цикл While»
Конспект урока по информатике в 9 классе
Выполнила: Савёлова Ирина Александровна, учитель информатики МОУ СОШ №1 СУИОП г. Фрязино | |
Общие сведения об уроке
- Тема урока «Логический цикл While»
- Возраст обучающихся: 9 класс
- Название предмета: Информатика
- Авторы: Савёлова Ирина Александровна
- Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
- Вид урока: комбинированный – объяснение нового материала с выполнением практической работы
- Цель урока: знакомство со структурой цикла While на языке Pascal.
- Проблемы, решаемые обучающимися: формирование и развитие навыков ориентирования и работы в новой информационной среде, составление плана при выполнении практической работы на компьютере, развитие навыков самообразования с использованием среды программирования, овладение новыми программными средствами.
- Планируемые результаты:
Предметные Учащиеся должны получить новые навыки работы в среде программирования Turbo Pascal, иметь ясное представление о структуре программы, технологии создания программ с использованием цикла While, уметь отладить и запустить программу на исполнение, организовать диалог с компьютером.
Регулятивные УУД Учащиеся должны владеть навыками саморегуляции: преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД общеучебные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; информационные: анализ информации, предача информаци устным способом, логические: синтез, сравнение, установление аналогий, использование общие приёмы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение.
Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание, вести устный диалог с учителем и одноклассниками, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
Личностные результаты внутренняя позиция обучающегося на основе положительного отношения к школе; мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная); целостный взгляд на мир, уважительное отношение к чужому мнению; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
- Оборудование - компьютерный класс с установленной на каждом ученическом компьютере системой программирования Turbo Pascal, проектор, экран, раздаточный материал для проведения практической работы.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Самоопределение к деятельности | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к работе | Личностные – самоопределение: устойчивое следование в поведении социальным нормам; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, |
Актуализация знаний | Вступительное слово учителя с элементами беседы. | Слушают, отвечают на вопросы. | Познавательные – осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме, анализ информации, логические – сравнение, построение рассуждения; Коммуникативные - строить понтятные для всех высказывания, слушать собеседника, аргументировать свою позицию. |
Постановка учебной задачи | Предлагает обучающимся самим сформулировать тему урока и проблемы, которые они будут решать вместе с учителем. Корректирует формулировку темы и проблемы, которые предлагают обучающиеся. | Пытаются сформулировать тему обсуждения и проблему. | Регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем; Познавательные – ставить и формулировать проблемы Личностные – навыки сотрудничества, Коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии для решения поставленной задачи, вести устный диалог, слушать собеседника, аргументировать свою позицию. |
Решение проблем урока | Учитель объясняет новый материал и выступает в роли консультанта. | Учащиеся преимущественно самостоятельно выполняют работу | Познавательные – создание алгоритма действий для решения проблем, анализ информации, контроль и оценка процесса и результата деятельности Регулятивные – составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях. | Составляет вопросы изученному материалу. | Отвечают кратко на вопросы учителя в устной форме с записью вопросов и ответов в тетрадь, сами сверяют написанное с эталоном. | Личностные – самооценка на основе критериев успешной деятельности; Познавательные – осознанно и произвольно строить высказывания в письменной форме, передача информации в письменной форме, обобщение; Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации , устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач; Личностные – осознание собственной успешности, способности к решению проблем. |
Рефлексия | Ведет беседу, в результате которой выясняется, что было трудно на уроке, что до сих пор является непонятным, что понравилось. Подводит итоги урока. | Отвечают на вопросы, осознают, что усвоено, а что еще требует дополнительного изучения, оценивают свое эмоциональное состояние и степень участия в решении проблем. | Познавательные – построение рассуждения, обобщение, оценка информации, Регулятивные – вносить коррективы в собственную работу, адекватно воспринимать предложения учителей по исправлению допущенных ошибок. |
Содержание урока
- Организационный момент – 2 мин.
- Определение целей урока – 10 мин.
- Изучение нового материала. Практическая работа – 50 мин.
- Подведение итогов урока. Рефлексия. – 15 мин.
- Постановка домашнего задания. – 3 мин.
1. Организационный момент
Приветствие учащихся.
2. Определение целей урока
Мы с вами уже познакомились с алгоритмами ветвления, знаем их структуру. Давайте разберем решение задачи: «Выведите на экран таблицу значений функции y=x2+4x+1 на отрезке [0;1] с шагом 0,2»
Цели урока выясняются в процессе эвристической беседы:
- Что необходимо сделать для вывода таблицы? (мы должны при помощи операторов write() и writeln() вывести заголовки для переменной x и функции y)
- Какое первоначальное значение у переменной x? (x=0)
- Какое условие надо задать для выполнения программы? (если x<=1)
- Если условие выполняется, что необходимо сделать? (посчитать значение функции y, вывести значение переменной и функции на экран и увеличить значение x на 0,2)
- А сколько раз мы должны прописать условие в задаче ? (5 раз)
- Что если я изменю, условие задачи и попрошу найти значение этой же функции, но на отрезке [0;20] с тем же шагом? (нам придется очень много раз прописывать условие и выполнить одно и тоже действие)
3. Изучение нового материала
Содержание изучение нового материала смотри в Приложении ( www.school1.fryazino.net/imager/ck/Savyolova.ppt ).
После с ознакомления с новым материалом, учащимся предлагается выполнить практическую работу по решению смысловых задач с использованием цикла While, где учитель выступает в роли консультанта (см. www.scholl1.fryazino.net/images/ck/maslennikova1.doc стр.14)
4. Подведение итогов
Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях. Примерные вопросы для проведения беседы:
- С каким видом алгоритмов мы с вами сегодня познакомились?
- Что такое цикл?
- Какие виды циклов бывают?
- Какими особенностями обладают циклы?
- С каким циклом мы познакомились на сегодняшнем занятии?
- Какие особенности у цикла While?
- Что такое зацикливание и как его избежать?
Рефлексия
- Сегодня на уроке каждый из вас попробовал себя в роли программиста. Какие личные качества помогали, а какие мешали вам в процессе программирования?
- От чего вы устали больше всего?
- Сколько новых фактов вы узнали?
- Какие моменты так и остались непонятны вам?
- В каких программных продуктах вы сталкивались с подобными примерами диалога с компьютером?
- Какой вывод о труде программиста вы можете сделать на основании выполненной работы?
5. Постановка домашнего задания
Банк начисляет на вклады 5% каждый месяц(т.е. каждый месяц вклад увеличивается на 5% без участия вкладчика). Напечатать таблицу увеличения суммы вклада по месяцам на год. Сумма вклада вводится с клавиатуры
Заключение
Данный урок соответствует новым ФГОС, так как в нем присутствует системно-деятельностный подход к преподаванию информатики. Учитель выступает в роли помощника освоения новых знаний. Обучающиеся сами под руководством учителя составляю программу с использованием цикла While на языке программирования Паскаль, производят тестирование и отладку программы, производят запуск программы и анализ результатов выполнения. В процессе работы над программой они не только получают новые знания о работе цикла, но и применяют эти полученные знания в практической деятельности. В ходе заключительной беседы учащиеся вступают в диалог, задают вопросы, находят аналоги своей работы в современных программных продуктах приходят к выводам о работе программиста.
Использованная литература
- Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс, М. Бином, 2011
- Л. Залогова, М. Плаксин и др. Задачник-практикум, М. Бином, 2004
- В.Б. Попов. Turbo Pascal для школьников, М. Финансы и сиатистика, 2002
- Д.М. Златопольский. Я иду на урок информатики, М. Первое сентября, 2001
- Н. Культин. Turbo Pascal в задачах и примерах, СПб, БХВ, 2000
- С.В. Филичев. Занимательный Basicв задачах, М. Эком, 1997
- А.И. Гусева. Учимся информатике, М. Диалог-МИФИ, 1998
- Е.В. Андреева. Программирование – это так просто, М. МЦНМО, 2009
- В.Ю. Гуревич. Сборник задач по основам информатики, Минск, 1992
- Л.М. Поддубная, В.Ф. Шаньгин. Мне нравится Паскаль. М. Радио, 1992
- С.М. Окулов. Основы программирования, М. Юнимедиастайл, 2002
- Ю.А. Аляев. Практикум по программированию. М, Финансы и статистика, 2004
- Д. Гуденко, Д. Петроченко. Сборник задач по программированию, СПб, ПИТЕР, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект "Клеточный цикл"
Опорный конспект "Клеточный цикл" и презентация к нему...
Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"
Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...
Конспект занятия/ цикл занятий Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р]
Цикл занятий по постановке, дифференциации и автоматизации звука [Р],[Р`] разработана для детей начальной школы. Цикл занятий имеет социально-педагогическую направленность....
Программирование циклов. Оператор цикла While и For. Решение задач.
конспект урока 9 класс...
Проверочная работа для 9 класса по циклу while
При 1 часе в неделю по информатике очень трудно, думаю, что даже невозможно уложить заявленные в программе темы в течение учебного года. Поэтому программирование циклов плавно переходит в 9 класс. Эта...
Конспект урока «Цикл с заданным числом повторений»
Конспект урока по информатике 8 класс, учебник Босовой...
Практическая работа "Циклы While и While True на языке Python"
Практическая работа на урок в 8 классе....