Конспект урока "Логический цикл While"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Савёлова Ирина Александровна

Урок на тему «Логический цикл While» является вводным уроком в 9 классе при изучении  темы «Циклические алгоритмы». Тема рассчитана на 2 часа, поэтому целесообразно провести сдвоенный урок.

В курсе информатики наиболее сложным по праву считается раздел «Программирование». Но так как ученики на данном этапе обучения уже овладели определенным набором знаний и умений, зачастую стандартный ход урока приводит к снижению интереса к предмету. Выход из такой ситуации я вижу в самостоятельном поиске решения, в то время как учитель выступает исключительно как консультант.

На мой взгляд наиболее важно удержать интерес учащихся. Поэтому я предлагаю не просто объяснение нового материала с последующим решением задач, а построение «проблемного» урока. В начале урока учащимся предлагается решить задачу с применением ранее полученных знаний. В ходе обсуждения решения условие задачи немного меняется и ребята понимают, что знаний не достаточно. Им приходится искать новое решение, более рациональное. И тут учитель делится необходимыми знаниями. Далее учащиеся сами применяют полученный материал на практике, а учитель выступает только в роли консультанта.

Первостепенное значение на таком уроке имеет этап подведения итогов урока, на котором обсуждаются все важные теоретические моменты, с которыми ребята столкнулись. При этом на последующих уроках они уже будут понимать организацию циклов и изучить остальные виды циклов будет легче.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon savyolova_i.a._while.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Логический цикл While»

Конспект урока по информатике в 9 классе

Выполнила:

Савёлова Ирина Александровна,

учитель информатики МОУ СОШ №1 СУИОП г. Фрязино


Общие сведения об уроке

  1. Тема урока «Логический цикл While»
  2. Возраст обучающихся: 9 класс
  3. Название предмета: Информатика
  4. Авторы: Савёлова Ирина Александровна
  5. Тип  урока:  Урок «открытия» новых знаний
  6. Вид урока: комбинированный – объяснение нового материала с выполнением практической работы
  7. Цель урока: знакомство  со структурой цикла While на языке Pascal.
  8. Проблемы, решаемые обучающимися:  формирование  и развитие навыков ориентирования и работы  в новой информационной  среде, составление плана при выполнении практической работы на компьютере, развитие навыков самообразования с использованием среды программирования, овладение новыми программными средствами.
  9. Планируемые результаты:

Предметные Учащиеся должны получить новые навыки работы в среде программирования Turbo Pascal, иметь ясное представление о структуре программы, технологии создания программ с использованием цикла While, уметь отладить и запустить программу на исполнение, организовать диалог с компьютером.

Регулятивные  УУД  Учащиеся должны владеть навыками саморегуляции:  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  ставить новые  учебные задачи в сотрудничестве с учителем;  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  сличать способ действия и его результат с  заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные УУД общеучебные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; информационные: анализ информации, предача информаци устным способом, логические: синтез, сравнение, установление аналогий, использование   общие приёмы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;  установление аналогий; установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение.

Коммуникативные УУД  формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание, вести устный диалог с учителем и одноклассниками, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Личностные результаты внутренняя позиция обучающегося на основе положительного отношения к школе;  мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная);  целостный взгляд на мир, уважительное отношение к чужому мнению; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

  1. Оборудование -  компьютерный класс с установленной на каждом ученическом компьютере системой программирования Turbo Pascal, проектор, экран, раздаточный материал для проведения практической работы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты (УУД)

Самоопределение

к деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Личностные – самоопределение: устойчивое следование в поведении социальным нормам; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками,

Актуализация знаний

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Слушают, отвечают на вопросы.

Познавательные – осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме, анализ информации, логические – сравнение, построение рассуждения; Коммуникативные - строить понтятные для всех высказывания, слушать собеседника, аргументировать свою позицию.

Постановка учебной задачи

Предлагает обучающимся самим сформулировать тему урока и проблемы, которые они будут решать вместе с учителем.  Корректирует формулировку темы и проблемы, которые предлагают обучающиеся.

Пытаются сформулировать тему обсуждения и проблему.

Регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу, ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;

Познавательные – ставить и формулировать проблемы

Личностные – навыки сотрудничества,

Коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии для решения поставленной задачи, вести устный диалог, слушать собеседника, аргументировать свою позицию.

Решение проблем урока

 Учитель объясняет новый материал и выступает в роли консультанта.

 Учащиеся преимущественно самостоятельно выполняют  работу

Познавательные – создание алгоритма действий для решения проблем, анализ информации, контроль  и оценка  процесса и результата деятельности

Регулятивные – составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  

Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях.  

Составляет вопросы изученному материалу.

Отвечают кратко на вопросы учителя в устной форме с записью вопросов и ответов в тетрадь, сами сверяют написанное  с эталоном.

Личностные – самооценка на основе критериев успешной деятельности;  

Познавательные – осознанно и произвольно строить высказывания в письменной форме, передача информации в письменной форме, обобщение;

Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации , устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач;

Личностные – осознание собственной успешности, способности к решению проблем.

Рефлексия

Ведет беседу, в результате которой выясняется, что было трудно на уроке, что до сих пор является непонятным, что понравилось. Подводит итоги урока.

Отвечают на вопросы, осознают, что усвоено, а что еще  требует дополнительного изучения, оценивают свое эмоциональное состояние и степень участия в решении проблем.

Познавательные – построение рассуждения, обобщение, оценка информации,

Регулятивные – вносить коррективы в собственную работу, адекватно воспринимать предложения учителей по исправлению допущенных ошибок.

Содержание урока

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Определение целей урока – 10 мин.
  3. Изучение нового материала. Практическая работа – 50 мин.
  4. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 15 мин.
  5. Постановка домашнего задания. – 3 мин.

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

2. Определение целей урока

Мы с вами уже познакомились с алгоритмами ветвления, знаем их структуру. Давайте разберем решение задачи: «Выведите на экран таблицу значений функции y=x2+4x+1 на отрезке [0;1] с шагом 0,2»

Цели урока выясняются в процессе эвристической беседы:

  1. Что необходимо сделать для вывода таблицы? (мы должны при помощи операторов write() и writeln() вывести заголовки для переменной x и функции y)
  2. Какое первоначальное значение у переменной x? (x=0)
  3. Какое условие надо задать для выполнения программы? (если x<=1)
  4. Если условие выполняется, что необходимо сделать? (посчитать значение функции y, вывести значение переменной и функции на экран и увеличить значение x на 0,2)
  5. А сколько раз мы должны прописать условие в задаче ? (5 раз)
  6. Что если я изменю, условие задачи и попрошу найти значение этой же функции, но на отрезке [0;20] с тем же шагом? (нам придется очень много раз прописывать условие и выполнить одно и тоже действие)

3. Изучение нового материала

Содержание изучение нового материала смотри в Приложении ( www.school1.fryazino.net/imager/ck/Savyolova.ppt ). 

После с ознакомления с новым материалом, учащимся предлагается выполнить практическую работу по решению смысловых задач с использованием цикла While, где учитель выступает в роли консультанта (см. www.scholl1.fryazino.net/images/ck/maslennikova1.doc стр.14)

4. Подведение итогов

Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях.  Примерные вопросы для проведения беседы:

  1. С каким видом алгоритмов мы с вами сегодня познакомились?
  2. Что такое цикл?
  3. Какие виды циклов бывают?
  4. Какими особенностями обладают циклы?
  5. С каким циклом мы познакомились на сегодняшнем занятии?
  6. Какие особенности у цикла While?
  7. Что такое зацикливание и как его избежать?

Рефлексия

  • Сегодня на уроке каждый из вас попробовал себя в роли программиста. Какие личные качества помогали, а какие мешали вам в процессе программирования?
  • От чего вы устали больше всего?
  • Сколько новых фактов вы узнали?
  • Какие моменты так и остались непонятны вам?
  • В каких программных продуктах вы сталкивались с подобными примерами диалога с компьютером?
  • Какой вывод о труде программиста вы можете сделать на основании выполненной работы?

5. Постановка домашнего задания

Банк начисляет на вклады 5% каждый месяц(т.е. каждый месяц вклад увеличивается на 5% без участия вкладчика). Напечатать таблицу увеличения суммы вклада по месяцам на год. Сумма вклада вводится с клавиатуры

Заключение

Данный урок соответствует  новым ФГОС, так как в нем присутствует системно-деятельностный подход к преподаванию информатики. Учитель выступает в роли помощника освоения  новых знаний. Обучающиеся сами под руководством учителя составляю программу с использованием цикла While на языке программирования Паскаль, производят тестирование и отладку программы, производят запуск программы и анализ результатов выполнения. В процессе работы над программой они не только получают новые знания о работе цикла, но и применяют эти полученные знания в практической деятельности. В ходе заключительной беседы учащиеся вступают в диалог, задают вопросы, находят аналоги своей работы в современных программных продуктах приходят к выводам о работе программиста.

Использованная литература

  1. Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 9 класс, М. Бином, 2011
  2. Л. Залогова, М. Плаксин и др. Задачник-практикум, М. Бином, 2004
  3. В.Б. Попов. Turbo Pascal для школьников, М. Финансы и сиатистика, 2002
  4. Д.М. Златопольский. Я иду на урок информатики, М. Первое сентября, 2001
  5. Н. Культин. Turbo Pascal в задачах и примерах, СПб, БХВ, 2000
  6. С.В. Филичев. Занимательный Basicв задачах, М. Эком, 1997
  7. А.И. Гусева. Учимся информатике, М. Диалог-МИФИ, 1998
  8. Е.В. Андреева. Программирование – это так просто, М. МЦНМО, 2009
  9. В.Ю. Гуревич. Сборник задач по основам информатики, Минск, 1992
  10. Л.М. Поддубная, В.Ф. Шаньгин. Мне нравится Паскаль. М. Радио, 1992
  11. С.М. Окулов. Основы программирования, М. Юнимедиастайл, 2002
  12. Ю.А. Аляев. Практикум по программированию. М, Финансы и статистика, 2004
  13. Д. Гуденко, Д. Петроченко. Сборник задач по программированию, СПб, ПИТЕР, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект "Клеточный цикл"

Опорный конспект "Клеточный цикл" и презентация к нему...

Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...

Конспект занятия/ цикл занятий Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р]

Цикл занятий по постановке, дифференциации и автоматизации   звука [Р],[Р`] разработана  для  детей начальной школы. Цикл занятий имеет социально-педагогическую направленность....

Проверочная работа для 9 класса по циклу while

При 1 часе в неделю по информатике очень трудно, думаю, что даже невозможно уложить заявленные в программе темы в течение учебного года. Поэтому программирование циклов плавно переходит в 9 класс. Эта...

Конспект урока «Цикл с заданным числом повторений»

Конспект урока по информатике 8 класс, учебник Босовой...

Практическая работа "Циклы While и While True на языке Python"

Практическая работа  на урок в 8 классе....