Технологическая карта урока "Логические операции"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Технологическая карта урока "Логические операции". Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8 класс. ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logicheskie_operatsii.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8д класс. ФГОС.
Дата 10.12.2019
Урок 14. Логические операции
Цели урока:
предметные — формирование представления о логических операциях над высказываниями; представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем;
метапредметные — развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками; умения представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, электронная схема);
личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
- знакомство с логическими операциями (И — конъюнкцией, ИЛИ — дизъюнкцией, НЕ — инверсией) и приоритетом их выполнения;
- отработка умений составления таблиц истинности.
- знакомство с дискретными преобразователями информации и простейшими электронными схемами;
- рассмотрение примеров анализа логических схем;
- обобщение вопросов, связанных с теоретическими основами средств информационных технологий.
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации | ||
Формулирование темы и целей урока | Видео с задачами на логику (3 задачи) Задание «Где логика?» Что объединяет эти картинки? Просмотр видео «Кто съел праздничный торт?» В задаче имеется три высказывания:
По условию лишь одно из них является истинным, остальные 2 – ложные. Задачу можно решить выполнив арифметические действия? Действительно задача относится к логическим. А что такое логика? У меня сразу возникает вопрос. В этих задачах как и в нашей жизни мы постоянно ищем логику в разных моментах.. Как вы думаете, те варианты, которые вы предлагали имеют право на жизнь? У человека логика вариативная, мы можем предлагать разные варианты. Скажите мне, пожалуйста, а для компьютера это подошло бы? Почему нет? Компьютер исполняет алгоритмы, т.е. программист закладывает в него то, по каким законам он должен работать. И мы с вами должны четко понимать, что если у нас есть исходные значения, то мы должны с вами получить определенные результаты. Давайте попытаемся определить тему сегодняшнего занятия. - С высказываниями человек может выполнять различные действия, которые принято называть определенным термином. Разгадайте ребус и узнайте тему урока.. Задачи урока: -узнать: -научиться: | (скрипичный ключ, дверь с замком, родник) Ответ - ключ Предлагают свои ответы ответы Логика – это наука о том, как правильно рассуждать имеют Нет Предлагают свои варианты - логические операции; - подробнее о логических операциях; - научиться определять истинность высказываний. | Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование логического мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка, | |
Объяснение темы (I) | На ваших столах лежат опорные конспекты, но они наполовину пустые. В ходе сегодняшнего занятия, мы будем их заполнять. Давайте уже сейчас впишем туда тему урока. А что же такое логическая операция и какие они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю поучаствовать в викторине «Верно ли что?». Поднимаем карточки с «о» или «1» Теперь прочитайте эти предложения и подумайте, что их объединяет? -хорошо. Кроме этого все эти высказывания составные, а объединяют их логические операции. Знания из области математической логики можно использовать для конструирования электронных устройств. Нам известно, что 0 и 1 в логике не просто цифры, а обозначение состояний какого-то предмета нашего мира, условно называемых “ложь” и “истина”. Таким предметом, имеющим два фиксированных состояния, может быть электрический ток. Логические элементы имеют один или несколько входов и один выход, через которые проходят электрические сигналы, обозначаемые условно 0, если “отсутствует” электрический сигнал, и 1, если “имеется” электрический сигнал. Базовые логические элементы реализуют три основные логические операции: «И», «ИЛИ», «НЕ». Как же они выглядят? Посмотрите на слайд. Простейшим логическим элементом является инвертор, выполняющий функцию отрицания. Следующий логический элемент конъюнктор - это логический элемент “и” Логический элемент «ИЛИ» называется дизъюнктором | Работа с раздаточным материалом Слайд с вопросами -Правда/неправда, ложь/истина | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач. Регулятивные УУД: -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности. | |
Исследование | А как работают эти логические элементы? Для этого мы проведем исследование. Рассмотрим все возможные комбинации которые подаются на вход логических элементов и выясним, что мы получим на выходе? Давайте сверимся с полученными результатами. В ответ поднимаем карточки с 0 или 1. Если я логический элемент НЕ и даю вам сигнал 0, то вы мне в ответ .. Если я логический элемент И и даю вам сигналы 1/0, то вы мне в ответ ….. (0) Если я логический элемент И и даю вам сигналы 0/0, то вы мне в ответ ….. (0) Если я логический элемент И и даю вам сигналы 1/1, то вы мне в ответ ….. (1) Если я логический элемент И и даю вам сигналы 0/1, то вы мне в ответ ….. (0) Если я логический элемент ИЛИ и даю вам сигналы 1/0, то вы мне в ответ ….. (1) Если я логический элемент ИЛИ и даю вам сигналы 0/0, то вы мне в ответ ….. (0) Если я логический элемент ИЛИ и даю вам сигналы 1/1, то вы мне в ответ ….. (1) Посмотрите на наши таблицы и скажите на какое арифметическое действие похожа операция конъюнкция? А операция дизъюнкция? Дополните ваши конспекты. Впишите названия: конъюнкция – это логическое умножение, а дизъюнкция - это логическое сложение На основе этих простых элементов и их связей создаются миллиарды комбинаций, которые позволяют компьютеру выполнить заданную вами операцию за доли секунды | Работа с раздаточным материалом 1 0 0 1 0 1 0 1 Умножение Сложение | ||
Закрепление | Представим такую ситуацию. Паше нужно делать уроки, а за окном поздний вечер. Нужно включить настольную лампу. Нет света, тогда он не выполнит д.з, а если есть свет тогда он выполнит д.з и возможно получит 5. Вы будете моими логическими элементами. Я задаю вам сигналы: 1 парта - ИЛИ (0 и 1). Посмотрите в брошюры и передайте сигнал второй парте. 2 парта - НЕ. К вам пришел сигнал «1», вы должны что сделать? 3 парта – получает сигнал «0». Вы логический элемент И. Я удваиваю сигнал и у вас теперь два 0. Какой сигнал вы передадите следующей парте? 4 парта - Вы логический элемент НЕ. Что вы делаете сделаете со своим сигналом? 5 парта – ИЛИ. Я удваиваю сигнал и теперь у вас две «1». Какой сигнал вы передадите настольной лампе? 6 парта – Ребята, скажите, сделает паша домашнее задание? Вот так и в жизни. Мама отправила тебя, Петя, За хлебом И молоком в магазин Если ты принесешь ТОЛЬКО хлеб, будет ли мама довольна? А что нужно сделать, чтобы она была довольна А если мама тебя, маша, мама попросила купить фрукты ИЛИ конфеты к новогоднему столу. Какой вариант покупки устроит маму? А если ты, Витя, пошел покупать хлеб, по дороге забыл, что нужно купить и принес домой молоко. Тогда ты инвертор. Такие ситуации бывают в жизни. | Передают 1. Меняем на 0 0 Мы его меняем на 1. 1 Ответ: Да, потому, что лампочка зажглась. -нет -Нужно купить и хлеб и молоко -Если я принесу или фрукты или конфеты. | ||
Практика | Раздать листы с заданием Вы большие молодцы. Разгадали мою схему. | - выполняют задание в парах | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие логического мышления Познавательные УУД: - развитие познавательной активности - умение обрабатывать информацию и делать вывод. | |
Самостоятельная работа + самопроверка | А теперь попробуем научиться составлять схемы самостоятельно. Устроим битву логических элементов | Составляют свои схемы в тетрадях | Личностные УУД: развитие логического мышления, диалогической речи | |
Рефлексия + домашнее задание. | Ну что же у нас получились такие результаты. Для того, чтобы мы с вами хорошо закрепили тему, я предлагаю вам вот такое домашнее задание. Обратите внимание: карточки зеленого цвета – это простые схемы, карточки оранжевого цвета – разноуровневые схемы ( из нескольких видов элементов) и желтые – сложные схемы. Выберите ту карточку в соответствии с которой вы поняли тему. | Личностные УУД: - развитие самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Такой урок позволяет полностью раскрыть связи между позиционными системами счисления....
Операции над файлами. В среде Basic.
Презентация с основными командами языка программирования, которые используются при работе с файлами. Примеры задач с разбором решений....
Операция –кормушка. Знакомство с зимующими птицами.
Тема: Операция –кормушка. Знакомство с зимующими птицами.Цель: Формирование навыков по подкормке птиц и обобщённое представление о зимующих птицах. ЗАДАЧИ:-изучение зимующих птиц нашего края.развивать...
Множества и операции над ними
Презентация к уроку алгебры в 9 классе ....
Методическая разработка урока "Преобразования выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня"
Отработка определения и свойств квадратного корня....
Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.
Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием множества, подмножества и элементами множес...
Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций
При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ». Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...