Технологическая карта урока "Логические операции"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Технологическая  карта урока "Логические операции". Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8 класс. ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logicheskie_operatsii.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8д класс. ФГОС.

Дата 10.12.2019

Урок 14. Логические операции

Цели урока:

предметные — формирование представления о логических операциях над высказываниями; представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем;

метапредметные — развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками; умения представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, электронная схема);

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:  

  1. знакомство с логическими операциями (И — конъюнкцией, ИЛИ — дизъюнкцией, НЕ — инверсией) и приоритетом их выполнения;
  2. отработка умений составления таблиц истинности.
  3. знакомство с дискретными преобразователями информации и простейшими электронными схемами;
  4. рассмотрение примеров анализа логических схем;
  5. обобщение вопросов, связанных с теоретическими основами средств информационных технологий.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

 Формулирование  темы и целей  урока

Видео с задачами на логику (3 задачи)

Задание «Где логика?»

Что объединяет эти картинки?

Просмотр видео «Кто съел праздничный торт?»

В задаче имеется три высказывания:

  1. Джек сказал «Кевин съел  торт»
  2. Кевин сказал «Я не ел торт»
  3. Гарри сказал «Я не ел торт»

По условию лишь одно из них является истинным, остальные 2 – ложные.

Задачу можно решить выполнив арифметические действия?

Действительно задача относится к логическим. А что такое логика?

У меня сразу возникает вопрос. В этих задачах как и в нашей жизни мы постоянно ищем логику в разных моментах.. Как вы думаете,  те варианты, которые вы предлагали имеют право на жизнь?

У человека логика вариативная, мы можем предлагать разные варианты.

Скажите мне, пожалуйста, а для компьютера это подошло бы?

Почему нет?

Компьютер исполняет алгоритмы, т.е. программист закладывает в него то, по каким законам он должен работать.

И мы с вами должны четко понимать, что если у нас есть исходные значения, то мы должны с вами получить определенные результаты. Давайте попытаемся определить тему сегодняшнего занятия.

- С высказываниями человек может выполнять различные действия, которые принято называть определенным термином. Разгадайте ребус и узнайте тему урока..

Задачи урока:

-узнать:

-научиться:

(скрипичный ключ, дверь с замком, родник) Ответ - ключ

Предлагают свои ответы

ответы

Логика – это наука о том, как правильно рассуждать

имеют

Нет

Предлагают свои варианты

- логические операции;

- подробнее о логических операциях;

- научиться определять истинность высказываний.

Коммуникативные УУД:

- развитие  навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные УУД:

-  формирование логического мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,

Объяснение темы (I)

На ваших столах лежат опорные конспекты, но они наполовину пустые. В ходе сегодняшнего занятия, мы будем их заполнять. Давайте уже сейчас впишем туда тему урока.

А что же такое логическая операция и какие они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю поучаствовать в викторине «Верно ли что?». Поднимаем карточки с «о» или «1»

Теперь прочитайте эти предложения и подумайте, что их объединяет?

-хорошо. Кроме этого все эти высказывания составные, а объединяют их логические операции.

Знания из области математической логики можно использовать для конструирования электронных устройств. Нам известно, что 0 и 1 в логике не просто цифры, а обозначение состояний какого-то предмета нашего мира, условно называемых “ложь” и “истина”. Таким предметом, имеющим два фиксированных состояния, может быть электрический ток.

Логические элементы имеют один или несколько входов и один выход, через которые проходят электрические сигналы, обозначаемые условно 0, если “отсутствует” электрический сигнал, и 1, если “имеется” электрический сигнал.

Базовые логические элементы реализуют три основные логические операции: «И», «ИЛИ», «НЕ».

Как же они выглядят? Посмотрите на слайд.

Простейшим логическим элементом является инвертор, выполняющий функцию отрицания.

Следующий логический элемент конъюнктор - это логический элемент “и”

Логический элемент «ИЛИ» называется дизъюнктором

Работа с раздаточным материалом

Слайд с вопросами

-Правда/неправда, ложь/истина

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

Личностные УУД:

-  формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.

Регулятивные УУД:

-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

Исследование

А как работают эти логические элементы? Для этого мы проведем исследование. Рассмотрим все возможные комбинации которые подаются на вход логических элементов и выясним, что мы получим на выходе?

Давайте сверимся с полученными результатами. В ответ поднимаем карточки с 0 или 1.

Если я логический элемент НЕ и даю вам сигнал 0, то вы мне в ответ ..

Если я логический элемент И и даю вам сигналы 1/0, то вы мне в ответ ….. (0)

Если я логический элемент И и даю вам сигналы 0/0, то вы мне в ответ ….. (0)

Если я логический элемент И и даю вам сигналы 1/1, то вы мне в ответ ….. (1)

Если я логический элемент И и даю вам сигналы 0/1, то вы мне в ответ ….. (0)

Если я логический элемент ИЛИ и даю вам сигналы 1/0, то вы мне в ответ ….. (1)

Если я логический элемент ИЛИ и даю вам сигналы 0/0, то вы мне в ответ ….. (0)

Если я логический элемент ИЛИ и даю вам сигналы 1/1, то вы мне в ответ ….. (1)

Посмотрите на наши таблицы и скажите на какое арифметическое действие похожа операция конъюнкция?

А операция дизъюнкция?

Дополните ваши конспекты. Впишите названия: конъюнкция – это логическое умножение, а дизъюнкция  - это логическое сложение

На основе этих простых элементов и их связей создаются миллиарды комбинаций, которые позволяют компьютеру выполнить заданную вами операцию за доли секунды

Работа с раздаточным материалом

1

0

0

1

0

1

0

1

Умножение

Сложение

Закрепление

Представим такую ситуацию. Паше нужно делать уроки, а за окном поздний вечер. Нужно включить настольную лампу. Нет света, тогда он не выполнит д.з, а если есть свет тогда он выполнит д.з и возможно получит 5. Вы будете моими логическими элементами.

Я задаю вам сигналы:

1 парта -  ИЛИ (0 и 1). Посмотрите в брошюры и передайте сигнал второй парте.

2 парта -  НЕ. К вам пришел сигнал «1», вы должны что сделать?

3 парта – получает сигнал «0». Вы логический элемент И. Я удваиваю сигнал и у вас теперь два 0. Какой сигнал вы передадите следующей парте?

4 парта -  Вы логический элемент НЕ. Что вы делаете сделаете со своим сигналом?

5 парта – ИЛИ. Я удваиваю сигнал и теперь у вас две «1». Какой сигнал вы передадите настольной лампе?

6 парта – Ребята, скажите, сделает паша домашнее задание?

Вот так и в жизни. Мама отправила тебя, Петя, За хлебом И молоком в магазин

Если ты принесешь ТОЛЬКО хлеб, будет ли мама довольна?

А что нужно сделать, чтобы она была довольна

А если мама тебя, маша, мама попросила купить фрукты ИЛИ конфеты к новогоднему столу. Какой вариант покупки устроит маму?

А если ты, Витя, пошел покупать хлеб, по дороге забыл, что нужно купить и принес домой молоко. Тогда ты инвертор. Такие ситуации бывают в жизни.

Передают 1.

Меняем на 0

0

Мы его меняем на 1.

1

Ответ: Да, потому, что лампочка зажглась.

-нет

-Нужно купить и хлеб и молоко

-Если я принесу или фрукты или конфеты.

Практика

Раздать листы с заданием

Вы большие молодцы. Разгадали мою схему.

- выполняют задание в парах

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод.

Самостоятельная работа + самопроверка

А теперь попробуем научиться составлять схемы самостоятельно. Устроим битву логических элементов

Составляют свои схемы в тетрадях

Личностные УУД:

развитие логического мышления, диалогической речи

Рефлексия + домашнее задание.

Ну что же у нас получились такие результаты. Для того, чтобы мы с вами хорошо закрепили тему, я предлагаю вам вот такое домашнее задание. Обратите внимание: карточки зеленого цвета – это простые схемы, карточки оранжевого цвета – разноуровневые схемы ( из нескольких видов элементов) и желтые – сложные схемы. Выберите ту карточку в соответствии с которой вы поняли тему.

Личностные УУД:

- развитие самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Такой урок позволяет полностью раскрыть связи между позиционными системами счисления....

Операции над файлами. В среде Basic.

Презентация с основными командами языка программирования, которые используются при работе с файлами. Примеры задач с разбором решений....

Операция –кормушка. Знакомство с зимующими птицами.

Тема: Операция –кормушка. Знакомство с зимующими птицами.Цель: Формирование навыков по подкормке птиц и обобщённое представление о зимующих птицах. ЗАДАЧИ:-изучение зимующих птиц нашего края.развивать...

Множества и операции над ними

Презентация к уроку алгебры в 9 классе ....

Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием  множества, подмножества и элементами множес...

Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций

При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ».  Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...